Полина Львовна, огромное спасибо за эту тему!
У меня не только вопросы. Я немного напишу, как сейчас занимаемся, может быть где-то у вас будут правки.
1 Вызывание и автоматизация заднеязычных звуков К и Г.
Здесь сложность в том, что Артюша не дает трогать его язык/рот. Т.е. вызвать эти звуки, на данный момент, можно только какими-то упражнениями.
Что делаю я: логопед наша показала мне, какой жест (по Грузиновой) соответствует букве К - удар кулаком вперед (как бы сбивая Кубик). Так мы начали вызывать звук К. Пока что из прогресса то, что Артюша начал пытаться его воспроизвести. Но не получается. Работаем. (здесь добавлю, что метод Грузиновой в вызывании звуков Артюше очень подошел. Так поставили звук В, который тоже совсем отсутствовал, звук П начал произносить под контролем правильно и т.д.).
При этом, букву Х он произносит хорошо. Опять же, логопед показала мне упражнение (которое, пока что, я не могу применить, т.к. Артюша не позволяет) - ребенок ложится на спину и говорит звук ХХХХХХ, а я кулаком ритмично нажимаю в районе шеи под подбородком. Специально на себе пробовала, чтобы понять, где нажимать. Действительно, получается не ХХХ, а К К К. Жду, когда сын дозреет до таких упражнений.
Следует ли отдельно проводить занятие на слоги с буквой К? Например, по 5 минут через день?
2. Работать над дифференциацией губных и носовых звуков м-б
Сейчас у нас 2 группы занятий по этим звукам: М-Б и Б-П. Занимаемся каждый день/через день.
Сначала учились отдельно говорить М и П (Артюша под контролем мог произнести только Б, а М и П только когда не осознавал. Т.е., в повседневной жизни меня называл МАМА, но если просила "скажи МАМА" или показывала фото, то сразу заменял звук М на Б. Аналогично со звуком П.)
После ежедневных тренировок, научился под контролем говорить слова с М и П. Но до сих пор сложновато ему. Поэтому, занятия ежедневные. Один раз был недельный перерыв - пришлось почти что заново восстанавливать всё, над чем работали. Т.е., пока не автоматизировано.
3. При проглатывании гласных хорошо поработать над темпом речи, то есть практически пропевать слово. Вы пишите, что этим занимаетесь и вы и логопед, и уже под контролем стало получаться. Это очень хорошо. теперь у вас этап автоматизации.
Да, здесь логопед очень помогла. Наверное, я была недостаточно настойчивой и радовалась даже тихим звукам. Сейчас Артюша громко четко долго произносит слоги (под контролем).
4. По возможности подбирать синонимы, но и использовать слова пока без отсутствующих звуков. Звук р и л пока можно не привлекать, но если будут заднеязычные - речь станет понятной, например "игать" вместо "играть" говорят многие дети и всем это понятно.
Да, меня Р и Л не особо волнуют. Даже без них речь будет понятной. А вот К, Г, Н хотелось бы вернуть.
Думаю, что сейчас нужно дома для занятий взять табличку "ДАВАЙ......" и добавлять слова, которые Артюша может произнести. Так мы автоматизируем эту конструкцию.
Начните со слова, в котором Артюша заинтересован, то есть сказал и последовало желаемое действие. Например,
ДАВАЙ СМОТРЕТЬ и жест в сторону телевизора, а потом, когда появится заднеязычный К добавить слово МУЛЬТИКИ
Может получиться так: давай мотеть мутики.
Это будет понятно и постепенно будет улучшаться.
Подумала, что любит делать Артюша и может более менее хорошо произнести. У меня получилось (большими буквами звуки, которых нет):
Читать, есть, иГРать, пРыГать, танцевать, исКать (предметы в книжках),
мыть (игрушки),
КЛеить, выРезать, Рвать, Готовить (еду).
Слова, которые может более менее хорошо произнести:
Читать, есть, мыть.
Получается, что можно взять фразу
ДАВАЙ... читать/ есть / мыть. Может быть еще добавить
иГРать / исКать ?
Фразы из 3 слов:
ДАВАЙ читать письмо, ДАВАЙ есть суп/ хлеб/ печенье, ДАВАЙ мыть мяч/ муху/...
ДАВАЙ иГРать в мяч/ , ДАВАЙ исКать мяч/муху/...
Полина Львовна, написала, какие фразы чаще всего слышу на площадке от детей:
-
давай кататься с горки/на качелях/ на карусели
-
убегай от меня! догоняй меня! побежали туда!
-
лови! кидай!кидай мне!
- можно с вами играть?
- давай играть в .....