Создание группы социальной адаптации

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#111

Сообщение polina » 24 фев 2018, 10:29



Вспомнил статью про бихевиористский подход и нежедательное поведение.
Мама Егора как раз интуитивно одно задание уговорила его выполнить, обещая разрешить поиграть с поравившейся игрушкой. Интересно, что еще до начала занятия, Егор проявлял интерес и к стенке, и к бассейну. Но как только началось занятие, он стал протестовать. Возможно, ему тяжело/неинтересно выполнять какое-то звено звено эстафеты, и потому он отказывается от всего задания?
Но ведь прием с вознаграждением из статьи, это явное поощрение из АБА? :) Или нет?
Или нет :) АБА использует приемы, которые заложены в бихевиористком подходе. Но сам подход гораздо шире. Раньше мне этот подход совсем не нравился, он предусматривал систему стимулов в ответ на желательное и нежелательное поведение. Сам ребенок - как черный ящик: его мотивы взрослому не интересны. Фактически, простая дрессура.
Теперь бихевиористкий подход изменился. Он включает анализ поведения ребенка, учитывает его мотивацию и позволяет использовать осмысленные стимулы. Хорошо, что вы нашли и дали ссылку на статью.
В вашем примере, с Егором можно, например, залезать в бассейн за любимой игрушкой, можно дать на выбор две игрушки, чтобы выбрать ту, с которой мальчик пойдет поплавать в бассейн.
Можно просто использовать эту ситуацию, чтобы ребенок понял, как он может отказаться, и понял, что его желание выполнят. Это важнее всего. Если то, что ребенок говорит или показывает всем безразлично, то зачем вообще учиться говорить?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#112

Сообщение polina » 24 фев 2018, 10:52


Вроде ответила всем, но если что-то пропустила - спрашивайте. Image

И непрошенный совет: если вы составите сводный план усвоения словаря - вы сразу решите много проблем.

1 колонка - словарь, а остальные - ваши занятия
Вы ставите галочки там, где эти слова можно повторять, закреплять и использовать. Можно ставить и даты, когда вы эти слова использовали
Это поможет вам разгрузить логопедическое занятие, переместив повторение в другие колонки.
Например, как я уже писала - большой и маленький можно повторить на спортивном занятии, туда можно отдать на повторение и цвета. У нас дети собирали рассыпанные шарики в ведерки соответствующего цвета. Ну и так далее.


словарь
логопедическое
изодеятельность
физкультурное
музыкальное


Мишка
*

*



спит
*


*


Если у вас предусмотрена игра, трапеза, и приход/уход детей тоже рассматривается как занятие - можно сделать колонки и на них.
Получится, что презентация и первичное усвоение слов- на логопедическом, закрепления - на других занятиях, а потом использование на логопедическом, но уже на более высоком уровне.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#113

Сообщение polina » 24 фев 2018, 15:48


Добрый вечер, уважаемые участники группы .
Занятие посмотрела и это то, о чем я говорила: задания одинаковые, а ответы соответствуют возможностям ребенка.
Иногда задание упрощается, например, выдвигается вперед нужный предмет, иногда оказывается помощь.
Но тем не менее задание общее.
На мой взгляд, так и должно быть. На более раннем занятии были случаи, когда более продвинутой девочке давали дополнительные задания и это ломало структуру, не было интересно другим детям.
Безусловно, на индивидуальных занятиях можно усложнять и расширять задания. И эти расширенные возможности ребенок может использовать дома, на группе в свободной игре.
Покажи, где?
В этом задании двойная сложность: покажи где зайчик и покажи пальчиком.
Что здесь, на мой взгляд, мешает детям ответить:
Вопрос и инструкция звучат, прктически одновременно, что не дает ребенку возможно четку услышать вопрос
Ребенок показал правильно, но от него еще что-то требуют
В данном случае цель: различение картинок по слову. А качество указательного жеста - это задача индивидуального занятия, где вы можете предъявлять требования и к мелкой моторике, то есть умению отделять указательный палец.

Уровни сложности предложений. Различение большой и маленький
Насколько я понимаю, предполалагался первый уровень сложности, который состоит в том, что фразы отличаются только одним словом.
В данном случае, это слова большой-маленький.
На первый взгляд, дети справились, но при внимательном рассмотрении, это не так.
Поясню:
Первый ребенок: чашка и две коробки - это первый уровень сложности: чашка - без выбора, коробки две (большая или маленькая коробка). И здесь все правильно. 1-й уровень сложности
Второй ребенок: ляля, чашка, большая и маленькая коробка. Соне пришлось выбирать между большая и маленькая, положи и дай попить. Она собиралась явно лялю поить. Это задание на второй уровень сложности
Третий ребенок: заяц, полотенце, расческа, большая и маленькая коробки и чашка в маленькой коробке. Неконтролируемый уровень сложности
Расческу ему подложили поближе, и он ее сразу взял, но дальше ему пришлось различать причеши и положи, большая и маленькая коробка. Он стал причесывать, но ему придвинули маленькую коробку и он туда положил расческу.
То есть оборудования было на 3-4 уровень, а выполнял мальчик все по подсказке, хотя первый уровень мог бы наверняка выполнить сам.
Четвертый ребенок: уже устал ждать и отказывался, но и у него кроме зайца было много добра в коробках. Только когда ему дали в руки зайчика он согласился выполнить. Ему стало ясно, что нужно выбрать коробку.
Что происходит в ситуациях с неконтролируемым уровнем сложности
Ситуация, с которой столкнулись дети очень похожа на бытовые, когда среда не структурирована и ребенку предлагают к пониманию фразы высокого уровня сложности. У него не всегда получается и ему оказывают помощь, которая зачастую вообще снимает с него необходимость понимать, о чем речь.
Например, ребенку говорят: принеси книгу и будем читать. Он идет в комнату, там много всего и он не понимает, что ему взять и что с этим делать. Приходит взрослый, видит его затруднения и дает ему книгу. А если бы перед ребенком лежали мяч и книга и ему сказали "давай почитаем" - он бы понял и принес книгу.
То есть неструктурированное задание делает его сложным и приводит к тому, что ребенок не может сделать и того, что уже умеет.
В повседневной жизни это не всегда удается предусмотреть, поэтому и проводятся структурированные занятия.
По поводу уровня сложности понимания речи, я к сожалению, пока ничего сказать не могу. Все было не очевидно.
Но на индивидуальных занятиях, наверное можно пробовать второй уровень сложности, но не очень фанатично :)


С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Елена Агапе

#114

Сообщение Елена Агапе » 26 фев 2018, 14:42


Добрый день! Image
Спасибо за Ваши советы и Вам, Полина Львовна, и Вам, Ирина!!!
Эти детали очень важны, будем учитывать их в планировании следующих занятий.
Image
С уважением, "Агапе".
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#115

Сообщение polina » 27 фев 2018, 17:04


Добрый день, уважаемые друзья.
Для нашей темы мы выделили подраздел, то есть вывели ее из раздела "общие вопросы". Это даст нам возможность создавать дополнительные темы, относящиеся к вашей группе.
Пока подумали, что сделаем еще две темы: логопедические занятия и двигательное развитие и продублируем там ваши видео. Как вам такая идея?
Многие посетители форума не успевают следить за нашими обсуждениями, но очень интересуются видео материалами.
Так, например, в разделе "Развитие ребенка в естественной среде" наиболее часто посещается тема "открытия".
Кроме того, если к нам на форум придут желающие создать и обсудить свою группу, теперь у них будет возможность открыть свою тему.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#116

Сообщение Olexiy » 08 мар 2018, 11:51


Провели еще одно физукультурное занятие. 4 игры:
- кинь мячик в корзинку;
- сбей кегли;
- эстафета со ступеньками;
- эстафета с туннелем.
Ведра поменяем на меньшие, поручни на ступеньках увеличим :)

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#117

Сообщение polina » 09 мар 2018, 11:58


Добрый день, Алексей.
Пока план занятий, к сожалению, в планах. Будем стараться на этой неделе сделать, потому что уже видно, что без него тяжело.
Да, конечно, план нужен. Пока вы обходитесь, потому что прошло немного занятий, словарь небольшой. Но потом без плана/программы можно многое упустить, просто забыть повторить итд
Я вот думаю про мам-педагогов. Если, все же, занаятия будут постоянно вести мамы, выходит, одна из целей группы - слушаться чужого взрослого - не достигается? Или через некоторое время педагоги уже тоже не воспринимаются ребенком "чужими взрослыми"?
Педагог, конечно, становится знакомым, но все-таки воспринимается не так, как мама.
Но ведь у вас и мамы ведут занятия по очереди. А чужая мама уже ничем не отличается от педагога.
Про логопедическое занятие.
Очень хорошо. Четкая структура, отобранные речевой материал, нет лишних жестов, речь соотнесена с действиями.
Ну и, как всегда, очень спокойно и доброжелательно.
У меня, как обычно, есть рекомендация :)
Смотрите, какая получается ситуация: педагог держит игрушки и просит ребенка дать их ей.
На мой взгляд, первое задание должно быть: возьми...(мяч, зайку, Лялю), потом попросить у ребенка дай...
Второе задание было совершенно правильным и логичным: покажи...
Есть еще один нюанс: если просить дай/возьми, а картинка/предмет уже в досягаемости ребенка - он старается взять не раздумывая. Лучше показать картинки/предметы на некотором расстоянии, спросить, а потом приблизить. Это дает ребенку небольшую паузу, чтобы успеть подумать.
Еще раз напоминаю - это придирки :), а не серьезные замечания. Занятие очень хорошее, без суеты, все нюансы видны - вот и хочется довести до идеала.
Мамы и детки замечательные, и видно, как они меняются, хотя времени прошло немного.

С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#118

Сообщение polina » 09 мар 2018, 12:34


Добрый день.
Добралась до вашего занятия. Image
Сразу скажу, что оно мне очень нравится. Кроме физических , решается еще очень много задач:
ИГРЫ С МЯЧАМИ
Понимание речи - просто идеально.
Хорошо инициируют речь детей - в эмоциональной ситуации комментируют: Бах! Скорее всего, это слов будет использоваться в активной речи
Последовательность действий - все задания представляют понятную последовательную цепочку действий.
Нужные бытовые навыки и практические задачи: перенести множество мелких предметов, предварительно собрав их в емкость.
Технически, конечно, нужно продумать.
Шарики собирать в обычные детские ведерки.
И видно, что Сонечке трудно вынимать большой мяч из ведра. Вспомнился Хвилипок Image
Можно использовать тазик или ведро более низкое или мячик меньше диаметром.
И было легче, когда Алла наклоняла ведро, но хочется. чтобы Сонечка могла все выполнять самостоятельно.




С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 06.07.2025 20:30

#119

Сообщение polina » 09 мар 2018, 16:41


Продолжение.
ПУТЕШЕСТВИЕ
Горка - перила низковаты. Если сложно (высокие ступени, например, для Сонечки) можно учить спускаться боком приставным шагом. Помогать спускаться лучше спереди, то есть быть перед ребенком, а не сзади. Например, Ева - папа встал правильно и она охотно пошла.
Дорожка - иногда из лишняя поддержка. дети уже двигаются уверенно. Соня последний раз по дорожке шла сама пока не упала. Нужно ли было поднимать ее?
Шведская стенка кошка большая и маленькая. Можно использовать и другое задание: посадить одну кошечку и звать кисю "иди иди". Кошка не идет и тогда они к ней залезают.
"Стремянка горизонтальная". Хорошее задание, очень хорошая стремянка. Скруглены все углы.
Правильно оказывали поддержку: Соню очень хорощо держали за таз, Катю за одну руку и спереди, Еву тоже правильно - руки взрослого спереди
Общее соображение: если ребенку трудно поднять ногу и вы хотите помочь, не забывайте качнуть качнуть /сместить вес на другую ногу.
Труба проползание
Прыжки в бассейн - приседания перед прыжком - это правильно выстроенное задание. Заметила, что Катя немного боится. Она боится высоты или именно ходить по табуреточкам?
Очень хорошее и функциональное оборудование. Можно внести небольшие поправки, которые связаны с ростом детей.
Еще хотела отметить очень грамотное речевое сопровождение.
Речь немногословная, четкая, соотнесена с реальными действиями. Нет отвлекающих слов, заданий, уводящих в сторону. Приятно смотреть. Спасибо.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#120

Сообщение Olexiy » 24 мар 2018, 23:18


Здравствуйте, Полина Львовна.
Вот наше сегодняшнее логопедическое занятие. Прошло динамично, но дети были немного неспокойны, видимо смена погоды дает о себе знать.

Иногда у Тимура бывает такое настроение, что он очевидно против того, чтобы выполнять задания. Ясно, что он понимает, что от него хотят, и без проблем может выполнить задание. Есть ли "волшебный прием", чтобы сделать для него выполнение заданий более привлекательным? :)
И еще есть вопрос о посадке Сони. Она сидит с очень круглой спиной, в отличии от других детей. Перенесу этот вопрос в Сонину тему.

Ответить

Вернуться в «ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»