Создание группы социальной адаптации

Ответить
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#51

Сообщение Ir-ra » 05 окт 2017, 11:30

Добрый день.
Мне группа очень понравилась. Алексей и Алла, у Вас всё замечательно получается! (Такі завзяті.)
Увидела то, чего не было у нас в группе, хочу подчеркнуть  – это совместная трапеза. Алексей, Вы внимательно прочитали книгуImage. Я пыталась это изменить: предлагала, ссылалась на книгу Полины Львовны, к сожалению, у меня ничего не получилось. Считаю эту часть очень важной. (Сначала моем руки по очереди, потом идем садимся за стол и кушаем. А чтобы сесть за стол, нужно отодвинуть стульчик и т.п.)
Про групповое занятие.
(Пишу свои наблюдения, свой опыт посещения группы, не на чём не настаиваю, просто так, может кому-то будет интересно.)
Мы начали посещать группу с сентября 2014 года, Варе было почти 2 года (не мало важная деталь: Варя пройдет по коридору Центра только в июле 2015). В группе изначально было 10 деток, из 10 у двоих (Вари и Златы) не было навыка ходьбы, все остальные детки были младше Вари и хорошо ходили.
Структура занятия: первая часть – круг, потом перемена минут 15 (свободная игра), вторая часть - групповое занятие с дефектолог или с логопедом (детей делили на две подгруппы, одна занималась с логопедом, другая с дефектологом). Мне очень нравилось такая структура: приветствие, песенки, игра на музыкальных инструментах, перемена, потом занятие за столом.
Приветствие.
Видео у меня нет, но попробую вспомнить. Ведущий:
— Смотрите, кто к нам пришёл? Топ-топ-топ. (Из-за спины достаёт большого игрушечного зайца, делает паузу, чтобы все дети смогли устремить свой взгляд на зайчика.)
— Зайчик. (Показывает жест: ладошки приставляет к голове.)
І зайчик буде з усіма вітатися (показывает жест "привет").
(Ведущий перемешается с зайчиком вприсядку, протягивает лапку зайчика детям по очереди.)
— Привіт, Варя! (Варя жмёт правой рукой правую лапу зайчика, дети учатся здороваться).
— І зайчик з усіма привітався!  (на слове "усіма" одновременно показывает жест: указательным пальцем рисует большой круг, как бы показывая на всех сидящих детей).
На мой взгляд чем проще, тем лучше, своего рода кукольный театр в действииImage.
Примерно где-то весной, приветствие изменилось. Детки становились в круг, брались за руки, ведущие на распев говорили: Добрий день, добрий день, добрий день. Добрий день усім (взрослый показывал жест) нам (жест: ладошкой хлопать себя по груди).
В сентябре 2015, приветствие было уже другим, с фотографиями.
Вот коротенькие эпизоды:


Песенка "Ти котись чарівний бубон"

Песенка чудесная. Алексей, очень рекомендуюImage.
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.08.2025 18:16

#52

Сообщение polina » 05 окт 2017, 20:58


Ира, спасибо вам огромное. очень интересно смотреть ваши ролики. Часть из них я когда-то уже видела, но посмотрела с удовольствием..
Думаю очень удачно и то, что Алексей сможет использовать ваши тексты, не утруждаясь переводами.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#53

Сообщение Olexiy » 06 окт 2017, 07:34


Ира, спасибо за теплый отзыв и рассказ.
Мы в очередной раз убедились, что что-то хорошее можно создать только вместе. Получилось, что и мы, родители, и педагого нащего центра "Агапе" одновременно задумались о том, как заниматься с нашими детками дальше. Оказалось, что есть книга Полины Львовны, и сама Полина Львовна. Так что, все сложилось вовремя :)
Спасибо за рассказ про опыт вашей группы.
На мой взгляд, такое приветствие несколько сложнее, чем песенка. Но и интереснее. Думаю, позже мы попробуем его как часть логопедического занятия.
Видео хорошие, спасибо. Это уже второй год обучения, правильно? Бубен классный :) Немного подрастем еще для него, и возьмем на вооружение :)
Ирина, может быть, помните еще что-то из первого года обучения?
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#54

Сообщение Ir-ra » 06 окт 2017, 09:27


Добрый день!
Про бубен.
Смотрите, эту песенку можно уже сейчас начинать петь. То, что я показала, да, это второй год обучения. Но, начали её петь на первом, когда родители были рядом и ассистировали детям. Песня чем хороша, сначала поётся медленно, дети учатся передавать бубен (отдавать и брать), реагировать на вопрос: у кого бубен?, понятно, что за всех отвечает ведущий, но дети запоминают как кого зовут, учатся реагировать на своё имя. И вот после слов ведущего: "у Вари бубен", ведущий продолжает: "Варя будет играть, а мы петь", тут хочу подчеркнуть: два глагола петь и играть она показывает жестами. Песенка становится быстрой, ребёнок играет, все остальные детки хлопают в ладоши. И так пока у всех детей побывает в руках бубен. Заметьте, педагог тоже играет на бубне, для того, чтобы дети запомнили имя педагога.
Ту часть, где Маргарита спрашивает на чем она играет, Вы опускаете, а песенку начинайте учить/ петь сейчас.
Ещё хочу заострить Ваше внимание, смотрите, Маргарита спрашивает: на чем она играет?Дима отвечает: показывает вначале жест "маракас", потом отвечает правильно, жестом показывает бубен. Вот для чего жесты!!! Он не может сказать бубен, НО он может ответить!
Дима учился этому на протяжении года. А Варя на тот, момент могла сказать слово бубен и маракас, но сидит как партизан и молчит:).
Чтоб Вы понимали на группе дети пели практически одни и теже песни, очень многих родителей это раздражало, меня нет, потому что это адаптационная группа, дети учатся.
Что я хочу сказать, эта песенка не сложная для первого года. Её можно петь сейчас. Настройтесь на то, что не сразу у Вас (взрослых и детей) будет всё получатся.
Если вдруг не пойдёт, можно просто упростить, отдельно передавать бубен, чтобы бубен просто "котился". И отдельно, другое упражнение/задание: предлагать ребёнку поиграть на бубне.

Приветствие.
На мой взгляд, песня сложнее, детям сложно переключатся/включатся. Да, они песню выучат/включатся, но очень очень не скоро.
Я бы пока все песни пела без музыки. С музыкой только в том случае, если бы кто-то играл на фортепиано, мог подстраиваться под реакцию детей.
Посмотрите, Полина Львовна выше предложила приветствие сделать словами.
Повторю: чем проще, тем лучше (просто эффективнее).
Алексей, я подумаю и напишу задания, которые у нас были.

Ира

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.08.2025 18:16

#55

Сообщение polina » 06 окт 2017, 18:21

Ира, спасибо большое. Теперь будем считать, что приветсвие мы обсудили. 

Перейдем к логопедическому занятию

При знакомстве со словом используется следующая последовательность:
1.Презентация. Знакомство со словом мяч, кукла
 Педагог показывает предмет, называет  (слово, детское слово, жест)
 2. Закрепляют понимание слова. Просят детей показать пальцем предмет по вопросу "где?".
Делается это без выбора - предлагается один предмет. Дети должны понять, как показывать предмет, если спрашивают "Где" (смотрит, берет, показывает)
 Очень удачна при этом игра в прятки. Во время игры слово используется многократно: вот кукла ляля, где ляля, нет ляли, ищи лялю, вот она ляля.
 3. Учат детей, называть предмет: Спрашивают кто это? Один педагог спрашивает, другой отвечает, используя детское слово+ жест.  Добиваться ответа не нужно, просто готовим к ответам. Но кто-то может ответить.
 То же самое со вторым предметом
4. Различение слов   при выборе из двух
Предлагают два предмета на выбор: мяч и кукла. 
 Где мяч? ( используем жесты)
 Если ребенок показал правильно, подтверждаем: "да, это мяч"
Если ребенок показывает куклу, не возражать, отвести ее назад, выдвинуть мяч и повторить "мяч".
Нельзя говорить: нет это неправильно, я сказала мяч, а не кукла
 Можно поиграть в прятки при выборе из двух.
 Когда дети усвоят два предмета ( будут различать и показывать) - можно добавить третий предмет.
 Все это делается постепенно, например:
1 занятие 1-3 пункт:   кукла и мяч
2 занятие 1-3 пункт - повторение (более кратко)+ 4 пункт - различение двух слов кукла-мяч.
3 занятие: повторение: педагог называет и показывает предметы,  просит показать  при выборе из двух (кукла и мяч)
Учат детей, называть предмет:  любым доступным способом
Добавляется еще одно слово, например, мишка.
  1.  Презентация,
  2. Закрепление названия
  3. Просить назвать мишку (Кто это?) 
  4. Различение при выборе из двух слов. Пары: мишка - мяч, мишка - ляля, ляля -мяч
 Если это слишком быстрый темп - можно  проводить на этом материале не  3, а четыре занятия.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#56

Сообщение Olexiy » 07 окт 2017, 00:28


Спасибо большое, Ира. Надо поэкспериментировать с "классической" игрой с бубном.
Да, думаю, с приветствием разобрались. Мы взяли вашу версию, Полина Львовна, спасибо. Вроде, получается неплохо :)
Ира, спасибо, интересная идея с зайцем. Пропробуем ее тоже проиграть.
В этот четверг педагоги немного упростили логопедическое. В основном все так, как вы описали. Может, немного перешагнули через пункты 1,2, потому что все дети знают лялю и мяч, также и вопрос "где?"
Вот так вышло:


Прятки в этот раз пока отложили.
Пока такой вопрос. Как поступать, когда слов накоилось уже 4-5-6 и больше? Проигрывать с произвольными парами? Работать со всеми вместе?
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.08.2025 18:16

#57

Сообщение polina » 07 окт 2017, 01:37


Добрый вечер, Алексей.
Да, занятие очень близко к той схеме, которую я привела. И, действительно, если дети знакомы, нужно проводить этапы сокращенно.
Я вижу, что взяли слово "дай" и дети справились, хотя, на мой взгляд, ситуация сложная и кукла большая ее трудно взять и дать.
В общем, и педагоги, и дети, и родители молодцы.
Пока такой вопрос. Как поступать, когда слов накоилось уже 4-5-6 и больше? Проигрывать с произвольными парами? Работать со всеми вместе?
Последовательность та же, что и в подготовительном этапе "начинаем говорить". Но там описана последовательность работы с картинками, а мы ту же самую используем сначала с предметами, а потом с картинками.
  1. Слова названия. Занятия с предметами/предметными картинками
  • Знакомство предметами
  • Различение предметов
  • Сличение предметных предметов и предметных картинок ( это, фактически, знакомство с картинками)
  • Различение картинок
  • Называние предметов/предметных картинок
Хотя называние идет последним пунктом мы всегда задаем вопрос "кто это", "что это". Дифференцируем вопросы: покажи, и кто/что это.
  1. Слова действия. Занятия с действиями
  • Знакомство с действиями
  • Различение действий
  • Называние действий
Сюжетные картинки сложны, поэтому детей с ними знакомят позже.
Слова набираете постепенно: одни дети только различают, другие - соотносят предмет и картинку, третьи называют.
Сличаем предметы при выборе из двух (произвольно)
Сличаем картинки при выборе из двух
Сличаем предметы с картинками.
Когда предметов и предметных картинок наберется 5-6, можно начинать знакомить с глаголами/словами действиями.
Знакомство с глаголом
Выбирается знакомый персонаж и на нем объясняют смысл слова-действия/глагола. Например, ляля ест ам-ам. Покорми лялю.
Потом этот глагол используется поочередно со всеми персонажами.
Знакомите со вторым злаголом, например, "спит". Ляля спит бай-бай или аааа. Что ляля делает? Покачай лялю ааа
Используете со всеми персонажами поочередно (мишка спит, зайка спит, ляля спит).
Можно предлагать выбор: покорми лялю, покорми мишку. Ребенок пока различает существительные, но уже во фразе
Различение глаголов ест и спит
Коротко повторяем (показываем) ляля спит, ляля ест
задания:
Покорми лялю, покачай лялю
Как ляля ест? Как ляля спит
Проводится со всеми персонажами. Выбор только из двух
Называние глаголов: что ляля делает?
Попутно, дети изучают социальные жесты и слова, а также дополнительные слова и жесты из круга. Например, можно показать жест бубен. Перед каждой песенкой объяснять:
Сейчас будем петь песенку про бубен (жест)
Сейчас будем петь: привет-привет (жест)
Сейчас будем петь песенку "если весело тебе" (хлопки)
Так что объем словаря большой и словарь на логопедическом занятии лучше набирать не спеша. Всегда помнить, что кроме понимания, нам нужен и ответ ребенка (слово, жест).
Поэтому набрали немного слов и делайте паузу- используйте их в разных вариациях. Так и развивается речь ребенка. Например, в год по нормам у ребенка 5-7 слов/жестов, а к полутора годам 15-17. То есть рост словаря небольшой, но формируется использование имеющихся слов/жестов.

Кстати, у Сонечки не болит правое ушко?


С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Ir-ra
Последний визит: 30.11.2020 00:09
Дети:
Варвара
26.09.2012

#58

Сообщение Ir-ra » 07 окт 2017, 11:06

Доброе утро.
Алексей, напишу то, что удалось вспомнить.
Начну с начала занятия, может пригодится. Вот все собрались, в зал заходит два педагога. Ведущий звонит в колокольчик, и обращается к детям: "Гратись закінчили, збираємо іграшки, будемо займатися." (Слова "гратися" и "займатися" обозначает жестами.) Родители помогают детям собрать игрушки. Педагог продолжает: "Беремо стільчики, сідаємо в коло."  (Мы тоже вначале сидели на модулях, весной перешли на стульчики. Но уже сейчас, можно с детьми брать модуль, показывать ребёнку как подготовится к занятию.) Вот уже все сидят, педагог говорит: "Будемо займатися." Слово "займатися" показывает жестом. Дальше приветствие...
Структура "Круга" была примерно такая: приветствие, стишок с движениями (по типу "Сорока ворона..."), игра на музыкальных инструментах (как правило два задания), потом задание, которое выполняли дети стоя, затем снова садились на стульчики. Ведущий звенел в колокольчик и говорил: "Займатися закінчили. Відносимо стільчики." Родители помогают деткам отнести стульчики/модули на место. Продолжительность 20 минут.
Приветствие.
Хочу добавить про "зайца". Персонажей на протяжении года было три: зайчик, корова, не могу припомнить, по-моему лошадка (коник). Вот три героя, приходили здороваться, детей учили называть их, то есть показывать жестом. Потом на занятии с дефектологом, они их кормили и укладывали спать, только игрушки были другие, меньшего размера.
Игры
"Вітер віє"
Выполняется стоя. Разновидность игры "Ку-ку". Для игры нужен большой прозрачный шифоновый платок. Дети стоят по периметру платка, держатся руками за его края, поднимают и опускают его, взрослые помогают детям держать платок.
Слова такие: Вітер віє, повіває і Варю накриває. (Говорим медленно на распев. Взрослые помогают накрыть ребенка платком. Вот Варя стоит под платком.) Ведущий у всех спрашивает: "Де Варя? Нема.(разводит руки в сторону, показывает жест)". Не помню, по-моему дальше или её зовут: Ваааря, или ребенок просто стягивает с себя платок. Дальше педагог говорит: "Ось, Варя. Варя тут." (Хлопает Варю ладошкой по груди, потом со временем, ребёнок сам будет это делать). И так, пока все не побывают под платком. (У нас дома эта игра хорошо прижилась, если Варя помогает мне расстилать простынь, то она не успокоится, пока простынь не поднимется и не опустится у неё над головой, не побывает у неё на голове.)
"Раздувайся пузырь"

"Бубінці"

В начале дети по очереди вынимают бубенчики из мешочка, в конце опускают в мешочек. Вы можете уже сейчас начинать, родители будут помогать одевать снимать. Дети знакомятся лево-право. На занятии учатся опускать бубенчики в мешочек. Я заметила, что всё что связано с музыкальными инструментами всегда детям нравилось, всегда шло на ура, никогда не было протеста.
"Барабан"

Слова песни очень простые, плюс детские слово БАМ-БАМ. Это репертуар первого года. Да, на видео можно увидеть яркий пример жестов: "ещё" и "один раз".
"Якщо хочеться тобі роби вот так..."

Эта игра началась точно на втором году обучения, обратите внимание есть карточки, они показывают какое движение нужно сейчас выполнить.
"Оркестр"

Это тоже началось на втором году обучения, но на первом году учили играть на одном инструменте по очереди, останавливаться на команде "стоп",  также складывать инструменты в коробку.

Ира
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#59

Сообщение Olexiy » 08 окт 2017, 01:39


Спасибо большое, Полина Львовна. Это же готовая структура логопедических занятий! Есть чем над чем работать.
Ира, спасибо огромное. Так много интересных занятий! Очень полезной информацией делитесь. Обязательно используем эти игры в дальнейшем.
Кстати, у Сонечки не болит правое ушко?
Как мы поняли, Соня таким жестом показывает, что стесняется :) В обычном настроении она ха ухо не держится. Хотя как раз в том ухе был отит (и рубчик от него показала импедансметрия). Может, этот жест и прошлая болезнь как-то связаны.
Вообще на этих занятиях мы очень хорошо увидели, какая Соня может быть замкнутая. Она дома играет ы намного более сложные игры и выполняет разные просьбы. На занятиях же - она прямо всё забывает :)
Ну и вот - социально адаптируемся :)
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.08.2025 18:16

#60

Сообщение polina » 09 окт 2017, 11:36


Добрый день Алексей.
Спасибо большое, Полина Львовна. Это же готовая структура логопедических занятий! Есть чем над чем работать.
Это скелет :) Теперь наращивайте мясо.
Словарь расширяйте не спеша. Те слова, которые взяли - используйте постоянно и четко на занятиях и дом. Например, жет дай теперь можно обыграть с игрушкой, которую ребенку просто дать. Например поиграть в мячик, четко использовать на круге (бубен), в свободной игре.
Ира, спасибо огромное. Так много интересных занятий! Очень полезной информацией делитесь. Обязательно используем эти игры в дальнейшем.
Присоединяюсь к благодарностям. В видео, которые разместила Ира как раз видна четкост использования жестов, лаконичность словесного сопровождения и постоянство в речи и жестах педагогов.
Как мы поняли, Соня таким жестом показывает, что стесняется :) В обычном настроении она ха ухо не держится. Хотя как раз в том ухе был отит (и рубчик от него показала импедансметрия). Может, этот жест и прошлая болезнь как-то связаны.
Вполне возможно. Дети помнят, что когда болело их все любили и жалели :) и потом этим пользуются.
Вообще на этих занятиях мы очень хорошо увидели, какая Соня может быть замкнутая. Она дома играет ы намного более сложные игры и выполняет разные просьбы. На занятиях же - она прямо всё забывает :)
Ну и вот - социально адаптируемся :)
Да, в вашем домашнем видио, когда они с Улей вместе строят - отчетливо видно, как она сотрудничает и реагирует на жест Ули "дай-дай". И эта стеснительность нормальна. Не все дети умеют показать товар лицом :)
Адаптационная группа для того и нужна, чтобы имеющиеся навыки ребенок мог использовать в коллективе свестников. Так что вы направильном пути. И видно, что стеснение не мешает Соне все выполнить, предварительно пококетничав :).
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»