Создание группы социальной адаптации
- Olexiy
- Последний визит: 16.11.2021 13:27
-
Дети:
София
26.02.2016
#71
Спасибо, Полина Львовна.
Вот так мы пробуем выбирать картинку:
Катя старшая, для нее попробовали усложнить задание - дать три катринки на выбор.
Сопоставляем одинаковые игрушки:
Связываем картинку с игрушкой:
Первое музыкальное занятие:
Пока, как мне кажется, наибольщая задержка с тем, чтобы дети отвечали, сами воспроизводили слово или жест по просьбе. Не все и не всегда это делают. По пройденному материалу (видно, что и дети его усвоили) нам бы уже двигаться к следующему блоку.
Понятно, что ответ ребенка - это одно из основных умений, раби которого группа и работает. Но как его добиться? Если несколько раз просишь ребенка показать, назвать - а ответа нет? Или , например, Соня, зайчика показала 1-2 раза, нечетко, дома - и всё.
- polina
- Последний визит: 03.09.2025 10:53
#72
Добрый день, Алексей.
Спасибо за видио. очень интересно наблюдать за развитием детей и всей группы. У вас уже большие успехи.
Попробую прокомментировать и поделиться тем, на что обратила внимание.
Выбор картинок. Задание для Кати усложнили, но тогда и технически нужно продумать предъявление трех картинок. В данном случае просили показать зайчика, а самой близкой и выдвинутой вперед оказалась кукла, и Катя на нее все время показывала. Я не вижу большого смысла в этом усложнении: трудно Кате, скучно детям, занятие теряет динамичность. Индивидуализировать лучше индивидуальные задания: дома и на занятии.
Теперь о предъявлении картинок. Если сразу показывать картинки в поле досягаемости - дети не думая, тянутся либо к двум картинкам сразу, либо к одной - но не раздумывая. Значит мы должны создать паузу и дать подумать.
Есть два варианта- показать издали и спросить, а потом приблизить Так и сделала ведущая, когда увидела, что Сонечка не успела подумать, а уже хочет взять. Очень хорошая реакция ведущего и это нужно учесть на будущее.
Второй вариант: можно. спрятать картинки за спину, спросить, потом показать и дать выбрать. Можно повторить еще раз в случае необходимости.
И я не видела: спрашивали ли у детей , кто это, когда показывали картинки перед заданием?
Сортировка на две группы: зайки и мишки
Поскольку видела не сначала то напишу как это, обычно, проводится:
Педагог достает игрушку, например, мишку.
Спрашивает "кто это?
Дети отвечают.
Если ответить пока не могут - отвечает второй педагог. Может быть кто-то из детей повторит.
Мишку сажают на подносик.
Потом достают зайку, и то же самое происходит с ним.
Потом появляется другой мишка. Называют Мишка!
Спрашивают: где еще мишка? ( вопросительный жест)
Куда мишку посадить? ( указательный жест на один и другой подносик- делать медленно, чтобы дети перевели взгляд).
Вот мишка!. Сажают второго мишку и говорят Это мишка, и это мишка - они одинаковые (жест)
Это мишки - обводящее движение рукой.
С зайкой так же.
Потом все зверята разбежались и их снова нужно рассадить в домики/подносики
При выполнении задания, если ребенок не ходит - пусть ползет, а можно подносики придвинуть к нему.
С картинками задание проводится аналогично.
Музыкальное занятие очень симпатичное. Мне очень нравится смена музыкальных инструментов.
Можно в конце включить музыку и дать детям аккомпонировать и танцевать. Будет веселое завершение.
Теперь о вашем вопросе
Если дети различают и показывают картинки, то можно взять следующий блок, не дожидаясь, пока они научатся называть . Более того, если понятно, что они различают картинки, но показывают их не всегда и не очень четко - вы тоже можете взять следующий блок.Пока, как мне кажется, наибольщая задержка с тем, чтобы дети отвечали, сами воспроизводили слово или жест по просьбе. Не все и не всегда это делают. По пройденному материалу (видно, что и дети его усвоили) нам бы уже двигаться к следующему блоку.
Понятно, что ответ ребенка - это одно из основных умений, ради которого группа и работает. Но как его добиться? Если несколько раз просишь ребенка показать, назвать - а ответа нет? Или , например, Соня, зайчика показала 1-2 раза, нечетко, дома - и всё.
Они могут начать показывать например, уже на третьем блоке, а пока сомневаются/стесняются итд.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 03.09.2025 10:53
#73
Добрый вечер, Алексей. буду с вашим сообщением работать постепенно.
Сначало разберу видео. Общее впечатление по видео: Все продуманно и правильно. Атмосфера очень доброжелательная, дети чувствуют себя уверенно, им нравится и они активны.
Родители на высоте: и в роли ведущих и в роли ассистентов.
Презентация игрушек.
Дети очень изменились, видно, что они понимают, о чем идет речь, им интересно и они активно участвуют.
Две рекомендации:
1. Мне кажется, нужно чаще спрашивать "кто это?"
-Кто это?
- зайка (жест, слово)
- обними зайку.
Ведущие так делают, но можно на этом делать акцент, если мы хотим собственного ответа детей. Когда вопрос обращен к группе, не нужно ждать, пока ответят все, просто спросить, сделать паузу, потом назвать предмет/игрушку/картинку.
2. Если при индивидуальном опросе на вопрос "Где", ребенок показал не ту игрушку/картинку, не нужно называть неправильный вариант. Его просто нужно убрать, показать одну правильную картинку, назвать, потом снова предложить две и повторить вопрос.
Общий совет: сажайте детей полукругом: так всем будет видно, что делают другие дети.
Сортировка игрушек
Занятие сложное, но у детей получалось, значит они поняли смысл сортировки.
Замечаний серьезных нет, поэтому просто придираюсь:
Назывании картинок педагогом тоже лучше предварять вопросом "Кто это?"
В этом случае педагог не просто презентует, но и дает образец того, как отвечать на вопрос по картинке.
Например, можно повернуть картинку тыльной стороной к детям. Спросить: Кто это???, потом повернуть и сказать:
ЭТО (указательный жест)МИШКА ооо (жест "мишка")
Пока все

У меня по этому сообщению будет серия ответов
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 03.09.2025 10:53
#74
Добрый ден, Алексей.
Продолжаю. Различение глаголов моет лапки- спит.
Двое из детей справились, двум было сложно.
Поэтому у меня вопросы:
какое по счету занятие "различение картинок моет спит?"
Какая предварительная работа проводилась:
Изучались жесты в быту на себе
Изучали отдельно каждый глагол на зайке, мишке итд
Делали это на реальных игрушках -зайчиках?
Различали зайчиков один из которых спал, а другой мыл руки?
Делали реальные действия с зайчиками сами (можно в игре, а не на логопедическом занятии).
На этом занятии:
показали ли отдельно каждую картинку и обсудили?
Могут ли те дети, которым было сложно, выполнить различение по картинкам на индивидуальном занятии?
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 03.09.2025 10:53
#75
Добрый вечер, Алексей.
Продолжаю. Логопедическое занятие.
Посмотрела, уже начала писать, но возник вопрос: все видео относятся к одному занятию или это фрагменты разных занятий?
Отвечу на ваши вопросы:
Что вы называете карточками: картинки или таблички со словами?Планировали еще увеличить количество карточек.
Думаю, что пользоваться можно, но менее насыщенно и в качестве закрепления. Когда ребенок все безошибочно делает с натуральными предметами, можно закрепить материал на картинках.Сейчас будем составлять программу второго блока, и обратили внимание, что в планах второго блока про карточки - ничего. Мы их позаимствовали из набора "Начинаем говорить". А теперь задумались - не сильно ли мы ними увлеклись? Может, не надо придавать им такого значения? Или вообще убрать карточки из групповых занятий, а пользоватьсся ими только дома?
А игрушки с первого блока дети называют? Как? словами или жестами?Новые игрушки: машина, курочка, киса, ежик. Задания: "Кто пришел" - если дети продолжают молчать все так же отвечает ассистент? “Что киса/зайчик/мишка делает” - частично делали с карточками - выбирали "где зайчик спит" “Ляля хочет спать” - делали "положи лялю спать", "покорми мишку" “Куда спрятался мячик” - пожалуйста, расскажите что за игра“На чем я играю” - дети отвечают жестами?
Да если дети молчат, то отвечает ассистент.
Повторяю свой вопрос: до вопросов по картинкам играли с предметами и игрушками? дети делали все в большинстве случаев правильно?
Порядок такой:
1 уровень понимания речи:
Предметы
1.Презентация предметов/игрушек
2.Различение предметов изолированно: различать субъектов по слову выбор из двух: мишка и зайка. Где мишка, где зайка.
3 соотнесение предметов (парочки, сортировка)
4. Называние предметов.
1 уровень понимания речи знакомство с глаголами
1. Презентация слова "кормить":
кормить по просьбе мишку - презентация педагога + дети пробуют. Называние глагола с помощью слова и жеста. Кормить, спрашивать. что мишка делает - ест, амам+ жест
кормить по просьбе зайку - презентация педагога + дети пробуют кормить и здесь же знакомство со словом, задаем вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ?
Презентация второго глагола, например, причеши. Проходит так же, как и покормить
2. Различение слов мишка и зайка во фразе
Один ведуший держит мишку и зайку, второй ложку. Инструкция: покорми зайку или покорми мишку
Различение глаголов покорми и причеши во фразе
Один педагог держит мишку, другой ложку и расческу
Покорми мишку - причеши мишку
Все время задаем вопросы кто это и что делает. Не забываем про паузы, поощряем тех, кто ответил, например, повторяем их жест и говорим, да зайка, да, ест.
Дети могут еще не называть предметы и действия, но кто-то и назовет.
Добиваться от всех на занятии не нужно. Это задание для индивидуальных занятий.
Теперь у меня вопрос:
На каком уровне понимания речи ваши дети мне не совсем понятно.
Судя по видео, они пока не выполняют действия по слову.
Сначала их просят выбрать игрушку по слову при выборе из двух, например, зайку или мишку . Это они умеют
Потом протягивают миску с ложкой и просят покормить.
То есть они умеют по слову выбирать персонажа, но потом остается один персонаж и ребенку предлагают покормить, но при этом держат тарелку с ложкой.
Здесь ребенку не нужно делать никакого выбора. Это различение речи в ситуации. Это можно рассматривать как презентацию глагола, тогда следующий шаг - различение глаголов во фразе.
Но не на картинках, а на игрушках и предметах.
Пока на этом остановлюсь, жду ваших ответов о том, на каком уровне понимания речи сейчас находятся дети
С уважением, Полина Львовна
- Olexiy
- Последний визит: 16.11.2021 13:27
-
Дети:
София
26.02.2016
#76
Здравствуйте, Полина Львовна!
Спасибо за ваши советы, используем их на занятиях, стараемся не забывать

Занятие 18 ноября:
Занятие 23 ноября
Поняли, что нужно набраться терпения, чтобы у детей проявилась экспрессивная речь.
Сделали первый набор карточек: ляля, мяч, мишка, зайчик, курочка, корова, мышка, кошка. Формат А5, переплетный картон, на каждой стороне одинаковое изображение. Для каждого слова - три варианта: реальный предмет, игрушка и рисованный вариант.

Планировали еще увеличить количество карточек.
Сейчас будем составлять программу второго блока, и обратили внимание, что в планах второго блока про карточки - ничего. Мы их позаимствовали из набора "Начинаем говорить". А теперь задумались - не сильно ли мы ними увлеклись? Может, не надо придавать им такого значения? Или вообще убрать карточки из групповых занятий, а пользоватьсся ими только дома?
На второй блок думали добавить такие игры и понятия:
Новые игрушки: машина, курочка, киса, ежик.
Задания:
"Кто пришел" - если дети продолжают молчать все так же отвечает ассистент?
“Что киса/зайчик/мишка делает” - частично делали с карточками - выбирали "где зайчик спит"
“Ляля хочет спать” - делали "положи лялю спать", "покорми мишку"
“Куда спрятался мячик” - пожалуйста, расскажите что за игра

“На чем я играю” - дети отвечают жестами?
Круг
Попробуем добавить выбор песни по игрушке/картинке.
Что делать, если дети хотят разных песен? Как этот вопрос решается в большой группе?
Новые песни - надо их сочинить или найти

Музыкальное: добавить танцы, музыку с разной эмоциональной окраской.
Творческие.
Точки на бумаге, вертикальные линии на доске.
Лепка - ежик, пирамидка, цветочек.
Аппликация - снег.
Каждое творческое занятие, кроме того, что оно интересно детям, стимулирует и другую область, правильно? Например, вертикальные линии и аппликация на стенке помогают поднимать руки выше головы, лепка ежика - улучшает пальцевый захват. Или можно вводить занятия, которые просто интересны детям, например, пальчиковые краски?
Вообще видим, что дети устают, больше часа-полутора не выходит занятие. Все хотят спать. Соня, например, в машине уже засыпает, еле дома раздеваем

- Olexiy
- Последний визит: 16.11.2021 13:27
-
Дети:
София
26.02.2016
#77
Здравствуйте, Полина Львовна.
Видео относятся к двум разным дням: три первых 18 ноября, последнее - 23. В названии видео подписано, продублирую еще текстом в сообщении.
Это второе занятие. Первый раз Алла и Юля просто провели эксперимент без подготовки - поймут ли дети. Оказалось, что поняли все дети, с первого раза. К сожалению, видео того занятия нету.какое по счету занятие "различение картинок моет спит?"
Собственно, идея возникла потому что Алла с Соней и сами в быту используют эти жесты, и в игре Соня их понимает и использует. Это были не последовательные подходы с различением жестов, а просто игра. В принципе, все дети их знают эти слова/жесты. Еще уточню насколько активно они каждым используются в игре дома.Изучались жесты в быту на себе
Изучали отдельно каждый глагол на зайке, мишке итд
Делали это на реальных игрушках -зайчиках?
Различали зайчиков один из которых спал, а другой мыл руки?
Да, в начале видео девочки показали каждую картинку, описали, плоказали жест и слова. Единственное - при этом дети видели одновременно две картинки, хотя, конечно, при вопросе "покажи как ___ " ассистент показывал на соответсвующее изображение.На этом занятии показали ли отдельно каждую картинку и обсудили?
Да, потом это задание все повоторили на индивидуальном. Вообще, это не самое лучшее занятие. Дети были капризными, и это сложное задание уже было последним в логопедическом.Могут ли те дети, которым было сложно, выполнить различение по картинкам на индивидуальном занятии?
Соня хорошо знает эти карточки по домашним играм. Иногда она отлично показывает карточки пальцем, а иногда просто начинает с ними играть - забирает обе в руки, крутит, игнорирует все просьбы. Примерно как на этом видео. От настроения зависит?
Мы пока не используем слов, поэтому карточки=картинки. Вот такие:Что вы называете карточками: картинки или таблички со словами?

Называют не все дети, и не все игрушки. Есть разные варианты. Например, Соня только 1-2 раза повторяла жест "зайчик", 1-2 "ляля", и то нечетко. сегодня с первого раза показала "кису", но не факт что покажет по просьбеА игрушки с первого блока дети называют? Как? словами или жестами?

Возможно, поспешили с карточками действий, положились на позтивный результат первого эксперимента.до вопросов по картинкам играли с предметами и игрушками? дети делали все в большинстве случаев правильно?
Нам кажется, что понимают все, и это подтверждается тем, что просьбы выполняют все. Но не всегда.На каком уровне понимания речи ваши дети мне не совсем понятно.
Сегодня на занятии ввели новую игрушку - кису. Добавили различение глаголов во фразе. Без презентации каждого глагола, потому что все дети справлялись с различением речи в ситуации дома и на индивидуальных.
Занятие 30 ноября:
Пробовали выбрать песенку:
Добавили игрушки и глаголы в музыкальное:
- polina
- Последний визит: 03.09.2025 10:53
#78
Добрый вечер, Алексей. Пока отвечу коротко.
У нас юбилейная конференция и очень устаю
Нам кажется, что понимают все, и это подтверждается тем, что просьбы выполняют все. Но не всегда.
Я вижу не все, но только то, что вы предлагаете. Да, дети выполняют просьбы покорми и положи спать.
Они усвоили эти дейстия и выполняют их с удовольствием. Но повторю вопрос, который уже задавала:
Как вам кажется: если говорят положи спать и при этом придвигают лоток с одеялком, дети поняли речь или речь в ситуации?
От этого зависит дальнейшая стратегия отбора словаря.
Если они понимают глаголы только в ситуации, то нужно постепенно переходить к пониманию речи без зрительных подсказок, не увеличивая количества глаголов.
Если они четко различают глаголы ( а я это могла не увидеть, потому что, конечно, вижу не все) то и в этом случае лучше предлагать на выбор два глагола. Персонаж один, два орудия. Одновременный выбор и персонажа и орудия - это второй уровень понимания сложности и он достигается примерно через год после начала таких занятий.
Если вы предлагаете не орудийное действие: погладь, например, то его лучше различать с другим таким же действием, например, обними, поцелуй, помаши. итд.
С уважением, Полина Львовна
- Olexiy
- Последний визит: 16.11.2021 13:27
-
Дети:
София
26.02.2016
#79
Здравствуйте, Полина Львовна.
Взяли паузу - экспериментировали с детками на индивидуальных занятиях и дома.
Условия: есть один персонаж (кукла, мишка - у кого что) ложка с тарелкой и одеялко.
Просим: покорми/положи спать куклу. Ничего не придвигаем. нам показалось что дома результат четче, чем на группе.
Результаты не каждый раз однозначные. Например, один раз, когда я попросил покормить лялю, Соня настолько увлеклась тарелкой с ложкой, что минут 10 ходила по комнате и кормила всех, кто попадался на глаза

Наверное есть смысл поработаь еще и с неорудийными глаголами.
Для чистоты эксперимента с орудийными, наверное, лучше сделать так: положить куклу, ложку, одеяло иразные аксессуары (расческу, кружку) вместе и попросить сделать что-то одно. Правильно?
Всё еще думаем про карточки-картинки - нужны ли они нам, нужно ли увеличивать их.
- polina
- Последний визит: 03.09.2025 10:53
#80
Добрый день, Алексей. Сразу скажу, что обучение в группе идет правильно, но вы все спешите.
Смотрите: результаты с двумя орудиями неоднозначны, а вы хотите
Это очень сложно. Ребенок на этом уровне в быту понимает в ситуации, например, слышит, что накрывают на стол и вы говорите: идем есть.Для чистоты эксперимента с орудийными, наверное, лучше сделать так: положить куклу, ложку, одеяло иразные аксессуары (расческу, кружку) вместе и попросить сделать что-то одно. Правильно?
На занятии понимает при выборе из двух вне ситуации - только по слову.
На этому уровне на занятии и нужно работать: не расширять выбор, а расширять словарь. Не спешить, старась добиться того, чтобы ребенок различал при выборе из двух предметы и их изображения (мишка-зайка)
Предметы во фразе и простые сюжетные картинки при выборе из двух (Мишка ест- зайка ест, покорми мишку, покорми зайку.)
При увеличении словаря будет увеличиваться вариативность пар на выбор.
В таком возрасте выбор из двух сложен, поскольку ребенок отвлекается на разнообразие и соскальзывает с задания на перебор игрушек. "глаза разбегаются"
Можно дома играть, наращивая количество предметных картинок сначала до трех, потом до четырех. Картинки можно брать из набора "начинаем говорить"
Играть, подбирая парочки в пределах двух - учить подкладывать картинку под картинку. Учить жесту одинаковый.
В чем преимущество картинок перед реальными предметами на занятиях?
Вы уже дали ответ на это, вернее Сонечка его дала:
Глаголы и сюжетные картинки при выборе из двух (мишка ест, мишка спит, покорми мишку- положи мишку спать)
Она ведет себя совершенно адекватно для ребенка: игрушки для игры, а картинки для занятий.Результаты не каждый раз однозначные. Например, один раз, когда я попросил покормить лялю, Соня настолько увлеклась тарелкой с ложкой, что минут 10 ходила по комнате и кормила всех, кто попадался на глаза
Поэтому, когда на занятии используются игрушки - нужно учитывать, что ребенок хочет игрушками играть. Поэтому задания должны быть условными, например, только ложка, а не ложка с тарелкой.
Потом все эти предметы можно предлагать детям на игре уже развернуто.
С уважением, Полина Львовна