Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.09.2020 08:48
Дети:
София
26.02.2016

#1 Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение Olexiy » 06 апр 2020, 15:39

Здравствуйте, Полина Львовна, и все кто нас читает.
С началом карантина, наша группа социальной адаптации, к сожалению, не работает. Не работают садики, и даже индивидуальные занятия не проводятся Image

Чтобы с пользой провести это время, Алла предлагала 12 дней подряд нашей группе разные задания, которые можно выполнять дома - как специально организованные (например, за столом), так и в быту.

Мы старались записать много видео занятий с Соней, чтобы было все понятно. Буду выкладывать некоторые.

Полина Львовна, нам очень важно ваш опыт и взгляд со стороны - все ли так мы делаем? Что можно сделать лучше? В чем мы ошибаемся? 

Задание на аналогии - кто что ест.


Это Соня сама с собой смешно занималась Image


Алла возобновила занятия с набором "Начинаем говорить" (продублировал в соответственном разделе форума)
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.09.2020 11:32

#2 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение polina » 06 апр 2020, 20:24

Добрый день, Алексей.
Открою страшную тайну: мы давно обсуждаем с Алексеем эти и другие вопросы на фэйсбуке, но подумали и решили , что здесь все нужно сохранить и сделать доступным.
 Я понимаю, что, не все понимают украинский язык, но занятия  понятны, да и обсуждать мы их будем на русском.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.09.2020 11:32

#3 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение polina » 06 апр 2020, 20:52

Начинаю отвечать.

Ну вот все посмотрела. Захотелось  сначала.написать про Улю. Не знаю, какой бы она росла без Сонечки, но с ней уже виден очень хороший, терпеливый и понимающий человек. По сравнению с прошлыми видео Уля научилась ждать, делать то, что нужно, хотя и не очень интересно. Вернее, она научилась находить интерес в другом, не обязательно в задании.


Ну а Сонечка очень быстро меняется. И радует, что у нее хороший голосок, темп и тембр речи.
 Очень правильно организовала пространство. С одной стороны уютно и неказенно, а с другой - очень удобно.
 
Итак, Игра "кто что ест".
 Очевидно, что Сонечка знакома с этим материалом. И сразу у меня вопрос: она знакома из многочисленных повторений
этой игры?
 Или это обсуждалось в разных ситуациях, а теперь  все ее представления обобщаются и повторяются?
 Очень нравится то, как проходит игра.
Я уже писала, но напишу еще раз: Алла нашла такую манеру игры, подачи материала, что для Сонечки это становится приятным для нее моментом общения.

 Имитация Соней игры ( второй фильм)

Похоже, что это подражание игре в мемори и интересно, как Соня себя ведет.
 Игру она не воспроизводит, но: бережно обращается с карточками, отслеживает, все ли  карточки лежат на подносе, не упали ли во время перемешивания.
Переворачивая карточки, она явно узнает их, некоторые называет, некоторым радуется.

 Начинаем говорить
 Я пока не буду комментировать - я написала Марине и думаю, что она ответит.
 
Коротко могу сказать вот что: мы обсуждали с Натальей Штепой то, обязательно ли строго придерживать алгоритма действий.
 Пришли к выводу, что первые шаги требуют точного воспроизведения предложенного алгоритма.
 Это помогает ребенку и взрослому освоить методику.
 Далее уже нет такой строгой необходимости точно соблюдать все шаги. Если  ребенок уже понял все, что ему полагается на этом этапе, вы вполне можете модифицировать и разнообразить ваши задания.
Но вот при переходе на следующий этап нужно ннекоторое время снова соблюдать алгоритм.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.09.2020 08:48
Дети:
София
26.02.2016

#4 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение Olexiy » 06 апр 2020, 22:00

Спасибо большое, Полина Львовна, за ответ.
Не знаю, какой бы она росла без Сонечки, но с ней уже виден очень хороший, терпеливый и понимающий человек. По сравнению с прошлыми видео Уля научилась ждать, делать то, что нужно, хотя и не очень интересно.
С Улей бывает по разному Image
Вот, например, игра в лото. Работаем вообще над концепцией настольной игры. Умение ждать очереди, внимательность, распознавание картинок, активность - хорошая, в общем, игра выходит.

Но, очевидно, что Уля учится такому терпеливому и бережному отношению. Она очень не любит проигрывать, но даже при так сильно бурлящих эмоциях, видно, как она пытается сдержать себя всеми доступными способами Image
Игра "кто что ест"
Очевидно, что Сонечка знакома с этим материалом. И сразу у меня вопрос: она знакома из многочисленных повторений этой игры?
Или это обсуждалось в разных ситуациях, а теперь  все ее представления обобщаются и повторяются?
Мы стараемся помнить о заучивании, поэтому набор используем относительно редко. На занятиях в группе и дома демонстрировали с игрушками и элементами настоящей еды (бананы, капуста, яблоки, трава), надо найти видео. Формулируем в разных вариациях, спрашивая не только "кто что ест", но и "что собачка любит есть", при этом рассказываем, что собака ест не только косточки.

Пробуем из подручных средств устроить физкультурные цепочки
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.09.2020 11:32

#5 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение polina » 07 апр 2020, 12:05

 Добрый день.
 Вы добавили очень интересное видео. Спасибо!
Прекрасная игра в лото. Просто прекрасная!
К сожалению, и у специалистов и у родителей эта игра стала чисто дидактической. Ребенку дают  большую карту и предлагают наложить все картинки
 А ведь это игра на общение, на интерес. В ней есть динамика, азарт, эмоции.
 Все это присутствует в вашей игре.

Работаем вообще над концепцией настольной игры. Умение ждать очереди, внимательность, распознавание картинок, активность - хорошая, в общем, игра выходит.

 Да, это видно. очень интересно выстроено очередность роли ведущего. Впервые такое вижу и очень понравилось.

Реакция Ули  очень интересна. И ее переживание, и умение справляться с ним.

Вы научили ее так выражать обиду и раздражение или она придумала сама?
 Очень грамотное решение.

Ну и радует речевое общение.
 Алла прекрасно умеет  инициировать  Сонечку у участию в диалоге.
 Для Сони, да и для окружающих , это выглядит непринужденно, неназойливо, но понятно, что за этим стоит терпение и труд родителей.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.09.2020 11:32

#6 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение polina » 07 апр 2020, 12:30

Физкультурное занятие
Довольно сложное задание:  разнообразная цепочка действий и физически непростые  задания.

Со всеми Сонечка справляется хорошо. Я давно не видела ваших физкультурных занятий. Прогресс огромный.
 очень деликатно подстрановывает Алла.
 Для тех, кто смотрит эти видео, очень важно обратить и на это внимание.  Никаких попыток оказать чрезмерную поддержку. Видно, как Алла хотела помочь, но поняла, что девочка справится сама и остановила свой порыв )))
Соня, даже во время выполнения, внимательно следит за происходящим: когда Алла стала поправлять оборудование позади нее, она все внимательно проконтролировала. )))

Очень трогательно заботится о маме, когда та выполняет упражнения.

 Мне понравилось, как взрослый комментирует свои действия, спрашивает у девочек, что ей делать дальше.
То есть, удачно установлена смена ролей: взрослый иногда регулирует происходящее, а иногда передает "бразды" детям.

Не могу не отметить перемены не только в Сонечке, но и в умении Аллы. Кто кого учит: наверное, в большей степени, дети нас.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.09.2020 11:32

#7 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение polina » 07 апр 2020, 13:01

Ну и отдельно про заучивание.


Мы стараемся помнить о заучивании, поэтому набор используем относительно редко. На занятиях в группе и дома демонстрировали с игрушками и элементами настоящей еды (бананы, капуста, яблоки, трава), надо найти видео. Формулируем в разных вариациях, спрашивая не только "кто что ест", но и "что собачка любит есть", при этом рассказываем, что собака ест не только косточки.
Да, это очень важно.
 Проще с ребенком заучить какие-то данные, слова, фразы и потом на комиссии или во время конкретной игры он будет успешен.
 Но ключевое слово: "в конкретной" ситуации. 
 А вне ситуации - разочарование и неуспех.
 ребенок не умеет переносить свои умения и знания в незнакомую ситуацию, а мы все удивляемся, почему он с одним заданием справлялся, а похожее выполнить не может.
Конечно, без заучивания не обойтись, но это должно быть точечной частью обучения ребенка. Все, что он выучил, узнал, делал в определенной ситуации должно воплотиться в игре и повседневной жизни.
 Помню, в институте, на гражданской обороне, которую вел врач, нас спросили, что делать при ожоге щелочью.
Чего мы только не наговорили в ответ )))
 Он все выслушал и спросил: а химию вы в школе вообще-то изучали?
 Оказалось, что нужно полить столовым уксусом.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.09.2020 08:48
Дети:
София
26.02.2016

#8 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение Olexiy » 07 апр 2020, 16:35

Прекрасная игра в лото. Просто прекрасная!
К сожалению, и у специалистов и у родителей эта игра стала чисто дидактической. Ребенку дают  большую карту и предлагают наложить все картинки. А ведь это игра на общение, на интерес. В ней есть динамика, азарт, эмоции. Все это присутствует в вашей игре.

Спасибо! Мы как раз и ставили на первое место научить именно играть в любые настольные игры. Самая простая - лото, пока с другими играми не очень выходит. Мы не ставим на первое место правильность распознавания картинок (хотя, с этим почти нет вопросов), а именно делаем привычным и интересным сам процесс игры. В современных настольных играх есть масса разнообразных правил, в том числе, и необычный порядок кто начинает первым, и кто именно ведет игру. Ясно, что Соня еще не сможет быть ведущим на протяжении всей игры, но она уже может примерять на себя эту роль иногда, и у нее получается. Еще обращаем внимание на поведение ребенка, когда он обнаруживает у себя нужный рисунок - ведь оно очень напоминает поведение в школе, когда учитель задает вопросы.

Вот так мы пробовали играть в лото на групповых занятиях.

Реакция Ули  очень интересна. И ее переживание, и умение справляться с ним.
Вы научили ее так выражать обиду и раздражение или она придумала сама?
Она очень эмоциональна, поэтому мы целенаправленно работаем над снижением поражающего действия ее взрывов Image Мы учим ее проговаривать свои чувства, использовать “легальные” методы выражения агрессии - рвать бумагу, бить подушку, выражать агрессию телом. Стараемся ей дать выразить свою эмоцию, но, в то же время объясняем, что далеко не все варианты этого выражения приемлемы и безопасны для окружающих. Пробуем развивать эмоциональный интеллект, в том числе понимаем, что это очень важно и для Сони.

Кстати, варианты с разрыванием бумаги или пинанием подушек Уле не нравятся, но в этой ситуации она прекрасно помнит о камере, и, как мне кажется, именно это помогло ей перенаправить хотя бы часть энергии агрессии в приемлемом виде - в салфетку Image
Последний раз редактировалось Olexiy 07 апр 2020, 16:41, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.09.2020 08:48
Дети:
София
26.02.2016

#9 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение Olexiy » 07 апр 2020, 16:40

Я давно не видела ваших физкультурных занятий. Прогресс огромный.
очень деликатно подстрановывает Алла.
Спасибо.
Мы очень следим за концепцией “минимально необходимой помощи”. Очень хорошо было заметно раньше, на начале наших физкультурных - стоило только дать чуть больше поддержки, чем достаточно - Соня переставала смотреть куда идет, а то и “повисала” на поддержке.

Действительно, давно не снимали физкультурных, выложил последнюю съемку в теме про группу.

Очень трогательно заботится о маме, когда та выполняет упражнения.
Мне понравилось, как взрослый комментирует свои действия, спрашивает у девочек, что ей делать дальше.
То есть, удачно установлена смена ролей: взрослый иногда регулирует происходящее, а иногда передает "бразды" детям.

Алла очень классно это придумала. Она и дальше будет пробовать “переворачивать” роли, и не только в физкультурных. Нам кажется, что такая смена очень позитивно влияет на ребенка - это и определенная встряска из-за необычности ситуации, и необходимость проявить активность и ведущую роль.
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.09.2020 08:48
Дети:
София
26.02.2016

#10 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение Olexiy » 07 апр 2020, 16:45

Проще с ребенком заучить какие-то данные, слова, фразы и потом на комиссии или во время конкретной игры он будет успешен.

В этом смысле, очень хорошо, что у нас нет специальных знаний и опыта педагогически-дефектологической работы. Мы просто не знаем о существовании стандартных тестов Image

Мы в прошлом году проводили встречу с прекрасным педагогом Натальей Вавиловой, которая, в том числе, училась и у вас в ДСА. И очень зацепил нас ее совет: в любых занятиях наша задача научить ребенка думать. Может до того мы интуитивно старались так делать, но после той встречи мы всегда держим в голове эту идею.

Вот, например, вариация на тему “кто что ест” на группееще одна и еще одно занятие, почти полностью посвященное  этой теме.
Ответить

Вернуться в «ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»