Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#11 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение Olexiy » 07 апр 2020, 16:49

Продолжаю

Сортируем одежду по “месту применения” - что одеваем на голову, что на руки, а что - на ноги. Вариантов с одеждой у нас есть много, это и отдельная категория в наборе категорий для сортировки, и разные вариации на групповых занятиях, и, конечно, домашние дела - развешивание одежды с названием отдельных частей Image и тех, кому эти части принадлежат.

Последний раз редактировалось Olexiy 07 апр 2020, 23:40, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#12 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение polina » 07 апр 2020, 21:19

Спасибо! Мы как раз и ставили на первое место научить именно играть в любые настольные игры.
Да, это важно, поскольку мение играть в разные игры входит в детскую культуру. Как и умение съехать с горки, дождаться очереди на качелях итд.

Она очень эмоциональна, поэтому мы целенаправленно работаем над снижением поражающего действия ее взрывов Image Мы учим ее проговаривать свои чувства, использовать “легальные” методы выражения агрессии - рвать бумагу, бить подушку, выражать агрессию телом. Стараемся ей дать выразить свою эмоцию, но, в то же время объясняем, что далеко не все варианты этого выражения приемлемы и безопасны для окружающих. Пробуем развивать эмоциональный интеллект, в том числе понимаем, что это очень важно и для Сони.
Кстати, варианты с разрыванием бумаги или пинанием подушек Уле не нравятся, но в этой ситуации она прекрасно помнит о камере, и, как мне кажется, именно это помогло ей перенаправить хотя бы часть энергии агрессии в приемлемом виде - в салфетку Image
 То, что я вижу, а может быть и камера помогла, мне очень импонирует. Видно, как тяжело и видно, как Уля справляется. Думаю, что это полезно для всех вас и для всех нас, смотрящих эти фрагменты.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#13 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение polina » 07 апр 2020, 21:44

Сортировка одежды по способу использования/по месту применения
 Видно, что Сонечка все знает и умеет называть. Даже вьетнамки.
 Но что-то пошло не так.
 Может быть, давно играете и она устала, может быть ей нужно дать подвигаться.
 Но мне все-таки кажется, что  причина в другом. Это не было для Сонечки игрой.

Вот, когда она играла  в лото, все выглядело совершенно иначе.
Как-то нужно бы в это внести дух игры.
 Ну, например, у каждого свой планшет и карточки нужно брать только те, которые соответствуют  персонажу, который изображен на картинке у каждого.
Ну или что-то еще.

Вариантов с одеждой у нас есть много, это и отдельная категория в наборе категорий для сортировки, и разные вариации на групповых занятиях, и, конечно, домашние дела - развешивание одежды с названием отдельных частей Image и тех, кому эти части принадлежат.


 Вот это очень важно: идти от конкретных навыков к закреплению представлений в игре

Алексей, давайте вы будете размещать в сообщениях по одному видео и я буду последовательно отвечать. Не буду оценивать новый форум, скажем, я к нему пока не привыкла )))
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#14 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение Olexiy » 07 апр 2020, 23:47

Спасибо, Полина Львовна.
Да, тогда Соня действительно устала, но еще просила "заняття" и Алла поддалась, хотя и видела, что процесс будет не очень бодрый.

Досочки Сегена


Алла, когда покупала эти досочки, выбирала между однотонными и вот такими, с мелким узором. Однотонные показались сильно простыми. Потому что Соня может назвать каждую фигуру, собирает по просьбе все квадраты, все овалы и так далее. То есть, в цветах и фигурах она ориентируется, а это такое задание на внимательность и способность распознавать мелкий узор по его фрагменту. Вот такие они:
segen.jpg
Скажите, Полина Львовна, можно так использовать эти досочки?
Последний раз редактировалось Olexiy 09 апр 2020, 23:38, всего редактировалось 3 раза.
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#15 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение polina » 08 апр 2020, 12:23

Добрый день, Алексей.
 Интересная игра, хорошо организована, вы молодцы, что находите способ привлечь Улю.
Родителям и педагогам (если они не слишком директивные) приходится брать на себя роль продвинутого ребенка. У вас все натурально.
 Небольшой совет: немного направлять Соничкино внимание на то, что происходит на столике Ули. Пока все внимание обращено только на Сонечку у нее мало возможности научиться от Ули. В других ваших видео Алла иногда очень удачно использует этот прием, и его можно пробовать в разных ситуациях.
 Теперь об игре:
Доска Сегена предполагает, что ребенок должен ориентироваться на форму и величину, но не раскраску.
Все должно быть одного цвета. Цвет и узоры не дают нам понять, выделяет ли ребенок величину и форму. Иногда Соня явно корректировала по цвету и узору.
 Поэтому использовать однотонный или пестрый вариант зависит от того, какую цель вы поставили. Если Сонечка легко подбирает фигуры, то можно сосоредоточится и на узорах. Хорошо, что каждая существует в двух экземплярах и выбор узора становится основным признаком.
Потому что Соня может назвать каждую фигуру, собирает по просьбе все квадраты, все овалы и так далее. То есть, в цветах и фигурах она ориентируется, а это такое задание на внимательность и способность разпознавать мелкий узор по его фрагменту.

Такая игра мне кажется ближе к тесту  Равена. http://azps.ru/tests/4/raven.html

 Подведу итог по подбору и/ или изготовлению Игр:
 Если вы хотите научить ребенка различать форму и размер, вы используете доску Сегена.
Если вы хотите обратить внимание на  цвет можно использовать пособие, где  одинаковые фигуры будут представлены в разном цвете.
Если вы хотите привлечь внимание ребенка к деталям узора - это может быть что-то вроде вашей игры, но форм должно быть меньше, а вариантов узоров больше.
 Дело в том, что вводя ориентировку на несколько признаков мы не усложняем, а упрощаем игру.
Кроме того, мы не можем понять, на какой признак ориентируется ребенок. Нам может казаться, что он, например, хорошо различает цвета, а он ориентируется на величину.

Кстати, можно успешно использовать четвертый лишний, где ребенок будет ориентироваться то на величину, то на цвет, а то на форму.
 Если все время менять основания для выделения лишнего это будет способствовать гибкости мышления.
 
ПРИМЕР:
Большой круг, большой треугольник, большой квадрат, маленький круг (все одного цвета)
Большой круг, средний круг, маленький круг, средний овал

Красный круг, желтый круг, красный квадрат, красный треугольник.

Возможно, эти задания очень сложные, их нужно вводить постепенно, ориентируясь на уровень ребенка.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#16 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение Olexiy » 08 апр 2020, 19:18

Спасибо, Полина Львовна.
Интересная игра, хорошо организована, вы молодцы, что находите способ привлечь Улю.
Родителям и педагогам (если они не слишком директивные) приходится брать на себя роль продвинутого ребенка. У вас все натурально.
Небольшой совет: немного направлять Соничкино внимание на то, что происходит на столике Ули. Пока все внимание обращено только на Сонечку у нее мало возможности научиться от Ули. В других ваших видео Алла иногда очень удачно использует этот прием, и его можно пробовать в разных ситуациях.
С Улей всё не так просто Image Сначала она обещает, что будет помогать, слушаться и выполнять все инструкции. Через некоторое время, естественно, она это забывает Image и занятие для Аллы превращается в квест на нескольких уровнях: помнить план занятий, следить за правильностью исполнения Соней, не забывать давать задания Уле и координировать коммуникацию между детьми Image При сложных для Сони занятиях это непросто.
Спасибо большое, что вы обратили внимание на необходимость занятий именно вдвоем, мы попробуем как-то продумать возможность отдельных для Сони и совместных с Улей занятий.
Если вы хотите привлечь внимание ребенка к деталям узора - это может быть что-то вроде вашей игры, но форм должно быть меньше, а вариантов узоров больше.
Такая игра мне кажется ближе к тесту  Равена. http://azps.ru/tests/4/raven.html
А есть ли смысл сделать тест Равена, так сказать, в натуре - напечатать и разрезать? Или это уже будет как раз заучивание? Правда, это будет игра на 2-3-4 раза.
Кстати, можно успешно использовать четвертый лишний, где ребенок будет ориентироваться то на величину, то на цвет, а то на форму.

Если все время менять основания для выделения лишнего это будет способствовать гибкости мышления.

ПРИМЕР:
Большой круг, большой треугольник, большой квадрат, маленький круг (все одного цвета, различается один размер)
Большой круг, средний круг, маленький круг, средний овал (все круги и один овал)
Красный круг, желтый круг, красный квадрат, красный треугольник (все красные, один желтый)
Возможно, эти задания очень сложные, их нужно вводить постепенно, ориентируясь на уровень ребенка.
Спасибо, будем пробовать, надо подготовить материалы Image Я еще вспомнил вашу рекомендацию с фейсбука:
Три желтые тарелки и одна красная (отличия в цвете)
Три большие желтые тарелки и одна маленькая желтая (отличия в размере)
Три большие желтые тарелки и одна большая желтая с узором (отличие в наличии рисунка)
Три большие красные тарелки и одна большая красная овальная тарелка (отличие в форме)
Относительно 4 лишнего мы пробовали играть с Соней вот так:


А потом узнали, что, оказывается, есть специальный тест, которому некоторые специалист придают очень большое значение, и, иногда, родители “натаскивают” ребенка на прохождение подобного теста.
Нам стало интересно, сможет ли Соня справится с заданием, если мы используем предметы, которые никогда таким образом не использовали.


Можно ли это назвать сменой базы? У Соня вышло, или, все же есть сомнения и стоит проверить ее иначе? Правильно ли мы понимаем, что это деятельность на развитие логического мышления, абстрагирования и обобщения? Кроме “4 лишнего” как еще можно развивать эти качества?
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#17 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение polina » 08 апр 2020, 23:49

Добрый вечер. Посмотрела ваши видео про выполнение заданий "четвертый лишний"
 Да, безусловно здесь есть смена основания для классификации.
То, что Сонечка выполняет их полностью самостоятельно - позволяет использовать с ней  логические блоки Дьенеша

 Вот я нашла неплохое видео, из которого видно, как играть с этими блоками и привлекло то, что там два ребенка.
https://www.youtube.com/watch?v=JFQb1pIjxi8

 Тест "равена" можно использовать в простых вариантах.
 Обычно детям говорят что в коврике дырка и нужно  коврик починить. )))
 Перед ребенком кроме "коврика" с дырками лежат 2-4 фигуры. Ребенок должен починить, ориентируясь на форму и узор.
 Сначала сделайте  простое пособие сами, а если Сонечка поймет,  можно распечатывать задания из теста.

 Какие игры обычно предлагают на развитие логического мышления:
 классификации по разным признакам, 
серии картин "последовательность событий"
Что не так (машина без колеса, ведро с дыркой итд

 Постепенно подключается ряд заданий, в которых ребенок должен  ориентироваться на словесные задания.
 Я видела у вас игру "угадай по описанию". Это как раз задание такого типа - на  словесно логическое мышление
 Можно играть в подбор карточек в ответ на описание ситуаций:
 мишка собирается есть - что ему нужно
зайка собирается стирать
 Мишка пойдет гулять.
 итд.

Можно раскладывать сериации: выстраивать ряд, ориентируясь на усиление признака. Самый простой пример "матрешка"
 Можно такие же задания давать по интенсивности/насыщенности цвета.
 С матрешкой можно поиграть: "найти место": расставляете по росту, закрываете ширмочкой и вынимаете из ряда одну матрешку. Ряд смыкаете.
 Потом ширму убираете и говорите, что матрешка не может найти свое место, ей нужно помочь.

 Ну пока все. )))
 
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#18 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение Olexiy » 09 апр 2020, 00:27

Спасибо, Полина Львовна. Просто масса идей и советов, будем обрабатывать Image
Обычно детям говорят что в коврике дырка и нужно  коврик починить. )))
Перед ребенком кроме "коврика" с дырками лежат 2-4 фигуры. Ребенок должен починить, ориентируясь на форму и узор.
Сначала сделайте  простое пособие сами, а если Сонечка поймет,  можно распечатывать задания из теста.
На примере этих узорных досок понимаем, что проблем с простыми узорами не будет. Она только увидела эти доски, складывала их практически сразу. Поэтому и заинтересовал тест Равена - там специально подобраны узоры от простых к сложным.

У нас есть блоки Дьенеша, Соня умеет их сортировать по фигурам, размерам и цветам. Единственное что, Соне скучно сортировать, когда на стол выкладывают все фигуры, Алла выкладывает на стол примерно по 15 штук за раз. Правда, мы не записывали такого видео. А вот когда пробовали играть с Улей - Уля была просто ракетой, Соне не оставалось ни фигурки Image Сейчас мы пробуем с помощью этих блоков поработать с отображением на плоскости. Или это не так называется? Image



И такой сложный вариант пробовали, на запоминание. Это Сони уже сложнее. Стоит подходить к вопросу так абстрактно? Или мы спешим?

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#19 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение polina » 09 апр 2020, 18:05

Добрый день, Алексей.

На примере этих узорных досок понимаем, что проблем с простыми узорами не будет. Она только увидела эти доски, складывала их практически сразу. Поэтому и заинтересовал тест Равена - там специально подобраны узоры от простых к сложным.

У нас есть блоки Дьенеша, Соня умеет их сортировать по фигурам, размерам и цветам. Единственное что, Соне скучно сортировать, когда на стол выкладывают все фигуры, Алла выкладывает на стол примерно по 15 штук за раз. Правда, мы не записывали такого видео. А вот когда пробовали играть с Улей - Уля была просто ракетой, Соне не оставалось ни фигурки Image Сейчас мы пробуем с помощью этих блоков поработать с отображением на плоскости. Или это не так называется? Image
 Да, скорее всего, Сонечке подойдут блоки Дьенеша. И задания на плоскости очень показательные.
 1 вариан: по образцу. Строго говоря, он не самый простой.
 Последовательность вариантов расположения фигур на плоскости может быть такой:
1 уровень -по подражанию
2 уровень -по образцу
3 уровень по памяти
4 уровень по словесной инструкции.
В ваших видео мы видим 2 и 3 уровень. Так что перескакивания нет.
Вы, вполне, можете работать на третьем уровне, но, одновременно, нужно работать на втором,  постепенно усложняя его.
 Например, добавляя фигуры.
 Но можно часть заданий делать и на первом уровне, усложняя расположение фигур. Например, в каждом углу  листа своя фигура.

 Хочу подчеркнуть, что во всех случаях заданий, переход на определенный уровень выполнения не означает, что предыдущие уровни должны быть забыты.
 Во-первых, они становятся базой для усложнения более высоких уровней, например,  когда ребенок по словесной инструкции выполняет задание типа: положи круг в верхний правый угол. итд
 А во вторых все эти уровни - от подражания до словесной инструкции  -продолжают существовать в жизни человека.
 


 Добавлю свое вчерашнее сообщение: задание "что не так" или " что случилось" постепенно расширяются за счет словено- логических обсуждений.

Пример:
на картинке несколько машинок.
Одна без колеса
Какая машинка сломалась?
 или:
 Какая машинка не сможет ехать?
Почему?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#20 Re: Как мы занимаемся дома? или Домашнее задание для ГСА

Сообщение Olexiy » 09 апр 2020, 23:58

1 уровень - по подражанию
2 уровень - по образцу
3 уровень - по памяти
4 уровень - по словесной инструкции.
В ваших видео мы видим 2 и 3 уровень. Так что перескакивания нет.
Вы, вполне, можете работать на третьем уровне, но, одновременно, нужно работать на втором,  постепенно усложняя его.
Например, добавляя фигуры.
Но можно часть заданий делать и на первом уровне, усложняя расположение фигур. Например, в каждом углу  листа своя фигура.
Сейчас Алла меньше работала Соней на 1 уровне, попробуем вернуться, немного усложнив.
На 2 уровне (по образцу) Соня еще иногда может путать. Бывает, что она исправляет свои ошибки сама, а бывает, что нужно обратить внимание. Тогда Алла может давать ей словесные инструкции, сопровождая их указательным жестом. Но уже используем поле на 6 клеток и 3-4 фигуры.

Как нам кажется, Соня еще не готова к 4 уровню (по словесной инструкции), но, возможно, у нее могло бы выйти на 2 клетках (вверх-вниз или вправо-влево).

Пробовали с Соней "математические" действия.
В общем, она распознает написанные цифры, и справилась с заданием с машинками:



Машины ближе:
truck00.jpg
truck01.jpg
Но если надо посчитать, при чем не что-то абстрактное, а то, в чем она очень заинтересована - 4 конфеты - путает цифры, называет невпопад: 1, 2, 8 (8 - это наш этаж), 6...

Простейшая игра в мемори вызывает затруднения, Играем так:
- презентация 4х картинок, Соня называет их сама
- картинки переворачиваются
- на вопрос "Соня, где платье" или даже скажи что тут - на любой картинке - трет глаза, крутится - как будто неинтересно, но она так себя обычно ведет, когда не знает ответ.

Похоже, что это все вопросы к "модулю памяти"?
А "модуль абстракций" работает хорошо? Image
Ответить

Вернуться в «ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»