Учимся считать

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#1 Учимся считать

Сообщение polina » 24 апр 2020, 13:20

Дорогие участники форума, эта тема создана как часть темы "учимся дома". В процессе обсуждения на фб стало ясно, что обучение счету сложно для многих из вас.
 Сейчас есть много всяких книг с различными заданиями по счету и их вполне можно и нужно использовать, но...
 
Первое очень большое "НО" заключается в том, что мы должны четко представлять чему мы учим и  следовать этой цели, например, если мы учим ребенка определять количество предметов без пересчета и используем для этого картинки с изображением разного количества предметов, мы должны быть уверены, воспринимает ли он количество, а не узор.  То есть это не имеет отношение в определению количества. Память, внимание - при этом развиваются, но определять количество ребенок не сможет.

Второе "НО" при использовании пособий с картинками заключается в том, что ребенок физически не участвует в счете. У него нет сенсорной базы, кроме зрения. А этого недостаточно.  Поэтому все упражнения из книг, по отобранной вами теме нужно трансформировать в реальный пересчет реальных предметов.
 Предметы должны быть устойчивыми, не падать, когда ребенок касается их пальцем.

 
Если ребенок не любит сидеть за столом, сбрасывает предметы - это не повод переходить на картинки.
 В этом случае вам нужно решать две задачи: учить пересчету в реальной жизни, в быту, когда ребенок заинтересован и мотивирован, например, для прогулки один битинок не годится - нужно два.
 И второе, что вы обязательно должны решить - это формирования навыков, необходимых для обучения. Если ребенок все знает, понимает, но не умеет принимать и выполнять задание - его ждут значительные трудности и обучении и в просто в жизни.
Это отдельный вопрос и решается он индивидуально, после выяснения причин такого поведения.

Итак, каких целей мы хотим добиться с ребенком раннего и дошкольного возраста? (Подготовка к школе здесь не будет рассматриваться, но базу для этого мы создадим)

 1. Определять количество объектов без пересчета и с пересчетом. При пересчете понимать, что последнее названное число - это итог.
2. Определять, что произойдет с множеством, если прибавить или убавить 1-несколько объектов
3. Представлять состав числа, например три яблока можно разделить на 1+1+1 и на 1+2
4  Сравнивать множества - понимать, где больше, где меньше и уравнивать их, чтобы стало одинаково, столько же.

 Мы начнем с определения количества предметов и я очень благодарна Алексею и Алле, которые будут снимать видео  и выставлять их сюда на обсуждение.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#2 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 24 апр 2020, 13:31

 ЗАНЯТИЕ 1. Определение количества без пересчета
   Это врожденное свойство, когда ребенок определяет количество, как признак.  Он видит, где много, где один и где два. Ну а мы даем этому названия. И если мы попросим его показать где один зайчик, а где два - он скорее всего покажет.
Максимальное количество воспринимаемых предметов - очень небольшое и для ребенка и для нас - обычно, три предмета.
Если нам кажется, что ребенок или мы видим без пересчета больше, то это происходит в двух случаях:
1. предметы расположены в стабильном порядке  (игровой кубик)
2. человек понимает состав числа и воспринимает группу, например, из пяти предметов видит их как два и три и знает, что это пять. Происходит это мгновенно и не осознается самим человеком.

 Первый способ проще и многие идут по этому пути, но как вы понимаете,  предметы в жизни далеко не всегда расположены по схеме и тогда ребенок должен перейти к пересчету, подводя в конце ИТОГ. То есть, мы обязательно должны учить пересчету с подведением итога. Об этом мы поговорим позже.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#3 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 24 апр 2020, 16:04

ЗАДАНИЕ 1.
 Ребенок должен уметь отвечать на вопрос "Сколько".
 Если он пересчитал предметы, но не понимает, что последнее числительное - это итог и ответ на вопрос "сколько?", то это не пересчет, а считалка с упоминанием чисел.
 Мы учим детей понимать этот вопрос, выполняя задания без пересчета.
 Пример: на столе  2 группы предметов
1 зайчик и 2 зайчика
Задаем вопросы:
Где один?
Где два?
Сколько здесь зайчиков?
Сколько здесь зайчиков?
Если у ребенка нет речи и он не может ответить на вопросы "сколько" - просите его показать  1 или два пальца.

И вам задание: проверьте понимает ли ваш ребенок вопрос "сколько" и дает ли правильный ответ.
Если он вдруг стал пересчитывать - не останавливайте его - нам важно, чтобы он ответил на вопрос.
Если ребенок просто пересчитал, а ответить не может -  мы как раз и будем с этим работать.
Итак, читаем на форуме и обсуждаем на ФБ.
 Эти темы вы можете найти на странице Даунсайд Ап в разделе  "сообщество" https://www.facebook.com/DownsideUp.org/  


На форуме будет только диалог с Алексеем.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#4 Re: Учимся считать

Сообщение Olexiy » 24 апр 2020, 17:16

Спасибо большое, Полина Львовна, за эту тему. Оказывается, я совсем не так представлял обучение счету Image

Итак, результат первого ЗАДАНИЯ 1.

Простите, мы его несколько модифицировали Image



Алла создала сюжет, чтоб для Сони появился смысл в пересчете бананов - добавила кукол. Есть некоторая подсказка в их размерах - или это не так важно? Стоит ли проводить занятие настолько в игровой форме?

Нам кажется, что Соня уже немного ориентируется в пределах трёх, потому Алла дала задание на 1-2-3.

Важен ли порядок опроса - именно 1-2-3, - или можно (нужно?) спрашивать вразброс, как на видео?

Соня сама перешла к пересчету предметов, видно, как она говорит 1-5-8 Image Как от этого избавиться на данном этапе?

Ну и Алла уже поддержала ее пересчет, раз она так хотела Image

PS Чтобы удобнее прочитать комментарии с описанием игр на фейсбуке - прямая ссылка.
Последний раз редактировалось Olexiy 27 апр 2020, 22:05, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#5 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 25 апр 2020, 13:22

 ЗАНЯТИЕ 2 Переход к пересчету предметов
Добрый день, уважаемые участники обсуждения.
 
Спасибо вам за активность на ФБ, ваши замечания и идеи.
 Я сейчас попробую кратко изложить свое мнение  и хочу напомнить, что это советы именно по этому видео, а не вообще.
 
 Форма занятия - игровая
 Что лучше - проводить игровое занятие или использовать счет в игре - вопрос очень интересный, с интересом протала ваши предложения и теперь  напишу свои. )))
При знакомстве и закреплении нового материала лучше всего использовать занятие, которое структурирует процесс обучения. В таком возрасте занятие, в большинстве случаев, носит игровой характер. Сразу напишу, что бывают дети, которых мы в своей практике условно называли "монтессорийцы", которым очень нравятся именно сортировки, классификации и сюжетная игра интересует меньше.
В быту и в сюжетной игре мы используем уже усвоенные умения и навыки
 В быту мы включаем их в различную деятельность. В видео с Варей, Сашей, Арсением где они отмеряют продукты, пишут рецепт (все есть в теме "поваренок",) это хорошо видно.
Что касается сюжетной игры - здесь вопрос сложный и я бы не смешивала счет и сюжетную игру. Почему? Потому что сюжетная игра - это творчество ребенка и хотим мы именно этого,  вмешиваться с предложениями что-то посчитать - значит сломать игру ребенка.
Самый хороший вариант: после игрового занятия  дать ребенку играть с этими же предметами в свободной форме, не вмешиваться (просто заклеисть себе рот пластырем - если хочется опять вернуться к занятию)00. Если вы понаблюдаете за СВОБОДНОЙ игрой, то увидите, что ребенок многое внесет сам и обогатит свою игру тем, что получил на занятии.

По поводу счетного материала - я согласна, что на обучающем занятии, когда ребенок переходит на более высокую ступень, он должен быть однородным. Это могут быть уточки, грибочки, шишки, каштаны - каждый раз разное, но одного вида.

Правильно ли поступила Алла, взяв число 3?
 На мой взгляд, да.
Сонечка в пассиве выделяет количество в пределах трех. И это видно не только из ответа на вопрос: покажи где 3".
 Она хорошо ориентируется на то, у какой куклы какая тарелочка и ориентируется по количеству бананов. Она ни разу не ошиблась, то есть игровая цель у нее не вытеснила дидактическую.

Что я бы рекомендовала делать четче и настойчивей (без фанатизма)
 Когда ребенок сказал, что бананов два, и пересчитал то он и должен сказать итог. Здесь большей частью его называл взрослый.

Когда мы спрашиваем о трех бананах  итог может подвести и взрослый.
Еще один вариант:
Ребенок сказал три
Взрослый говорит: давая проверю и считает, прикасаясь пальцем к каждому банану: один, два, ТРИ.
 Потом делает обводящее движение и говорит: всего ТРИ.

 В быту, безусловно, должны звучать и другие числа, так будет готовиться база для следующего шага, но от Сонечки правильных ответов не требуем.
Например, перед едой она должна положить каждому салфеточку, т. есть четыре салфетки и это можно озвучить.


Что делать с тем, что ребенок стремиться к пересчету, но числительные называет в неправильном порядке?
То, что есть стремление пересчитать - очень хорошо.
 В этом случае, мы обращаем внимание на правильность пересчета в пределах трех
 Большее число  для пересчете не предлагаем
 Если ребенок сделал это по своей инициативе - не стараемся добиться правильного ответа.
Учим считалку: один-два-три-четыре-пять
В спортивных играх с правилами используем  сигнал: "один два три"  после которого можно начинать действовать. 



Другие  варианты игр описывать не буду - согласна с тем, что написали на ФБ.
Главное:
  1.не спешить - все, что ребенок усвоит в пределах трех, станет базой для счета.
 Нет базы - будет дом на песке.
2. Подбирать задания твердо понимая уровень развития ребенка и цель, которой мы добиваемся.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#6 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 27 апр 2020, 14:01

Занятие 3
Отсчет предметов
 Отсчет предметов - это вариант пересчета, но про него часто забывают и родители и, иногда специалисты.
 Что это такое: Из большого количества предметов ребенок/взрослый  отсчитывает нужное.
Например: возьми два печенья из пачки.
 Опрос родителей показал, что отсчет они считают труднее простого пересчета, а в быту чаще используют отсчет.

Скорее всего, это так, но хочу добавить несколько соображений:
 При пересчете ребенок должен прикасаться пальчиком к каждому предмету и называть числительное 1,2,3 и потом подводить итог.
 Однако ребенок может пропустить один предмет или дважды прикоснуться к одному.
 Этого не происходит при отсчете: например, ребенок берет предметы из миски и складывает их на подносик. Здесь каждое движение четко связано с числительным. 
 Кроме того, если ребенок правильно отсчитал и даже не назвал итог - мы уверены, что смысл им понят и называние числительных - это не просто считалка.

Именно поэтому в быту мы можем не настаивать чтобы ребенок пересчитал для проверки.
 Для проверки пересчетом у нас и существует занятие.
 
Отсюда вывод: максимально используйте отсчет в повседневной жизни и не забывайте об этом приеме на занятии.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#7 Re: Учимся считать

Сообщение Olexiy » 27 апр 2020, 14:44

Мы пока пропустили занятие 2 - не всегда бывает соответствующее настроение у всех участников Image
Но есть бытовой пример занятия 3:


Правда, он не совсем полный - Соня не считала вслух и не подвела итог. Но уж такое у нее тогда было настроение Image

PS Занятие 2 и занятие 3 на фейсбуке - хорошие комментарии там были, спасибо всем.
Последний раз редактировалось Olexiy 27 апр 2020, 22:08, всего редактировалось 2 раза.
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#8 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 27 апр 2020, 15:32

Спасибо, Алексей, за видео. В первом видео у вас есть и задание  1 и задание 2. Так что все в порядке.
 Все, что я написала выше  в занятии 3 хорошо иллюстрируется этим видео.
Надеюсь, со временем вы сможете снять сюжет этой же темы, но уже на занятии.
 Еще раз подчерку, что на занятии мы стараемся проверить правильность отсчета и для этого используем пересчет.
 Кроме того, можно использовать и сравнение множеств, но об этом мы поговорим позже.
 
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#9 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 29 апр 2020, 13:49

ЗАНЯТИЕ 4
 Подводим итог тому, как у нас в жизни сочетаются пересчет и отсчет.

 Как показали ваши ответы на ФБ, можно сделать такие выводы:

*В жизни у нас присутствуют пересчет и отсчет.
*Пересчет, во многом легче, а отсчет сложнее, поскольку во время действий можно забыть, сколько уже положил/ отсыпал.
*Начинать отсчет проще с конкретных предметов, когда можно проверить пересчетом. Если вы начнете с отмеривания ложек сахара в кекс - назад уже не вытащишь и не проверишь. Варенька хорошо умеет отсчитывать, но и ей, наверное было проще начать с отсчета яиц в тот же кекс.
*Отсчет чаще встречается в жизни и он лишен одного недостатка пересчета, когда ребенок, прикасаясь к предмету пальцем, пропускает один предмет или касается его дважды.
Поэтому чаще используйте с ребенком отсчет, как вы сами делаете это в жизни.
Видео и разбор на форуме: https://downsideup.org/forum/viewtopic.php…

 Потом все родители получили задание:
Вы решили заменить на блузке пуговицы (мое любимое занятие).
Пуговиц на блузке много, например, там их восемь.
Предположим, пуговицы на замену у вас уже есть.
В какой последовательности вы будете действовать?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#10 Re: Учимся считать

Сообщение Olexiy » 29 апр 2020, 14:53

Попробовали еще раз. У нас выходит каждый раз большое занятие, в котором объединяются разные задачи.



Не очень это Соне интересно, хоть Алла придумала новую игру, не бананы, а грузовички.
Ну, немного элементы мотивации из АБА помогли ))))
Нащупывает Алла пока варианты - не хочется полностью в игру превращать. Ну и "в школе играться не будут" - от этой фразы уже оскомина, но ведь это правда.

Очень интересные были варианты с пуговицами в комментариях.
Ответить

Вернуться в «ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»