Учимся считать

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 30.11.2022 12:27

#11 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 29 апр 2020, 17:03

  РАЗБОР ВИДЕО К ЗАНЯТИЮ 4

Добрый день, Алексей и все посетители форума.
 Спасибо за видео. Без них мы бы висели в воздухе - без конкретики и примеров.

 Посмотрела ваше видео, Сонечка справляется, но, согласна с вами, без энтузиазма.
Вы решили, что бревнышки для нее интересней чем бананы ))))
 
Про мотивацию:

До школы еще далеко, а в этом возрасте нужна  понятная конкретная мотивация.

Как вы думаете, какая  какая у Сони была мотивация для того, чтобы возить палочки? )))
Про школу:  да, там игровая мотивация используется не так часто, но ведь и возраст и опыт у детей другой.
 Все, что хотелось бы от ребенка этого возраста: сидеть за столом, слушать, принимать задание, отвечать, выполнять - это у Сонечки есть в достаточной мере.

Я работала много лет в детском саду. Брала детей в 3-4 года и выпускала в 7-8 и видела, как игровая мотивация заменяется на учебную даже просто вследствие возраста и опыта ребенка.
 Если в четыре года он кормит кукол и считает бананы, то в 6 лет, анализирует образец постройки, считает количество деталей и сам отбирает их.

Продолжительность занятия:
Да, оно может быть достаточно длинным, если это нравится ребенку. Но в нем должно быть не только несколько задач, но и несколько частей.
 Мы знаем, что счет входит в раздел математических представлений, а там есть и форма, и величина, и цвет. Все классификации и сериации, прятки с игрушками - все задания из темы "занимаемся дома" - входят в этот раздел.  так что вполне можно счету уделить 5-7 минут, и добавить еще пару видов заданий.

Алла, очень хорошо чувствует Сонечку, умеет ненавязчиво организовывать ее. Но ей будет намного проще, если  вы будете подбирать совсем разные задания.
  Еще раз спасибо большое за видео и за терпение.
Будем считать, что мы вырабатываем у вас смирение. )))
.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 30.11.2022 12:27

#12 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 29 апр 2020, 17:26

ЗАНЯТИЕ 5


Было очень интересно читать все способы, с помощью которых родители подобрали нужное количество пуговиц:

кто-то делал это  с помощью пересчета, а кто-то с помощью сравнения  количества петель и пуговиц БЕЗ ПЕРЕСЧЕТА
При обучении счету ряд авторов сразу после определения количества без пересчета, рекомендуют перейти к сравнению без пересчета.
 Такое манипулирование множествами помогает овладеть и пересчетом и решением арифметических действий.
Если бы мы с вами занимались с нуля, то мы так бы и поступили. Но, поскольку у ваших детей уже был пересчет - мы будем делать это одновременно.
 
Первый этап сравнения множеств предполагает обучение ребенка сравнению без пересчета и учит пониманию понятий столько же, одинаково.
  Например, НУМИКОН нам дает возможности находить фигуры такие же, одинаковые без пересчета
 
Но я расскажу вам о другом методе, который научит ребенка брать предметы, класть их в ряд слева направо,  зрительно определять одинаково ли количество множеств.
Что вам понадобится:
1. Для таких занятий вам нужен  мелкий счетный материал, можно использовать шишки, каштаны, и специальные предметы, удобные для захвата, например, грибочки, морковки итд
 Можно использовать плоскостные фигурки. Скачать их можно, например, здесь   счетный материал.
2. И еще вам понадобятся двухполосные карточки, можно использовать большие формы нумикона.
Но удобнее, если вы сделаете их сами.
 Вставить не смогла, посмотрите, пожалуйста по ссылке.
Как мы работаем с такой карточкой:
 На верхней полосе взрослый приклеивает или просто выкладывает (если карточка у вас одна) некоторое количество изображений.
 Мы будем делать это в пределах трех, поскольку хотим научить ребенка ориентироваться в этих пределах.
1 этап:
 Сравнение методом наложения
  •  На верхней полосе два цветочка.
  •  У ребенка на подносике - две пчелки
  •  Просите ребенка посадить каждую пчелку на цветок.
  •   После того, как ребенок выполнил, подтвердить:  это правильно: цветков и пчелок одинаково, столько же
  • Просим ребенка "спустить" пчелок на нижнюю полосу.
  •  Учим размещать пчелок строго под цветками. Если не получается, то помогут вертикальные линии, которые создадут клетки.
  •  После выполнения подтверждаем: Правильно: пчелок две и и цветочков два - одинаково. столько же, поровну (показать нужное количество на пальцах)
  •  Можно спросить сколько бабочек и сколько цветочков и еще раз подтвердить, что одинаково.
  •  Выполняем  это задание в пределах трех на разном материале пока ребенок не научится правильно размещать предметы на нижней полосе.
2 этап. Сравнение методом приложения.
  •  На верхней полосе 1-3 зайчика
  • К ним, на нижнюю полосу нужно подложить нужное количество морковок.
  •  Обсуждаем так же, как и в первом случае.
  • При обсуждении используем числительные, спрашиваем у ребенка, но не настаиваем и не просим пересчитывать.
  •  Используем сравнение с количеством пальцев.
  •  Используем жест одинаково.
 Усложнение: если ребенок легко выполняет такие задания, то можно предложить большее количество морковок.
Вложения
Doc1.docx
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 30.11.2022 12:27

#13 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 30 апр 2020, 14:02

ЗАНЯТИЕ 6.
 Сравнение множеств. Продолжение.

Наша группа обсуждает методику счета не вообще, а именно ориентируясь на ваших детей.
А поскольку дети разные и по возрасту и по навыкам счета, у нас многовариантное начало и это нужно учитывать.


 Рекомендации по занятиям:

1. Вы заметили, насколько интересно узнавать новое, если перед этим вы отвечали на вопросы и выполняли задания? Учтите это в занятиях с детьми.

2. Напоминаю, что те дети, у которых нет пересчета могут и должны заниматься сравнениями множеств без пересчета, используя методы наложения, приложения и по представлению (про последний способ еще не писала.)

3. В занятиях с детьми, которые до нашего обсуждения уже умели считать и подводить итог, мы это не забываем, а используем в быту и на занятиях по сравнению множеств, то есть активное используем вопрос "СКОЛЬКО".

4. Те, кто умеет считать хоть до ста, но не умеет отвечать на вопрос "Сколько" тоже начинают с определения количества без пересчета, и учится отвечать  на вопрос "сколько", И одновременно с этим занимаются сравнением множеств .Следующий шаг - начинают пересчитывать и подводить итог в пределах трех.

5. Те, кто понимает смысл пересчета, отвечает на вопрос "сколько", то есть подводят итог, но ошибаются в порядке числительных, дополнительно учат считалку до трех или до пяти - безотносительно счета.

Ну и для вас есть задание в группе обсуждений на ФБ Задания

Удачи и здоровья.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 30.11.2022 12:27

#14 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 03 май 2020, 22:23

ЗАНЯТИЕ 7.
Добрый вечер, уважаемые участники математической группы.
Продолжаю тему "сравнение множеств".
Пока у нас нет нового видео, в котором бы могли рассмотреть, как это происходит на практике.Обсуждение заданий
Но на ФБ вы привели много интересных примеров, поэтому продвинемся чуть дальше. А когда будет видео,  мы рассмотрим и обсудим его.

 Как заниматься дальше
Если ваш ребенок понял, как сравнивать множества методом приложения, вы можете устроить ему небольшую провокацию, предложив большее количество фигурок, чем на верхней полосе.
Например: на верхней полосе нарисовано 3 зайчика, а на подносике у него лежат 5 морковок.
Ребенок должен понять, что не нужно выкладывать все морковки.
Его задача дать морковку каждому зайчику. Зайчиков и морковок должно быть одинаково.
Если ребенок ошибся, например, выложил не три, а четыре морковки - предлагаем ему проверить методом наложения.
Одна морковка останется лежать на нижней полосе. Вы скажете - она лишняя - и уберете с карточки

Хочу обратить ваше внимание на следующее:
Если вы уже занимаетесь по методике "нумикон"следуйте ее этапам.
Вы можете использовать в этих заданиях формы нумикона, вкладывая или подкладывая к ним мелкие предметы.
Если вы планируете потом перейти к методике "нумикон", вашему ребенку будет проще сделать первые шаги, поскольку он уже будет знаком с определением количества методом пересчета и без, будет знаком с понятиями: столько же, одинаково, больше и меньше.

А теперь задание:
На верней полоске пять зайцев, а на нижней - три.
Сколько есть способов уравнять эти множества?



 Ответы можно дать в теме на ФБ Обсуждение задания
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 30.11.2022 12:27

#15 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 05 май 2020, 18:13

ЗАНЯТИЕ 8.
 Спасибо всем, кто ответил в обсуждении этотй темы на ФБ.
Много интересных примеров, фотографий и даже видео.

Ну и  как всегда, вы превзошли в креативе сами себя. У некоторых родителей получилось восемь вариантов. )))
 Сразу скажу, что все были правы, но с детьми используется не так много способов.

Прежде всего, вы правы в том, что в услии задачи не было сказано, есть ли у ребенка дополнительные фигуры и обходиться нужно только теми, которые расположены на карточке (5 и 3)
 Это очень важный момент, поскольку наличие или отсутствие дополнительных фигур создает разные условия для уравнивания.

Опишу последовательно  по степени сложности три способа уравнять зайцев )))  (мне они тоже снятся
1.  вариант
Дополнительных фигурок нет.
Инструкция: сделай одинаково, поровну, столько же.
 Выполнение: убрать двух зайцев с верхней полоски.
Вывод: теперь зайцев поровну, одинаково, тут три  (показываете) и тут три (показываете).
 Если ребенок умеет определять количество с пересчетом или без можно спросить сколько зайцев на каждой полоске

2.  вариант.
Есть дополнительные фигурки
Инструкция: сделай одинаково, поровну, столько же.
 Выполнение: добавить двух зайцев на нижнюю полоску.
Вывод: теперь зайцев поровну, одинаково, тут пять  (показываете) и тут пять (показываете).
 Если ребенок умеет определять количество с пересчетом  можно спросить сколько зайцев на каждой полоске.

3 вариант

Дополнительных фигурок нет.
Инструкция: сделай одинаково, поровну, столько же.
 Выполнение:  переставить одного зайца с верхней полоски на нижнюю
Вывод: теперь зайцев поровну, одинаково, тут четыре (показываете) и тут четыре (показываете).
 Если ребенок умеет определять количество с пересчетом или без можно спросить сколько зайцев на каждой полоске

Этот вариант, обычно, очень сложен для детей и его нужно объяснять и показывать.


 Использование такого приема (Вариант 3)
 Такой вариант задания может использоваться только если и на верхней и на нижней полоске одинаковые фигурки.
 Например, если бы на верхней полосе были зайцы, а на нижней морковки - это вариант не подходит.
 Ну и возникает вопрос: а в быту мы такой вариант используем?  Как? Может быть, он и не нужен?

 Внимание, вопрос:
Как этот вариант может использоваться  в жизни? Это и будет вашим заданием. )))
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#16 Re: Учимся считать

Сообщение Olexiy » 06 май 2020, 17:21

Тут у нас получилось игровое комбинированное занятие с рыбалкой Image

Алла продолжает нащупывать необходимое сейчас для Сони соотношение игра/занятие, поэтому эксперименты с предметами продолжаются, кажется, их тут много (наверное, можно было обойтись и без баночек и без удочек).
Алла старалась пересчитывать только один раз, Соне пересчет иногда просто надоедает.
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 30.11.2022 12:27

#17 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 06 май 2020, 22:50

Добрый вечер, Алексей.
 С интересом посмотрела видео. У Сонечки стало появляться число три.  Она различает множества от 1 до 3, Она перестала наугад говорить "четыре". И это говорит о том, что идете правильным путем.
 Кстати, пока не забыла: у вас в планах есть НУМИКОН?

Теперь по поводу занятия.
 Я вам когда-то уже писала, но здесь повторю для всех про опыт, описанный Пиаже.
 Мальчик 5 лет не мог выполнить задание, которое заключалось в уравнивании двух множеств 4 и 5
 Создавалось впечатление, что он его не понимает, что оно слишком сложное для него.
 Тогда задачу изменили: есть пять машинок и  4 четыре гаража. Пошел дождь и машины поехали в гараж. Одна осталась и мокнет. Что делать?
 Тогда ребенок сразу добавил один гараж.
 Это про игру и мотивацию.

Я бы сделала аквариумы более плоскими, чтобы видно было количество рыб, но, поскольку, к моему удивлению, Сонечка не ошибалась -  можно это  замечание и не рассматривать.
 Теперь о самом занятии:  излишнее усложнение может быть и присутствует, но  не критично.
 Я хотела бы о другом. Совершенно четко видно, когда Сонечка устала и начала ошибаться.
 Что можно делать в таких случаях: либо сократить вообще, либо разбить занятие на две задачи:
1 задача - сосредоточится на действиях и на пассивном восприятии множеств.
1. Отсчет количества предметов в пределах трех
2. Определение множеств в пассиве (где два, где три)
3.Сравнение множеств в пределах трех.
4. итог подводила бы сама: спрашивала- небольшая пауза- даю ответ сама.
 рыбок покормила  и все убрала.

 Потом бы сказала: а теперь... и достала другой материал.

2 задача: пересчет и подведение итога.
  Совсем на другом материале , коротко, четко без дополнительных заданий  по сравнению множеств.
 Сколько здесь птичек (2)
Посчитай
Сколько всего?
 Прилетела еще одна.
 Сколько стало? посчитай
Сколько всего.
Улетела одна... итд

 Ну, примерно так.



 

 
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#18 Re: Учимся считать

Сообщение Olexiy » 07 май 2020, 17:18

Здравствуйте, Полина Львовна.
Ищем пока "гараж для Сони" Image Надеемся нащупать с вашей помощью. Со счётом прямо очень тяжело фантазия работает.

Да, Нумикон в планах. Пока не понимаем, какой именно набор стоит купить. Может быть, подскажете?

Спасибо, попробуем разбить занятие на части.

Сделали счётные материалы и попробовали сравнивать множества с их помощью
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 30.11.2022 12:27

#19 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 07 май 2020, 21:43

 Добрый вечер, Алексей. 

Спасибо за видео к занятию 7.
СРАВНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
 
 Здесь мы видим создание множества равного предложенному.  Используется метод взаимно-однозначного соответствия.
 То есть к каждой фигурке на верхней полоске нужно подложить фигурку на нижнюю полоску.
 Сонечка использует для этого метод приложения, что немного сложнее, чем наложения.
 Она отвлекается. рассматривает картинки, хочет перейти к игре, но выполняет правильно.
 Такого типа задания и продолжайте выполнять, не спешите переходить к уравниванию множеств. Можно увеличивать количество фигурок, но в этом случае, числительные использовать не нужно.
 В пределах трех, подводя итог, вполне можно использовать.
 Если Сонечка пропустила какую-то фигурку, то вопрос "одинаково или нет" помогает не всегда.
 Как я уже говорила, можно проверять наложением, а можно сделать так, как Соня и делала: показывала пальчиком верхнюю фигурку и соответствующую ей нижнюю, то есть соотносила их.
 Взрослый может палцем показывать и проговаривать:
 Тут листок, а тут жабка )))
Тут листок а тут? нет жабки?
 Это, обычно помогает ребенку понять, что он сделал пропуск.

 Хорошо, что соотносите количество предметов с количеством пальцев.
 Детям проще, когда они выкладывают пальцы на край стола. так они видят их количество.
 Попробуйте, как вам покажется?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 30.11.2022 12:27

#20 Re: Учимся считать

Сообщение polina » 08 май 2020, 22:35

 Добрый вечер, Алексей. 


 Забыла написать про нумикон. Вообще, семьям мы рекомендуем маленький набор.
 Но, поскольку у вас все-таки будет группа ( я надеюсь) можно скинуться и купить набор для специалистов. Он на шесть человек. Раздавать домой и потом приносить на занятия.
 Проблема в том, что у нас продажа временно приостановлена.
Сегодня обсуждали это и решили, что могут раз в неделю отправлять, но в Украину очень дорого.
Как-то у него покупали с помощью транспортной компании, но как не поняла - обсуждали на общем собрании. Если надумаете покупать - можно написать в раздел "задать вопрос", а можно созвониться с Алексеем Мухановым. Он всем этим и занимается.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»