Обследование, планирование и реализация программы

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#1 Обследование, планирование и реализация программы

Сообщение polina » 11 дек 2018, 17:11


Уважаемые участники форума.
В этой теме мы хотим поговорить о планировании работы.
Правильно спланированная программа должна учитывать одновременно всех детей группы и при этом опираться на особенности и мотивацию каждого ребенка.
Естественно, для этого нужно обследовать каждого участника, понять как создать условия для его развития да в быту, на индивидуальных занятиях и как эти задачи отразятся в программе группы.
Появилось еще много дополнительных вопросов, например, можно ли объединять в одну группу детей с разным уровнем развития.
Как помочь родителям часть развития ребенка осуществлять дома, но не имитировать занятия педагога, а использовать огромные возможности, повседневной жизни.
Я благодарна Алексею Балаботкину и всем участникам группы: и родителям и педагогов за сотрудничество.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#2

Сообщение Olexiy » 18 дек 2018, 12:05


Здравствуйте, Полина Львовна.
В первую очередь, решили составить индивидуальные программы для каждого ребенка на основе "Дневника развития". Мы старались, чтобы дневники заполняли родители. Если возникали вопросы или сомнения, то мы встречались и обговаривали детали. В результате - собрали дневники от всех детей, обработали.
Для каждого ребенка получился перечень пунктов, отмеченных родителями +-, еще добавили задания и игры из книги "Малыш с синдромом Дауна", соответственно возрасту.
Дети в нашей группе разного возраста, и, выходит, что по книге одни и те же задания получит младшая Диана в 25 месяцев, и старший Егор в 40.
Это нас немного смущает Но, наверное, ничего такого в этом нет? :)
Потом эти программы посмотрят педагоги, чтобы отметить актуальные направления для каждого ребенка, за два года они уже хорошо знают слабые и сильные стороны наших деток.
Потом мы составим на основе дневника и выписок из книги сокращенную программу-таблицу, такую, как мы cделали для Сони: https://goo.gl/WRwX3n
После, мы попросили педагогов сократить эту программу и приблизить ее к идеи Портидж. То есть - короткие понятные занятия-игры и их аналоги в быту.
Планируем подготовить ежедневный план (на 7 дней) и предлагать его выполнение родителям на 1-2 месяца. Пока для Сони обговариваем пробу первого дня. Вот она: https://goo.gl/WyoCSn
Решили давать родителям и программу-таблицу и ежедневный план. Нам кажется, что таблица поможет родителям легче придумать забаву ребенку без привязки к плану. То есть, план обязателен, а в таблице можно подсмотреть, чем занять ребенка, когда заканчивается родительская фантазия :)
Как вам такое направление работы?
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#3

Сообщение polina » 18 дек 2018, 16:01


Добрый день, Алексей.
Вы проделали колоссальную работу и, что самое главное научили родителей работать с дневником. Он достаточно простой в использовании.
Виден не только уровень развития ребенка, но и насколько сбалансировано развитие. Если ребенок одновременно находится на двух ступенях развития - это нормально, ну а если в чем-то на третьей, а в чем-то на седьмом - на это нужно обратить внимание, понять, что именно отстает и чем вызвано отставание.
Дневник помогает родителям, помимо всего прочего, лучше увидеть и понять ребенка, поэтому важно, чтобы этим занимались члены семьи.

Про возраст детей и сходные задания, несмотря на разницу в возрасте.
Обучение вообще построено по спирали и каждая тема может восприниматься на разном уровне.
Например, вы обсуждаете домашних животных.
Кто-то их покажет, кто-то назовет детским словом, кто-то взрослым.
Или вы работаете над фразой. У кого-то это фраза из жестов, у кого-то сочетание жеста и слова, у кого-то из слов. Ну и качество произнесения слов разное: аморфное слово, взрослое искаженное, взрослое полное.

Если кто-то сильно выбивается из группы в ту или иную сторону - существуют индивидуальные занятия и повседневная жизнь.

С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#4

Сообщение polina » 18 дек 2018, 16:29


Про программу занятий
Потом эти программы посмотрят педагоги, чтобы отметить актуальные направления для каждого ребенка, за два года они уже хорошо знают слабые и сильные стороны наших деток. Потом мы составим на основе дневника и выписок из книги сокращенную программу-таблицу, такую, как мы cделали для Сони: https://goo.gl/WRwX3nПро портедж.
Вы серьезно подошли к составлению программы и хорошо, что педагоги и родители при этом сотрудничали.
Мы долгое время работаем по системе портедж
Вернее используем их тест таблицы и методику подбора заданий для родителей.
Но мы не использовали карточки с заданиями.
Нужно учесть, что портедж- специалисты, обычно не имеют специального образования, а алгоритм заданий, заложенный в портедже, позволяет им или родителям подобрать задания и без глубоких знаний по коррекционной/лечебной педагогике.
Наши педагоги задания составляли сами, они были комплексными и, кроме игровых занятий включали повседневную деятельность, с помощью которой можно достичь тех же целей, но без длительного повторения.
Решили давать родителям и программу-таблицу и ежедневный план. Нам кажется, что таблица поможет родителям легче придумать забаву ребенку без привязки к плану. То есть, план обязателен, а в таблице можно подсмотреть, чем занять ребенка, когда заканчивается родительская фантазия :)
Как вам такое направление работы?
Мы давали задания на неделю или даже две.
Это позволяло гибко выполнять задания, особенно из повседневной жизни. Например, у вас задание заключается в том, чтобы размещать предметы в определенное место, в зависимости от формы, величины, цвета или назначения. На занятии ребенок использует ящик форм, в быту складывает игрушки в разные места: мячи в корзинку, книги на полку, машинки в гараж под стол. Кроме того он может рассортировать одежду по цвету и сложить в стиральную машину. Очень сложно жить обычной жизнью, когда тебе предложен жесткий план и ты должен убирать или стирать в строгом соответствии с ним.
А на следующий день уже дают новый план и ты живешь в состоянии цейтнота.
Если план составлен на неделю, то он напоминает, что делать во время стирки, но не диктует, когда ее организовывать.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#5

Сообщение Olexiy » 29 янв 2019, 23:11


Здравствуйте, Полина Львовна и участники форума.
Во время долгих зимних каникул провели подготовительную работу, оформляем сейчас сокращенные программы-таблицы для всех детей в нашей группе.
...еще добавили задания и игры из книги "Малыш с синдромом Дауна", соответственно возрасту.
Дети в нашей группе разного возраста, и, выходит, что по книге одни и те же задания получит младшая Диана в 25 месяцев, и старший Егор в 40.
Это нас немного смущает Но, наверное, ничего такого в этом нет? :)
Про возраст детей и сходные задания, несмотря на разницу в возрасте.
Обучение вообще построено по спирали и каждая тема может восприниматься на разном уровне.
Например, вы обсуждаете домашних животных.
Кто-то их покажет, кто-то назовет детским словом, кто-то взрослым.
Или вы работаете над фразой. У кого-то это фраза из жестов, у кого-то сочетание жеста и слова, у кого-то из слов. Ну и качество произнесения слов разное: аморфное слово, взрослое искаженное, взрослое полное.
Получается, что эти таблицы у нас будут состоять из двух частей: одинаковой для всех на основе рекомендаций из "Малыша" и изменяемой части, индивидуальной для каждого ребенка (на основе заполненного дневника).
Вот такая таблица занятий получилась на основе 7 и 8 этапа из "Малыша": https://goo.gl/8BefAj
Кажется, многовато занятий вышло, ведь к ним еще добавятся индивидуальные?
С другой стороны, таблица ведь "не обязательна к исполнению".
Решили давать родителям и программу-таблицу и ежедневный план. Нам кажется, что таблица поможет родителям легче придумать забаву ребенку без привязки к плану. То есть, план обязателен, а в таблице можно подсмотреть, чем занять ребенка, когда заканчивается родительская фантазия :)

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#6

Сообщение polina » 31 янв 2019, 12:44


Добрый день, Алексей и все-все.
Не сразу ответила - думала :).
Но надумала не много. Нужно пробовать, как пойдет.
Пока у меня только вопросы.
Общая часть у вас немного напоминает "потредж". Насколько родители будут справляться с тем, чтобы вписать эти требования в жизнь?
Это ведь не отдельное занятие - это другое отношение к жизни, общению, сотрудничеству с ребенком.
И про ежедневный план. Выглядит, как гиперопека/гиперпротекция родителей. Нет?

С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#7

Сообщение Olexiy » 27 фев 2019, 12:16


Здравствуйте.
Мы думали, как работать с нашими индивидуальными программами, чтобы сбалансировать финальный вариант между "необязательностью" и небольшим количеством заданий с одной стороны, и большим массивом информации и ежедневными заданиями, за которыми придется "гнаться" родителям.
Пока будем пробовать один цикл - две-три недели - чтобы понять, насколько будет комфортно родителям и эффективно для детей.
Такой план-памятка для родителей:
1. Индивидуальная программа ребенка, в первую очередь, не столько план отдельных занятий с ребенком, а помощь для изменения общения, сотрудничества и жизни с ребенком. В программе задействованы различные направления развития, и все они помогут изменить взгляд на ребенка, стать ему активной и самостоятельной.
2. Программа-таблица включает разнообразные задачи, занятия и направления развития, которые актуальны для конкретного ребенка. Программа не предусматривает (это не нужно и не возможно) ежедневного выполнения всех пунктов. Это памятка, которая поможет родителям предложить ребенку ту или иную игру в свободное время, или совместно с ребенком делать бытовые дела. В то же время, она поможет родителям не забыть актуальные и важные направления развития и включить их в повседневную жизнь и общение с ребенком.
3. Короткое задание на 2 недели обязательно к исполнению. Не стоит повторять все ее пункты ежедневно, но обязательно несколько раз повторить их в течение 2 недель. В задании приведены возможных вариантов, в качестве примеров. Можно и стоит на их основе придумывать и использовать свои идеи на те же темы.
4. На основе программы-таблицы и по примеру, надо составить похожее задание для ребенка и использовать его в игре и быту.
5. Более подробно об играх, заданиях и важных моментах в общении с ребенком можно прочитать в разделах 7-8 книги "Малыш с СД".
Пример индивидуальной программы-таблицы
Пример короткого задания
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#8

Сообщение polina » 02 мар 2019, 16:26


Извините, пропустила тему из-за командировки.
Прочитала вашу инструкцию.
Понятно, как мне кажется.
И очень нравится короткий план. Я бы сделала еще одну графу для родителей, например, придумали что-то другое или что-то не получилось, или возник вопрос.
И у меня вопрос: как работает программа-таблица?
Помогает?
Какие отзывы родителей?

С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#9

Сообщение Olexiy » 07 мар 2019, 00:24


Спасибо.
Программа-таблица сделана в виде списка актуальных задач на основе соответствующих возрасту ребенка глав книги "Малыш с СД" + пункты отмеченные +- из Дневника развития.
Родителям такая комбинированная программа понравилась. Короткий план позволяет спокойно применять игры и задания, которые порекомендовал педагог (это авторитетно и профессионально). К тому же, понятно, что задания охватывают сразу несколько пунктов из программы-таблицы, к тому же это объясняли. Надеемся, что такое наглядная демонстрация комбинации отдельных навыков в цельной игре поможет родителям и самим выработать такой стиль общения с ребенком.
Про таблицу отзывы пока только позитивные :) Удобно ее проверять вечером, припоминая, чем занимались с ребенком. Это мотивирует, потому что виден результат дня, понятно, что даже в бытовых делах можно применять действия и задания, которые развивают ребенка. К тому же, таблица, как "короткая версия" книги с дневником, позволяет не перечитывать главы, а сосредоточиться на конкретных задачах, которые всегда перед глазами.
Относительно количества времени, которое посвящается "обработке" ребенка. Конечно, все зависит от темперамента и личной истории каждой семьи. В каком-то случае, таблица поможет упорядочить разносторонне направленных родителей, которые хотят прямо "работать над развитием" ребенка, и направит их усилия в правильную сторону. Наверное, в каком-то случае будет риск излишнего давления на ребенка - "вижу план, не вижу препятствий", но, думаю, это можно попробовать скорректировать педагогу или психологу в разговоре с родителями и презентации программы.
В общем, отзывы пока хорошие (еще не говорили со всеми родителями). Решили продлить первое задание еще на неделю-две.
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#10

Сообщение polina » 14 мар 2019, 15:51


Добрый день, Алексей.
Значит вы нащупали то сочетание общего и конкретного, которое на напрягает родителей.
В общем, отзывы пока хорошие (еще не говорили со всеми родителями). Решили продлить первое задание еще на неделю-две.
Оно было слишком сложным и насыщенным для ребенка или даете родителям время разобраться?
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»