Создание группы социальной адаптации

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#151

Сообщение polina » 20 июн 2018, 13:21


Все думаю о ваших занятиях и поняла, как мне кажется, в чем дело.
Ведущие ставят перед собой слишком обширную цель: выучить предложенное здесь и сейчас и всеми детьми.
Это не верный подход
Задача фронтального занятия обучить детей воспринимать материал фронтально (а не индивидуально), слышать общие задания, понимать, что они относятся и к ним и выполнять их либо вместе со всеми детьми, либо индивидуально, когда назовут имя или спросят, кто хочет...?
В отношении знаний - задача группового занятия - правильная презентация, затем продвидвижение по уровням сложности.
Например, познакомили с двумя игрушками, родите видели, как это происходило и это их задание на дом.
В следующий раз вы повторяете фронтально названия этих двух игрушек (слово, жест) и знакомите с тем, как различать эти игрушки: что говорит и делает взрослый и как может ответить ребенок. И это тоже задание на дом. И так далее.
Когда групповая работа в основном состоит из индивидуально опроса - это долго и неинтересно детям и не оставляет простора для действий родителей дома.
Спрашивать, подходя к ребенку, конечно, тоже хороший прием, но он используется на первых этапах знакомства с новой темой. Поэтому на каждом занятии такого индивидуального подхода должно быть мало - в основном должны использоваться вопросы ко всей группе. Отвечают либо все вместе, либо тот кого назвали или кто проявил инициативу и вышел сам.
Возможно, это вам покажется спорным, но все же подумайте о том, чему вы хотите научить на групповом занятии и что можно отдать на индивидуальные занятия и семье.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Елена Агапе

#152

Сообщение Елена Агапе » 21 июн 2018, 12:03


Добрый день, Полина Львовна!
Возможно у вас есть цикл видео занятий с одной группой, где видны все этапы работы по введению, изучению новой лексики(4-5 занятий)
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#153

Сообщение polina » 21 июн 2018, 14:32

Добрый день, Полина Львовна!
Возможно у вас есть цикл видео занятий с одной группой, где видны все этапы работы по введению, изучению новой лексики(4-5 занятий)
Лена, добрый день. К сожалению нет. Мы снимаем группы довольно редко.
Но ваше предложение очень интересное. Мы о нем подумаем. давно хотим установить камеру, которая будет все снимать.

А пока предложу вам эти отрывки с комментариями.
https://downsideup.org/ru/catalog/video/vyzyvanie-aktivnoy-rechi Адаптационная группа - расширение звукового репертуара
Здесь хорошо видно, что сначала задания выполняются всеми вместе, а потом каждым. Тот, кто уже сказал раньше, может не отвечать. Так экономится время

https://downsideup.org/ru/catalog/video/muzykalnaya-igra-zainka Изучение и повторение жестов
Многие жесты можно учить в кругу. Здесь , в основном используется фронтальная форма занятий. Если жесты выучены, на них можно не тратить время на логопедическом занятии.

https://downsideup.org/ru/catalog/video/formirovanie-ponyatiya-bolshoy-malenkiy-na-gruppovoy-zanyatii Групповое занятие. Пример сочетания индивидуальной и фронтальной работы.
Это занятие я разберу подробнее:
Основная тема БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ. Я специально выбрала это занятие, как подходящее вам по возрасту и теме.
1. Стучим по сундуку. - фронтально. Совсем не обязательно это делать каждому ребенку. При такой форме дети жестом показали как они стучат, а внимание на ведущих сохранялось и интерес не рассеивался.
2. Кто это? Мишка уже знаком, поэтому они показывают жест фронтально.
Большой маленький - презентуют не первый раз, но знают его не твердо. Поэтому идет сочетание индивидуальной и фронтальной работы. И задания не однотипные. Большого мишку нужно назвать (жест) а маленького показать при выборе из двух.
3. Игра с мишками "Прятки". Инструкция дается для всех. Далее спрашивают о том, кто хочет сказать и вызывают того, по кому видно, что он хочет (потянулся, стал вставать со стула, просто очень заинтересован). Дети активны, он сами хотят выйти и выполнить задание. Потом они сами поворачиваются и садятся на стульчики. Никто не утаскивает их спиной к стулу.
4. Игра "Покорми"
Презентация - фронтально.
Выполнение индивидуально. Для экономии времени в этот раз подходят к каждому ребенку.
5 Мяч большой и маленький. - прятки .
Фронтальное задание с натуральными объектами, индивидуально- на картинках.
6. Мяч и машина- фронтальное задание.
Выполняется по желанию и не всеми детьми.

Все задания обращены ко всей группе. Выполняют задания вначале наиболее активные, потом уже охотно и понимая, что их ждет остальные.
Дети максимально активны. такая форма не вызывает их протеста и максимально приближена к тому, как проводится занятие в старшей группе (без родителей) и в детском саду.

С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#154

Сообщение polina » 21 июн 2018, 16:06


Физкультурное занятие 6 июня
Хорошее занятие. У детей есть возможность самостоятельного выполнения заданий. Поддержка минимальная.
Очень хорошо видна динамика. Если сравнить перешагивания внутри "стремянки" то разница огромная.
Видно, что родители хотят помогать детям и очень правильно ведущие настаивают на самостоятельном выполнении. Слово "САМ" ведущее для этого возраста.
Очень понравился на этом занятии Тимур: активный, все делает охотно, самостоятельно.
Это для вас материал для размышлений.
У меня, как всегда, есть вопрос: Большие и маленькие ноги.
В чем цель делать это на месте? Они могли бы идти к цели - вперед, большими и маленькими шагами. По детям видно, как им хочется передвигаться.


Все остальное очень хорошо: интересные цепочки, последовательность разнообразная, доступная детям.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#155

Сообщение polina » 22 июн 2018, 12:47


Не отпускает тема организации занятий и потому решила продолжить.
Логика занятий у вас может оставаться без больших изменений, то есть содержание и последовательность усвоения не меняется. Но вот форму и насыщенность нужно менять. Лучше не повторить лишний раз, или спросить не всех или даже пропустить этап занятия, но дать детям действовать самим. Если два похожих вида заданий, например, различение большого и маленького мишки, большого и маленького мяча, то спрашивать можно часть детей про мяч, а часть про мишку. Мы это делаем, обычно, через одного. Это делает занятие более динамичным, но никто ничего не пропускает, потому что, когда отвечает один ребенок, то двое сидящих рядом тоже видят, а часто и показывают. Их тоже нужно похвалить, показать, что ведущий заметил их ответ. Так мы поощряем их инициативу.
Почему это важно?
Нужно спросить себя, к чему мы готовим детей?
Без сомнения, к включению в общество. Ближайшая перспектива - детский сад, потом школа и одновременно с этим, окружающая социальная среда.
Что нужно привить детям для того, чтобы они были успешны?
Начнем с детского сада.
Неумение учиться и жить в коллективе сверстников - основная проблема каждого ребенка. В том числе, и наших детей:: они ждут, когда к ним подойдут и лично скажут, спросят. А нужно слушать, слышать и понимать общую инструкцию и относить ее к себе.. И спрашивать в детском саду и школе будут не всех по всем вопросам. И к этому тоже нужно привыкнуть. И будут спрашивать, кто хочет ответить и ребенок должен уметь показать на себя или поднять руку.
Если мы этому не научим - будет сидеть в уголке, а может быть, и мешать проведению занятий.
Вот этому и нужно учить. А добиваться полного усвоения можно дома, в быту, в игре.
К сожалению, для многих взрослых в отношении детей, пассивное поведение, беспрекословное подчинение - это удобный вариант. Есть дети, которые не дадут с собой это проделать, а вот наши - уязвимы в этом смысле. Но, что самое удивительное, когда они взрослеют это выливается в протестное, а иногда и неприемливое поведение. Взрослый, как бы отыгрывает все, что не получил в детстве. Ему не давали пробовать, ошибаться, выбирать. И когда он стал подростком он не умеет самостоятельно оценивать разные ситуации. Он легко поддается влиянию окружающих, не анализируя, хорошо это или плохо. Сказали делать - нужно делать.
Правильно ли это? Вспомним, где требуется беспрекословное поведение: тюрьма, армия, тоталитарная секта.
В свободном обществе важна личность ребенка, его мнение, желание, нежелание. Первое, чему учат детей наши зарубежные коллеги - это умение адекватно отказаться.

Ну и приведу пример, свидетельницей Которого я была. Мама хотела поменять футболку девочке 12-13 лет. Мама молча зашла сзади и начала стаскивать. Девочка стала отбиваться и кричать. Поменять не удалось. И мама прокомментировала, что вот так девочка всегда сопротивляется. Но раньше удавалось заставить, а теперь уже не хватает сил.

Методы принуждения идут от старого варианта АБА терапии, в современном варианте действует, в основном система поощрений.
Кроме того, это метод создан для детей с выраженными формами РАС и используется временно, пока у детей нет навыков взаимодействия и общения.
Но и в работе с детьми с РАС при использование АБА тоже не все так однозначно. Здесь можно прочитать одно из мнений по поводу данного метода регуляции поведения.
http://https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/desjat-argumentov-protiv-aba-terapii

Метод, безусловно, удобный для взрослых, не нужно думать об чувствах детей, не нужно думать о мотивации, не нужно придумывать интересные, соответствующие развитию игры. Все просто: следуй простой технологии, а что происходит с ребенком - не имеет значения.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#156

Сообщение Olexiy » 26 июн 2018, 22:03


Спасибо, Полина Львовна, обдумываем обновленный подход к нашей группе.
Ведущие ставят перед собой слишком обширную цель: выучить предложенное здесь и сейчас и всеми детьми. Это не верный подход
Задача фронтального занятия обучить детей воспринимать материал фронтально (а не индивидуально), слышать общие задания, понимать, что они относятся и к ним и выполнять их либо вместе со всеми детьми, либо индивидуально, когда назовут имя или спросят, кто хочет...?
В отношении знаний - задача группового занятия - правильная презентация, затем продвидвижение по уровням сложности.
Например, познакомили с двумя игрушками, родите видели, как это происходило и это их задание на дом.
Возможно, это вам покажется спорным, но все же подумайте о том, чему вы хотите научить на групповом занятии и что можно отдать на индивидуальные занятия и семье.
Расскажите, пожалуйста, а как организована мультидисциплинарная работа в Даунсайдапе? Каким образом взаимодействуют педагоги, которые проводят индивидуальные, групповые занятия, как формируется домашнее задание родителям? И, самое главное, каким образом это увязывается в единое целое?
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#157

Сообщение polina » 28 июн 2018, 11:21


Добрый день, Алексей. Добралась до вашего вопроса.
Расскажите, пожалуйста, а как организована мультидисциплинарная работа в Даунсайдапе? Каким образом взаимодействуют педагоги, которые проводят индивидуальные, групповые занятия, как формируется домашнее задание родителям? И, самое главное, каким образом это увязывается в единое целое?
О педагогах и преемственности. У нас те педагоги, которые занимаются с детьми индивидуально, проводят и группы. так что преемственность этим и обеспечивается. Если педагог занимается только индивидуально, он присутствует на логопедической части занятия. Если у педагогов есть вопросы, сложности - они обращаются за помощью к коллегам (логопедам, психологам, специалистам, которые прицельно занимаются двигательным развитием.
О программах: Сейчас мы перешли на дневник развития и родители с помощью педагогов составляют программы.
Если возник вопрос, а встреча с педагогом нескоро - обращаются на форум.
Уровень детей, конечно не одинаковый, но вполне соотносимый и друг с другом и с программой группы.
Приблизительная программа группы есть в книге по социальной адаптации, но, естественно, адаптируется под конкретный состав. Если у кого-то из детей есть значительное отставание или опережение - это решается индивидуально.
О домашних заданиях и участии родителей
У нас нет цели, чтобы родители повторяли наши занятия, даже наоборот, вы поняли, что это мешает ребенку - ему скучно и не интересно на групповом занятии.
Что мы хотим донести родителям?
Чем заниматься и как.
Чем - в основном требует знания словаря - все остальное вполне запоминается на занятии.
Словарь контролируют родители по таблице и сдают педагогам. Это позволяет составить профиль группы и ориентироваться на скорость продвижения по программе.
Дополнительные задания педагоги пишут в личный кабинет
Кроме этого, у нас есть родительский клуб, где по запросам родителей педагоги знакомят с методиками.
Все приходит рассылка "помогайка"
Много материалов есть в наших журналах.
Если тема на занятии сложная и нужно что-то дополнительно разъяснить, то во время свободной игры, один из педагогов собирает родителей в кружок и они беседуют. Это очень удачный вариант, так как позволяет родителям убедиться, что дети обходятся и без их контроля. Таким же образом наблюдение за игрой и комментарии может организовать и психолог, который присутствует на занятии.
После занятия родители могут обсудить интересующие их вопросы с педагогами и психологом.
Время от времени для занятий дома раздаются картинки, символы. Сейчас, с выходом пособия "начинаем говорить", стало с этим намного проще.
Вот как-то так. если есть вопросы - постараюсь ответить.

С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#158

Сообщение Olexiy » 14 июл 2018, 16:20


Здравствуйте, Полина Львовна.
Спасибо за комментарии и детальные объяснения. как раз актуально для нас, чтобы определиться с программой нового учебного года.
Давно не выкладывал физкультурные занятия.
У меня, как всегда, есть вопрос: Большие и маленькие ноги.
В чем цель делать это на месте? Они могли бы идти к цели - вперед, большими и маленькими шагами. По детям видно, как им хочется передвигаться.
Была цель проверить, насколько хорошо дети смогут выполнять активные упражнения на месте, ведь есть много подобных упражнений, в том числе и в детском садике. Пока еще не готовы, поняли :)

Физкультурное занятие 4 июля
1. Перенос мячиков с помощью ведерка из одной корзины в другую. Корзины на возвышении. Групповая работа, обучение ориентироваться среди группы детей. Имитация бытовых заданий. Поднимание рук вверх.
2. Перекидывание мячиков через барьер. Снова групповая работа. Сложная последовательность действий. Приседание и ползание.
3. Близко-далеко, низко-высоко.
4. Цепочка: перешагивание через бревнышки, наклонная узкая доска, приседание с прыжком.
5. Цепочка: ступени, бросание мяча (поднимание рук), широкая ровная доска, залезание на шведскую стенку.
Заметили, что во время цепочек, дети, которые не выполняют задание, скучают (это в лучшем случае). Стоит ли как-то организовать их ожидание? Стоять в очереди они вряд ли будут. Как-то формализировать "зону ожидания" - например, все сидят в бассейне с шариками? Придумать какое-то "фоновое" занятие или такой вариант отвлечет их от физкультуры?
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.02.2024 20:06

#159

Сообщение polina » 16 июл 2018, 14:51


Добрый день, Алексей и все-все.
Спасибо за занятие. Очень понравилось и в плане оборудования и плане организации. Дети активны, заинтересованы, нет протестов. Ну и видна огромная динамика в развитии детей.
Есть некоторые соображения, которые, помогут, практически, ничего не меняя, упростить структуру и сделать ее понятной детям.
1. Перенос мячиков с помощью ведерка из одной корзины в другую. Корзины на возвышении. Групповая работа, обучение ориентироваться среди группы детей. Имитация бытовых заданий. Поднимание рук вверх.
Интересное, понятное и практически оправданное задание. Все продуманно, дети активны, понимают смысл задания.
Хорошо подведен итог. Можно добавить: в начале задания сказать, что здесь много шариков, а здесь не одного. А в конце сказать, что теперь здесь ни одного, а здесь много.
2. Перекидывание мячиков через барьер. Снова групповая работа. Сложная последовательность действий. Приседание и ползание.
Интересное задание, детям нравится, но возникла небольшая путаница во время выполнения, которую легко можно устранить, использовав ту же стратегию, что и в первом задании. А здесь дети одновременно движутся в двух направлениях, одни должны взять и бросить мяч и пролезть без мяча, другие взять и пролезть с мячом. Мне кажется, что нужен второй ящик за веревочкой: подошли, бросили мяч, пролезли взяли мяч и положили во второй ящик.
3. Близко-далеко, низко-высоко.
Очень хорошо и охотно выполняют задание дети. Вообще, возросшая самостоятельность и активность детей, а также умение взрослых давать им свободу - характеризует все занятие и очень радует

4. Цепочка: перешагивание через бревнышки, наклонная узкая доска, приседание с прыжком.
Это не очень длинная цепочка и дети достаточно терпеливы.
Хорошо, что детям предоставляется выбор: идти с поддержкой или без. Если кто-то боится, его лучше спросить перед началом задания: сам или дать руку? Тогда не будет испуга и плача, а ребенок научится выбирать и жестом или словом сообщать о своем решении: сам - ладошку на грудь, с поддержкой - протянутая рука. Так, например, просила Соня.
5. Цепочка: ступени, бросание мяча (поднимание рук), широкая ровная доска, залезание на шведскую стенку.
Заметили, что во время цепочек, дети, которые не выполняют задание, скучают (это в лучшем случае). Стоит ли как-то организовать их ожидание? Стоять в очереди они вряд ли будут. Как-то формализировать "зону ожидания" - например, все сидят в бассейне с шариками? Придумать какое-то "фоновое" занятие или такой вариант отвлечет их от физкультуры?
Это интересный вопрос и все зависит от цели: если цель только двигательная - дети могут заниматься еще чем-то, а если цель - научить дожидаться очереди, то просто нужно облегчить столь долгое ожидание. Должно быть, как в парке на горке: один ребенок съезжает, другой стоит на верхней площадке и ждет, а третий начинает подниматься по ступенькам. Отслеживать могут родители, а педагоги могут стоять в проблемных точках.
Дети, кстати, так и порывались делать.
Еще одно, косвенно касающееся занятия.
Когда Сонечка выполняла второе задание (пролезание под барьер с мячом, кто-то из детей плакал. Видно было, что ее это волнует, она не выполняет задание, прислушивается, смотрит, а ее пытаются заставить выполнять задание, как будто ничего не происходит.
Вы уже, наверное поняли, к чему я веду. Мы ведь не хотим учить детей быть равнодушными к чужим переживаниям и продолжать делать свое дело, игнорируя происходящее.
Лучше было бы прокомментировать то, что происходит и переживания Сонечки.
Например: ... плачет, он упал/устал итд мама его пожалеет и все будет хорошо.
Можно подойти и пожалеть, если ребенок хочет это сделать. "Тебе жалко? Хочешь погладить?"
Мне кажется, что это важнее порядка выполнения заданий.
Еще раз спасибо за чудесное видео.


С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
Olexiy
Последний визит: 16.11.2021 13:27
Дети:
София
26.02.2016

#160

Сообщение Olexiy » 02 авг 2018, 17:04


Здравствуйте, Полина Львовна и все :)

Логопедическое занятие 17 июля. Закрепление понятий “большой/маленький”, “такой же”
Опишу те проблемные моменты в занятии, которые мы отметили.
1) Приветственная песенка
2) Постучим по корзине
Дети выходят, проявляют интерес и инициативу, но и хотят продолжать игру.
3) Презентация игрушек - одновременно большой и маленькой. Заметили, что если показывать две игрушки разной величины одновременно, то дети понимают, что именно имеет в виду педагог, когда спрашивает “Какой?”, имея перед глазами предметы для сравнения.
4) Даем пить/есть/расчесываем/садим персонажа орудием(на) соответствующей величины + дополнительное задание.
Дети хотят продолжать игру, не хотят возвращаться на место.
5) Выбор действий на карточках.
Более-менее спокойно, некоторые дети не хотят отдавать карточки.
6) Выбор карточки, такой же как предложенный предмет.
Снова хотят играть с предметами.
Основное наблюдение - дети стали более активными и самостоятельными, что, конечно, прекрасно. Но эта активность побуждает их на отвлечения от занятия.
Видим, что есть проблемные моменты, которые побуждают нас менять формат групповых занятий. Мы, кажется, в этот раз постарались учесть ваши предыдущие рекомендации. Но у нас немного детей на занятии (бывает и трое), и нам кажется целесообразным, все же, оставить индивидуальные задания для каждого ребенка. Мы видим, что остальные часто за этим наблюдают и реагируют на них.
Быть может, как-то можно изменить это конкретное занятие, чтобы оно получилось более эффективным?
Ответить

Вернуться в «ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ»