Инклюзия: обучение или жизнь

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 14.08.2020 13:08

#1 Инклюзия: обучение или жизнь

Сообщение polina » 22 янв 2018, 15:34


Что такое инклюзия? Только ли обучение? Можно ли обучаясь в специализированной школе, создать условия для инклюзии?
Таких вопросов очень много дать на них однозначный ответ сложно, а иногда и невозможно. Слишком много факторов оказывает влияние на ситуацию.
Напомню определение инклюзивного образования: это специализированное обучение, учитывающее особенности ребенка, реализуемое в среде нормотипичных сверстников. С моей точки зрения, ключевым здесь является "специализированное обучени". Если для него не создано условий (сокращенное количество детей, специалисты, тьюторы) - школу инклюзивной считать нельзя.
Напомню еще один факт: специальный педагог, который знает, как организовать обучение детей с теми или инными особенностями развития - учится этому пять лет, а затем регулярно проходит курсы повышения квалификации. Поэтому неудивительно, что те родители, которые с трудом добились обучения детей в обычной/массовой школе, недовольны уровнем обучения.
На этом я пока остановлюсь и предложу вашему вниманию историю одной девочки, которая когда-то была в программах Даунсайд Ап, а потом семья перехала в Израиль.
Полиночка была в нашей службе ДСА до года, я проводила у них домашние визиты.
Потом они уехали в Израиль, но время от времени приезжали к нам на консультацию. Ее мама, Лариса Зимина, иногда пишет мне и делится новостями.
Девочка после отъезда начала посещать ясли, потом детский сад, и ее маму очень волновало, что с Полинкой мало занимаются, а вместо этого учат играть, наводить порядок, кататься с горки, дожидаясь свое очереди, ездить на велосипеде. Она хотела найти дополнительных специалистов, чтобы все-таки проводить дополнительные занятия, но потом решила довериться той системе, которая считается эффективной в стране: социализация и развитие на ее базе.
Здесь сайт Поленьки http://takayapolina.ru/#project
И две интересные статьи в нашей прессе:
https://relevantinfo.co.il/takayapolina/
https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5069170,00.html

Мы списались с Ларисой и я задала ей вопросы на интересующую нас всех тему.
Интервью с Ларисой Зиминой
- Лариса, можно я некоторые твои слова размещу на форуме в виде цитат?
- Нужно:) можно прямо с фотографией, лучше, конечно, Поли:)))
- Там уже висит ссылка на статьи, есть ваши фотографии, но я хочу немного рассказать и о том, что мы сейчас говорили - об инклюзии в обучении и в жизни..
-
______________________________________________________________________________________________________
Полине сейчас 14 лет и она переходит из младшей школы в среднююи старшую, где будет учиться до 21 года.
Мама, конечно, волнуется:
Сейчас они - старшие в школе, а в следующем году будут младшие, а там будут взрослые ученики по 20 лет и там все другое.
Учится девочка в специализированной школе:
Мне мой профессор-консультант сказал, что она не готова к обычной, и она пошла в специальную, я ни разу не пожалела
Они там пашут как бешеные - учителя, очень много с ними работают
Полина читает, пишет, считает плохо правда
В спецшколе много специалистов, подвозка, занятий в сто раз больше и она королева школы. а так была бы дурочкой для битья

мне кажется, что Поля такая растет именно потому, что ей никто в жизни не сказал, что она особенная в плане "хуже". она и уверена, что она лучше всех, это помогает. Ну я, конечно, поддерживаю - фотосессии, балет и все такое
Варианты обучения
Лариса, какие варианты обучения есть в вашей стране? Кто принимает решение при их выборе?
В Израиле родители, по большому счету, отвечают за ребенка. Есть комиссия, которая предлагает школу, но можно упереться, и если ребенок не агрессивный и не опасен для себя или других, то его посадят в ту школу, на которой родители настаивают. Сложнее получить сопровождение - это кучу денег стоит.
И есть 3 варианта: спецшкола,
маленький класс в обычной школе
или обычный класс с сопровождением
Мэрия прижимистая, сопровождение не торопится давать, но в принципе там сидят спецы и советуют по делу.
Так вот чаще всего они советуют спецшколу, и не зря, там условия в сто раз лучше, чем в обычной, все сотрудники с соответствующим образованием, даже пожертвования меценаты скорее дадут спецшколе чем обычной
На что ориентирована спецшкола? Какие предметы там есть кроме академических?
Очень много всего, что направлено на социализацию.
Например один день в неделю - кафе. Дети приходят с деньгами и половина из них- посетители, половина - официанты, потом день на море - плавают, чего-то там делают на лодках, еще они ездят в совхоз и там работают.
Ну и в школу приходят спецы с собаками - лечат детей общением и учат обращаться с животными.
Был проект с бассейном - учили плавать
К ним все время кто-то приходит: то солдаты то дети, то верующие
А что вы сами делаете для социализации?
Ничего специального. У меня трое детей, Полина старшая. Она в 17.00 приходит из школы. Я ее на кружки вожу и в театры, и на выставки и на концерты. Это, практически, все.
Про речь
Лариса, а как у Поленьки с речью? Вы занимались этим дополнительно?
Занимались, и все равно недостаточно хорошо: когда торопится - заикается, иногда открыт рот, хотя и старается и работает.
Думаю в следующем году вернуться к логопеду, надо бы все время, но у меня детей-то трое, это не очень просто все...
Но уровень речи у нее очень высокий, и читает она отлично, даже неадаптированные книги на иврите читает и понимает
Это замечательно. Как ты счиатешь, без логопеда вы бы этого не достигли?
Ну тут нет такого: без логопеда, логопед есть всегда: в спецсаду и спецшколе, просто они разного уровня.
Мы почти всегда посещали еше и частного логопеда на индивидуальных занятиях, причем специалисты разные были, от очень хороших до "так себе". Думаю, что без дополнительных занятий было бы хуже.

А кроме логопеда, вы привлекали дополнительных педагогов?
Ипотерапия, арт-терапия, балет, 2 года в театральном кружке, логопеды...
Дайте вспомнить...
Ну еще всякие программы типа "Перах" (Цветок) - это когда студенты занимаются по нескольку часов в неделю

Подробнее про социализацию
Лариса, ты сказала:
Например, один день в неделю – кафе: приходят с деньгами и половина - посетители, половина - официанты, потом день на море - плавают, чего-то там делают, на лодках плавают, они ездят в совхоз и там работают.
Это часто происходит? Они учатся в эти дни?
Все это бывает каждую неделю. Кафе - это просто большая перемена в один из дней, учебе не мешает.
Они уверены, что умение заплатить и дать сдачу в кафе полезнее урока математики (и я согласна)
Кроме того, это быстрее учит счету

А вот морские занятия (там не плавание, а что-то типа мореведения) и занятия на природе - сельское хозяйство – занимают целый день.
Я даже не уверена, что они в эти дни учатся.

Ну то есть профессором ей не бывать, но читать-писать она умеет.

Я точно знаю, что учеба в чистом виде в их школе явно не главное и
при этом Полина довольно успешно продвигается
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «"ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ"»