Занятия по развитию общения и речи "Начинаем говорить"

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 18.09.2020 13:52

#1 Занятия по развитию общения и речи "Начинаем говорить"

Сообщение polina » 02 фев 2016, 00:00

Уважаемые участники форума, всех вас волнует развитие речи ребенка, и вы часто спрашиваете, когда нужно начинать занятия с логопедом.

К сожалению, очень сложно найти логопеда, который имеет опыт организации занятий с детьми раннего возраста и поэтому мы всегда рекомендуем близким ребенка активно включаться в этот раздел занятий.
Когда начинать развивать речь ребенка? С рождения! Как это сделать подробно описано в книге: "Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна".
В дополнение к книге создана тема: "Развиваем общение и речь с рождения"

В книге и в теме рассматриваются все стороны развития речи: подробно описано, как общаться и играть с ребенком, стимулировать гуление и лепет, что делать для развития понимания речи. При чтении книги, нужно обращать внимание и на приложения, которые дополняют основную часть. Там вы познакомитесь с развитием речевого дыхания, массажем лица и рта, приемами правильного кормления и многому другому.
Тема, посвященная развитию речи с рождения, интересна тем, что в ней вы можете посмотреть видеоматериалы, которые буду все время пополняться. И это поможет вам не только прочитать, но и увидеть все, о чем говорится в книге.


В дополнении к тому, что написано в этой книге, разработана и опробована система развития собственной речи ребенка "Начинаем говорить".

О ней я как раз и хочу рассказать в этой теме.

Назову два важных условия, необходимых для развития речи:

1. Речь формируется в процессе общения, которое осуществляется любыми доступными средствами, в том числе и неречевыми. Если у ребенка есть желание общаться и он использует жесты, движения, звуки, чтобы что-то сообщить, слушает то, что ему говорят окружающие, он быстрее начнет использовать речь чем ребенок, не умеющий вступать в диалог.

2. Речь и общение развиваются в совместной деятельности ребенка и взрослого. Поэтому так важно развитие движений, крупной и мелкой моторики и, особенно, совместное участие в игре и повседневной жизни.

Наш семинар по формированию компетенций показал, что у детей, у которых родители формировали простые бытовые навыки, развивалось понимание речи, появилась собственная речь, решились многие проблемы поведения.

На фоне всего, что я перечислила, важно, конечно и развитие языковых средств: использование слов, фраз и связной речи.
НАЧИНАЕМ ГОВОРИТЬ
Сейчас в ДСА разработана и проходит апробацию методика развития речи "Начинаем говорить".
Авторы Н.Ю. Штепа, П.Л. Жиянова


Для того, чтобы эта методика была успешной, требуется активное участие родителей. Это не волшебная таблетка и не чудодейственные способы, такие заманчивые, но не дающие реальных результатов.

Здесь на форуме мы эту методику обсуждали вместе с родителями, а потом они самостоятельно использовали в занятиях со своими детьми.

Я предлагаю вам для примера несколько тем, которые помогут вам понять, в чем заключается методика и принять решение об ее использовании. Эти темы выбраны не случайно: там уже видны результаты занятий, есть фотографии и видеофильмы.

Вот эти темы:

Девочка Варя

с 157 сообщения. Сашуля

с 452 сообщения. Костик
Воспользуюсь случаем, чтобы поблагодарить авторов этих тем за сотрудничество
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 18.09.2020 13:52

#2

Сообщение polina » 02 фев 2016, 13:06

Методика, о которой я написала выше, включает в себя глобальное чтение.
Сразу оговорюсь, что с методикой Глена Домана она никак не связана.
В основе разработок лежит наш отечественный опыт развития речи детей с потерей слуха (Э.И. Леонгард, Н. Д. Шматко, Пелымская Т.В.) и зарубежный опыт развития речи детей с синдромом Дауна (Великобритания, Австралия)
Данная методика позволяет детям со снижением слуха, со сниженной  скоростью восприятия речи не только   услышать, но и увидеть слово.
  Помимо табличек, которые ребенок соотносит с картинками, в методике используются карты "ладошки", для занятий над структурой слова и карты- схемы предложений.
Методика, о которой идет речь,  содержит два этапа:
1. Подготовительный  этап 
2. Этап развития речи  с помощью глобального чтения.
 Первый этап, как это следует из его названия, готовит ребенка не только к использованию глобального чтения, но и к  организованным занятиям.
 И как бы нам не хотелось перейти ко второму этапу, мы должны понимать, насколько ребенок готов к этому.
В этом нам помогут  критерии готовности ребенка  к этапу глобального чтения
1. Понимает 50 или более слов.
2. Проявляет интерес к картинкам,  понимает, что на них изображено, может на вопрос  "Где…?" показать жестом или взглядом.
3. Берет картинки в руки, кладет на стол, не рвет, не грызет
4. Подбирает парные картинки, понимает слово и/или жест «одинаковый», «такой же»
5. Подбирает  предметы к картинке,  играет в лото
6. Использует жест «одинаковый»,  «такой же»
7. Может назвать ряд картинок любым доступным способом,  включая  жесты и  «детские» слова
Примечание: Обязательными считаются первые четыре пункта.  Но, несмотря на то, что наличие собственной речи ребенка не является обязательным условием перехода к глобальному чтению,  наличие у ребенка слов  помогает ему более успешно заниматься на втором этапе.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 18.09.2020 13:52

#3

Сообщение polina » 06 фев 2016, 17:44

                                                              Как учить ребенка понимать обращенную речь, вы можете прочитать в  книге "Формирование навыков общения и речи" Приложение 3.
 
 
Что такое "говорильный альбом" и как его сделать?
Говорильный альбом. Если  у ребенка появились устойчивые обозначения людей, предметов,  животных  и действий, то их  изображения помещаются в говорильный альбом,  который вы можете сделать, поместив картинки, которые может назвать ребенок,  в альбом для фотографий. Смысл альбома  в том, чтобы «разговорить» ребенка.  Качество произношения на этом этапе не учитывается - принимается любой способ речевой  обозначения предмета.
Например, ребенок  говорит «му» (корова), бай-бай» или «аааа»,  (спит) чмокает (ест) сопит носом (ежик) – отметьте это в таблице и поместите  нужную  картинку или фотографию  в «говорильный альбом».
Таким образом, альбом должен постоянно  пополняться  картинками и фотографиями, которые  может назвать ваш ребенок. Вместо говорильного альбома можно использовать коробочку, из которой ребенок достает и называет картинки
 Картинки в говорильном альбоме подписывать не нужно.
Этот альбом/коробочка совместно с таблицей обследования словаря позволит  вам определить объем  словаря ребенка и планировать последующие игры и занятия
Если у ребенка начали появляться взрослые слова, но произносит их ребенок усеченно, можно начинать заниматься с ним структурой слова, используя карты-ладошки   (разработка Штепы Н.Ю.).                                                        
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 18.09.2020 13:52

#4

Сообщение polina » 07 фев 2016, 20:53

Image
Примерно так могут выглядеть карточки ладошки для занятий по стуктуре слова
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 18.09.2020 13:52

#5

Сообщение polina » 07 фев 2016, 20:54

Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 18.09.2020 13:52

#6

Сообщение polina » 07 фев 2016, 21:06

Использование карточек-ладошек
В раннем возрасте дети часто произносят слова неточно,  переставляя слоги или сокращая их количество.  Использование карт «ладошки» поможет вашему ребенку произносить слово четче, правильно воспроизводя слоговую структуру слова.

1 шаг
Для объяснения смысла упражнений подберите для обучения слова  которые ребенок произносит с сохранением слоговой структуры, например:  «мама»,  «сок», «каша», «машина». Качество произнесения звуков не имеет значения.
Односложные слова
Как заниматься?
1.     Положите перед ребенком картинку «сок» и попросите назвать ее.
2.     Подложите картинку  на карту с одной ладошкой покажите, как можно произнести слово, отхлопывая слог.
3.     Попросите ребенка повторить.
Если у ребенка нет односложных слов, начинайте с двухсложных.
 
Двухсложные слова
Когда ребенок  понял, что слог совпадает с хлопком, возьмите  картинку  «каша», положите ее на лист с двумя ладошками и произнесите,   слово «ка-ша», отхлопывая каждый слог.
Попросите ребенка повторить.
 
Трехсложные слова
Если ребенок научился произносить и отхлопывать  слова с односложной и  двухсложной структурой,  можно перейти  к словам с трехсложной структурой, если   они уже присутствуют в речи ребенка.
 
Как можно помочь ребенку?
  • Проговаривайте вместе, держа в руке руку ребенка. Использовать метод  «рука в руке»  можно только он не вызывает сопротивления ребенка:
  • Хлопните рукой малыша по первой ладошке, придержите руку и произнесите слог
  • Помогите хлопнуть по второй ладошке и произнесите второй слог
  • Используйте облегченные варианты упражнений: вы произносите слово, ребенок отхлопывает его или вы отхлопываете, а ребенок произносит. Обращайте внимание на совпадение  слова с хлопком по ладошке.
 2 шаг
Если ребенок понял принцип отхлопывания вы можете перейти к словам, которые ребенок говорит неправильно, например, например:   мыло - мы, банан -ба, корова - ова, собака - бака, машина -тина, 
 
Это должны быть взрослые слова, а не  звукоподражания, например, если ребенок  вместо слова   «собака» говорит «бака» - это  слово можно  использовать на занятиях. Если же ребенок говорит «ав»,  то для данного вида занятий слово не подходит.
  • Отхлопывание поможет ребенку воспроизводить количество слогов, и даже если вначале он будет говорить «бабака» - это будет делать его речь более четкой и внятной. Со временем это слово ребенок начнет говорить правильно – «собака»
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 18.09.2020 13:52

#7

Сообщение polina » 08 фев 2016, 22:33

  Что приготовить к занятиям?[/b]

 Как подобрать слова
 
Используйте таблицы обследования словаря. О них я напишу чуть ниже.

Вначале предлагается  взять слова, которые умеет говорить ребенок.
Это могут быть слова: папа, мама, имя ребенка.
 Можно взять слова из трех букв, например, дом суп шар
или двухсложные слова, например: мишка, ляля, банан, каша.
Качество звукопроизношения не имеет значения, но слова должны быть взрослые.
 Например, не мяу, а  кошка или киса. Если ребенок говорит " кока" - это слово годится для занятий.
Просмотрите словарь ребенка и найдите в нем слова, которые подходят для первых занятий.

Для занятий  вам потребуются:
  • Фото ребенка и близких взрослых (мама, папа, бабушка, дедушка, сестры, братья, домашние любимцы) - не все сразу, а для начала, например 2;
  • Картинки с изображениями, названия которых состоят из трех букв, например, суп  ( подбираем из первого словаря ребенка). Работу будем начинать с 3 картинок, по мере усвоения будем добавлять.
  • Таблички с написанными словами в 2 экземплярах (слова написаны печатными буквами).
Методика занятий
 1 ЭТАП СЛОВА
 
При знакомстве со словами ребенок учится:
1.Подбирать табличку к табличке (сличение табличек)
2. Подбирать табличку к картинке
3. Называть/читать табличку

 1 уровень.    Слова-названия. Предметные картинки.
1.Кладем перед ребенком 3 картинки: дом, суп, шар. Называем каждую. (мы должны быть уверены, что эти изображения знакомы ребенку).
2.Поочередно под каждую картинку кладем табличку с соответствующим словом. Проводим по табличке слева направо и «прочитываем» слово: Дом, суп, шар.
3. Просим ребенка сделать то же самое: «Прочитай сам». Учим проводить пальчиком по слову и в это время прочитываем слово сами еще раз: «дом».
Аналогично поступаем с каждой следующей табличкой.
Итак: перед ребенком лежит 3 картинки, под каждой – соответствующая табличка со словом.

4. Кладем перед ребенком  второй экземпляр любой из из трех табличек  со словом (вот для этого нам нужны парные таблички), например, «суп». Просим: «Найди такую же табличку» или «Найди такое же слово».

Обратите внимание на инструкцию: Мы не просим найти картинку «Суп» Или не называем вслух слово, которое требуется найти. Нам важно, чтобы ребенок на этом этапе  на основе зрительного сличения находил парную табличку со словом. Помогаем подвинуть табличку под другую табличку и сравниваем их вместе с ребенком: «Посмотри, эти слова  одинаковые (такие же)» или «Нет, они разные».
На данном этапе учим ребенка перемещать парные таблички, сравнивать написанное, определять, одинаковые они или разные.
 Слова-действия.  Сюжетные картинки

Упражнение «Парочки» со словами-действиями можно начинать, не дожидаясь, когда ваш малыш освоит все слова-названия. То есть вы можете работать со словами-названиями и словами-действиями одновременноЕсли требуется помощь взрослого, помогаем проводить пальчиком по табличке со словом в нужном направлении. Ребенок сам или с помощью взрослого проводит пальцем по табличке, взрослый называет слово.
 
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 18.09.2020 13:52

#8

Сообщение polina » 09 фев 2016, 18:42

С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 18.09.2020 13:52

#9

Сообщение polina » 10 фев 2016, 20:33

2 уровень. Различение табличек/ Подбор пар «Картинка-табличка»
 
Если ребенок  научился узнавать изображение на картинке, умеет подбирать парные картинки друг к другу и парные таблички друг к другу  можно предложить ему следующие упражнения, которые требуют от него умения   выбрать нужную табличку и  соотнести ее с картинкой.
 
 Слова названия. Предметные картинки
 Вам понадобится: одна предметная  картинка, например,  «сок» и две  таблички, например,  «БАНАН» и «СОК»
 Как играть?
1.     Положите перед ребенком одну картинку, например,  «сок» попросите назвать ее.
2.     Положите перед ребенком две таблички «БАНАН» и «СОК» предложите подобрать нужную табличку. Спросите: «Где написано «СОК»?
3.     Предложите подложить табличку под картинку и прочитать, проводя пальчиком слева направо.
 
Слова-действия. Сюжетные картинки
Вам понадобится:
  одна  сюжетная картинка «мишка едет»,  две таблички «ЕДЕТ» и «СПИТ»
 Как играть?
1. Положите перед ребенком картинку, например,  «мишка едет» и попросите сказать, что делает мишка.
      2.Положите перед ребенком две таблички   «ЕДЕТ» и «СПИТ» и попросите подобрать нужную табличку. Спросите: «Где написано «ЕДЕТ»?
3. Предложите подложить табличку под картинку и прочитать, проводя пальчиком слева направо
 
Дополнительные упражнения:
«Найди картинку по слову»
Подпишите каждую картинку с обратной стороны
·       Разложите картинки на столе вниз изображением. Например, используются три картинки: «мяч», «машина», «кошка»
·         Попросите ребенка показать, где мяч. Ребенок,  ориентируясь на надписи находит  и  показывает нужную картинку.
·       Переверните картинку изображением вверх, чтобы ребенок убедился в правильности выполнения. Это похоже на игру "мэмори", но карточку ребенок находит не по памяти, а соотнося услышанное слово с написанным.
 «Разложи сам»
Когда вы убедитесь, что ребенок знает четыре или больше табличек вы можете разложить перед ним картинки, дать коробочку с табличками, чтобы он сам доставал  и подкладывал их к нужной картинке.
Не забывайте просить ребенка прочитать
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 18.09.2020 13:52

#10

Сообщение polina » 10 фев 2016, 21:44

Здесь вы видите, как располагаются картинки и таблички в упражнениях первого уровня: сличение /подбор парных табличек.
 Можно предъявить претензии к подбору слова "белье", но и это хороший пример того, как мама ориентируется на возможности ребенка.
  Саша понимал значения этого слова, оно его интересовало и он его произносил.
 Поэтому вариант, который выбрала Аня, мама Саши - оправдан.
Image
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «"ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ"»