Развиваем общение и речь с рождения

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.07.2021 09:13

#11

Сообщение polina » 12 ноя 2016, 15:24

                                                                                                                                                           
Второй  этап. Гуление
Малыш начинает произносить протяжные, певучие звуки: а, о, у, э,  произносит слоги с горловыми согласными: агу, гы, гу, иногда - ля
См. Видео 2
Развитие взаимодействия и общения
Время ухода за ребенком – это время взаимодействия  и общения с ним.
См. Видео 1
Сделайте свое поведение и режим дня более предсказуемыми для ребенка.
Носите ребенка на руках, знакомьте его с окружением. Организуйте совместные игры с ребенком. Это поможет ему разговориться.
Помогите малышу  ответить вам. 
Достижения этого этапа
Основное, что отличает ребенка, к концу этого этапа – это устойчивый интерес ко взрослому и совместным играм с ним, умение ориентироваться в знакомых, ежедневно повторяющихся событиях. А появление в гулении губных звуков  свидетельствует о том, что у ребенка наступает период лепета.
Предлагаю вашему вниманию видео, которое предств
ляет собой промежуточный этап между певучим гулением и лепетом. У девочки присутствует длинное протяжное произнесение звуков, но уже включились губы.
Видео19


 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.07.2021 09:13

#12

Сообщение polina » 15 ноя 2016, 15:17

                                                              
Третий этап. Лепет. Понимание слов в ситуации. 
Ребенок все лучше понимает сигналы взрослого: его мимику, выражение лица, начинает понимать значение указательного жеста: он смотрит в том направлении, куда показывает взрослый.
Если раньше он ориентировался только на неречевые компоненты речи, то теперь начинает понимать смысл отдельных слов. Сначала малыш начинает понимать смысл слов  в определенной ситуации в сочетании с жестом, например,  когда взрослый, протягивая руку, говорит: «Дай ручку!», малыш протягивает руку в ответ. Но постоянное общение со взрослым помогает ребенку понимать слова, независимо от ситуации. Например, в этом видео девочка поняла словесную  просьбу без дополнительной помощи.
Собственная речь ребенка заключается в появлении лепета, который представляет собой повторение одного слога несколько раз: мамама, бабаба, и т.д.

См. Видео 10 «Маленькая болтушка»

https://youtu.be/pidSAjG7a28

Сидя перед малышом,  произносите слоги с губными звуками.
Поиграйте  с малышом в игру-потешку:
Баба сеяла горох
Прыг-скок.
Прыг-скок.
В этой игре подпрыгивания на коленях взрослого сочетаются с произнесение губных звуков.
Достижения этого этапа
Появление у ребенка развернутого лепета, первичного понимания  отдельных слов  и выражений вне ситуации свидетельствует о завершении данного этапа.
                                                                                                                                                                                                                 
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.07.2021 09:13

#13

Сообщение polina » 16 ноя 2016, 20:00

                                                                                                                                                           
Четвертый этап.  Лепетные слова. Понимание отдельных слов вне ситуации
Коротко о названии. Характеристика этапа.
На этом этапе у ребенка появляются лепетные слова, которые отличаются от лепета тем, что несут постоянный смысл.
Словом может стать даже один звук, например: АААА – спит, а-а-а – собачка лает. Все эти слова входят в так называемый нянюшкин словарь который нам всем понятен с детства. Одновременно с пониманием лепетных слов развивается и понимание речи. 

Видео 11. Понимает и начинает говорить


https://youtu.be/VCRfJus3oUw

Обратите внимание, как общение мамы с Варей   соответствует рекомендациям, которые помогают развить и понимание и собственную речь ребенка.
Развитие и взаимодействие общения:
 Старайтесь понять ребенка. Будьте внимательны к  его сигналам. Называйте все, что привлекло внимание ребенка, комментируйте свои и его действия, делайте паузы, давая   ему возможность откликнуться. Предлагайте выполнить простые просьбы и подтверждайте правильность выполнения.
Развитие понимания речи
Продолжайте использовать предметы в качестве символов, например, если вы обычно выходите гулять с лопаткой, то она может стать дополнением к вашим словам: «Идем гулять!» Это поможет ребенку понять, какое событие его ожидает, а чуть позже он сможет принести вам лопатку, чтобы объяснить, что, по его мнению, пора собираться на прогулку.
Учите ребенка различать два слова см. Видео 4 
В поле зрения ребенка размещают  две игрушки, например, мишка и собачка.  Вы можете спросить малыша: «Где мишка?» или попросить его: «Возьми мишку». Если ребенок потянулся к собачке, то не нужно многословно объяснять ему, что он ошибся. Выведите мишку на передний план и снова повторите свою просьбу.
Развитие собственной речи ребенка
1. Используйте в речи взрослые слова в сочетании с жестами и лепетными словами. Это  помогает малышу не только понять вашу речь, но и дает доступные речевые образцы. Мы вряд ли можем рассчитывать, что ребенок повторит за вами слово «собака», но он вполне может использовать жест,  произнеся при этом «ав-ав» или «а-а».
2. Вызывайте у ребенка неречевые звуки, выполняющие роль слов. Многим детям бывает проще произнести, так называемые, неречевые звуки, например,  посопеть носом, обозначая ежика или показать, как они нюхают цветок (вдох носом  и  ротовой выдох в сочетании с гласной аааа).  Этот звук может  использоваться ребенком как существительное «цветок», глагол «нюхать», выражение  «как вкусно пахнет» и, даже, "какой красивый".
3. Повторяйте все сигналы ребенка. Если  ребенок произнес сочетание слогов,  напоминающих слово, постарайтесь сразу отреагировать на него. Если, например, в ответ на произнесение «мамама» -   последует положительная реакция мамы, это сочетание слогов постепенно приобретет для ребенка определенный смысл и  станет словом  «мама».
4. Стимулируйте появление новых звуков, которые потом могут играть роль слова. Предлагайте повторять звуки, используя картинки-символы см. Видео 5 
Для вызывания новых слов создавайте эмоциональные ситуации. Организуйте   эмоционально окрашенные игры, когда ребенок на высоте эмоционального подъема произнесет: ай-ай, бах, дррр. Пойте с ним песенки потешки с жестами.  Они  не только познакомят с  малыша жестами, но и создадут условия для произнесения слов см. Видео 7, см. Видео 8
5. Составьте список все имеющихся у ребенка слов. Создайте говорильный альбом или говорильную коробку, куда войдут картинки, соответствующие словам из вашего списка
6. Создавайте ситуации, в которых ребенок может использовать эти слова. Не критикуйте и не исправляйте  речь ребенка, как бы он не ответил вам, не просите его  повторить за вами то или иное слово, даже если вы знаете, что малыш умеет говорить его.
Основные достижения данного этапа. Ваш ребенок научился понимать простые просьбы и инструкции, он умеет  выразить свои желания с помощью лепетных слов и жестов,  у него появилась и развивается предметно-игровая деятельность – все это говорит о том, что данный этап развития успешно завершился.


 
                                                                                                                                                               
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.07.2021 09:13

#14

Сообщение polina » 17 ноя 2016, 17:15

Пятый этап.   Освоение простых слов. Понимание фраз
Коротко о названии. Помимо лепетных слов в речи ребенка появляются и "взрослые" слова. Они могут упрощаться ребенком, например: собака- бака; корова - ова. 
Главная задача данного этапа развития ребенка состоит в том, чтобы наполнить ваш диалог речевым содержанием. С одной стороны, это расширение круга слов, которые понимает ребенок, а с другой - стимуляция собственной речи малыша. 

Проанализируйте словарь ребенка

Отслеживайте и поощряйте переход от "нянюшкиного словаря" к словам взрослого лексикона. Будьте внимательны, вслушивайтесь в речь ребенка, возможно у него уже появляются упрощенные слова. Так что, постарайтесь не пропустить их!
Например, если малыш может начать говорить не "бах", а "упа" или "па", или не "ам-ам", а "ку", не "дррр", а "ато" (автобус). 
Начинайте заниматься слоговой структурой. Вам подойдут занятия с ладошками, которые помогут ребенку воспроизвести  структуру  взрослого слова. (Методика "начинаем говорить" основной этап. Разработка Штепы Н.Ю.)

Видео 12 «Ладошки»


Стимулируйте  использование двухсловных высказываний. 
Например, ребенок, увидев молоток, может сказать «папа», имея в виду, что папа вчера стучал этим молотком. Подтвердите его высказывание: «Да, папа стучал –тук-тук!». Затем можно спросить, что делал папа и повторить данное высказывание так,  как  это может сказать малыш: «Папа –тук-тук!».

Инициируйте  общение ребенка со взрослыми и детьми, например: «Попроси у папы мяч: папа дай!».

Продолжайте пополнять  «говорильный альбом»,  рассматривайте и комментируйте  его вместе с малышом. Поместите этот альбом  в доступное для ребенка место, чтобы он в любое время мог сам его рассматривать.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                       
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.07.2021 09:13

#15

Сообщение polina » 18 ноя 2016, 16:55

Пятый этап (продолжение)
Добавлю важную информацию, которая вам понадобиться при подборе речевого материала на этапе появления "взрослых слов"
Предлагаю вашему вниманию последовательность, состоящую из последовательных 14 типов слоговой структуры.
В основе этого списка лежит классификация А.К.Марковой, к которой я подобрала отдельные слова, чтобы было понятно, о чем идет речь.Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):
1. Двухсложные слова из открытых слогов. Мама, муха, иду, мою
2. Трехсложные слова из открытых слогов. Собака, машина, кубики, билеты, помоги, гуляю
3. Односложные слова. Мак, дом, мыть, пить
4. Двухсложные слова с закрытым слогом. Домик, котик, бубен, утюг
5. Двухсложные слова со течением согласных в середине слова. Лента, туфли, капли, банка, утка
6. Двухсложные слова из закрытых слогов. Доктор, зонтов (нет зонтов), мыльный, , низкий, уснуть
7. Трехсложные слова с закрытым слогом. Носочек, утенок, пять бананов, наливать, соленый, заболел, пылесос
8. Трехсложные слова со стечением согласных. Буханка, бумажка, цыплята, яблоко
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Автобус, виноград
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Матрешка, морковка
11. Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова. Хлеб, стол, бант, волк
12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. Спички, скалка
13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова. Скакалка, хлебница.
14. Многосложные слова из открытых слогов. Черепаха, пуговицы


Слова каждого типа ребенок сначала учится произносить изолированно, потом в словосочетании из двух слов, потом в более сложных речевых конструкциях.

С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.07.2021 09:13

#16

Сообщение polina » 22 ноя 2016, 00:00

                                                                                           
Шестой этап. Первые фразы. Понимание связной речи
Коротко о названии. Первые фразы ребенка представляют собой двух- и трехкомпонентные высказывания,  в состав которых могут входить как  лепетные слова, так и  слова взрослого лексикона: мама ди (мама иди), Саса бух (Саша упал), бака бай (собака спит). В ряде случаев ребенок использует жесты.
Характеристика этапа.
Общение ребенка со взрослым вплетается в их взаимодействие в быту и игре. Это позволяет ребенку присоединяться к родителям при выполнении простых бытовых действий, более сложной становится игра.
Быстрыми темпами развивается понимание обращенной речи. Поведение ребенка все больше регулируется речью,  он может выполнить сложные, но знакомые  задания, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию, типа «Пойди в комнату и принеси мячик», « Собери на поднос посуду и отнеси на мойку»,  любит слушать стихи и сказки.

Продолжается быстрый рост активного словаря ребенка. Ребенок начинает повторять слова за взрослым и лепетные слова постепенно уходят из его лексикона. Малыш все активнее использует речевые высказывания в быту и игре. К концу данного этапа уже могут появляться двухсловные конструкции из двух лепетных слов, например, «Яя бах!» (ляля бах), что означает «Кукла упала» и, в то же  время он уже может использовать слова из взрослого лексикона: «Тятя упа», что означает «Катя упала».
Начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками. Ребенок пока еще играет рядом с другими детьми, но его все больше интересуют не только их игрушки, но и то, что они делают. Малыш  начинает понимать правила игры и уже может принимать участие в  общей  игре, организованной взрослым.

Развитие взаимодействия, общения и речи
Развитие ребенка в повседневной жизни. Все, чему  ваш малыш научился к этому времени, так или иначе,  отражается на уровне развития его бытовых навыков.  (тема «открытия» https://downsideup.org/ru/forum/topic/27967)  В процессе такой деятельности развиваются не только навыки самообслуживания, что само по себе очень важно, но и речь, внимание, память, мышление, совершенствуется двигательное развитие. Формируется активная позиция: и в обучении и в жизни.
Развитие общения и речи  в игреВ этом возрасте выделяется несколько типов игр, которые могут быть интересны ребенку:
Дидактические обучающие игры (конструкторы, паззлы, стаканчики-вкладыши и т.д.)

Игры с музыкальными игрушками  и простыми музыкальными инструментами. Хорошо, если в вашем арсенале  будут музыкальные игрушки с различным способом извлечения звука, например, бубен, металлофон, дудочка. Кроме самостоятельного «музицирования», малышу очень полезно учиться угадывать, на каком инструменте вы играли. Это способствует развитию фонематического слуха, необходимого для развития речи.

Сюжетные игры. Вы все, конечно помните игру своего детства, которая носила название  «Дочки-матери». Начинается такая игра с простых предметных действий, в которых малыш отражает знакомые ему ситуации еды, укладывания спать, купания.  В этих играх используются сюжетные игрушки и бытовые предметы: чашка, ложка, расческа, телефон, сумочки, кроватка, ванночка, машинка и многое другое. Присоединяйтесь к игре малыша, помогайте ему, помимо отдельных действий  отразить в игре простой сюжет: зайка катался на машине, он упал, плачет, пожалеем его, обнимем, дадим ему морковку.
Помните, что ваша речь должна быть немногословной и соотноситься с тем, что вы делаете в  данный момент.

Мокрые и «грязные» игры.   Такие игры очень полезны всем детям, и  особенно тем, у кого наблюдается снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности. Создайте малышу условия для игры с водой и песком. Прекрасное время для подобных занятий, конечно, лето, когда малыш может играть на улице. Но и дома  вы можете позволить ребенку побарахтаться в воде, разрисовать себя  специальными красками, показывая, а может быть,  называя при этом части тела.

Подвижные игры. После того, как ребенок освоил основные движения, важно обратить внимание на их качество. Специалисты используют для этого, так называемое, ландшафтное обучение, которое представляет собой передвижение по неровной поверхности. Катание на качелях, езда на велосипеде, зимние забавы: катание на  санках, лыжах, лепка снеговика, крепости, игра в снежки – все это помогает малышу лучше ощутить свое тело, делает его движения точными и хорошо координированными.
Занятия по развитию речи
Понимание  фразы и связной речи
Понимание фразы
Первый уровень понимания речи. На этом этапе  ребенок различает слова не только изолированно, но и во фразе при выборе из двух:  слова-названия  (покорми собачку  - покорми  кошку) или слова-действия (покорми собачку  и покатай собачку). Это  означает, что у ребенка есть первый уровень понимания речи.
Второй уровень понимания речи . Теперь вы можете подобрать задания следующего, второго уровня, требующие различения двух ключевых слов. Так,  например, предложив ребенку игрушечных зайчика и мишку, а также расческу и ложку, вы можете попросить его:
  «Причеши зайку»,  «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».
Это задание с использование картинок выглядит, как выбор из четырех картинок:  Мишка ест, мишка спит, зайка ест, зайка спит. Вы видите, что здесь ребенок должен понять два ключевых слова: о ком идет речь (Мишка или зайка), и в чем заключается действие (покорми или причеши
 Третий уровень понимания речи. Перед ребенком находятся  зайка большой и зайка маленький, мочалка и полотенце, то правильное выполнение просьб  «Вытри ручки большому зайке», «Вымой ножки маленькому зайке», потребуют от ребенка различения трех ключевых слов.  Подробнее в приложении 3
Понимание связной речи На этом же этапе  малыш начинает понимать  содержание простых сказок и рассказов. Он может показывать на картинках все, что вы говорите, сопровождать ваш рассказ жестами и доступными ему словами.

На видео Лизонька сопровождает рассказ мамы доступными ей средствами. Это и ее собственная речь, но одновременно с этим  показатель того, что она хорошо понимает связную речь
Собственная речь

Общие рекомендации по развитию речи
* Расширяйте  словарь ребенка, особое внимание обращайте на использование слов и жестов, обозначающих действия (Повторялки, эмоциональные игры, внесение смысла в лепетухи итд) (Приложение 2)
* Внимательно отслеживайте  и фиксируйте появление  новых слов, не забывайте вносить их в список, а изображения помещайте в говорильный альбом. Регулярно рассматривайте и обсуждайте  с ребенком картинки из говорильного альбома.
* Отмечайте  в словаре ребенка  появление взрослых слов, например, вместо «бах», он стал говорить «упа» или «па»,  поощряйте их использование в игре, в быту и на специально организованных занятиях.  Организуйте занятия с ладошками, которые помогут малышу воспроизводить слоговую структуру. 
Общаясь с ребенком в игре и в быту, не просите его снова и снова повторить слово правильно. А вот  ситуация специально организованного занятия как раз  и  позволяет отрабатывать правильное произнесение слова.

Занятия по формированию простой фразы

Условия, необходимые для формирования простой фразы:
*Ребенок должен понимать обращенную речь, включая понимание слов-действий.
*В  активном словаре ребенка должно быть  не менее 30 лексических единиц. Качество не имеет значения. Среди слов, входящих в словарь ребенка должны быть не только слова-названия, но и слова-действия, которые должны составлять треть словаря. Это стимулирует появление новых слов и способствует появлению фразы.

Какими могут быть первые фразы? Первыми фразами  быть сочетания слова и жеста. Напомним, что словом мы, в данном случае, считаем любой звук, слог, звукоподражание несущие постоянный смысл.  Так сочетание указательного жеста в сочетании со звукоподражанием «ав-ав» означает  «это собака» и может  считаться первой фразой. Это  в полной мере относится к сочетаниям этого же звукоподражания и жеста «спит».

Как помочь ребенку соединить два слова вместе:
Первый способ – это повторение с дополнением. Итак, ребенок увидел кошку, спящую на солнышке, и сказал «ксс».
*Подтвердите правильность сообщения  ребенка: Да, это кошка - киса
*Повторите слово ребенка и добавьте к нему еще одно: «Киса спит»
*Вводите в свое высказывание доступные ребенку слова. «Киса спит – бай-бай». Если у ребенка нет слова «бай-бай», то произнесите то, что ребенок уже умеет говорить, например «а-а-а».
*Если у ребенка  совсем нет слова, обозначающего действие  «спит»,  используйте жест, сопроводив его лепетным словом.
*Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай»

Второй способ – это повторение  с уточнением
*Повторите за ребенком слово, которое он произнес, и подтвердите правильность сообщения: «Да – это киса»
*Задайте ребенку вопрос, который поможет ему произнести второе слово или сделать жест. Это может быть вопрос: «Что киса делает?» Подтвердите правильность ответа ребенка:  «Да,  киса спит бай-бай».
*Если у ребенка нет слова, введите в высказывание жест.
*Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например: «Киса бай-бай»

Использование  карт-схем для составления фраз и картинок символов
Для того, чтобы ребенку было проще повторить два слова используются карты-схемы для составления фраз. ( См методика «начинаем говорить» Основной период. Разработка Штепы Н.Ю. тема https://downsideup.org/ru/forum/topic/28324 )
Image


Для формирования фразы с помощью таких карт можно воспользоваться методикой глобального чтения, подставляя в окошки таблички со словами или сочетания  картинок и табличек. Однако в ряде случаев, когда  ребенок начинает использовать в своей речи слова и жесты, обозначающие действия, а иногда и сочетания двух слов (ляля бух) мы  должны срочно подхватить это умение, что позволит нам уложиться в наиболее благоприятный (сензитивный) этап формирования фразы.  В этом случае мы  можем воспользоваться  картинками-символами, заменяющими слова-действия/глаголы.
Как подобрать/нарисовать картинку символ:
Картинка –символ может быть похожей на предметную или сюжетную картинку, но должна резко отличаться от  нее. Разберем на примере картинки-символа к слову "ЕСТ" в фразе "ЗАЙКА ЕСТ".
Если вы  будете  использовать картинку "ложка" в роли символа "ЕСТ" и выложите рядом две картинки; зайка и ложка, то ребенок может просто назвать эти изображения вместо  фразы  ЗАЙКА ЕСТ. Поэтому мы рекомендуем использовать  в качестве картинок-символов только черно-белые картинки: предметные картинки, например, ЕСТЬ – ложка, но она должна быть черно-белой (контурной или полностью черной) и  ее можно вписать в круг.
Можно использовать универсальную пиктограмму, обозначающую слово «ест»
Вот пример пиктограмм, которые придумала Марина для занятий с Лизочкой. https://drive.google.com/file/d/0B3PMgsRfWY7ydFFyeE4zbHFQWFE/view

Как видите, пиктограммы можно подписать и это поможет позже перейти к глобальному чтению.  Кроме того, в пиктограммах значимую роль могут играть стрелки, как символ движения. Например, черно-белая машинка со стрелкой означает  «едет», а человечек со стрелкой: бежит, упал и т.д. в зависимости от направления стрелки.
Слова  «дай» и «на» также отображены пиктограммами со стрелкой
https://drive.google.com/file/d/0B3PMgsRfWY7yYlJEdUlnenAyd3M/view


                                                                                   
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.07.2021 09:13

#17

Сообщение polina » 22 ноя 2016, 00:00

                                                                                                                                                                                                                       
 Шестой этап (продолжение) 
Более подробно  ход и виды занятий по этой методике вы можете посмотреть в теме у Лизоньки (Мама  Марина) Развитие речи начинается с 5 страницы https://downsideup.org/ru/forum/topic/27898
Формирование  фразы с помощью пиктограмм

1 этап: знакомство с пиктограммами
Пиктограмма "СПИТ".  Используются сюжетные картинки, с различными персонажами, но одним действием, например, ЗАЙКА ЕСТ, МИШКА ЕСТ.
*Спросите ребенка что делает зайка? Ребенок может ответить используя все доступные ему способы.
*Подложите под сюжетную картинку символ. Скажите: "ест, ам+ жест".
Аналогичное занятие проводится со словом  "ЕСТ"
2 Этап. Различение пиктограмм:
С опорой на сюжетные картинки:
*Положите  перед ребенком  две сюжетные картинки: ЗАЙКА ЕСТ и ЗАЙКА СПИТ.  *Дайте ребенку пиктограмму "ЕСТ" и попросите подложить  под такую же, одинаковую  картинку.
* Подтвердите правильность выполнения Да, тут зайка ест, и тут ест (используйте, также, детское слово+ жест) .
Аналогичное задание дайте ребенку и со словом "СПИТ"
  Различение символов без опорной картинки
Положите перед ребенком два символа и попросите по вашей просьбе показать: "ЕСТ" и "СПИТ"
3 этап Называние пиктограмм 
Скорее всего, во время 1 и 2 этапа ваш малыш называл пиктограмму изолированно. Теперь можно учить его произносить это слово в фразе, то есть соединить вместе два слова.
Двухсоставная фраза: "Зайка ест"
Вам понадобится:  Сюжетная картинка «Зайка ест», карта с двумя пустыми  окошками, предметная  картинка «зайка» и  картинка символ или пиктограмма «ест».  Вместо предметных картинок вы можете использовать предметы или мелкие игрушки.
Как играть?
  • Положите перед ребенком сюжетную картинку «зайка ест»
  • Спросите: «Кто это?»
  • Когда ребенок скажет «зайка»  – положите картинку «зайка» в левое окошко карты.
  • Спросите «Что делает зайка?»
  • Когда ребенок ответит «ест» или «ам-ам», положите картинку-символ «ест» во второе окошко карты.
  • Произнесите фразу «зайка ест», одновременно указывая на картинки в окошках.
  • Попросите ребенка повторить,  помогите ему при ответе переставлять пальчик с картинки на картинку: «Зайка ест»
Примеры использования схем для формирования фразы:

ПАПА ЕСТ
https://drive.google.com/file/d/0B3PMgsRfWY7yMnlkV2VZTU9BTmM/view


ПАПА ЕСТ ЯБЛОКО 
https://drive.google.com/file/d/0B3PMgsRfWY7yS0EwSkNSUnNmVzg/view

ДАЙ ЯБЛОКО
https://drive.google.com/file/d/0B3PMgsRfWY7yamxvQWlic2E0ckU/view


Можно  учить ребенка  самого выкладывать фразу к сюжетной картинке, например, вот к такой
https://drive.google.com/file/d/0B3PMgsRfWY7yb3NXeHk3OFVORmM/view


Можно использовать специальные упражнения по соотнесению сюжетной картинки с символом.

Чтение книг
На этом этапе ребенку нравиться слушать простые  сказки. Вам понадобятся книжки с яркими понятными картинками.
Вы можете  рассказывать сказку вместе с ребенком, который будет дополнять ваш рассказ, иллюстрируя его жестами и  доступными ему речевым сигналами. Возможно,  в  сказке «Курочка ряба» ваш малыш сможет использовать и слова (баба, деда) и звукоподражания (ко-ко-ко, тук-тук, пи-пи) и жесты (клюет, упала, плачет, стучит). Для того чтобы инициировать ребенка можно делать паузы, задавать вопросы. Это поможет ему  включиться в ваше повествование, стать его активным участником.
Помимо чтения книги можно вместе  с ребенком воспроизвести сюжет сказки, передвигая фигурки настольного кукольного театра.

Достижения этого этапа.
Ребенок хорошо понимает обращенную речь, в его активном словаре есть не менее 30 слов, появляются однословные и двухсловные фразы.
Взаимодействуя с окружающими, малыш  все чаще использует речевые средства общения.  Малыш понимает смысл предметных и сюжетных картинок, понимает смысл простой сказки. У него сформировано общение и сотрудничество со взрослым, и он умеет некоторое время заниматься, сидя за столиком
В подтверждение приведу слова Марины о том, как  на фоне занятий стала более активно появляться самостоятельная фразовая речь:
В результате вечером она мне "читала" книгу "Про куклу" издательства Карапуз - простые сюжетные картинки. И на картинку, где за столом сидят заяц, мишка и кукла и стоят чашки чая на столе, сама выдала, указывая пальцем на каждого животного без единой моей помощи, одним предложением: "Кука дидит, э-э-э-( это медведь) дидит, а-йа дидит".
Лиза часто из лепетных слов строит фразу, когда самостоятельно играет: например, слышу говорит :"кука (тянет куклу) аааа (укладывает в коробку)" - и тянет куклу, укладывает в коробку спасть, укрывает простынкой. "Ай-ай ам-ам" и сует зайцу морковку.
И еще. Очень хорошо на днях вместе со мной рассказала сказку "Репка" без опорных картинок (сидя у меня на руках, она себя считала репкой) в режиме : слово Лиза, слово- я.
Все это свидетельствует о том, что девочка уже готова к регулярным, специально организованным занятиям.
Постепенное подключение занятий по методике "Ладошки" и глобальному чтению (Методика "начинаем говорить")  позволят значительно улучшить качество речи.  И наличие  у ребенка большого словаря, фразы и начала связной речи станет хорошей основой для этого.

Большое спасибо всем родителям, которые своим активным сотрудничеством позволили сделать темы по формированию речи полезными и продуктивными.


                                                                     
               
                                                                                                                                                                                                 
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.07.2021 09:13

#18

Сообщение polina » 24 ноя 2016, 16:16

                                                                                                                                                           
 Этап 7: Связная речь   
 Научившись использовать фразу ребенок может составить простой рассказ из нескольких фраз:
 По серии сюжетных картинок, например, Мишка встал, умылся, поел
 По  картинкам. иллюстрациям к знакомой сказке
 Методом комментированного рисования, когда взрослый и ребенок вместе обсуждают какое-то простое, но значимое для   ребенка событие и одновременно с этим взрослых   отражает произошедшее в виде серии последовательных картин.
 В этом случае могут использовать  картинки символы и пиктограммы.                                                               
 Пересказ сказки                         
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.07.2021 09:13

#19

Сообщение polina » 24 ноя 2016, 17:01

Связная речь: составление рассказов с помощью комментированного рисования. 
Рассказ про Варю
1. Макет рассказа, который составила Ира, мама Вари. Также  используются картинки-символы и пиктограммы.
Так Варя составляет рассказ по картинкам 

https://youtu.be/SWyXl2WQqDs 

3. А вот рассказ про Варю, который существовал существовал в виде отдельных картинок, а  теперь превратился в книгу. 


https://youtu.be/gpRgNp1JAg4

Видео 14. Саша. Фразы с предлогом.


https://youtu.be/soVPh2XO3Yo


                                                                                                   
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 31.07.2021 09:13

#20

Сообщение polina » 25 ноя 2016, 00:00


Ответы на вопросы

Уважаемые посетители форума, если при прочтении этой темы у вас возникли вопросы или вы что-то хотите уточнить, задавайте вопросы в своей теме, а ответы будут дублироваться и сюда.
Педагоги могут задавать свои вопросы в разделе для специалистов, отвечу я здесь.
Я уже получила несколько вопросов на форуме и на семинаре и начну отвечать на них

Мой малыш понимает обращенную речь, но мы хотим. чтобы он начал сам говорить.
Что делать, если не получаются "повторялки", то есть ребенок не повторяет за взрослым звуки, слоги, слова.
Напомню, что эта игра проводится для расширения речевого репертуара ребенка. Мы стремимся вызвать у него повторение и самостоятельное произнесение звуков и слогов, которые потом могу играть роль слова.
Например, если ребенок начал повторять , а затем и самостоятельно использовать звук "УУУУ", то его можно использовать, как слово "самолет", "пила", "пилит".
Повторение звуков и слогов
*Чтобы малыш повторил за вами новый звук, сначала вы повторяете его звуки, затем делаете паузу, чтобы он повторил уже знакомый звук.
Когда такое чередование получится, вы можете предложить новый звук.
*Мы уже писали, что для зрительного подкрепления звука используются картинки, на которых нарисованы буквы, или буквы+ соответствующий рисунок . Методика такого способа вызывания звука описана в методических материалах.




Дополнительные приемы - начинаем с имитации движений
Если ребенок, несмотря на используемые приемы, не может повторить речевой сигнал, мы должны вернуться на телесный уровень повторения Делать это нужно в следующей последовательности:
1. Ребенок повторяет за взрослым крупные движения, например, делает зарядку, танцует.
2. Ребенок повторяет движения, которые делает взрослый кистями и пальцами рук. В книге "формирование навыков общения и речи" этот метод описан в приложении 5
3. Упражнения, которые называются условно "вокруг лица. Это потешки, произнося которые, ребенок сам прикасается к лицу, например:
стенка, стенка (трогает щеки)
потолок (прикасается ко лбу)
две ступеньки ( трогает губы)
и звонок (жмет на нос) ДЗЫНЬ!
Можно предложить ребенку покричать как индеец приближая и удаляя ладонь ко рту)
Показать. как завести мотор ( проводя пальцами по губам)
Лопнул пузырь (надуть щеки и хлопнуть ладонями)
После этого можно использовать простые упражнения из логопедической гимнастики. Вы можете найти их, набрав в поисковике "сказка про язычок"
Лучше делать их вначале не перед зеркалом, а сидя друг напротив друга.
Все движения, которые вы предлагаете малышу, сопровождайте звуками. Прикосновения пальцев к лицу в сочетании с услышанным звуком помогает малышу повторить этот звук. Например, если вы прикоснулись к губам и говорите ба-ба-ба, или к носу произнося "мммму" - малышу будет проще повторить эти звуки, сделав соответствующие движения.



С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «"ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ"»