План темы:
Общие представления о развитии общения и речи. Примеры видео с пояснениями. Сообщение 1-9
Система развития речи. Этапы. Сообщение 10
1 этап гуканье - сообщение 10
2 этап гуление - сообщение 11
3 этап лепет - сообщение 12
4 этап Лепетные слова - сообщение 13
5 этап Простые слова - сообщение 14 и 15
6 этап Фраза - сообщения 16 и 17
7 этап Связная речь - сообщения 17-18
Нам очень важно понять, как развивается речь ребенка с момента появления на свет, и что могут сделать родители, чтобы у малыша развивалось и понимание речи окружающих и его собственная речь.
Подчеркну, именно родители, потому что развивается ребенок в игре и повседневной жизни, а значит дома со своими близкими.
Многолетние наблюдения и научные исследования говорят о том, что речь, особенно собственная речь ребенка с синдромом Дауна - будет задерживаться, а вот эмоциональное развитие и общение - это сильная сторона такого малыша.
Из этого мы можем сделать два главных вывода:
1. Мы не должны ждать проявления речевой задержки, мы хотим начинать заниматься на опережение и есть эффективные методики, которые позволяют нам добиться успехов.
2. Взаимодействие и общение с рождения и на всех дальнейших этапах развития - будет надежной базой для развития речи.
Перед тем, как рассказать о последовательности развития речи детей в младенчестве, я хочу привести слова Иры, Вариной мамы. С Варей вы наверняка знакомы по речевым темам и по теме "Открытия" и уже знаете, что у нее очень высокий уровень речевого развития. И поэтому мне кажется важным увидеть, что это произошло не вдруг и не сразу:
Видео 1.СВИДЕТЕЛЬСТВО: Было такое время (декабрь 2013), когда ничего не происходило, всё что я делала было впустую, так мне тогда казалось.
Варе 1 год и 3 месяца. Как-то вечером, мне нужно было приготовить покушать, Варя была в комнате на полу, я и Юма на кухне. Варя добирается до кухни (ползала она симметрично, очень очень медленно, и можно сказать впервые преодолела это расстояние) смотрит на Юму и говорит: а-а/ав-ав; и показывает правой рукой жест "собака", смыкает пальцы. Смысл такой: вот, собака. Это первый жест, который показала Варя.
Я остолбенела. В один момент поняла: книга работает, нужно идти дальше и иметь чуточку терпения.
О чем это я? Дело в том, что на протяжении, наверное, девяти месяцев при виде Юмы, я Варе говорила: собака, ав-ав + показывала жест. (Порой мне казалось, что я разговариваю сама собой, задаю вопросы и сама на них отвечаю, и что Варя меня не понимает.)
На следующий день Варя сама съела ложкой творог, то есть начала есть самостоятельно.
Через год и семь месяцев, Варя скажет первое сложное слово, это будет СОБАКА (июль 2015).
Достанет сама с подоконника карточку, на которой изображена собака, а на обратной стороне слово, перевернет её, и глядя на слово скажет мне: собака. Не повторит за мной, а просто сама произнесёт.
Через год начнет глобально читать всю книгу (ноябрь 2016).
Полина Львовна, у меня ничего не вышло бы, если бы не Ваша книга про развитие речи ребёнка с синдромом Дауна и консультирование на форуме.
Вы мне очень помогаете.
Премного благодарна Вам за это.
https://youtu.be/3qlDKPbGXlY