Шестой этап. Первые фразы. Понимание связной речи
Коротко о названии. Первые фразы ребенка представляют собой двух- и трехкомпонентные высказывания, в состав которых могут входить как лепетные слова, так и слова взрослого лексикона: мама ди (мама иди), Саса бух (Саша упал), бака бай (собака спит). В ряде случаев ребенок использует жесты.
Характеристика этапа.
Общение ребенка со взрослым вплетается в их взаимодействие в быту и игре. Это позволяет ребенку присоединяться к родителям при выполнении простых бытовых действий, более сложной становится игра.
Быстрыми темпами развивается понимание обращенной речи. Поведение ребенка все больше регулируется речью, он может выполнить сложные, но знакомые задания, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию, типа «Пойди в комнату и принеси мячик», « Собери на поднос посуду и отнеси на мойку», любит слушать стихи и сказки.
Продолжается быстрый рост активного словаря ребенка. Ребенок начинает повторять слова за взрослым и лепетные слова постепенно уходят из его лексикона. Малыш все активнее использует речевые высказывания в быту и игре. К концу данного этапа уже могут появляться двухсловные конструкции из двух лепетных слов, например, «Яя бах!» (ляля бах), что означает «Кукла упала» и, в то же время он уже может использовать слова из взрослого лексикона: «Тятя упа», что означает «Катя упала».
Начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками. Ребенок пока еще играет рядом с другими детьми, но его все больше интересуют не только их игрушки, но и то, что они делают. Малыш начинает понимать правила игры и уже может принимать участие в общей игре, организованной взрослым.
Развитие взаимодействия, общения и речи
Развитие ребенка в повседневной жизни. Все, чему ваш малыш научился к этому времени, так или иначе, отражается на уровне развития его бытовых навыков. (тема «открытия») В процессе такой деятельности развиваются не только навыки самообслуживания, что само по себе очень важно, но и речь, внимание, память, мышление, совершенствуется двигательное развитие. Формируется активная позиция: и в обучении и в жизни.
Развитие общения и речи в игре. В этом возрасте выделяется несколько типов игр, которые могут быть интересны ребенку:
Дидактические обучающие игры (конструкторы, паззлы, стаканчики-вкладыши и т.д.)
Игры с музыкальными игрушками и простыми музыкальными инструментами. Хорошо, если в вашем арсенале будут музыкальные игрушки с различным способом извлечения звука, например, бубен, металлофон, дудочка. Кроме самостоятельного «музицирования», малышу очень полезно учиться угадывать, на каком инструменте вы играли. Это способствует развитию фонематического слуха, необходимого для развития речи.
Сюжетные игры. Вы все, конечно помните игру своего детства, которая носила название «Дочки-матери». Начинается такая игра с простых предметных действий, в которых малыш отражает знакомые ему ситуации еды, укладывания спать, купания. В этих играх используются сюжетные игрушки и бытовые предметы: чашка, ложка, расческа, телефон, сумочки, кроватка, ванночка, машинка и многое другое. Присоединяйтесь к игре малыша, помогайте ему, помимо отдельных действий отразить в игре простой сюжет: зайка катался на машине, он упал, плачет, пожалеем его, обнимем, дадим ему морковку.
Помните, что ваша речь должна быть немногословной и соотноситься с тем, что вы делаете в данный момент.
Мокрые и «грязные» игры. Такие игры очень полезны всем детям, и особенно тем, у кого наблюдается снижение мышечного тонуса и телесной чувствительности. Создайте малышу условия для игры с водой и песком. Прекрасное время для подобных занятий, конечно, лето, когда малыш может играть на улице. Но и дома вы можете позволить ребенку побарахтаться в воде, разрисовать себя специальными красками, показывая, а может быть, называя при этом части тела.
Подвижные игры. После того, как ребенок освоил основные движения, важно обратить внимание на их качество. Специалисты используют для этого, так называемое, ландшафтное обучение, которое представляет собой передвижение по неровной поверхности. Катание на качелях, езда на велосипеде, зимние забавы: катание на санках, лыжах, лепка снеговика, крепости, игра в снежки – все это помогает малышу лучше ощутить свое тело, делает его движения точными и хорошо координированными.
Занятия по развитию речи
Понимание фразы и связной речи
Понимание фразы
Первый уровень понимания речи. На этом этапе ребенок различает слова не только изолированно, но и во фразе при выборе из двух: слова-названия (покорми
собачку - покорми
кошку) или слова-действия (
покорми собачку и
покатай собачку). Это означает, что у ребенка есть первый уровень понимания речи.
Второй уровень понимания речи . Теперь вы можете подобрать задания следующего, второго уровня, требующие различения двух ключевых слов. Так, например, предложив ребенку игрушечных зайчика и мишку, а также расческу и ложку, вы можете попросить его:
«
Причеши зайку», «Причеши мишку», «Покорми зайку», «Покорми мишку».
Это задание с использование картинок выглядит, как выбор из четырех картинок:
Мишка ест,
мишка спит,
зайка ест,
зайка спит. Вы видите, что здесь ребенок должен понять два ключевых слова: о ком идет речь (Мишка или зайка), и в чем заключается действие (покорми или причеши
Третий уровень понимания речи. Перед ребенком находятся зайка большой и зайка маленький, мочалка и полотенце, то правильное выполнение просьб «
Вытри ручки большому зайке», «
Вымой ножки маленькому зайке», потребуют от ребенка различения трех ключевых слов.
Подробнее в приложении 3
Понимание связной речи На этом же этапе малыш начинает понимать содержание простых сказок и рассказов. Он может показывать на картинках все, что вы говорите, сопровождать ваш рассказ жестами и доступными ему словами.
На видео Лизонька сопровождает рассказ мамы доступными ей средствами. Это и ее собственная речь, но одновременно с этим показатель того, что она хорошо понимает связную речь
Собственная речь
Общие рекомендации по развитию речи
*
Расширяйте словарь ребенка, особое внимание обращайте на использование слов и жестов, обозначающих действия (Повторялки, эмоциональные игры, внесение смысла в лепетухи итд) (Приложение 2)
* Внимательно отслеживайте и
фиксируйте появление новых слов, не забывайте вносить их в список, а изображения помещайте в
говорильный альбом. Регулярно рассматривайте и обсуждайте с ребенком картинки из говорильного альбома.
* Отмечайте в словаре ребенка
появление взрослых слов, например, вместо «бах», он стал говорить «упа» или «па», поощряйте их использование в игре, в быту и на специально организованных занятиях. Организуйте
занятия с ладошками, которые помогут малышу воспроизводить слоговую структуру.
Общаясь с ребенком в игре и в быту, не просите его снова и снова повторить слово правильно. А вот ситуация специально организованного занятия как раз и позволяет отрабатывать правильное произнесение слова.
Занятия по формированию простой фразы
Условия, необходимые для формирования простой фразы:
*Ребенок должен
понимать обращенную речь, включая понимание слов-действий.
*
В активном словаре ребенка должно быть не менее 30 лексических единиц. Качество не имеет значения. Среди слов, входящих в словарь ребенка должны быть не только слова-названия, но и слова-действия, которые должны составлять треть словаря. Это стимулирует появление новых слов и способствует появлению фразы.
Какими могут быть первые фразы? Первыми фразами быть сочетания слова и жеста. Напомним, что словом мы, в данном случае, считаем любой звук, слог, звукоподражание несущие постоянный смысл. Так сочетание указательного жеста в сочетании со звукоподражанием «ав-ав» означает «это собака» и может считаться первой фразой. Это в полной мере относится к сочетаниям этого же звукоподражания и жеста «спит».
Как помочь ребенку соединить два слова вместе:
Первый способ – это повторение с дополнением. Итак, ребенок увидел кошку, спящую на солнышке, и сказал «ксс».
*Подтвердите правильность сообщения ребенка:
Да, это кошка - киса
*Повторите слово ребенка и добавьте к нему еще одно: «
Киса спит»
*Вводите в свое высказывание доступные ребенку слова.
«Киса спит – бай-бай». Если у ребенка нет слова «бай-бай», то произнесите то, что ребенок уже умеет говорить, например «а-а-а».
*Если у ребенка совсем нет слова, обозначающего действие «спит», используйте жест, сопроводив его лепетным словом.
*Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например:
«Киса бай-бай»
Второй способ – это повторение с уточнением
*Повторите за ребенком слово, которое он произнес, и подтвердите правильность сообщения:
«Да – это киса»
*Задайте ребенку вопрос, который поможет ему произнести второе слово или сделать жест. Это может быть вопрос:
«Что киса делает?» Подтвердите правильность ответа ребенка: «
Да, киса спит бай-бай».
*Если у ребенка нет слова, введите в высказывание жест.
*Произнесите фразу так, как ее может повторить ребенок, например:
«Киса бай-бай»
Использование карт-схем для составления фраз и картинок символов
Для того, чтобы ребенку было проще повторить два слова используются карты-схемы для составления фраз. ( См методика «начинаем говорить» Основной период. Разработка Штепы Н.Ю. тема
https://downsideup.org/ru/forum/topic/28324 )
Для формирования фразы с помощью таких карт можно воспользоваться
методикой глобального чтения, подставляя в окошки таблички со словами или сочетания картинок и табличек. Однако в ряде случаев, когда ребенок начинает использовать в своей речи слова и жесты, обозначающие действия, а иногда и сочетания двух слов (ляля бух) мы должны срочно подхватить это умение, что позволит нам уложиться в наиболее благоприятный (сензитивный) этап формирования фразы. В этом случае мы можем воспользоваться
картинками-символами, заменяющими слова-действия/глаголы.
Как подобрать/нарисовать картинку символ:
Картинка –символ может быть похожей на предметную или сюжетную картинку, но должна резко отличаться от нее. Разберем на примере картинки-символа к слову "ЕСТ" в фразе "ЗАЙКА ЕСТ".
Если вы будете использовать картинку "ложка" в роли символа "ЕСТ" и выложите рядом две картинки; зайка и ложка, то ребенок может просто назвать эти изображения вместо фразы ЗАЙКА ЕСТ. Поэтому мы рекомендуем использовать в качестве картинок-символов только черно-белые картинки: предметные картинки, например,
ЕСТЬ – ложка, но она должна быть черно-белой (контурной или полностью черной) и ее можно вписать в круг.
Можно использовать универсальную пиктограмму, обозначающую слово «ест»
Вот пример пиктограмм, которые придумала Марина для занятий с Лизочкой.
https://drive.google.com/file/d/0B3PMgsRfWY7ydFFyeE4zbHFQWFE/view
Как видите, пиктограммы можно подписать и это поможет позже перейти к глобальному чтению. Кроме того, в пиктограммах значимую роль могут играть стрелки, как символ движения. Например, черно-белая машинка со стрелкой означает «едет», а человечек со стрелкой: бежит, упал и т.д. в зависимости от направления стрелки.
Слова «дай» и «на» также отображены пиктограммами со стрелкой
https://drive.google.com/file/d/0B3PMgsRfWY7yYlJEdUlnenAyd3M/view