Страница 3 из 3

#21

Добавлено: 26 ноя 2016, 00:00
polina

Мой ребенок повторяет звуки и слоги, некоторые произносит сам. Я могу их вставить в список слов?
Это зависит от того, несут ли эти звуки и слоги постоянный смысл. Если «у» - это самолет, звук пилы и то как кричит волк, то мы считаем, что у ребенка есть три слова.
В списке СЛОВ отмечаем:
волк уууу
самолет ууу
пилит ууу

Как мы отмечаем те звуки и слоги, которые не стали словами?
Для удобства вы можете сделать список ЛЕПЕТУХ и записывать их туда. Вы сможете использовать их в своей речи, и если ребенок начнет их использовать в качестве слов, вы внесете их в СЛОВАРЬ.
Например, если ребенок лепечет ба-ба-ба - это лепетуха
а если это обозначает "барабан", то это уже детское слово

Куда записывать слова, которые ребенок понимает, но не говорит?
Эти слова тоже нужно записать в В СЛОВАРЬ. В словаре удобно сделать несколько колонок
1 колонка "Слова". Вы можете составить список сами, но можно взять их здесь.

2. Колонка "Понимает". Здесь вы поставите +, если ребенок понимает слово
3. Колонка. Говорит. Здесь вы напишите, как ребенок произносит это слово



Слова
Ребенок понимает
Ребенок говорит


Собака
+
Ав-ав


Спать
+
ааа


Есть/кушать
+
чмокает


Играть
+
жест



Очень важно отмечать слова, которые понимает ребенок. Понимание речи всегда предшествует умению повторять слова за взрослым и, тем более, говорить их самостоятельно.


#22

Добавлено: 27 ноя 2016, 15:50
polina
                                                                     
Зачем нужен говорильный альбом и чем он отличается от простой книги?
Когда вы с ребенком рассматриваете книги,  и  он  вместе с вами называет отдельные картинки, чаще всего получается так, что малыш из всего речевого объема может  произнести несколько слов.
 Мы  хотим создать ситуацию, когда он может назвать ВСЕ картинки. Для этого мы отбираем изображения, которые ребенок может назвать любым способом, в том числе и жестом.   В этом нам помогает словарь, из которого вы выбираете только те слова, которые ребенок называет или обозначает жестом сам.
 Все эти картинки вы можете разместить  в альбом или коробку. Называя эти картинки ребенок получит удовольствие от  того,  что он все может назвать. Это будет положительный опыт говорения. Отсюда и название "говорильные" альбом или коробка.  
Какие слова обычно появляются первыми?
 Вначале появляются слова, которые выполняют роль существительных: это детские слова, которые мы относим к нянюшкиному словарю (биби, ляля) и слова, которые представляют собой части взрослого слова (та -чай, хе -хлеб). 
 Позже появляются названия действий бух, тук-тук, ди (иди),  затем глаголы повелительного наклонения, которые ребенок использует в общении с окружающими, например: дай, на (возьми игрушку, просьба взять на руки).
У ребенка могут появиться и  слова,  выполняющие роль прилагательных, которыми ребенок обозначает величину предметов: 
БО или ООО  - большой
Ма (тонким голосом) - маленький
                                                                                          

#23

Добавлено: 27 ноя 2016, 16:34
polina
Как я пойму, что пора уже заниматься фразой?
1. Ребенок использует в речи слова-действия, например, говорит "ам" - увидев, что кто-то ест, или говорит "дррр" , когда машина начинает движение. 
2. Обсуждая содержание, ребенок понимает и отвечает на ваши вопросы, которые касаются не только предметов и персонажей, но и действий. Например в сказке  "Курочка Ряба" ребенок не только показывает курочку, деда, бабку и яичко, но и демонстрирует,  и говорит как дед стучит, как дед плачет, как яичко упало. Это говорит о готовности ребенка к соединению слов во фразу. Если у него есть слово "баба" и слова плачет (а-а-а), то можно ему сказать "Баба-а-а-а"

В каком возрасте можно ожидать этой готовности? Можно ли помочь ребенку использовать в речи слова-действия?    
Возраст может быть разным, но вряд ли раньше 2-х - 2,5 лет.
Как помочь ребенку использовать в речи слова действия?

Проанализировать список слов. которые говорит ребенок. Посмотрите есть ли там слова-действия. Старайтесь не обращать внимания ребенка на реальные действия, которые происходят вокруг него. Например, увидев кошку, не ограничивайтесь общением о том, что это кошка. Обязательно спросите у него, что та делает. Если малыш не может ответить, скажите сами "ам-ам" Киса ест "ам-ам".

Просите ребенка выполнять действия по вашей просьбе: попрыгай "прыг-прыг". походим "топ-топ", похлопай "хлоп-хлоп" и т.д.
Читая книгу, организуя игру, всегда фиксируйте внимание на действиях: упала "бах", качается "кач-кач", шумит (пылесос) "жжжж" и т.д.
Задавайте вопросы: что делает? что случилось? Просите показать: "Как папа пилит?"
Если ребенок один или два раза назвал слово, а потом не хочет, а вернее не может его повторить - организуйте игровую ситуацию, которая эмоционально подтолкнет малыша у высказыванию. 
Не просите ребенка повторить какое-либо слово. Детям пока сложно сделать это по просьбе, но в интересной игре или во время интересного занятия могут вновь произнести его.               

#24

Добавлено: 28 ноя 2016, 14:11
polina
                                                              
Нужно ли ждать появления взрослых слов для формирования  фразы?  
Нет, ждать нельзя, мы можем упустить этап развития, когда ребенок начинает соединять два  детских слова в двух- и трехкомпонентное высказывание, типа "Ляля бах.  Ляля аааа" ( девочка упала, девочка плачет). Поэтому занятия, помогающие ребенку соединить два детских слова, начинают сразу, как малыш начинает  использовать для описания  ситуации не только   детские слова,  выполняющие роль существительных (персонажей и предметов), но и слова-действия.
Будьте внимательны, в речи ребенка помимо слов из нянюшкиного словаря могут появляться т.н. аморфные, усеченные, неизменяемые взрослые слова.[/i][/b] Их труднее узнать чем лепетные, поскольку понять му (корова) гораздо проще, чем вава или коооо. 
Если я выучу с ребенком несколько фраз, как это может помочь развитию речи?  
Это очень важный вопрос. Часто возникает желание выучить сразу много слов и фраз в надежде на то, что это поможет развитию речевого общения. 
 В действительности,   самостоятельное произнесения  слова и фразы - это основное условие использования речи в  повседневной жизни.  
 Как это реализуется при организации занятий:
  • Выберите ограниченное количество слов и  помогите ребенку использовать их изолированно и во фразе.
  • Не спешите требовать их использования в повседневной жизни, пока малыш не начнет сам произносить их в процессе занятия.
  • Только после того, как ребенок усвоил одну порцию слов и начал их самостоятельно использовать, не вводите в занятия следующую порцию слов.
  • Про подборе слов учитывайте возможности многократного использования слова в повседневной жизни (в быту и игре)
Мы не стремимся выучить с ребенком много слов и вариантов фраз.
 На ограниченном материале мы запускаем  речь: формируем у ребенка речевые стереотипы, которые он будет использовать в речи.  
Самое интересное, что ребенок может в игре или в быту произнести слово или фразу, которую вы не учили с ним на занятии - просто сработал перенос усвоенных стереотипов/шаблонов. Но важно помнить, что ключевым словом является слово "самостоятельно".   Несколько  самостоятельных слов и фраз, а не множество, но с вашей помощью помогут разговориться вашему малышу.  
                                                                                          

#25

Добавлено: 30 ноя 2016, 19:39
polina
Мой ребенок говорит фразы, состоящие из детских слов. Иногда использует искаженные взрослые слова, например, мако (молоко), ука (сушка). Как научить его говорить во фразах "правильные" слова?
 Пока еще рано говорить о правильном звукопроизношении слов, которые говорит малыш. Но,  если структура слова будет сохранной, само слово станет более понятным.
Опыт занятий показал, также, что с вместе с улучшением структуры  ребенок начинает  правильно произносить стечение согласных. Например, Саша говорил слово "кошка", как "кока". То есть количество слогов было сохранно, но ему не удавалось стечение согласных в середине слова. Прием отхлопывания помог мальчику научиться произносить  "кошка" правильно.
Занятие по выработке правильной слоговой структуры мы начинаем не с фразы, а изолированного произнесения слова.
  1. Проанализируйте словарь ребенка и отберите слова, которые  являются взрослыми словами, но с пропуском, перестановкой слогов или другими нарушениями слоговой структуры
  2. Слово "моко"- это пример произнесения слова с пропуском одного слова.. С этим словом  можно заниматься методом отхлопывания (ладошки).
  3. Если вы приняли решение заниматься глобальным чтением - это тоже поможет ребенку увидеть правильное словов.
  4. Когда ребенок будет правильно  произносить это слово, вы можете вставить его в знакомую фразу.

#26

Добавлено: 28 янв 2017, 12:53
polina
           В какой последовательности отбирать слова для занятий с "ладошками"?                       
 Это важный вопрос и подходить к нему нужно гибко.
 Прежде всего, как уже написано выше, мы ориентируемся на то, произошел ли у ребенка переход от лепетного слова к взрослому, например, вместо "му" он начал говорить "ова"
 Если таких слов много, нужно отобрать наиболее простые слова, желательно без стечения согласных  баба, папа, мама, киса,  и потом, постепенно усложнять слова.
 
Я предлагаю вашему вниманию  последовательность, состоящую из последовательных  14 типов слоговой структуры. В основе этого списка лежит классификация А.К. Марковой, к которой я подобрала отдельные слова, чтобы было понятно, о чем идет речь.Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные), так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него):
1.        Двухсложные слова из открытых слогов. Мама,  муха, иду, мою
2.        Трехсложные слова из открытых слогов. Собака, машина, кубики, билеты, помоги, гуляю
3.        Односложные слова. Мак, дом, мыть, пить
4.        Двухсложные слова с закрытым слогом. Домик, котик, бубен, утюг
5.         Двухсложные слова со течением согласных в середине слова. Лента, туфли, капли, банка, утка
6.        Двухсложные слова из закрытых слогов. Доктор, зонтов (нет зонтов), мыльный, , низкий, уснуть
7.        Трехсложные слова с закрытым слогом. Носочек, утенок, пять бананов, наливать, соленый, заболел, пылесос
8.        Трехсложные слова со стечением согласных. Буханка, бумажка, цыплята, яблоко
9.        Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Автобус, виноград
10.    Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Матрешка, морковка
11.    Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова. Хлеб, стол, бант, волк
12.    Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. Спички, скалка
13.    Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова. Скакалка, хлебница.
14.    Многосложные слова из открытых слогов. Черепаха, пуговицы
 Слова каждого типа ребенок сначала учится произносить изолированно, потом в словосочетании  из двух слов, потом в более сложных фразах.
 Что касается слов с  со стечением согласных, то предлагается следующий порядок освоения:
  1. двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игра, очки), затем – слова, начинающиеся на согласный (пятка, ногти), после этого – слова с двумя стечениями согласных (ласточка, листочки);
  2. стечение в конце слова (кость, мост);
  3. стечение в начале слова (слон, стол);
  4. односложные слова с двумя стечениями (столб, хвост);