Обсуждение семинара "Развитие ребенка в естественной среде" Компетентностный подход.

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#1 Обсуждение семинара "Развитие ребенка в естественной среде" Компетентностный подход.

Сообщение polina » 05 апр 2015, 00:00

Уважаемые коллеги, как и обещала, открываю новую тему, где каждый из вас может продолжить усвоение нового метода - развития ребенка в естественной среде. Напомню, что ребенок обследуется с помощью таблиц.
1. Таблицы развития ребенка. Можно использовать любые принятые у вас таблицы. Желательно, чтобы они отражали этапность развития, а не только стороны развития. Мы предлагаем вам ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ ( Ступени развития ребенка)

2. Таблицы навыков и компетенций. "Я все смогу". Таблицы позволяют не только формировать навыки, нужные для социализации, но и позволяют ребенку продвигаться в развитии движений, речи, мышления, социальных навыков. Чтобы убедиться так ли это, мы периодически обращаемся к таблицам 1 и отслеживаем динамику, проверяем, какие навыки нужно сформировать в процессе занятий. Это может быть, например, игра в лото, чтение книг, рисование и т. д

Здесь можно пронаблюдать работу с мамой по использованию ДНЕВНИКА РАЗВИТИЯ

А здесь вы можете ознакомиться с семинаром, который проводился на форуме. Он назывался "Новые подходы к социализации ребенка"


Теперь о задании, которое поможет вам освоить метод формирования навыков.

Вы должны выбрать любой навык (кроме умывания), отметить на примере одного ребенка, какие действия делает ребенок, какие взрослый, а какие ребенок+взрослый.
Выбрать одно действие и составить свои предложения/программу, которая поможет передать выполнение действия от взрослого к ребенку.

Оформить это можно так:
Название учреждения
ФИО специалиста/ов ( в том случае, если автор сообщения выполнял задание с кем-то из коллег перечислите всех участников)
Название навыка

Какое звено вы выбрали (формулировка должна точно повторять ту, что обозначена в таблице
Кто выполняет это звено
Какие советы вы дадите маме для того, чтобы ребенок научился постепенно выполнять это действие/звено сам.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#2

Сообщение polina » 05 апр 2015, 19:06

Напомню, как аналогичное задание выполнялось на примере навыка "моем руки"

Название навыка "мыть руки" (в таблице этот навык объединен с мытьем лица и называется "умывание")
Было выбрано звено  Намылить руки.
Кто выполняет это звено: ребенок+взрослый


Советы маме  (на основе анализа ситуации):
Если ребенок не достает до мыльницы, продумать как ее приблизить.
Если ребенок роняет мыло, то использовать маленький кусочек или мыло с дозатором, по которому ребенок сможет ударять. Можно использовать мыло в сеточке из-под овощей, которое привязано к крану.
Если ребенок не умеет тереть рука об руку, то можно учить его делать это по подражанию, или при раскатывании пластилина или при стряхивании песка/крошек с рук
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#3

Сообщение polina » 09 апр 2015, 15:35

Добрый день, Инна. Приятно занть, что идея с первым словарем нашла свое продолжение в вашей практике.
Как у вас с выполнением задания? Получается разбор навыка?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#4

Сообщение polina » 09 апр 2015, 15:37

Уважаемые коллеги, время которое мы отвели на регистрацию подошло к концу.
На выполнение задание вам предлагается срок до 17 апреля. Удачи. Жду ваших сообщений
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#5

Сообщение polina » 13 апр 2015, 14:46

Катерина-41;41669Полина Львовна, подскажите, пожалуйста, регистрация на что подошла к концу? Просто я только сегодня зарегестрировалась на вашем форуме и хочу отправить материал по разбору навыка. Можно прям сюда информацию выкладывать или как? Спасибо!

Добрый день, Екатерина. Да, конечно, вы можете представить ваш разбор случая.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#6

Сообщение polina » 13 апр 2015, 15:34

Добрый день,  Оксана Сергеевна и  Наталья Владимировна
Спасибо за подробный разбор  компетенции и навыка  «Умение собирать игрушки»

Вся процедура обследования соблюдена, отмечено, кто выполняет цепочку, есть разъяснения по поводу причины, по которой взрослый  сам берет игрушку и дает ее ребенку. Обозначены дополнительные задания, которые помогут ребенку со временем, делать это самому:
Для развития
мелкой моторики взрослый должен использовать следующие задания с ребёнком:
-вытаскивать яркую ленту из шкатулки или другой ёмкости;
-ежедневно играть в ладушки;
-учить ребёнка разворачивать ладошки вверх, чтобы поймать
мяч или любую другую игрушку;
- учить его открывать дверь, поворачивая ручку;
-побуждать малыша отвинчивать крышку у небольшой банки и
доставать игрушку или лакомство;
-предлагать ребёнку «помешивать кашку», водя пальчиком по ладошке;
- учить рисовать большой кистью или губкой;
-лепка из пластилина;
-конструирование из мягких и твёрдых кубиков.
По поводу следующего  описания хотела бы внести некоторые уточнения:
Если ребёнок не может дойти самостоятельно.  Взрослый                                                                                                                                                                                              должен оказать ему помощь. Научить  переносить вес
                                                                                                                                                                                                    с одной ноги на другую и переступать с ноги на ногу.
Важно, чтобы у читателей вашей программы не возникло впечатления, что мы учим ребенка переносить вес тела во время сбора игрушек.
Взрослый помогает ребенку добраться до нужного места, оказывая ему необходимую поддержку, например, придерживая за таз.
А учить переносить вес тела - это дополнительное задание, которое реализуется в другое время. Например: одевать в позе стоя, когда ребенок должен перенести вес на одну ногу и поднять другую, чтобы мама надела тапочек. Или бить ногой по мячу, переступать препятствия и тд.
У вас все написано правильно, но так будет понятнее читателям, особенно тем, кто не присутствовал на семинаре. Это нужно разъяснять и родителям, поскольку у них может возникнуть желание сделать все сразу, а ребенку это может быть скучно и сложно.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#7

Сообщение polina » 16 апр 2015, 14:53

Юлия Ф.;41686Полина Львовна, подскажите пожалуйста, где можно посмотреть уже разработанные цепочки навыков, чтоб случайно не повториться...И может быть есть список цепочек, которые меньше всего были разработаны, чтоб подумать над ними и помочь Вам. Заранее благодарю за ответ...
Добрый день, Юля. Все цепочки основных навыков разработаны и представлены в таблицах "Я все смогу". Таблицы навыков и компетенций. "Я все смогу".


Задание состоит в том, что выбирается один навык и заполняется таблица, в которой отмечается, какое звено делает ребенок, а какое взрослый. Далее составляется программа занятий с ребенком, в которой описаны действия педагога или родителя, которые направлены на то, чтобы то звено, которое делал взрослый, начал делать ребенок.
Перечитайте мой пример и пример Оксаны Сергеевны и Натальи Владимировны. (см. выше).

как я поняла, что 17 апреля - это последний срок, чтоб послать вам свои цепочки навыков....?
Да, это так. Но тема будет открыта и я буду ее регулярно просматривать до 20 апреля понедельника, включительно.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#8

Сообщение polina » 16 апр 2015, 15:05

Добрый день, Екатерина Сергеевна.
Работаю с мальчиком с синдромом Дауна, 4 года 10 месяцев, который посещает вторую младшую группу (возраст 3-4 года) ДОУ общеразвивающего вида.
Компетенция «Умение одеваться и раздеваться».
Название навыка «Снять /надеть одежду с застежкой (рубашка, куртка)», в нем навык «Расстегивать и застегивать одежду и обувь», в нем навык – «Застегнуть молнию на одежде».
Цепочка последовательных действий:
1. Вставить кончик молнии в замочек / Взрослый
2. Взяться одной рукой за низ одежды / Ребенок + Взрослый
3. Второй рукой взять за замочек / Ребенок
4. Потянуть за замочек вверх / Ребенок
5. Потянуть вверх до середины  куртки / Ребенок
6. Потянуть вверх до ворота / Ребенок + Взрослый
Очень четкое обследование. Можно в практической работе его дополнить тем, что подразумевается, когда вы пишите взрослый+ ребенок. Это поможет спланировать работу.
Рассматриваем звено1.
Рассмотрим звено – вставить кончик молнии в замочек, выполняет  (сейчас) – взрослый.
Данное действие также можно разбить на ряд последовательных действий:
1. Опустить бегунок вниз, соединить вместе 2 части замка на одной стороне молнии / Ребенок (при нескольких показах, ребенок это легко осваивает).
2. Взяться одной рукой за замочек / Ребенок с направляющей помощью взрослого (сжав 2 части замка между большим пальцем сверху и другими пальцами снизу).
3. Взяться другой рукой за второй уголок молнии / Ребенок со стимулирующей помощью взрослого
4. Подтянуть два уголка молнии друг к другу / Ребенок (ребенку необходимо понять, что нужно соединить два уголка/ конца молнии).
5. Попасть в отверстие замка кончиком молнии / Взрослый
6. Вставить кончик молнии до конца / Взрослый
Передача действий от взрослого к ребенку:
Действия - взяться одной рукой за замочек и за второй уголок молнии - требуют сложных мелких движений и силы сжимания пальчиков. По нескольким показам ребенок поймет, что делать. Но отработать само движение можно на других предметах:
Дополнительные задания
- удерживать в руках тонкие, плоские детали, ткани (носовой платок);
- щелкать пузырьки на упаковочном материале, сжимая его между большим и другими пальцами.
Действие - попасть в отверстие замка кончиком молнии – требует определенного навыка зрительно-моторной координации. Также хорошо предлагать ребенку игры:
-  на попадание мелких деталей в какое-либо отверстие;
-  конструкторы, или объемные пазлы (схожие по принципу соединения – деталь вдеть в деталь).
Действие - вставить кончик молнии до конца – требует от ребенка понимания инструкции «застегни /вставь до конца».
Дополнительные задания
Отрабатывать эту инструкцию можно например на игре с игрушечным кассовым аппаратом, где нужно проводить через отверстие карту или вставить карту, при этом срабатывает цветовой сигнал и звуковой эффект; а также на различных конструкторах, когда нужно деталь соединить плотно, до конца.

Советы родителям будут включать все выше рекомендованные игры и упражнения. +
- куртка / кофта не должна быть сильно узкой и длинной, чтобы можно было комфортно взяться за нижние уголки и поднять их так, чтобы было удобно видеть и соединять детали;
- следить за состоянием замка, молнии, чтобы они были целые, удобные для застегивания;
- чем больше замок на молнии, тем легче освоить этот навык (например, на «тракторной» молнии).
Очень хорошо.  Как я поняла, это конкретный мальчик и, надеюсь, ваши рекомендации помогут маме научить его этому действию.
 
Я в вашем отчете выделила отдельные пункты, чтобы остальным участникам было  удобно познакомиться с вашим ответом.
Спасибо вам за подробный ответ
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#9

Сообщение polina » 16 апр 2015, 20:30

Юлия  Валерьевна, добрый вечер.
Вы выполнили задание более трудное, чем то, о котором мы говорили. Image
То есть расписали цепочку действий по надеванию перчатки. Спасибо вам большое. На будущее, при внесении дополнений в  в пособие "Я все смогу", буду использовать и вашу разработку.
Но у меня появился вопрос: Когда вы пишите "ребенок + взрослый", как вы предполагает это взаимодействие?
1.взрослый действует  руками ребенка,
2. взрослый показывает, а ребенок подражает
3. взрослый напоминает, что нужно делать.
4 - еще что-то
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#10

Сообщение polina » 17 апр 2015, 10:52

Доброе утро, Наталия Зиновьевна.
Спасибо за подробное описание технологии освоения навыка надевания перчаток.
Думаю, это будет полезно многим специалистам и родителям.
Обращаю внимание всех, что здесь приведена технология одного звена навыка, но очень подробно.
Сам  навык  "ОДЕВАНИЕ ВАРЕЖЕК"  возможно, будет таким:
1. принять решение о надевании варежек
2.  положить варежки  перед собой.
3. проверить правильность их расположения (руки положить сверху и проверить по месту положения большого пальца
4. взять одной рукой край/манжет варежки
5. вторую руку вставили в варежку
6. повторить  это действие со второй рукой (здесь будет несколько сложнее, поскольку одна рука в варежке.
По этой схеме можно проверять ребенка.
Наталья Зиновьевна подробно описала работу над  5 звеном, то есть описала, как учить ребенка вставлять руку в варежку.
Возможно за край перчатки держит взрослый. Тогда это действие нужно будет передавать ребенку следующим.
Если же и 4 действие ребенок выполняет сам, то можно считать навык сформированным.
Далее следует подумать о том, как он вписывается в компетенцию: знает ли ребенок. где лежат его варежки, может ли подобрать пару, знает ли, где их сушить и тд.
Еще раз   благодарю Наталью Зиновьевну. Переношу ее описание в свою копилку Image
И завершу цитатой из сообщения:
Вечером мальчик со словами "Ту-ту-тууу" и довольной улыбкой показывал маме как он сам надевает варежки. На отработку данной цепочки действий нам понадобилось 20 минут.
Практики работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было, но постоянно работаю с детьми с ОВЗ.
Надеюсь мой опыт пригодится мамам и специалистам.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «ЕКАТЕРИНБУРГ. РАННЯЯ ПОМОЩЬ»