Обсуждение семинара "Развитие ребенка в естественной среде" Компетентностный подход.
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#1 Обсуждение семинара "Развитие ребенка в естественной среде" Компетентностный подход.
Уважаемые коллеги, как и обещала, открываю новую тему, где каждый из вас может продолжить усвоение нового метода - развития ребенка в естественной среде. Напомню, что ребенок обследуется с помощью таблиц.
1. Таблицы развития ребенка. Можно использовать любые принятые у вас таблицы. Желательно, чтобы они отражали этапность развития, а не только стороны развития. Мы предлагаем вам ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ ( Ступени развития ребенка)
2. Таблицы навыков и компетенций. "Я все смогу". Таблицы позволяют не только формировать навыки, нужные для социализации, но и позволяют ребенку продвигаться в развитии движений, речи, мышления, социальных навыков. Чтобы убедиться так ли это, мы периодически обращаемся к таблицам 1 и отслеживаем динамику, проверяем, какие навыки нужно сформировать в процессе занятий. Это может быть, например, игра в лото, чтение книг, рисование и т. д
Здесь можно пронаблюдать работу с мамой по использованию ДНЕВНИКА РАЗВИТИЯ
А здесь вы можете ознакомиться с семинаром, который проводился на форуме. Он назывался "Новые подходы к социализации ребенка"
Теперь о задании, которое поможет вам освоить метод формирования навыков.
Вы должны выбрать любой навык (кроме умывания), отметить на примере одного ребенка, какие действия делает ребенок, какие взрослый, а какие ребенок+взрослый.
Выбрать одно действие и составить свои предложения/программу, которая поможет передать выполнение действия от взрослого к ребенку.
Оформить это можно так:
Название учреждения
ФИО специалиста/ов ( в том случае, если автор сообщения выполнял задание с кем-то из коллег перечислите всех участников)
Название навыка
Какое звено вы выбрали (формулировка должна точно повторять ту, что обозначена в таблице
Кто выполняет это звено
Какие советы вы дадите маме для того, чтобы ребенок научился постепенно выполнять это действие/звено сам.
1. Таблицы развития ребенка. Можно использовать любые принятые у вас таблицы. Желательно, чтобы они отражали этапность развития, а не только стороны развития. Мы предлагаем вам ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ ( Ступени развития ребенка)
2. Таблицы навыков и компетенций. "Я все смогу". Таблицы позволяют не только формировать навыки, нужные для социализации, но и позволяют ребенку продвигаться в развитии движений, речи, мышления, социальных навыков. Чтобы убедиться так ли это, мы периодически обращаемся к таблицам 1 и отслеживаем динамику, проверяем, какие навыки нужно сформировать в процессе занятий. Это может быть, например, игра в лото, чтение книг, рисование и т. д
Здесь можно пронаблюдать работу с мамой по использованию ДНЕВНИКА РАЗВИТИЯ
А здесь вы можете ознакомиться с семинаром, который проводился на форуме. Он назывался "Новые подходы к социализации ребенка"
Теперь о задании, которое поможет вам освоить метод формирования навыков.
Вы должны выбрать любой навык (кроме умывания), отметить на примере одного ребенка, какие действия делает ребенок, какие взрослый, а какие ребенок+взрослый.
Выбрать одно действие и составить свои предложения/программу, которая поможет передать выполнение действия от взрослого к ребенку.
Оформить это можно так:
Название учреждения
ФИО специалиста/ов ( в том случае, если автор сообщения выполнял задание с кем-то из коллег перечислите всех участников)
Название навыка
Какое звено вы выбрали (формулировка должна точно повторять ту, что обозначена в таблице
Кто выполняет это звено
Какие советы вы дадите маме для того, чтобы ребенок научился постепенно выполнять это действие/звено сам.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#2
Напомню, как аналогичное задание выполнялось на примере навыка "моем руки"
Название навыка "мыть руки" (в таблице этот навык объединен с мытьем лица и называется "умывание")
Было выбрано звено Намылить руки.
Кто выполняет это звено: ребенок+взрослый
Советы маме (на основе анализа ситуации):
Если ребенок не достает до мыльницы, продумать как ее приблизить.
Если ребенок роняет мыло, то использовать маленький кусочек или мыло с дозатором, по которому ребенок сможет ударять. Можно использовать мыло в сеточке из-под овощей, которое привязано к крану.
Если ребенок не умеет тереть рука об руку, то можно учить его делать это по подражанию, или при раскатывании пластилина или при стряхивании песка/крошек с рук
Название навыка "мыть руки" (в таблице этот навык объединен с мытьем лица и называется "умывание")
Было выбрано звено Намылить руки.
Кто выполняет это звено: ребенок+взрослый
Советы маме (на основе анализа ситуации):
Если ребенок не достает до мыльницы, продумать как ее приблизить.
Если ребенок роняет мыло, то использовать маленький кусочек или мыло с дозатором, по которому ребенок сможет ударять. Можно использовать мыло в сеточке из-под овощей, которое привязано к крану.
Если ребенок не умеет тереть рука об руку, то можно учить его делать это по подражанию, или при раскатывании пластилина или при стряхивании песка/крошек с рук
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#5
Катерина-41;41669Полина Львовна, подскажите, пожалуйста, регистрация на что подошла к концу? Просто я только сегодня зарегестрировалась на вашем форуме и хочу отправить материал по разбору навыка. Можно прям сюда информацию выкладывать или как? Спасибо!
Добрый день, Екатерина. Да, конечно, вы можете представить ваш разбор случая.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#6
Добрый день, Оксана Сергеевна и Наталья Владимировна
Спасибо за подробный разбор компетенции и навыка «Умение собирать игрушки»
Вся процедура обследования соблюдена, отмечено, кто выполняет цепочку, есть разъяснения по поводу причины, по которой взрослый сам берет игрушку и дает ее ребенку. Обозначены дополнительные задания, которые помогут ребенку со временем, делать это самому:
Взрослый помогает ребенку добраться до нужного места, оказывая ему необходимую поддержку, например, придерживая за таз.
А учить переносить вес тела - это дополнительное задание, которое реализуется в другое время. Например: одевать в позе стоя, когда ребенок должен перенести вес на одну ногу и поднять другую, чтобы мама надела тапочек. Или бить ногой по мячу, переступать препятствия и тд.
У вас все написано правильно, но так будет понятнее читателям, особенно тем, кто не присутствовал на семинаре. Это нужно разъяснять и родителям, поскольку у них может возникнуть желание сделать все сразу, а ребенку это может быть скучно и сложно.
Спасибо за подробный разбор компетенции и навыка «Умение собирать игрушки»
Вся процедура обследования соблюдена, отмечено, кто выполняет цепочку, есть разъяснения по поводу причины, по которой взрослый сам берет игрушку и дает ее ребенку. Обозначены дополнительные задания, которые помогут ребенку со временем, делать это самому:
По поводу следующего описания хотела бы внести некоторые уточнения:Для развития
мелкой моторики взрослый должен использовать следующие задания с ребёнком:
-вытаскивать яркую ленту из шкатулки или другой ёмкости;
-ежедневно играть в ладушки;
-учить ребёнка разворачивать ладошки вверх, чтобы поймать
мяч или любую другую игрушку;
- учить его открывать дверь, поворачивая ручку;
-побуждать малыша отвинчивать крышку у небольшой банки и
доставать игрушку или лакомство;
-предлагать ребёнку «помешивать кашку», водя пальчиком по ладошке;
- учить рисовать большой кистью или губкой;
-лепка из пластилина;
-конструирование из мягких и твёрдых кубиков.
Важно, чтобы у читателей вашей программы не возникло впечатления, что мы учим ребенка переносить вес тела во время сбора игрушек.Если ребёнок не может дойти самостоятельно. Взрослый должен оказать ему помощь. Научить переносить вес
с одной ноги на другую и переступать с ноги на ногу.
Взрослый помогает ребенку добраться до нужного места, оказывая ему необходимую поддержку, например, придерживая за таз.
А учить переносить вес тела - это дополнительное задание, которое реализуется в другое время. Например: одевать в позе стоя, когда ребенок должен перенести вес на одну ногу и поднять другую, чтобы мама надела тапочек. Или бить ногой по мячу, переступать препятствия и тд.
У вас все написано правильно, но так будет понятнее читателям, особенно тем, кто не присутствовал на семинаре. Это нужно разъяснять и родителям, поскольку у них может возникнуть желание сделать все сразу, а ребенку это может быть скучно и сложно.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#7
Добрый день, Юля. Все цепочки основных навыков разработаны и представлены в таблицах "Я все смогу". Таблицы навыков и компетенций. "Я все смогу".Юлия Ф.;41686Полина Львовна, подскажите пожалуйста, где можно посмотреть уже разработанные цепочки навыков, чтоб случайно не повториться...И может быть есть список цепочек, которые меньше всего были разработаны, чтоб подумать над ними и помочь Вам. Заранее благодарю за ответ...
Задание состоит в том, что выбирается один навык и заполняется таблица, в которой отмечается, какое звено делает ребенок, а какое взрослый. Далее составляется программа занятий с ребенком, в которой описаны действия педагога или родителя, которые направлены на то, чтобы то звено, которое делал взрослый, начал делать ребенок.
Перечитайте мой пример и пример Оксаны Сергеевны и Натальи Владимировны. (см. выше).
Да, это так. Но тема будет открыта и я буду ее регулярно просматривать до 20 апреля понедельника, включительно.как я поняла, что 17 апреля - это последний срок, чтоб послать вам свои цепочки навыков....?
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#8
Добрый день, Екатерина Сергеевна.
Рассматриваем звено1.
Действия - взяться одной рукой за замочек и за второй уголок молнии - требуют сложных мелких движений и силы сжимания пальчиков. По нескольким показам ребенок поймет, что делать. Но отработать само движение можно на других предметах:
Дополнительные задания
- удерживать в руках тонкие, плоские детали, ткани (носовой платок);
- щелкать пузырьки на упаковочном материале, сжимая его между большим и другими пальцами.
Действие - попасть в отверстие замка кончиком молнии – требует определенного навыка зрительно-моторной координации. Также хорошо предлагать ребенку игры:
- на попадание мелких деталей в какое-либо отверстие;
- конструкторы, или объемные пазлы (схожие по принципу соединения – деталь вдеть в деталь).
Действие - вставить кончик молнии до конца – требует от ребенка понимания инструкции «застегни /вставь до конца».
Дополнительные задания
Отрабатывать эту инструкцию можно например на игре с игрушечным кассовым аппаратом, где нужно проводить через отверстие карту или вставить карту, при этом срабатывает цветовой сигнал и звуковой эффект; а также на различных конструкторах, когда нужно деталь соединить плотно, до конца.
Советы родителям будут включать все выше рекомендованные игры и упражнения. +
- куртка / кофта не должна быть сильно узкой и длинной, чтобы можно было комфортно взяться за нижние уголки и поднять их так, чтобы было удобно видеть и соединять детали;
- следить за состоянием замка, молнии, чтобы они были целые, удобные для застегивания;
- чем больше замок на молнии, тем легче освоить этот навык (например, на «тракторной» молнии).
Очень хорошо. Как я поняла, это конкретный мальчик и, надеюсь, ваши рекомендации помогут маме научить его этому действию.
Я в вашем отчете выделила отдельные пункты, чтобы остальным участникам было удобно познакомиться с вашим ответом.
Спасибо вам за подробный ответ
Очень четкое обследование. Можно в практической работе его дополнить тем, что подразумевается, когда вы пишите взрослый+ ребенок. Это поможет спланировать работу.Работаю с мальчиком с синдромом Дауна, 4 года 10 месяцев, который посещает вторую младшую группу (возраст 3-4 года) ДОУ общеразвивающего вида.
Компетенция «Умение одеваться и раздеваться».
Название навыка «Снять /надеть одежду с застежкой (рубашка, куртка)», в нем навык «Расстегивать и застегивать одежду и обувь», в нем навык – «Застегнуть молнию на одежде».
Цепочка последовательных действий:
1. Вставить кончик молнии в замочек / Взрослый
2. Взяться одной рукой за низ одежды / Ребенок + Взрослый
3. Второй рукой взять за замочек / Ребенок
4. Потянуть за замочек вверх / Ребенок
5. Потянуть вверх до середины куртки / Ребенок
6. Потянуть вверх до ворота / Ребенок + Взрослый
Рассматриваем звено1.
Передача действий от взрослого к ребенку:Рассмотрим звено – вставить кончик молнии в замочек, выполняет (сейчас) – взрослый.
Данное действие также можно разбить на ряд последовательных действий:
1. Опустить бегунок вниз, соединить вместе 2 части замка на одной стороне молнии / Ребенок (при нескольких показах, ребенок это легко осваивает).
2. Взяться одной рукой за замочек / Ребенок с направляющей помощью взрослого (сжав 2 части замка между большим пальцем сверху и другими пальцами снизу).
3. Взяться другой рукой за второй уголок молнии / Ребенок со стимулирующей помощью взрослого
4. Подтянуть два уголка молнии друг к другу / Ребенок (ребенку необходимо понять, что нужно соединить два уголка/ конца молнии).
5. Попасть в отверстие замка кончиком молнии / Взрослый
6. Вставить кончик молнии до конца / Взрослый
Действия - взяться одной рукой за замочек и за второй уголок молнии - требуют сложных мелких движений и силы сжимания пальчиков. По нескольким показам ребенок поймет, что делать. Но отработать само движение можно на других предметах:
Дополнительные задания
- удерживать в руках тонкие, плоские детали, ткани (носовой платок);
- щелкать пузырьки на упаковочном материале, сжимая его между большим и другими пальцами.
Действие - попасть в отверстие замка кончиком молнии – требует определенного навыка зрительно-моторной координации. Также хорошо предлагать ребенку игры:
- на попадание мелких деталей в какое-либо отверстие;
- конструкторы, или объемные пазлы (схожие по принципу соединения – деталь вдеть в деталь).
Действие - вставить кончик молнии до конца – требует от ребенка понимания инструкции «застегни /вставь до конца».
Дополнительные задания
Отрабатывать эту инструкцию можно например на игре с игрушечным кассовым аппаратом, где нужно проводить через отверстие карту или вставить карту, при этом срабатывает цветовой сигнал и звуковой эффект; а также на различных конструкторах, когда нужно деталь соединить плотно, до конца.
Советы родителям будут включать все выше рекомендованные игры и упражнения. +
- куртка / кофта не должна быть сильно узкой и длинной, чтобы можно было комфортно взяться за нижние уголки и поднять их так, чтобы было удобно видеть и соединять детали;
- следить за состоянием замка, молнии, чтобы они были целые, удобные для застегивания;
- чем больше замок на молнии, тем легче освоить этот навык (например, на «тракторной» молнии).
Очень хорошо. Как я поняла, это конкретный мальчик и, надеюсь, ваши рекомендации помогут маме научить его этому действию.
Я в вашем отчете выделила отдельные пункты, чтобы остальным участникам было удобно познакомиться с вашим ответом.
Спасибо вам за подробный ответ
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#9
Юлия Валерьевна, добрый вечер.
Вы выполнили задание более трудное, чем то, о котором мы говорили.
То есть расписали цепочку действий по надеванию перчатки. Спасибо вам большое. На будущее, при внесении дополнений в в пособие "Я все смогу", буду использовать и вашу разработку.
Но у меня появился вопрос: Когда вы пишите "ребенок + взрослый", как вы предполагает это взаимодействие?
1.взрослый действует руками ребенка,
2. взрослый показывает, а ребенок подражает
3. взрослый напоминает, что нужно делать.
4 - еще что-то
Вы выполнили задание более трудное, чем то, о котором мы говорили.
То есть расписали цепочку действий по надеванию перчатки. Спасибо вам большое. На будущее, при внесении дополнений в в пособие "Я все смогу", буду использовать и вашу разработку.
Но у меня появился вопрос: Когда вы пишите "ребенок + взрослый", как вы предполагает это взаимодействие?
1.взрослый действует руками ребенка,
2. взрослый показывает, а ребенок подражает
3. взрослый напоминает, что нужно делать.
4 - еще что-то
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#10
Доброе утро, Наталия Зиновьевна.
Спасибо за подробное описание технологии освоения навыка надевания перчаток.
Думаю, это будет полезно многим специалистам и родителям.
Обращаю внимание всех, что здесь приведена технология одного звена навыка, но очень подробно.
Сам навык "ОДЕВАНИЕ ВАРЕЖЕК" возможно, будет таким:
1. принять решение о надевании варежек
2. положить варежки перед собой.
3. проверить правильность их расположения (руки положить сверху и проверить по месту положения большого пальца
4. взять одной рукой край/манжет варежки
5. вторую руку вставили в варежку
6. повторить это действие со второй рукой (здесь будет несколько сложнее, поскольку одна рука в варежке.
По этой схеме можно проверять ребенка.
Наталья Зиновьевна подробно описала работу над 5 звеном, то есть описала, как учить ребенка вставлять руку в варежку.
Возможно за край перчатки держит взрослый. Тогда это действие нужно будет передавать ребенку следующим.
Если же и 4 действие ребенок выполняет сам, то можно считать навык сформированным.
Далее следует подумать о том, как он вписывается в компетенцию: знает ли ребенок. где лежат его варежки, может ли подобрать пару, знает ли, где их сушить и тд.
Еще раз благодарю Наталью Зиновьевну. Переношу ее описание в свою копилку
И завершу цитатой из сообщения:
Спасибо за подробное описание технологии освоения навыка надевания перчаток.
Думаю, это будет полезно многим специалистам и родителям.
Обращаю внимание всех, что здесь приведена технология одного звена навыка, но очень подробно.
Сам навык "ОДЕВАНИЕ ВАРЕЖЕК" возможно, будет таким:
1. принять решение о надевании варежек
2. положить варежки перед собой.
3. проверить правильность их расположения (руки положить сверху и проверить по месту положения большого пальца
4. взять одной рукой край/манжет варежки
5. вторую руку вставили в варежку
6. повторить это действие со второй рукой (здесь будет несколько сложнее, поскольку одна рука в варежке.
По этой схеме можно проверять ребенка.
Наталья Зиновьевна подробно описала работу над 5 звеном, то есть описала, как учить ребенка вставлять руку в варежку.
Возможно за край перчатки держит взрослый. Тогда это действие нужно будет передавать ребенку следующим.
Если же и 4 действие ребенок выполняет сам, то можно считать навык сформированным.
Далее следует подумать о том, как он вписывается в компетенцию: знает ли ребенок. где лежат его варежки, может ли подобрать пару, знает ли, где их сушить и тд.
Еще раз благодарю Наталью Зиновьевну. Переношу ее описание в свою копилку
И завершу цитатой из сообщения:
Вечером мальчик со словами "Ту-ту-тууу" и довольной улыбкой показывал маме как он сам надевает варежки. На отработку данной цепочки действий нам понадобилось 20 минут.
Практики работы с детьми с синдромом Дауна у меня не было, но постоянно работаю с детьми с ОВЗ.
Надеюсь мой опыт пригодится мамам и специалистам.
С уважением, Полина Львовна