БЕСЕДА 8. ЗАВЕРШАЮЩАЯ
Уважаемые коллеги, завершились основные этапы нашего семинара. Дальнейшие наши встречи будут направлены на повышение уровня ваших знаний в отношении коррекционно- педагогических методик работы, используемых в работе с детьми раннего возраста с синдромом Дауна.
На первый взгляд, именно коррекционно-педагогическая работа и должна была стать основным предметом нашего обсуждения, но как видите очередь до нее дошла не сразу. Почему?
Как вы знаете, ранняя помощь в нашей стране первоначально развивалась в домах ребенка. Ее полностью реализовывали специалисты, поэтому все методики несут на себе печать внесемейного воспитания, а именно модели центрированной на ребенке..
И вот стали появляться службы ранней помощи. Это совершенно новый вид организаций, но все новое, создаваемое под влияние времени и даже убеждений, часто использует старые, привычные, удобные, успешные методы, приемы, формы. С одной стороны – это правильно, с другой…
Если этого старого много, оно не дает вырасти действительно новому. Сейчас много говорят о ранней помощи, о сопровождении семьи, но соответствует ли это реалиям? Далеко не всегда. Специалисты часто не понимают, как можно заниматься с младенцем, работа ограничивается общим и логопедическим массажем, даже зная содержание работы в раннем возрасте, специалист работает только с ребенком, часто мама вообще ждет под дверью, а потом получает задание, которое гордо именуется «вовлечение семьи в работу с ребенком».
Какие цели я ставила перед собой, проводя этот семинар? Сразу скажу, что вы для меня стали не совсем обычной аудиторией: вы одна команда, вы все признаете необходимость ранней помощи, более того, вы уже ее реализуете. У вас есть структура, свои обязанности итд.
Мне же хотелось, передать вам мировой опыт становления ранней помощи и опыт эффективной организации работы службы. Можно было просто рассказать вам об этом. Но будет ли смысл? Я все написала в книге «Семейно- центрированная модель ранней помощи» и можно было предложить вам ее прочитать или перечитать, если вы уже знакомы с ней.
Но как трудно стать верующим человеком, прочитав историю религий, так и трудно стать убежденным сторонником ранней помощи, не пережив лично путь исканий и находок, неудач и побед, разочарований и открытий.
Наша организация существует уже 15 лет, и у нее есть своя история и развития, и выживания. Мне хотелось не просто передать вам наш опыт, а помочь вам создать свою историю эффективно и с минимальными потерями. На чужом опыте учатся мало, а уж на чужих ошибках и подавно, поэтому я пыталась создать здесь на форуме условия, где вы бы узнали «что такое хорошо, а что такое плохо» не из моих назиданий
![Image](/upload/archive/default/files/wiki_files/emoticons/smile.png)
а прочувствовали сами, проходя путем поиска и собственных открытий, взглянули бы по-новому на то, что у вас уже есть: ранняя помощь, служба, ее структура, командная работа, активность родителей итд:
Ну и мне, конечно, хотелось, чтобы ваши открытия как можно больше соответствовали мировому опыту. Собственно в этом и была моя роль: помочь вам все сделать самим.
Это было трудно для меня, но еще труднее для вас. Иногда вы просто не могли понять, что происходит и какой вывод из этого последует.
![Image](/upload/archive/default/files/wiki_files/emoticons/smile.png)
Ну а в жизни разве не так? Вы ждали одного, а все оказалось иначе. Что с этим делать? Быть открытым новому или не заметить его? Мне кажется, вы с честью справились с этим.
Но, как я уже сказала, этот этап становления подошел к концу. Я, надеюсь, он принес определенные плоды, но это всего лишь мое мнение, и мне очень важно услышать отклик от вас.
Вначале я попыталась создать какой-то опросник, но не смогла, а вернее не захотела ограничивать вашу креативность
Поэтому прошу вас в свободной форме написать, произошли ли какие-то перемены в работе вашей службы и в вас самих за время участия в семинаре.
Это может касаться как видимых, структурных перемен, изменения содержания работы, так и идей, планов, вашей творческой активности и всего, что вы посчитаете нужным отметить. Надеюсь, что и ваши переживания, сомнения, разочарования также найдут место в вашем отклике.
В заключение: мне очень жаль, что вышла из семинара Оля, и я была бы очень рада ее возвращению.
Вот вроде и все.
Жду ваших ответов до следующей пятницы 25 мая и мы перейдем к обсуждению коррекционно- педагогического раздела работы, то есть к третьему блоку семинара.
Удачи вам.
Прошу подумать и ответить, готовы ли вы продолжать наши встречи в июне.