Блок первый. Ранняя помощь и пути ее реализации

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#11

Сообщение polina » 04 янв 2012, 14:24

Спасибо Елена.
Я поняла, что перспективная программа будет строится на знании этапов развития в норме, и для этого будут использоваться определенные тест листы, учитывающие возрастные показатели. Делаю из этого вывод, что программа для ребенка с ДЦП и с синдромом Дауна будут содержать одни и те же мероприятия,следующие с целью усвоения и закрепления навыков, но не будет учитывать особенности усвоения при данных диагнозах?
Еще один вопрос:  будут ли отличаться программы занятий для ребенка с синдромом Дауна живущего в семье и для малыша из сиротского учреждения?
Для того, чтобы понять эффективность занятий, уровень развития ребёнка, мы опираемся на возрастные показатели того, что должен уметь делать ребёнок в определённом возрасте
Еще один вопрос: что делать с тем, что навык формируется позже срока, указанного в таблице? Как учитывать эффективность в этом случае?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#12

Сообщение polina » 05 янв 2012, 12:51

Добрый день, Елена. Спасибо вам за уточнения. У вас был очень сложный вопрос, по сути он лежит в основе всей нашей работы. Мы еще долго будем с ним разбираться Image
Теперь по существу ответа:
Особенности усвоения навыков (ДЦП, синдром Дауна) будут учитываться во время реализации перспективной программы, особенно при формировании двигательных навыков, действий с предметами.

Не совсем так. Эти данные должны войти в программу, а не учитываться на ходу во время ее реализации.
Подвожу итог по написанию перспективной программы.
Перспективная программа работы базируется на следующих данных:
1. Закономерности развития детей раннего возраста
2. особенностей развития при данном нарушении
3. особенностей данной семьи,
4. индивидуальных особенностей конкретного ребенка
Вы согласны с этим?
 Теперь об эффективности работы, ее оценке и критериях.
Похоже мы с вами согласились на то, что возрастные критерии  формирования навыков в данном случае работают плохо. Если мы будем брать их в основу, то зарплату нам будут не платить, а вычитать. Image
Дело конечно не в зарплате, а в том, может ли специалист и родители увидеть динамику развития. Это важно родителям для понимания того, что они успешные родители, малыш растет и развивается, а они делают все, что для этого нужно.  Не нужно бегать в поисках алтайского шамана, не видя ребенка и саму себя, как главного человека в его жизни.
Понимание динамики важно и нам, специалистам: и для работы и для предупреждения выгорания. Если вы вкладываете в работу все свое умение, все знания, а ребенок не достигает нормы - что делать нам с вами?
Таким образом, критерием нашей работы мы будем считать динамику формирования навыков. Для этого, ориентируясь на норму  последовательности развития навыков, но с учетом особенностей при данном нарушении, мы будем сравнивать ребенка с ним самим.
Эффективна была ли наша работа можно считать по уровню сформированности предыдущих навыков, по уровню включённости ребёнка и родителей на занятиях. Возможно в одной области развития ребёнок может продвинуться вперёд, в другой навыки формируются более длительное время.
С этим я  полностью согласна, но добавлю еще один важный критерий, а именно,  насколько эти навыки используются ребенком в жизни: в быту и игре, а не только на занятиях.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#13

Сообщение polina » 05 янв 2012, 13:12

Добрый день, Дарья. Спасибо за ответ.
Из вопроса несколько непонятно, на какой период составляется программа. Поэтому буду исходить из нашего стандарта 1-2 занятия в неделю.
О частоте занятий мы поговорим позже, а пока вернемся к основному  вопросу . Специалист при каждой встрече составляет короткую рабочую программу на период до следующей встречи. На чем может быть основана эта программа?
В основном я  согласна с с вашим ответом, но у меня есть и уточняющие вопросы.
1.
На том, что делали с ребенком непосредственно на занятии.  Цель – закрепление получаемых на занятии ребенком умений и навыков. Чаще всего на занятии используются несколько заданий. Но, например, у ребенка начало получаться различать понятия «большой» и «маленький» - следовательно, даем задание на дом отрабатывать эти понятия.
А задания, используемые на данном занятии,  на основании чего выбраны?
2.
На запросе родителей. Часто бывает так, что родители сконцентрированы на одной «проблеме» - например, развитии речи. Мы, конечно, из занятие в занятие, им объясняем значение развития других процессов. Но, в первую очередь, давая рекомендации для домашних занятий, опираемся на запрос родителей, на те аспекты, которые они мотивированы решать. Например, стучать ритмично в бубен под музыку – нужно для формирования слоговой структуры речи, учить дуть – для развития дыхания, опять же для развития речи; развивать мелкую моторику – для развития речи.
Это хороший прием - использование собственной мотивации родителей.
3.
На готовности родителей. На том, что родители не способны сразу освоить все аспекты и нюансы работы с ребенком, поэтому, программа должна основываться на отработке того навыка, использовании того навыка, который родитель способен и готов применять.
Например, в игре, рисовании использовать различные восклицания, сопровождать действия звуками, чтобы стимулировать звукоподражания у ребенка. Во время занятия родитель наблюдает, как мы это делаем, потом пробует сам (здесь, чтобы мотивировать маму, важно отметить успехи), потом делает это дома.
Как вы определяете готовность родителей, на основании чего вы делаете вывод?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#14

Сообщение polina » 05 янв 2012, 13:29

Добрый день, Оля. Спасибо за ответ.
Я совершенно согласна с этим утверждением:
 Занятия с детьми раннего возраста необходимо проводить даже если ребенок развивается без особенностей,
так как очень важно не упустить сензитивные периоды развития. Занятия проводятся во время общения мамы
(или другого близкого человека) с малышом в домашних условиях,

А вот это, для обычного ребенка совсем не обязательно. Во всяком случае, на мой взгляд Image
к 1 году можно дополнительно начинать водить ребёнка в
развивающие центры для малышей. Направления работы: стимуляция зрительной активности, зрительно-моторной
координации; развитие мелкой, крупной и артикуляционной моторики; стимуляцию неречевых, а затем и речевых навыков,
развитию сенсорных и пространственных представлений и т.п. Из собственного опыта, могу отметить, что, к сожалению,
не все родители занимаются с детьми в раннем  возрасте. По различным причинам, но чаще из-за отсутствия информации
в данной области, либо просто не придают занятиям должного значения. В идеале, родителям в помощь периодически нужны
консультации специалистов (логопеда, психолога, специалиста по ЛФК), на которых родители узнают о возрастных особенностях
Полина Львовна,я не совсем поняла второй вопрос:Как родители обычных детей занимаются с детьми раннего возраста? Мы говорим об "обычных" детях?
Уточните пожалуйста, что Вы имели ввиду.
 Я согласна с тем. что вопрос мог показаться неясным, поэтому я его переформулирую, а вы попробуйте на него ответить. Это очень важный вопрос, он лежит в основе идеологии семейно центрированной модели помощи. Чтобы нам понять как помогать при нарушениях, мы должны представлять, как это происходит у обычной мамы с обычным ребенком.  Особенно, если посмотреть на то, как росли дети лет двадцать назад: без развивалок, Гленов Доманов, итд.
Обычный ребенок, обычная семья. Как ребенок развивается? Ведь не маугли же из него получается, если мама не знает про сензитивные этапы развития и не ходит к психологу?
Вы начали совершенно правильно, а теперь постарайтесь ответить, как во время общения, а я еще добавлю - и ухода -, развиваются дети? Давайте возьмем простой пример.
Ребенку четыре месяца. Мама хочет взять его из кроватки и поменять памперс. Что она делает  такого(неосознанно), что при этом развиваются: крупная моторика, мелкая моторика, общение и  речь, мышление.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#15

Сообщение polina » 05 янв 2012, 14:30

Добрый день, Елена.  Спасибо за подробный ответ на вопрос: Программа занятий реализуется родителями при консультативной поддержке специалиста. Как это может происходить?
Интересно, что в вопросе родители стоят первыми. а ответ вы начали со специалиста. С одной стороны, это понятно- ведь вы специалист, а с другой - это может вести к основному заблуждению, существующему в организации работы: специалист главный. а родители его помощники. Добавлю, что это еще не самый плохой вариант, часто еще родители считаются помехой. Из уст одного из основных специалистов России я слыхала такое высказывание: отдайте нам детей на месяц и уберите родителей и мы добьемся поразительных результатов. Очевидно, "поразительные результаты" домов ребенка его восхищают.
Но вернемся к конкретному ответу.
- постановка, переформулирование или корректировка целей занятий. Например, часто родители на занятиях рисованием ориентированы на конечный результат, и если ребёнок не изобразил ничего конкретного - домик, солнышко, цветок и т.д. - родители расстраиваются и считают занятие неудавшимся, а ребёнка неуспешным. Задача специалиста - показать родителям, что интерес, с которым ребёнок смешивал краски, его восторг от того, что эти краски ожили на листе бумаги от действия ребёнка, то, что ребёнок взаимодействовал с мамой в процессе рисования, сам обращался к ней, показывая рисунок, вокализировал, был включён в деятельность - всё это результаты, маленькие составляющие успешного развития ребёнка. Корректировка целей может осуществляться в ходе совместного  просмотра и обсуждения видеозаписей занятий специалиста с ребёнком в Службе.

С этим я согласна полностью. Очень важно  понимать с какой целью происходит эта  корректировка целей. Постарайтесь сформулировать,  в чем значимость такого изменения фокуса занятий?
Также специалист может осуществлять консультирование в ходе домашних визитов, проводя занятие сам либо присутствуя на занятии родителей с ребёнком. Когда родители научатся ставить цели и отмечать даже маленькие успехи ребёнка, они будут чувствовать себя успешными педагогами, будут видеть перспективы работы с малышом.
А вот здесь - ловушка. Родители - это родители и они не должны чувствовать себя успешными педагогами. Получая успешного педагога, ребенок часто теряет теплого родителя.
В чем разница между педагогом и матерью, как вам кажется?
- специалисты на занятиях в Службе дают родителям модель отработки какого-либо навыка с использованием развивающего материала. Чтобы знания ребёнка были прочными, не привязанными к конкретной ситуации обучение должно носить непрерывный характер - родители, встраивают обучение в повседневную жизнь, отрабатывая понятия и навыки дома на предметах одежды и домашнего обихода, на прогулке и т.д.
В принципе согласна, но не используйте с родителями эти формулировки "отрабатывают". Родители создают такие ситуации и среду, чтобы их малыш мог использовать формирующиеся и уже сформированные навыки. И обсудить с родителями и среду и все ситуации. Я согласна с тем, что можно чередовать визиты и посещение Службы. Про частоту занятий мы будем говорить отдельно.
Итак,  как и всем вашим коллегам, я задала вам  уточняющие  вопросы. Они выделены в тексте.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#16

Сообщение polina » 05 янв 2012, 15:22

Уважаемые коллеги. Вы все ответили на основные вопросы и, за исключением Татьяны, получили дополнительные.
Теперь, Татьяна, дополнительный вопрос к вам. Он возник у меня по ходу семинара во время чтения ответов на другие вопросы.
Но сначала о вашем ответе.
Татьяна, я вам очень благодарна за него.  И не только потому, что вы смогли точно и верно проанализировать свой опыт, хотя и это замечательно. Он поразил и тронул меня своей открытостью, доверием и искренностью - еще раз спасибо вам.
Если вы позволите, я буду использовать его в своих семинарах с другими группами.
Я не зря спросила вас, нужен ли вам семинар. На мой взгляд - вы поняли главное, а остальное уже можно достроить. Но вы обратились к нам за помощью, и мы постараемся  помочь вам и вашей команде сделать это быстрее и эффективнее, чем вы сделали бы это самостоятельно. Мне очень интересно работать с вашей группой и я рада нашему сотрудничеству.
И теперь мой вопрос вам, Татьяна: Вы много сделали для своего мальчика, но пишете, что хотели бы вернуться и сделать все немного по другому, основываясь на своем   опыте знаний и переживаний, и раздумий.
Как вам кажется, что могло бы  помочь там, в прошлом, той прежней Тане?. Вы уже сказали о видах помощи, и я спрашиваю вас не об этом. Что сказали бы вы, нынешняя той Тане, чтобы поддержать ее? Каков бы был основной смысл вашего послания?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#17

Сообщение polina » 05 янв 2012, 15:51

Дарья, спасибо. На основании вашего первого ответа и дополнений я подвожу итоги ответа на вопрос "Специалист при каждой встрече составляет короткую рабочую программу на период до следующей встречи. На чем может быть основана эта программа?"
Программа занятий, назовем ее краткосрочной/рабочей программой строится с учетом:
1. перспективной программы занятий
2. Содержания и результатов встречи-консультации.
3. На запросе родителей, что является самой эффективной мотивацией для них..
4. Мотивации ребенка  
5. Наблюдения за взаимодействием матери и ребенка
Я выделила то, что мы добавили в ходе уточнения.
На готовности родителей. На том, что родители не способны сразу освоить все аспекты и нюансы работы с ребенком, поэтому, программа должна основываться на отработке того навыка, использовании того навыка, который родитель способен и готов применять.
Например, в игре, рисовании использовать различные восклицания, сопровождать действия звуками, чтобы стимулировать звукоподражания у ребенка. Во время занятия родитель наблюдает, как мы это делаем, потом пробует сам (здесь, чтобы мотивировать маму, важно отметить успехи), потом делает это дома.
Вот с этим я не справилась.  Image
Я бы сказала, что речь идет о особенностях данной семьи и о подходе, который нужно использовать с каждой семьей, помогая ей организовать занятия с ребенком.
Речь ведь идет о том, почему родители не "способны сразу освоить все аспекты и нюансы работы". Кто-то не думал об этом, кто-то считает, что с ребенком должен заниматься педагог, у кого-то психологическая травма столь велика, что мешает ему видеть и понимать ребенка итд.  И в зависимости от причины  этой готовности/неготовности и строится наша работа.
 Насколько это соответствует тому, что вы имели в виду?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#18

Сообщение polina » 05 янв 2012, 18:46

Дарья, спасибо вам большое.  Признаюсь  тоже,  несмотря на то,  что  этот аспект мне знаком, такая формулировка мне нравится больше, чем те, что я использовала раньше. Итак мы рассматриваем готовность родителей с точки зрения их эмоционального состояния, с точки зрения их знаний и представлений в отношении   всех аспектов обучения ребенка, а также в умении все это реализовывать. Я так поняла?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#19

Сообщение polina » 05 янв 2012, 22:12

Оля, пять с плюсом. Это замечательный ответ. Я его принимаю полностью, без поправок. Могу добавить, что можно поиграть с ножками, учить тянуться к лицу  мамы,  играть ее волосами.
видимо на мои ответы всё-таки влияет, то что я воспитываю дочку с СД и очень трепетно(особенно в раннем возрасте) и серьёзно отношусь к формированию различных навыков
А теперь перечитайте ответ на вопрос, который дала Татьяна Павловна. О чем она сейчас жалеет?
Почему вы думаете, что описанные вами приемы не помогут младенцу с синдромом дауна сформировать те же навыки. что и обычному малышу?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#20

Сообщение polina » 07 янв 2012, 01:41

Спасибо, Елена. Ваш ответ очень пригодится при обсуждении форм организации занятий.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «НОВОСИБИРСК. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»