Добрый день, Елена. Спасибо вам за уточнения. У вас был очень сложный вопрос, по сути он лежит в основе всей нашей работы. Мы еще долго будем с ним разбираться
Теперь по существу ответа:
Особенности усвоения навыков (ДЦП, синдром Дауна) будут учитываться во время реализации перспективной программы, особенно при формировании двигательных навыков, действий с предметами.
Не совсем так. Эти данные должны войти в программу, а не учитываться на ходу во время ее реализации.
Подвожу итог по написанию перспективной программы.
Перспективная программа работы базируется на следующих данных:
1. Закономерности развития детей раннего возраста
2. особенностей развития при данном нарушении
3. особенностей данной семьи,
4. индивидуальных особенностей конкретного ребенка
Вы согласны с этим?
Теперь об эффективности работы, ее оценке и критериях.
Похоже мы с вами согласились на то, что возрастные критерии формирования навыков в данном случае работают плохо. Если мы будем брать их в основу, то зарплату нам будут не платить, а вычитать.
Дело конечно не в зарплате, а в том, может ли специалист и родители увидеть динамику развития. Это важно родителям для понимания того, что они успешные родители, малыш растет и развивается, а они делают все, что для этого нужно. Не нужно бегать в поисках алтайского шамана, не видя ребенка и саму себя, как главного человека в его жизни.
Понимание динамики важно и нам, специалистам: и для работы и для предупреждения выгорания. Если вы вкладываете в работу все свое умение, все знания, а ребенок не достигает нормы - что делать нам с вами?
Таким образом, критерием нашей работы мы будем считать динамику формирования навыков. Для этого, ориентируясь на норму последовательности развития навыков, но с учетом особенностей при данном нарушении, мы будем сравнивать ребенка с ним самим.
Эффективна была ли наша работа можно считать по уровню сформированности предыдущих навыков, по уровню включённости ребёнка и родителей на занятиях. Возможно в одной области развития ребёнок может продвинуться вперёд, в другой навыки формируются более длительное время.
С этим я полностью согласна, но добавлю еще один важный критерий, а именно, насколько эти навыки используются ребенком в жизни: в быту и игре, а не только на занятиях.