Продолжаю.
Безусловно, проживание ребенка в семье имеет ряд преимуществ, но речь идет о том, какая модель помощи может называться семейно-центрированной. Сейчас это название стало модным, его используют все, но далеко не всегда то, что происходит в службе ранней помощи хотя бы отдаленно напоминает то, о чем идет речь.
Итак, коротко опишу какие варианты бывают.
Вариант помощи центрированной на ребенке, который назовем условно "Что делать?": мама приносит ребенка к специалисту, он что-то делает в кабинете и потом дает маме задания. Это самое задание и носит название "работа с семьей" и внушает всем уверенность, что используется современная модель помощи.
Второй вариант помощи, центрированной на ребенке: " Что делать и как?" Он несравненно лучше. Отличается от первого тем, что мама находясь в кабинете специалиста, видит как он занимается с ним и если занятия выстроены правильно и логопед общается с ребенком а не делает ему инструментальный массаж, пока ребенок кричит, а мама пьет валерьянку, то мама многое может получить при таком виде занятия: она видит, что ее ребенок успешен, что он интересен педагогу, она может задать вопрос по ходу занятия. Если ей повезет и она найдет контакт с педагогом, то возможно она ощутит и некую поддержку с ее стороны. Это будет уже близко к семейно-ориентированной модели, но очень спонтанно и не постоянно.
Кстати пример с логопедом и инструментальным массажем реальный, я его не придумала. Я вообще-то умею сочинять, но не настолько
Далее рассмотрим варианты помощи, ориентированной на семью. Все они отличаются от предыдущих тем, что учитывают психологическое состояние родителей. А это означает понимание того, что незнание родителями особенностей своего ребенка и методики занятий - не единственное, что мешает им создать оптимальные условия для его развития.
Важно понимать, что травма, полученная родителями вследствие рождения "особого малыша" сломала все их планы, спутала все перспективы, они потеряли опору, на которой до сих пор стояли. И нужно не только понимать это, но и знать как помочь и поддержать семью.
Если это ясно тем, кто организует помощь и они предпринимают в этом направлении определенные шаги, то такая служба может носить название семейно-ориентированной.
В последнее время принято выделять два варианта: семейно фокусированный и семейно-центрированный.
Эти варианты различаются степенью оказания психологической помощи семье.
Всесторонняя помощь представляющая собой комплекс индивидуальной, групповой поддержки, при которой не только психологи, но и педагоги представляют себе, в чем заключается психологическая составляющая работы -называется семейно-центрированной. Обычно при этой модели принято использовать домашние визиты.
Семейно фокусированная модель, больше сосредоточена на ребенке и помощь родителям оказывается на столько, насколько этого требуют интересы ребенка.
Тут очень токая грань и обычно в одной и то же службе используются обе семейно- ориентированные модели.
В принципе, такое различие пока подчеркивается редко и не всеми, поэтому название "семейно-центрированная модель" вполне допустим во всех случаях.
Как мы видим, семейно центрированная модель требует больших затрат и даже не материальных, сколько профессиональных и организационных.
Вот мы с вами собственно говоря, этому и посвятили наш семинар. Как должна работать ваша структура, как распределить обязанности между вами, время каждого из вас и прояснить суть вашей работы, не ломая того, что у вас уже создано.