Поговорим в сторонке

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#1 Поговорим в сторонке

Сообщение polina » 18 янв 2012, 00:00

Уважаемые коллеги, по ходу семинара то и дело возникают вопросы. Когда они касаются той темы, которая обсуждается в текущий момент, они органично вплетаются в ткань беседы. Но бывает и так, что может появиться важный вопрос, не имеющий прямого отношения к разговору и его обсуждение нарушит нить  беседы.
Эта тема позволит нам разрешить это противоречие. Здесь  вы можете задавать любые вопросы, которые возникают у вас по ходу нашего семинара, но которые не совсем вписываются в текущую  тему.
Ваши вопросы будут учтены тем или иным способом: я могу ответить сразу, могу прислать ссылку на статью, а, возможно,  как-то включу в тематику семинара.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#2

Сообщение polina » 20 янв 2012, 12:27

Доброе утро, Лена. О безоценочной позиции мы поговорим в теме о психологической помощи родителям.  Коротко ответ такой: Тестирование ребенка не является причиной оценочной позиции. Причина в другом и работать нужно с ней. тестирование же необходимо для правильной организации занятий с ребенком.
На вопрос о групповых занятих с младенцами я ответила в основной теме. Этот вопрос в нее очень хорошо вписывается.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#3

Сообщение polina » 20 янв 2012, 12:38

А на  вопрос о моделях ранней помощи  я буду отвечать здесь. Он очень хороший и важный для нас. Повторю его здесь:
Вы упоминаете, что раньше существовала модель, центрированная на ребёнке. А насколько раньше? и где она использовалась, используется ли сейчас? И сейчас еще один вопрос в этом же направлении - модель, центрированная на ребёнке взаимосвязана с семейно-центрированной? и есть ли опасность, "скатываться" на первую модель, принимая вторую? встречали ли Вы это?
Начнем с того, что эта модель эффективна и используется в детских садах и школах.
Она используется во всех сиротских учреждениях.
После того, как во второй половине 20 века были получены научные данные о последствиях депривации/госпитализма, началась разъяснительная работа  для педагогов, психологов,врачей о серьезных отставаниях ребенка, растущего вне семьи. К   этому присоединились и родители детей с особенностями развития.  На основании исследований специалистов и требований родителей была разработана концепция нормализации,  которая вошла в конвенцию о правах ребенка 1989,  и подписана нашей страной в 1990 году. основной смысл этой концепции в том, что ребенок должен жить и развиваться в семье, а семья должна получить поддержку.
История развития форм поддержки тоже интересна.
Существовали разные виды: только поддержка родителей, обучение ребенка (центрированная на ребенке) и разные виды семейно-ориентированной модели.
Продолжение следует Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#4

Сообщение polina » 20 янв 2012, 17:47

Продолжаю.
Безусловно, проживание ребенка в семье имеет ряд преимуществ, но речь идет о том, какая модель помощи может называться семейно-центрированной. Сейчас это название стало модным, его используют все, но далеко не всегда то, что происходит в службе ранней помощи хотя бы отдаленно напоминает то, о чем идет речь.
Итак, коротко опишу какие варианты бывают.
Вариант помощи  центрированной на ребенке, который назовем условно "Что делать?": мама приносит ребенка к специалисту, он что-то делает в кабинете и потом дает маме задания. Это самое задание и носит название "работа с семьей" и внушает всем уверенность, что используется современная модель помощи.
Второй вариант помощи, центрированной на ребенке: " Что делать и как?" Он несравненно лучше. Отличается от первого тем, что мама находясь в кабинете  специалиста, видит как он занимается с ним и если занятия выстроены правильно и логопед общается с ребенком а не делает ему инструментальный массаж, пока ребенок кричит, а мама пьет валерьянку, то мама многое может получить при таком виде занятия: она видит, что ее ребенок успешен, что он интересен педагогу, она может задать вопрос по ходу занятия. Если ей повезет и она найдет контакт с педагогом, то возможно она ощутит и некую поддержку с ее стороны. Это будет уже близко к семейно-ориентированной модели, но очень спонтанно и не постоянно.
Кстати пример с логопедом и инструментальным массажем реальный, я его не придумала. Я вообще-то умею сочинять, но не настолько Image
Далее рассмотрим варианты помощи, ориентированной на семью. Все они отличаются от предыдущих тем, что учитывают психологическое состояние родителей. А это означает понимание того, что незнание родителями особенностей своего ребенка и методики занятий - не единственное, что мешает им создать оптимальные условия для его развития.
Важно понимать, что травма, полученная родителями вследствие рождения "особого малыша" сломала все их планы, спутала все перспективы, они потеряли опору, на которой до сих пор стояли.   И нужно не только понимать это, но и знать как помочь и поддержать семью.
Если это ясно тем, кто организует помощь и они предпринимают в этом направлении определенные шаги, то такая служба может носить название семейно-ориентированной.
В последнее время принято выделять два варианта: семейно фокусированный и семейно-центрированный.
Эти варианты различаются степенью оказания психологической помощи семье.
Всесторонняя помощь представляющая собой комплекс индивидуальной, групповой поддержки, при которой не только психологи, но и педагоги представляют себе, в чем заключается психологическая составляющая работы -называется семейно-центрированной. Обычно при этой модели принято использовать домашние визиты.
Семейно фокусированная модель, больше сосредоточена на ребенке и помощь родителям оказывается на столько, насколько этого требуют интересы ребенка.
Тут очень токая грань и обычно в одной и то же службе используются обе семейно- ориентированные модели.
В принципе, такое различие пока подчеркивается редко и не всеми, поэтому название "семейно-центрированная модель" вполне допустим во всех случаях.
Как мы видим, семейно центрированная модель требует больших затрат и даже не материальных, сколько профессиональных и организационных.
Вот мы с вами собственно говоря, этому и посвятили наш семинар. Как должна работать ваша структура, как распределить обязанности между вами, время каждого из вас и прояснить суть вашей работы, не ломая того, что у вас уже создано.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#5

Сообщение polina » 20 янв 2012, 20:43

Лена, спасибо за отзыв. Надеюсь этот текст  поможет и вам и вашим коллегам быть гибкими при построении службы, видеть все возможные варианты помощи.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#6

Сообщение polina » 26 янв 2012, 12:10

Добрый день, Таня. Спасибо за вопрос, который вы задали и за открытость. Вы сделали очень важный шаг, проанализировав свои взаимоотношения с миром, с ребенком и с собой.
Здесь речь идет о принятии родителем своего ребенка таким, каков он есть. О том, чтобы наши родительские планы и неосуществленные надежды не стали между нами и реальным человеком. Если подумать, то разве вы не видим того же самого и в семьях с обычными детьми? Этот не стал отличником, тот не хочет играть на скрипке, а значит не осуществит мечту мамы о его славе?
Это не утешение Image Я рада, что вы обратили внимание на мое высказывание   Действительно, в качестве утешения это утверждение может вызвать протест. Я привела пример механизма, который лежит в основе переживаний.
А если вы понимаете механизм, то понятно, что работать нужно с ним.
Не могу найти психолога, понимающего проблему. Очень часто советы психологов кажутся мне нелепыми, оторванными от ситуации, не могу воспринимать их от «своего большого ума».
Что я вижу в вашем утверждении такого, что не дает вам возможность получить адекватную психологическую помощь:
Вы разбили себя на кусочки: вот тут я справляюсь, тут у меня все без поломки, а вот здесь у меня не все в порядке. Протерлось у меня в этом месте: почините пожалуйста.  И вы ждете помощи именно в этом месте, но все починки заканчиваются заплаткой, она вам все равно мешает, ведь вам хочется, чтобы там не осталось и следа. Итак: вы "от ума" сами стараетесь сделать заказ психологу, но не получаете того, что ожидали. Пример из педагогической практики: ребенок умеет стоять, но не ходит. Мама меня спрашивает, как его водить, чтобы он научился. Я отвечаю, что водить не нужно, нужно одевать его в позе стоя у дивана, особенно, это относится к одеванию штанов, ботинок, колготок итд.
Как вы думаете, всякая ли мама согласится с моим советом? Попробуйте обосновать и положительный и отрицательный ответ.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#7

Сообщение polina » 19 апр 2012, 10:27

Спасибо. Ждем остальных высказываний и подумаю, как изменить без ущерба.
А вы уверены, что "задним числом" уже уйдя от данного задания, вы будете делать выводы так же легко и с таким же энтузиазмом, как это было до сих пор? Image   (не настаиваю - просто спрашиваю).
Да, пока в завершение прочитайте выводы по активной позиции и аргументацию того, почему вы сможете это использовать.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#8

Сообщение polina » 19 апр 2012, 15:45

Спасибо, Алена. Эта идея мне нравится.  Но, опять повредничаю: а не снизит ли это уровень креатива? Смотрите: активная позиция вообще не была запланирована, как обсуждение, но мне кажется полезным ее  спонтанное появление.
Но идея, мне  действительно, кажется очень правильной.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#9

Сообщение polina » 20 апр 2012, 09:24

Доброе утро, лена. Вполне соблюли Image Обсуждение сразу стало интересным и, как всегда,  коснулось нашей темы: активность ( и у взрослых и у детей)
Если перейти на детские примеры. то пример будет другим: ребенок видит игрушку. видит, что она интересна детям и взрослым хочет играть в нее. Кстати есть интересные исследования по этому поводу. Сейчас сразу не вспомню, но вроде, у лисиной или кого-то из ее школы.
Игрушку прячут или никто не проявляет к ней интереса  - он забывает о ней, эмоции по ее поводу вытесняются другими, более поздними и актуальными- интерес пропадает.
Креатив и активная позиция  либо есть либо  нет - тут вы правы. Но по конкретному поводу они могут появиться, а могут и нет. Image  Как мы уже выяснили это зависит от многих факторов: актуальность, например.  Но не только - свежесть впечатлений, включенность на данный момент - тоже важны.
Я думаю, вы это наблюдали во время мозговых штурмов.
я могу ошибаться, но мне кажется, что если креатив в мышлении человека присутствует, то его ничто не убьёт совсем,так же, как и энтузиазм...Временно может снизить, но временные спады так же характерны любой человеческой деятельности наряду с подъёмами
И это правильно. Но мы должны учитывать, что сознательно выбираем обсуждение во время спада. Image
Все это я говорю по поводу этого сообщения
Присоединяясь к мнению Елены могу так же предложить оставить больше практических заданий, так сказать- "прикладных". А наши аналитические размышления высказывать в самом конце блока, при подведении итогов, а не в ходе работы.
Имеется в виду , что блок очень длинный, если аналитические предложения высказывать не в конце каждой беседы, а в конце блока - то много ли от них останется?
С этим вашим высказыванием согласна полностью:
Могу предложить ещё в самом начале работы над определённой темой приблизительно намечать цель, к которой мы будем двигаться в ходе обсуждения. Чтобы понимать "куда думать" =)
З.Ы. Активная позиция не появляется спонтанно. Это отчасти наследственность, отчасти воспитание.
Все методики занятий с детьми, которые мы используем, направлены на формирование активной позиции ребенка.
А проявляется она тоже по разному в разных обстоятельствах. Это может выглядеть как спонтанность, но при анализе четко выявляются факторы повышающие или снижающие ее.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#10

Сообщение polina » 20 апр 2012, 17:49

Спасибо, Таня. Порядок преподавания, который вы предложили,  понятен и не вызывает возражений.
Но вот его реализация может быть разной и потому хочу прояснить ваше предложение.
В общих чертах все так и было организовано: сначала теоретический блок, потом задания и выводы. После этого переход к следующей теме.
  Может быть, это было не очевидно, поскольку теоретический блок я не сообщала в виде лекции, а старалась, чтобы он стал результатом вашей и моей  совместной деятельности. То есть, максимально использовались ваши ресурсы при подаче материала.
Как мы выяснили, именно это и стимулировало активную позицию участников, но согласна,  что это трудоемкий способ получения знаний: и для ведущего, и для участников..
Я могу видоизменить способ подачи и тогда это будет выглядеть следующим образом:
Я выставляю теоретический  информативный документ.
Вы его читаете
Отвечаете на вопросы
Я делаю краткие выводы и мы идем дальше.
Это классическая форма: лекция--- опрос---выводы----переход к следующей теме.
Вот теперь у меня вопрос ко всем: какой  вариант выбираем?
Первый - интерактивный
или второй -классический.
Я добавила опрос вначале этой темы и прошу в течении трех дней проголосовать. После этого, мы двинемся дальше с поправками, которые вы предложили.
Опрос закрытый, но  если у вас появятся дополнения и пояснения к своему выбору при голосовании вы можете написать  в этой теме.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «НОВОСИБИРСК. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»