Документы-1

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#1 Документы-1

Сообщение polina » 19 янв 2012, 00:00

Уважаемые коллеги, здесь мы будем собирать документы, которые можно составить на основе наших обсуждений. Первый блок документов будет касаться организации работы службы ранней помощи.
Попробую составить предварительный список того, что  можно будет извлечь из наших бесед.
1. Особенности семейно-центрированной модели. Дарья Копылова
2. Направления работы службы ранней помощи. Есипова Татьяна
3. Этапы поддержки семьи (начиная с роддома и до школы или до перехода в другие учреждения) Елена Кобякова

4. Планирование работы с семьей (в основном с родителями и другими близкими). Основные направления  поддержки семьи Штягинова Елена
5.Разработка  и реализация коррекционно-педагогической  программы занятий с ребенком.  Учет эффективности занятий. Кобякова Елена
6. Структура индивидуального занятия ( домашний визит) Тонких Оля
7.Информационный комплект для родителей.  опубликовано в этой теме
8 Виды командной работы (мультидисциплинарная, междисциплинарная, трансдисциплинарная) - опубликовано в этой теме.
9. Условия, необходимые для эффективной работы службы ранней помощи - отправлено каждому участнику
10. Документация, находящая в файле/личном деле каждого ребенка  опубликовано в этой теме
11. Современные представления о ранней помощи. Составлено по результатам обсуждений
Если появятся идеи, прошу вас  дополнять этот список.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#2

Сообщение polina » 11 фев 2012, 22:41

Раскрываю вопрос №8
Виды и стратегии командной работы*
Начнем с понятий «команда» и «работа в команде». Команда здесь определяется  как небольшая  группа людей, объединенная общей целью, выполнением задач и общим подходом, для реализации которых она поддерживает внутри себя взаимную ответственность. Простое объединение людей с различными знаниями не дает в результате команды. Чтобы ее получить, необходимо внутри каждой группы добиться согласия относительно целей (приоритетов), средств (методов и подходов) и роли ответственности каждого члена будущей команды. Так же важен первый критерий определения - небольшая группа. Иногда на практике численность команд достигала 50 человек, что вело к резкому ухудшению работы вследствие невозможности достичь взаимопонимания и согласия между всеми участниками.
В практике  работы с семьями существует три основные модели оказания интегративной комплексной помощи: мультидисциплинарная, междисциплинарная или межпрофессиональная и трансдисциплинарная. Все эти три модели являются  эволюционным продолжением друг друга.
Мультидисциплинарная команда характеризуется как совокупность независимых экспертов из различных дисциплинарных областей, которые руководствуются отдельным планом работы и набором  определенных заданий. Работа таких команд может быть сравнима с параллельной игрой детей рядом, но не вместе.  То есть на фоне доверия  и интереса к работе каждого конкретного специалиста в его профессиональной области производится постоянный контроль со стороны других членов команды через их деятельность. Модель мультидисциплинарной команды является первой эволюционной ступенькой в концепции командной работы. Одним из основных недостатков является то, что  рекомендации, которые предлагаются мультидисциплинарной командой, часто изолированы и не скоординированы, при этом они имеют вид меню с различными опциями, часто невыполнимыми для тех, кому они предназначены из-за огромного объема.Одним из решений этой проблемы может служить попытка максимальной интеграции рекомендаций для родителей.
Междисциплинарная команда  является наиболее перспективной в создании скоординированной программы сопровождения семьи.
Междисциплинарная команда характеризуется наличием определенного  порядка взаимодействия и  методами, ориентированными на достижении согласия. Регулярные встречи представляют собой главным образом обсуждение случая. Члены семьи или один из родителей встречаются либо со всей командой, либо с отдельным ее представителем. Консультации, которые предлагаются специалистами, построены на принципах сотрудничества. Все этапы и формы работы обсуждаются с семьей и закрепляются контрактом,  в котором четко обозначены права и обязанности каждой из сторон. Так в нашей организации разработан и используется подобный контракт. Роль руководителя такой команды  ограничивается созданием общего плана оказания услуг.  
Каждый член междисциплинарной команды характеризуется открытостью к смежным знаниям, носителями которых являются его коллеги.
Он готов  предложить и оказать помощь своим коллегам и, в тоже время,  он  готов попросить и принять помощь со стороны других членов команды.
Команда в процессе деятельности может вступать во взаимодействие с какими-либо другими службами  или передавать им роль лидера в оказании адресных услуг.  В настоящее время в нашей организации это стало основным стратегическим направлением в работе с детскими садами и службами ранней помощи.
Трансдисциплинарная модель активно используется в оказании ранней помощи  и является самым новым направлением в работе  с семьями. Наиболее важным является то, что в оказании помощи семье это направление вырастает внутри междисциплинарной команды и предполагает наличие двух факторов: междисциплинарного взаимодействия и расширенной  роли членов команды как консультантов.
Междисциплинарное взаимодействие представляет собой обмен информацией и навыками, присущими различным дисциплинам так, чтобы эти обмены были скоординированы и объединены, а не носили фрагментарный характер. Для этого вводится не только  запланированное совместное участие в работе, но и совместные тренинги, когда профессионалы изучают основные понятия и простейшие методы воздействия друг у друга. Это позволяет семье получить всестороннюю помощь, контактируя лишь с одним представителем команды: для работы с семьей выделяют одного конкретного человека, что освобождает членов семьи от потребности взаимодействовать с множеством людей. Данный специалист становится ведущим для семьи, продолжая оставаться членом междисциплинарной команды,  может использовать в работе  мнения остальных членов команды, путем консультирования и обсуждения отдельных случаев.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#3

Сообщение polina » 11 фев 2012, 22:43

Виды и стратегии командной работы. Продолжение.
Принципы организации командной работы
Определение структуры команды
Члены команды должны хорошо знать профессиональные роли друг друга и быть готовыми заменить отсутствующих при необходимости. Т.к. каждая команда уникальна и включает определенных людей с разным опытом и знаниями, то не существует четкой формулы построения команды. Но есть шесть ключевых задач, помогающих осознать структуру данной команды и спланировать помощь:
1. Идентификация навыков каждого члена
2. Определение наиболее важных профессиональных навыков для данной команды
3. Обговаривание областей, в которых пересекаются навыки нескольких членов
4. Выявления пробелов в навыках, ощущаемых командой
5. Определение случаев, в которых будет привлекаться дополнительная помощь
6. Определение сети конкретных помощников за пределами команды
Принципы работы междисциплинарной группы
Принцип членства. Членом междисциплинарной группы считается профессионал, независимо от того, является ли работа в команде его основной деятельностью.
Принцип интеграции. Данный принцип основывается на том, что междисциплинарную группу составляют представители различных профессий, чьи знания и профессиональный опыт призваны помочь в достижении единой цели.
Принцип коллективной ответственности. Члены группы ответственны за использование коллективных ресурсов наиболее эффективным путем оптимального сопровождения семьи.
Этапы работы междисциплинарной группы
При работе с клиентом междисциплинарные группы чаще всего проходят следующие этапы: рассмотрение случая
обмен мнениями
распределение обязанностей между членами
оценка ситуации и  планирование помощи
оказание помощи
анализ проделанной работы
завершение работы/переход на другой этап.
На уровне группы решаются вопросы о том, кто из членов группы будет вести данный случай, какие члены команды могут быть привлечены дополнительно, а также о необходимости завершения работы или переходе на новый этап.
Вопрос принятия решений является одним из наиболее важных при анализе деятельности междисциплинарных групп. Помимо группового принятия решения в междисциплинарной команде используются способы принятия решения одним профессионалом. Член междисциплинарной группы ( трансдисциплинарный специалист) рассматривает проблему семьи и принимает решение, основываясь на собственном профессиональном опыте после консультации с группой. Данный способ применяется при решении вопросов о начале или завершении ведения случая одним профессионалом в рамках своей профессии. Например, группой принято решение о том, что данный случай должен вести психолог, который самостоятельно принимает решения в рамках собственной деятельности.
Другой способ - это принятие решения профессионалом, следуя политике, принятой в группе. При этом политика группы может давать различную степень свободы при принятии решений профессионалами.
С одной стороны, это экономит время, но с другой - существует риск того, что члены группы будут игнорировать решение, принятое командой.
Оценка работоспособности команды
Оценка работы команды - важный фактор на пути ее дальнейшего развития.
Существует два способа такой оценки:
1) Команда сама оценивает себя.
2) Команда приглашает консультанта по командной работе.
1. Командный самоанализ  является очень полезным инструментом. Обычно он фокусируется на стиле работы команды, ее целях и задачах, способности планировать и организовывать, на степени интеллектуальной открытости и возможностях решения проблем, способности отслеживать и улучшать работу.
Основа успеха командной работы - осознание и принятие различий в навыках и подходах; осознание собственных пределов и желание обращаться к другим за помощью и информацией, а также создание не подавляющей атмосферы, которая поддерживала бы дискуссии. Одним из важнейших приоритетов команды: центрированность на семье, осознание важности групповых процессов и обязательств,  постоянного обучения через формальный и неформальный обмен идеями.
Хотя конфликты - неизбежная реальность командной работы, они могут быть и источником коллективного роста. Конфликты, особенно контролируемые, могут обострять существенные вопросы обслуживания, продуцировать инновации, повышать чувство командной идентификации и обеспечивать возможность выявлять скрытые тенденции.
В разрешении конфликтов и использовании их энергетики важная роль принадлежит руководителю команды. От него будет зависеть, достигнут ли все игроки согласия и восстановится ли внутригрупповое равновесие.
2. Использование консультанта. Для службы, использующей командную работу, очень полезно иметь хорошего специалиста - консультанта по вопросам команды. Такой консультант может быть приглашен ассистировать процессу ведения случая как непосредственно, так и со стороны наблюдателя. Он может быть приглашен на специализированные конференции по разбору случаев помочь провести оценку работоспособности команды, дать рекомендации по командному росту и решению конфликтов, провести тренинги, в т.ч. по развитию команды. Даже если в штате службы имеется командный консультант, полезно иногда приглашать человека из другой службы, у которого будет свежий взгляд на вещи, что позволит ему  стать источником новых идей. Это может не потребовать дополнительных затрат, если договориться о взаимном обмене с другой социальной службой.
Лучше использовать оба эти способа, регулярно проводя самооценку и иногда приглашая супервизора. Но для того, чтобы команда совершенствовалась, необходима также большая индивидуальная работа каждого ее члена по саморазвитию и наличие мотивации к такой работе.
Основные недостатки многопрофильных команд
Наиболее распространенными нарушениями (или негативными моментами) является то, что команда работает не как единое целое, а скорее как искусственное объединение, в котором взаимодействие участников носит поверхностный характер. Основными признаками такой команды является разногласия по поводу того, какие направления должны быть определяющими при планировании услуги, конфронтация по поводу не учтенной ответственности, диском¬форт, который возникает при включении членов семьи в качестве консультантов при планировании и контроле.
Факторами, которые препятствуют нормальному функционированию и росту команды, являются:
• неадекватный уровень участия профессионалов в достижении целей;
• рекомендации, которые не соответствуют имеющимся у семьи ресурсам и не соответствуют реальной обстановке и жизненному стилю семьи;
• отсутствие дискуссий по поводу потребностей и ожидаемого конечного результата;
• недостаточная готовность организации к построению команды
В случае возникновения неразрешимых противоречий между членами принятие решения руководителем в качестве определяющего решения является жизненно необходимой. Это хорошая практика, позволяющая сэкономить время и улучшить работу в планировании на перспективу, в определении ролей и союзов, природы встреч и их дальнейшее развитие и динамику.
Включение потребителей социальных услуг и членов семей в работу команды создает достаточно эффективное профессиональное объединение, задачей которого является выявление стратегических приоритетов, практические выводы и поступательное движение.
* Данная статья представляет собой адаптацию идей о  видах командной работы по работам Фирсова М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: стратегии психосоциальной помощи.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#4

Сообщение polina » 06 мар 2012, 10:31

Татьяна Есипова;19194Добрый день! Мне остался пункт 2.  Направления работы службы ранней помощи. Пишем как должно быть или как у нас сейчас?
Татьяна Есипова.
Доброе утро. очень хороший вопрос Image С одной стороны, это не должен быть  отчет, а с другой - не утопия.
Поэтому я думаю, это должна быть золотая середина: основываясь на том. что у вас есть реально сейчас,  вы можете написать,  как бы вы смогли преобразовать  свою службу когда/если у вас будут на это возможности.
" гибкость служб ранней помощи как одно из важнейших условий эффективности и выживания"
Нет единых правильных направлений службы ранней помощи.
Ранняя помощь, как это принято считать, является социокультурным явлением и ее выживание зависит от конкретных  реалий и  от того, как она эти реалии осознает и как реагирует на их изменения
.
Конкретный пример, касающийся нашей  нашего Центра: сейчас нашей стратегической задачей стала помощь  каждой семье найти помощь рядом с домом.
Это сразу изменило наши направления работы. теперь мы не берем на себя задачи помочь лично  и очно каждой семье, поскольку в каждом районе в Москве есть службы ранней помощи и лекотеки (это изменившиеся реалии).
Вторая часть реалий - это увеличение количества детей,  воспитывающихся дома.  Мы не можем качественно помочь всем.
Но одновременно с этим мы  продолжаем создавать и бесплатно рассылать нашу литературу. Мы открыли консультативный форум, который поддерживает семьи детей с синдромом Дауна. Появилась и будет расширяться электронная библиотека. Это все - новые направления работы.
Третья группа реалий заключается в том, что далеко не все службы готовы оказать высоко профессиональную помощь.
Поэтому после долгих обсуждений и мозговых штурмов была выработана новая структура: у нас остается вся цепочка помощи ( от пренатальной до подготовки к школе) группа семей, которая получает эту помощь (их около 180) рассматривается как база для  изучения, анализа, описания и распространения не только нашего опыта, но и передовых взглядов на раннюю помощь вообще.
Все это повлекло за собой ряд изменений и перестановок, в частности усиление ресурсного центра, в рамках которого мы сейчас с вами и сотрудничаем.
Еще один аспект новых реалий: все родители, которых мы консультировали очно и дистанционно, стали носителями  передовых идей ранней помощи, они знают чего ищут. И чтобы им помочь в этом направлении, мы создали базу данных реабилитационных учреждений, которой родители не только используют, но и не менее активно применяют.
Ответ получился длинным, можно считать его сообщением на тему: " гибкость служб ранней помощи как одно из важнейших условий эффективности и выживания"
Еще раз спасибо за вопрос.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#5

Сообщение polina » 12 мар 2012, 21:11

Документация
Прежде всего отметим, что на каждую семью существует  два массива документов:
в файле, находящемся в службе ранней помощи
в семье.
Определим минимум документации, хранящейся в службе ранней помощи:
Регистрационный лист
Договор семьи со службой
Программа работы с семьей и отметки о ее реализации
Листы обследований развития ребенка
Программы работы и отметки о их реализации
задания на лето.
Итоговые характеристики/сопроводиловки при переходе ребенка на следующий этап или другие организации
Лист общих назначений (сообщения, выбивающиеся из плановой работы)
папка с медицинской документацией
В семье хранятся:
Краткая памятка о службе ранней помощи (телефоны, расписания итд)
Копия договора
Памятка о домашнем визите
Справочная документация по организациям
Другая дополнительная документация (частично есть в методических материалах)
Записи по каждому визиту: дата, содержание, задание.
Лист вопросов, которые родители хотят задать педагогу.
По желанию родителям может быть выдана программа занятий на триместр.
Информационный пакет для каждой семьи  помимо выше перечисленного включает комплект книг для родителей, журналы.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#6

Сообщение polina » 14 мар 2012, 16:32

Информационный пакет документов и его  поступление в семьи
В соответствии с международными рекомендациями информационная литература и другие носители информации, например, фото и  видео, должны поступать к родителям постепенно и очень дозировано. Первые документы мама должна получить уже в роддоме.
Психологи, работающие с травмой, говорят об "оглушенности", потерянности матери. Это приводит к тому, что при беседе с психологом она плохо воспринимает устную  информацию, В данном случае хорошим подспорьем являются  брошюры: краткие, понятные и не перегруженные  излишними подробностями.
Далее маме можно выдать первичный пакет информации, который должен содержать советы и рекомендации, позволяющие маме ответить на наиболее частые вопросы: как начать заниматься, как не упустить время итд. Цель первичного пакета для семьи в период новорожденности, подчеркнуть, что ребенок нуждается в любви, ласке и внимании и что специальные занятия на данном этапе отсутствуют.
Дальнейшие поступления  должны содержать  документы и рекомендации, расширяющие и уточняющие  информацию, полученную в роддоме и на первом этапе.
Существование общего списка необходимой литературы вполне может  сочетаться с поступлением ее в семьи по запросу родителей. Это дает возможность познакомить с необходимой информацией, сохраняя активную позицию родителей. Кроме того, информация, полученная в ответ на запрос, принимается и используется гораздо эффективнее, чем те же самые рекомендации, предложенные по инициативе другого человека.
В данном случае задачей специалиста, ведущего семью, становится формирование запроса на информацию.  Таким образом "ОРГАНИЗОВАННАЯ СПОНТАННОСТЬ" при получении семьей информационной поддержки является оптимальным вариантом.
Для иногородних семей такой вариант поддержки оказать сложнее и для таких случаев важно определить "порции" информации, которые семья получает, начиная с рождения.
Специалисты ранней помощи должны быть готовы и к тому, что их информация будет восприниматься критически, в то время, как советы "других мамочек с форума", повествующие о различных панацеях и необыкновенных целителях будут использоваться с большим энтузиазмом.
Это также требует отдельной работы педагогов и психологов.
Таким образом, сочетание информации, полученной в   "пакете" и личных контактов родителей со специалистами дают оказываются наиболее эффективными в реализации  данного направления работы - информационной поддержке семьи.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#7

Сообщение polina » 14 мар 2012, 20:40

1. Современный подход к ранней помощи заключается в том, что каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье. В раннем возрасте его развитие происходит в процессе взаимодействия с матерью и другими близкими. Те занятия, которые при этом происходят, строятся на основе близких необусловленных отношений любви и теплоты и представляют собой уход и игру. Об этом мы беседовали с Копыловой Дашей.
2. Ребенок с какими- либо проблемами развития не перестает быть ребенком, и оптимальным методом его обучения является тот, который помогает реализовать заложенный в нем механизм развития. Этот механизм заключается в привязанности матери и ребенка, на фоне которой и происходит формирование личности ребенка и всех его навыков. Может показаться, что если у ребенка есть какие-то нарушения, то главными становятся они. Это не так! Нужно знать о них и учитывать их при организации взаимодействия и общения в быту и в игре, но нельзя ломать основной механизм, обеспечивающий развитие ребенка. И именно в этом заключается основная цель работы специалистов: помочь семье создать оптимальные условия для развития ребенка, не ломая модели семейного взаимодействия. Для этого и существуют разные направления работы службы ранней помощи. Об этом нам рассказала Татьяна Есипова.
3. Деятельность специалистов служб ранней помощи строится на основании перспективной программы работы. О том, как именно, и на основании каких составляющих строится эта программа, мы рассуждали с Кобяковой Еленой.
4. Реализуется эта программа родителями, а специалисты оказывают им необходимую поддержку (информационную, коррекционно-методическую, психологическую, социальную). Общепринятый "посыл" о том, что активная позиция родителей заключается в помощи специалистам – не верен! Родители остаются главными людьми в жизни ребенка, главными они являются и в процессе его воспитания. Как это может происходить – вы узнаете из сообщений Жмуровой Елены.
5. Как составляются рабочие краткосрочные программы, на чем они основаны, и как они помогают маме и другим членам семьи заниматься с ребенком, мы обсудили с Копыловой Дарьей
6. О форме занятий/консультаций, о преимуществах и недостатках каждой из них вы можете прочитать в сообщениях Штагиновой Елены
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#8

Сообщение polina » 14 мар 2012, 21:43

Модели ранней помощи
Модель центрированная на ребенке
Начнем с того, что эта модель эффективна и используется в детских садах и школах.
Она используется во всех сиротских учреждениях.
После того, как во второй половине 20 века были получены научные данные о последствиях депривации/госпитализма, началась разъяснительная работа для педагогов, психологов,врачей о серьезных отставаниях ребенка, растущего вне семьи. К этому присоединились и родители детей с особенностями развития. На основании исследований специалистов и требований родителей была разработана концепция нормализации, которая вошла в конвенцию о правах ребенка 1989, и подписана нашей страной в 1990 году. основной смысл этой концепции в том, что ребенок должен жить и развиваться в семье, а семья должна получить поддержку.
История развития форм поддержки тоже интересна.
Существовали разные виды: только поддержка родителей, обучение ребенка (центрированная на ребенке) и разные виды семейно-ориентированной модели.
Безусловно, проживание ребенка в семье имеет ряд преимуществ, но речь идет о том, какая модель помощи может называться семейно-центрированной. Сейчас это название стало модным, его используют все, но далеко не всегда то, что происходит в службе ранней помощи хотя бы отдаленно напоминает то, о чем идет речь.
Итак, коротко опишу какие варианты бывают.
Вариант помощи центрированной на ребенке, который назовем условно "Что делать?": мама приносит ребенка к специалисту, он что-то делает в кабинете и потом дает маме задания. Это самое задание и носит название "работа с семьей" и внушает всем уверенность, что используется современная модель помощи.
Второй вариант помощи, центрированной на ребенке: " Что делать и как?" Он несравненно лучше. Отличается от первого тем, что мама находясь в кабинете специалиста, видит как он занимается с ним и если занятия выстроены правильно и логопед общается с ребенком а не делает ему инструментальный массаж, пока ребенок кричит, а мама пьет валерьянку, то мама многое может получить при таком виде занятия: она видит, что ее ребенок успешен, что он интересен педагогу, она может задать вопрос по ходу занятия. Если ей повезет и она найдет контакт с педагогом, то возможно она ощутит и некую поддержку с ее стороны. Это будет уже близко к семейно-ориентированной модели, но очень спонтанно и не постоянно.
Кстати пример с логопедом и инструментальным массажем реальный, я его не придумала. Я вообще-то умею сочинять, но не настолько  
Рассмотрим варианты помощи, ориентированной на семью. Все они отличаются от ориентированных на ребенке  тем, что учитывают психологическое состояние родителей. А это означает понимание того, что незнание родителями особенностей своего ребенка и методики занятий - не единственное, что мешает им создать оптимальные условия для его развития.
Важно понимать, что травма, полученная родителями вследствие рождения "особого малыша" сломала все их планы, спутала все перспективы, они потеряли опору, на которой до сих пор стояли. И нужно не только понимать это, но и знать как помочь и поддержать семью.
Если это ясно тем, кто организует помощь,  и они предпринимают в этом направлении определенные шаги, то такая служба может носить название семейно-ориентированной.
В последнее время принято выделять два варианта: семейно фокусированный и семейно-центрированный.
Эти варианты различаются степенью оказания психологической помощи семье.
Всесторонняя помощь представляющая собой комплекс индивидуальной, групповой поддержки, при которой не только психологи, но и педагоги представляют себе, в чем заключается психологическая составляющая работы, называется семейно-центрированной. Обычно при этой модели принято использовать домашние визиты.
Семейно фокусированная модель, больше сосредоточена на ребенке и помощь родителям оказывается на столько, насколько этого требуют интересы ребенка.
Тут очень токая грань и обычно в одной и то же службе используются обе семейно- ориентированные модели.
В принципе, такое различие пока подчеркивается редко и не всеми, поэтому название "семейно-центрированная модель" вполне допустим во всех случаях.
Как мы видим, семейно центрированная модель требует больших затрат и даже не материальных, сколько профессиональных и организационных.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «НОВОСИБИРСК. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»