Документы-2

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#1 Документы-2

Сообщение polina » 19 апр 2012, 00:00

Активная позиция: что это такое ?
Активная позиция не равна активным действиям. Они могут совпадать, но далеко не всегда. Старательное выполнение рекомендаций не всегда означает активную позицию
Что же такое «активная жизненная позиция? Это устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование внешних условий в соответствии со своими убеждениями и системой ценностей.
Сразу согласимся с тем, что убеждения и ценности у всех разные. Непризнание Ивановым ценностей Петрова и нежелание или отказ действовать в соответствии с ними не означает того, что Иванов пассивный человек.
Человек с активной жизненной позицией, отличается тем, что он ясно осознает свои цели, мотивы и принципы, и его поведение является отражением этого.
Для достижения целей такой человек умеет соподчинять свои мотивы на основе расстановки приоритетов. Это внутренний процесс, а внешне он выражается в отказе от второстепенного во имя главного.
В заключение предлагаю вам вспомнить фильм «Осенний марафон». Главный герой является примером человека с активным поведением и явным отсутствием активной жизненной позиции.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#2

Сообщение polina » 19 апр 2012, 01:03

Активная позиция может быть достигнута следующими методами/приемами
1. Запрос со стороны участников. Вы знаете о нашем существовании, но инициатива ваша.
2. Знакомство: Мне интересен каждый из вас. Нет позиции "мне все равно кто вы, я вас сейчас научу жить"
3. Прояснение запроса: очень важный момент, иногда он помогает сразу разрешить какую-то проблему у запрашивающего
4. Используется мотивация участников семинара- актуальность тем, То, о чём Вы разговариваете с нами является для нас актуальным как для специалистов, родителей и просто людей. Это вызывает интерес и стимулирует желание активно отвечать, размышлять.
5. Открытые формы вопросов. Выбор из готового обычно вызывает пассивность, а размышления , использование имеющихся знаний и опыта стимулируют активность.
6. Структурированность семинара создает ощущение предсказуемости и определенности, а значит, понятно в каких рамках вы можете действовать. Систематичность общения. Назначенная дата, к которой надо ответить формирует организованность. А организованность так же одна из составляющих активности.
7. Использование диалога. Это беседа, не лекция, где ведущему и участникам очень трудно получить обратную связь. Обратная связь - помогает более точно сформулировать ответ и мне в одном случае действительно помогла в практической работе.
8. Знания не выливаются на слушателей. В основном учитываются имеющиеся у участников ресурсы. Дополнительные данные представляют собой уточнения, возражения, дополнения к ответам. В ответах можно представить свои знания, опыт по тому или иному вопросу, ещё раз всё систематизировать. Само обсуждение темы - не даются готовые определения или подходы, а задаются вопросы, которые дают возможность нам самим найти ответ, осмыслить то, что мы делаем.
9. Поощряется креативность участников: ценится не только простая констатация фактов. Предоставляется возможность самим найти правильный ответ (через размышление, анализ, систематизацию, уточнения, возражения, а иногда и «муки творчества»). Подобная форма обсуждений помогает систематизации опыта - часто мы занимаем в этом вопросе пассивную позицию, то есть вроде это надо бы делать, но некогда.
10. Объемная информация дается отдельно, есть время на ее обдумывание и последующее обсуждение. Это дает равные возможности участникам и ведущему. Если такой паузы на обдумывание нет, то ведущий, который знает материал, а потому находится в позиции «над» теми, кто его впервые увидел Изучение дополнительных источников информации (литература, статьи).
11 Обобщение опыта, подведение итогов раздела В результате видишь «плоды трудов», что является немаловажным для последующей активности).
12. Работа с группой учитывает и ваш коллективный потенциал. - анализ материала излагаемого в темах обсуждение в коллективе; возможность ознакомиться с мнением и знаниями коллег;
13. Гибкость наравне с границами делает структуру более комфортной. На это же работает и возможность выбора. К «систематичности» Алёны добавлю гибкость графика ответов и возможность выбирать вопрос; + подведение итога обсуждения (например, тема «Документы-1»);
14. Учитываются и уважаются отступления от темы беседы. Они не отвергаются. Каждый участник знает, что он может получить ответы на свои вопросы, хотя возможно и не сразу. Создание дополнительных тем, где есть возможность обсудить различные вопросы (например, «Поговорим в сторонке»)
15. Ведущий в ряде случаев делегирует принятие решение и ответственность за него участникам. В работе с семьей это помогает избежать формирования зависимости всех семьи от  помогающего специалиста.
Необходимо учитывать следующие негативные  ощущения:
Дискомфорт вызывает оценка (оценка твоих знаний, опыта координатором, коллегами),
экзамена (ответил-не ответил на вопрос, правильно-неправильно)
2. Переживания за других участников команды. Негативные переживания и испытываю лишь в случае, когда вижу, что кто то расстраивается, думая, что не справился или поступил не правильно.
3. Цейтнот во времени
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#3

Сообщение polina » 25 апр 2012, 20:51

Детско-родительское взаимодействие и его особенности в семьях, воспитывающих детей с синдромом Дауна.
Ссылки будут высланы в ближайшие дни.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#4

Сообщение polina » 25 апр 2012, 20:55

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию тезисный обзор и надеюсь, что это поможет вам собрать общую картину из всего, о чем мы говорили все это время.
Наиболее эффективной формой ранней помощи является семейно-центрированная модель, которая предполагает активное участие семьи в создании благоприятных условий для развития ребенка. Ребенок рассматривается в контексте семьи, а потому в службе ранней помощи есть два основных направления работы: социально-психологическая и коррекционно- педагогическая поддержка семьи. Напомню, что мы с вами подробно обсудили все направления социально-психологической поддержки и выяснили, что реализует ее не только психолог, но и все остальные члены команды. Мы говорили и о том,  что наличие структуры службы ранней помощи, возможность встреч с другими родителями также становится мощным фактором поддержки семьи.
 
Существует ряд требований к организации работы служб ранней помощи, выполнение которых, делает помощь семье наиболее эффективной:
 раннее начало работы
 ограничение контактов семьи со специалистами на первых этапах работы, что требует от службы наличия командной формы работы и  трансдисциплинарного специалиста.
 одновременная работа с диадой "мать-дитя", с учетом особенностей каждого из членов диады
 регулярность встреч в комфортной для родителей ситуации  
 возможность длительного взаимодействия с семьей с постепенным снижением уровня поддержки
 сочетание индивидуальной и групповой форм работы с детьми и родителями
 возможность тренировки "выхода в свет", путем создания щадящих ситуаций социализации и  постепенного снижения степени поддержки семьи
 активное участие семьи в реализации коррекционной программы.
Реализовать  все эти требования помогает структура службы ранней помощи, которая предполагает наличие последовательных этапов  ведения семьи, от работы в роддомах (или даже пренатального консультирования) и вплоть до поступления ребенка в школу. Поэтапная система работы  позволяет в течение длительного времени осуществлять психолого-педагогическое сопровождение семьи, постепенно снижая уровень  поддержки и  стимулируя   максимальное использование собственных ресурсов родителей. Важное место в этой структуре занимают домашние визиты.
Напомню, что мы с вами подробно обсудили командную работу, способы взаимодействия и сотрудничества членов команды. Мы познакомились с путями решения шести ключевых задач, присущих командной работе и обсудили как их можно решить при организации домашних визитов
Планирование и реализация работы
Специалистами службы ранней помощи составляется две основные программы: программа работы с семьей и программа работы с ребенком.
Эти программы реализуются координировано и всесторонне благодаря командной работе специалистов.
Важное место в структуре ранней помощи занимают домашние визиты, как особая форма индивидуальных занятий. Для  оптимального использования этой формы занятий рекомендовано их сочетание с  индивидуальными и групповыми занятиями в помещении службы.
Домашние визиты, несмотря на все разнообразие, характеризуются определенной структурой, которая помогает и родителям, и ребенку чувствовать себя уверенно.
Специалист, посещающий семью,  становится мостиком между семьей и службой ранней помощи: информирует родителей о всех видах помощи, которые семья может получить в службе, в ряде случаев прибегает к привлечению других специалистов, входящих в службу или рекомендует посещение других внешних организаций.
В процессе домашнего визитирования специалист следует определенному плану работы:
обследует ребенка
составляет перспективную программу занятий
обсуждает с родителями способы ее реализации
помогает родителям организовать необходимые условия для развития ребенка.
На основании перспективной программы составляются краткие рабочие программы, которые реализуются родителями в промежутке между встречами.
Регулярное посещение семьи, кроме того,  позволяет специалисту  отслеживать динамику, вносить уточнения в перспективную программу.
Помимо вышеописанных программ, существует ряд документов, часть из которых хранится у родителей, а часть в личном файле ребенка.
Некоторые особенности работы с семьей в условиях домашнего визитирования
Приходя в семью, каждый специалист более плотно, чем это обычно бывает при других формах занятий, сталкивается с семейной системой. Это требует от него дополнительных знаний системного подхода. Этой части работы мы коснулись только мимоходом и я, надеюсь, у вас будет возможность познакомиться с этим важным и интересным разделом психологии (системной/семейной психологией) более подробно.
Кроме того, каждому специалисту важно обладать навыками взаимодействия и общения, которые позволят ему оптимально организовать поддержку семьи: не подавлять, а поддерживать родителей; не навязывать им готовые решения, а максимально учитывать ресурсы каждой семьи. Понимание, сочувствие, искренность специалиста, принятие им особенностей данной семейной системы и каждого ее члена в отдельности, помогают сформировать сотрудничество,  где все участники являются равными активными членами процесса, в центре которого стоят интересы ребенка.
Особое место в работе педагога занимает помощь в формировании детско-родительских отношений, особенно на ранних этапах развития ребенка. Речь идет о формировании привязанности в диаде: мать-дитя
Эти два направления: поддерживающая недирективная позиция педагога и  помощь в формировании  детско-родительского взаимодействия являются психологической составляющей работы специалиста ранней помощи.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#5

Сообщение polina » 26 апр 2012, 09:19

Продолжение.
Наряду с подробным обсуждением организации работы службы ранней помощи и планирования работы, мы начали разговор и о главной фигуре: ребенке. Более подробному обсуждению содержания занятий мы обсудим в следующих беседах, в настоящее время мы сделали ряд важных выводов:
1. Современный подход к ранней помощи заключается в том, что каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье.
2. Ребенок, с какими- либо проблемами развития, не перестает быть ребенком. Организовыя помощь семье мы должны учитывать и модель семьи, и закономерности развития ребенка раннего возраста.
3.  Ребенок учится постоянно, но нельзя учить его постоянно. В этом есть некий парадокс – но в этом суть развития ребенка.
4. Программу занятий реализуют родители в игре, в быту и в специально организованных игровых занятиях, при консультативной поддержке специалистов.  Общепринятый "посыл" о том, что активная позиция родителей заключается в помощи специалистам – не верен! Родители остаются главными людьми в жизни ребенка, главными они являются и в процессе его воспитания.
5.  Методы и приемы, направленные на развитие ребенка учитывают необходимость формирования активной позиции самого ребенка.  Взаимодействие, а не воздействие на него становится основным принципом его развития.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#6

Сообщение polina » 14 май 2012, 21:25

Формирование первичной привязанности в диаде  с ребенком с синдромом Дауна
Прежде всего, обратим внимание на то,  что в случае рождения ребенка с особыми потребностями к группе риска изначально относятся оба члена диады.
Особенности поведения младенца, сочетаются с особенностями поведения матери (сниженная чувствительность и отзывчивость на сигналы ребенка, преобладание директивного поведения при общении с ним, игнорирование его инициативы, гиперстимуляция малыша, амбивалентное отношение к нему).
Помимо работы, направленной на снижение последствий стресса, мы предлагаем использование методики эмпатической поддержки матери и младенца в процессе формирования первичной привязанности.
В процессе работы по данной методике матери оказывается помощь в считывании и правильной интерпретации поведенческого репертуара малыша, а также усвоении способов реагирования на сигналы ребенка.
Одновременно оказывается стимулирующее воздействие на малыша, которое меняет его сигналы, делая их более яркими и различаемыми.
При организации работы следует исходить из следующих положений:
в матери заложен биологический механизм настраивающего поведения и лишь  в результате полученной ею  психологической травмы, с одной стороны, и особенностей ребенка, в частности, его поведенческого репертуара, – с другой, произошел сбой этого механизма;
мать испытывает значительные трудности, связанные с принятием «особого» малыша, кроме того, у нее уже есть негативный опыт непринятия ребенка другими людьми.
Поэтому стратегия поведения педагога по отношению и к ребенку, и к матери должна соответствовать трем основным требованиям:
принятие матери и ребенка такими, какие они есть;
сопереживание  чувствам матери;
искренность поведения при общении с матерью и малышом.
При выстраивании собственного поведения педагог должен учитывать также, что положительные комментарии более комфортны и приемлемы для матери, чем  ряд зарубежных методик, использующих контроль и / или тренировку правильного поведения.
Последовательность действий педагога
1. Педагог берет на руки малыша, и пытается привлечь к себе его внимание, разговаривает с ним, используя весь спектр поведенческого репертуара взрослого при общении с младенцем.
• Имитация поведения младенца – звуков, выражения лица
• Увеличение пространства зоны   общения:  взрослый поднимает брови, широко раскрывает глаза, приоткрывает рот.
• Смена дистанции при общении: взрослый приближает и удаляет свое лицо от лица младенца

• У взрослого члена диады наблюдается "детская речь" – высокий, распевный голос
• Темп речи медленный,  с длинными паузами
• От имитации к  аффективному подстраиванию - поддержке  внутреннего состояния ребенка
• Используется монолог в форме диалога
• Удовлетворение ребенка в паузе постепенно приводит к переходу от воображаемого диалога к реальному
• Все эти особенности поведения взрослый периодически повторяет: циклическое поведение во всех модальностях
2.  В процессе общения специалист комментирует свое поведение и ответные реакции ребенка.
Время от времени педагог сообщает матери некоторые сведения об особенностях общения взрослого и младенца на данном этапе. Делается это ненавязчиво и очень дозировано. «Посмотрите, как малышка внимательно смотрит в глаза, теперь она устала и отвернулась в сторону.

3.Во время обследования педагог задает матери вопросы, которые привлекают внимание к поведению ребенка: «А если вы покачаете головой (приблизите, удалите свое лицо), как малыш будет реагировать?». Или: «Что нравится малышу больше: когда вы его тормошите или подкидываете?»
Суть используемого метода заключается   в том, что малыш, получивший во время визита опыт общения с взрослым, впоследствии демонстрирует более ясные социальные сигналы, приглашающие мать к общению. Мама же во время общения педагога с младенцем ощущает безусловное принятие им ребенка. Она не только видит пример правильного использования материнских социальных сигналов, но и затем сама использует их при поддержке педагога. Результат такого общения – ответная реакция малыша – дает повод надеяться, что и в отсутствии специалиста оба члена диады чаще и настойчивее будут стремиться к общению.
Какие ситуации можно  использовать для  взаимодействия и общения в диаде
Первые 6-8 месяцев:
- реакции на плач;
- поведение в ситуациях пеленания, кормления, укладывания;
- игры с игрушками и предметами.
Начиная с 7-8 месяцев используются  совместные игры, кормление, одевание, купание и другие бытовые ситуации, а также  работа с книгой, прогулки. На этом этапе мы всегда предлагаем маме создавать условия, при которых малыш может осуществить выбор игры, книги, еды, одежды и т. д. Такой вид взаимодействия требует от матери внимания к ответу ребенка, даже если  ответом будет всего лишь взгляд в сторону желаемого объекта.
Специалисту, начиная со второй половины первого года жизни  следует демонстрировать поведение, характеризующееся субъектным отношением к малышу.
В фокусе такого отношения находится личность ребенка, его чувства и эмоции. Педагог в процессе взаимодействия с малышом:
- проявляет интерес к совместной деятельности
- учитывает желания ребенка, предоставлять ему возможности выбора игрушки и/или вида деятельности;
- обращает внимание, все действия и высказывания к личности ребенка, а не только к его действиям и предметам, с которыми он манипулирует;
- проявляет позитивное эмоциональное отношение к ребенку, поощрять его спонтанное поведение, любые находки и открытия, попытки  самостоятельных действий, а не только выполнение  просьб взрослого.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «НОВОСИБИРСК. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»