Блок 2. Психологическая составляющая педагогической помощи.

Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#31

Сообщение polina » 27 апр 2012, 22:23

Уважаемые коллеги, спасибо вам за ответы. Мне очень приятно понимать, что те навыки, которые мы с вами выделили,  вы успешно перенесли на работу с семьей.
Подведу итог.
Профессиональная позиция с точки зрения формирования двигательных навыков: Вождение за руки не формирует ходьбу, поскольку основная проблемы в формировании этого и других навыков - перенос равновесия. Ребенок может на определенном этапе ходить, держась за руку, но "кантовать" его не только бессмысленно, но и чревато значительной задержкой ходьбы, поскольку желание его реализуется, мотивация снижается, а нужный навык не формируется. Если ребенок еще не ползает, а мама его водит - то ситуация осложняется вдвойне. Мы рискуем надолго оставить ребенка не только без ходьбы, но и без самостоятельно передвижения, а значит тормозим и исследовательскую деятельность
Профессиональная позиция с точки зрения анализа мотивации:  мама хочет водить ребенка за руки:
думает, что так научит ходить
хочет, чтобы ребенок не выделялся из круга своих сверстников на детской площадке

Итак, специалисту предстоит разрешить эту дилемму, то есть помочь маме, ориентируясь эти мотивы.  Для мамы эти мотивы выглядят, как взаимодополняющие друг друга, для специалиста, как противоречащие друг другу.
 Примерный план беседы с мамой:
1. Прояснить запрос: почему маме так нужна ходьба ее ребенка: именно ходьба или самостоятельное передвижение ребенка.
2. Специалист понимает и принимает мотивацию мамы, но в диалоге предлагает ей  реализовать запрос несколько по-другому: разделить самостоятельное передвижение и обучение ходьбе. Сразу оговариваем, что на улице она будет ребенка водить и что позже мы обсудим как это делать. Это реализует  второй мотив мамы (гулять с ребенком как все), снимает остроту вопроса  и мы можем обратиться к навыку ходьбы.
4.  Пробуем, на себе, что самое важно при ходьбе. Вывод: перенос веса тела и сохранение при этом равновесия.
5. Предлагаем маме придумать самые разнообразные упражнения на развитие равновесия.
6. Предлагаем подумать, как вписать аналогичные упражнения  в повседневную жизнь. Можно привести примеры того, что придумали другие мамы и что вошло в "копилку находок" специалиста.
7 Записываем все мамины предложения, выделяем интересные и говорим, что и они войдут в копилку находок.
8. Добавляем предложение об одевании в позе стоя (если мама сама его не назвала).
9 Возвращаемся к запросу мамы: как водить на прогулке.
10 Предлагаем прочитать статью о использовании ходунков и вождении за руки. ( во время следующего визита - обсудим)
11. Подводим итог, что данная ситуация вполне укладывается в ту идею, о которой мы уже говорили раньше: все то, что мы делаем за ребенка, мы не даем   сделать  ему самому.
Возможные отступления и возражения:
Как же ребенка не водить если он хочет
Первого ребенка я водила за руки и он пошел рано и хорошо.
Моя мама говорит, что я не ползала и сразу пошла. итд
Это темы - для "поговорим в сторонке" Они не отметаются, они, действительно, важны для мамы, но не даем ей увести вас от цели вашего диалога. Потом, или за чаем, или в другой раз вы обязательно должны обсудить с ней все эти вопросы.
В заключение скажу. Тема вождения за руки очень важная  и болезненная, поэтому я обычно уделяю ей много времени. Другие задания, я, естественно, не так "продавливаю", часто соглашаюсь на менее эффективное предложение мамы, если это не вносит каких либо существенных препятствий для развития ребенка. Я всегда найду, как компенсировать недостаточную эффективность одного упражнения, за счет введения дополнительного. Image
Если есть вопросы - задавайте.  
У меня вопрос: Как вы планируете работать или не работать в праздники?

А я пока начну рассылку ссылок на документы о детско-родительских отношениях. Отслеживайте свои личные сообщения.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#32

Сообщение polina » 28 апр 2012, 21:52

БЕСЕДА 6
Добрый вечер, уважаемые коллеги.
Каждый из вас получил по две ссылки.
1. Привязанность Механизм возникновения и развития.
2. Особенности формирования привязанности в семьях воспитывающихся детей с синдромом Дауна
Познакомьтесь, пожалуйста,  с этими документами. Они станут основой нашей последующей беседы, окончательной целью которой будет обсуждение возможных методов работы с диадой «мать- дитя».
Насколько хорошо окружающие  понимают младенца
Прочитайте первый документ и обратите особое внимание на младенческий возраст. Познакомьтесь с первоначальным  младенческим репертуаром, то есть набором средств, которые младенец использует с целью обеспечения близости со взрослым/ матерью. Из документа вы узнаете, что   и сигнализирующее поведение ребенка, и двигательные реакции с целью приближения можно рассматривать как виды социального поведения, помогающего ребенку регулировать свое взаимодействие и общение с матерью.
Очень важно, насколько хорошо мама и другие близкие  считывают и понимают сигналы младенца. Есть две основных причины, по которым мама может недостаточно хорошо считывать и интерпретировать сигналы:
эмоциональное состояние матери и понятность сигналов младенца.
В диаде «мать –особый ребенок», в данном случае с ребенком с синдромом Дауна,  присутствуют обе причины препятствующие считыванию сигналов младенца. О психологическом состоянии матери мы уже говорили, поэтому особое внимание обратите на особенности сигнального поведения ребенка с синдромом Дауна. Добавлю, что особенности двигательного развития также  сказаться на ходе формирования привязанности во второй половине первого года.
Насколько хорошо младенец понимает окружающих
Снова вернемся к механизму привязанности: Помимо понятности/ считываемости  сигналов малыша для окружающих, второй, не менее важной стороной его поведения, направленного на установление отношений c окружающими, является способность ребенка  воспринимать и интерпретировать сигналы взрослого.
Младенец обладает врожденной способностью  ориентироваться на социальные стимулы. Но есть две основные причины, влияющие на эту способность: особенности восприятия самого малыша и поведение матери, которое может быть упорядоченным и структурированным, а может быть непредсказуемым, а потому непонятным для младенца.

Таким образом,  на первом году жизни ребенка особенности поведения родителей, переживших стресс – с одной стороны, и нарушение поведенческого репертуара у их ребенка – с другой, приводит к нарушению формирования первичного  взаимодействия в диаде «мать-дитя». Несмотря на то, что младенец с синдромом Дауна готов к общению и демонстрирует это, но его  отсроченную или менее заметную реакцию  мама может не увидеть, а потому считать, что она у него полностью отсутствует.  
Наша беседа, а следовательно и ваше задание будет касаться формирования механизма привязанности на первом году жизни ребенка.
Напомню, что механизм образования эмоциональных связей между матерью и ребенком включается сразу же после  рождения малыша. По мнению ряда авторов, процесс взаимодействия начинает малыш, своим видом и поведением вызывая отклик у матери, которая в ответ на активность ребенка начинает взаимодействие с ним.
Младенец и мама взаимно стимулируют друг друга,  и в процессе взаимодействия формируется необходимый уровень стимуляции. Таким образом, если малыш первым инициирует взаимодействие, то мама первой демонстрирует настраивающее поведение.
Попробуйте смоделировать или вспомнить реальные ситуации, явно свидетельствующие о нарушении процесса настраивания (первая половина года) или нарушениях взаимодействия (во второй половине первого года).
Приведите один пример, составив описание примерно по такому плану:
1.Возраст ребенка
2. Семейная ситуация (состав семьи, взаимоотношения между ее членами и другие подробности, если они вам доступны)
3. Что  в поведении матери и ребенка навело вас на мысль о том, что вы наблюдаете нарушение первичной привязанности?

Срок  выполнения задания, который предложила Татьяна,  -  6 мая - меня устраивает, но если я уеду на дачу, то выйду в эфир только 9. Image
Если для вас это слишком долго, то ответить вы должны до пятого, и тогда я постараюсь пятого же и дать ответ.
Можно заранее не решать, а посмотреть как у нас получится. Возможно, будет плохая погода и я буду в Москве.


С наступающими вас праздниками
Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#33

Сообщение polina » 29 апр 2012, 10:50

Татьяна Есипова;20671Добрый день!
Мы готовы. Кроме Даши, но для неё мы сделали электронный вариант.
Можно сделать это по всем разделам.
Лучше сделать срок ответа 6 мая. Если Вам удобно.
С праздником. Есипова Татьяна.
Доброе утро., Таня.
Я  переместила весь первый, закончим со вторым, сделаю то же.
Остальное остается в качестве нашей рекламы Image. Но если есть какие-то дополнительные пожелания - можно обсудить.
 Срок  6 мая меня устраивает, но если я уеду на дачу, то выйду в эфир только 9.
Если для вас это слишком долго, то ответить вы должны до пятого, и тогда я постараюсь пятого же и дать ответ.
Можно заранее не решать, а посмотреть как у нас получится.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#34

Сообщение polina » 04 май 2012, 22:07

Даша, спасибо. Сразу задание, оно общее для всех, так что можете начинать думать, ответьте, когда сможете.
Итак, как в данном случае можно повлиять на формирование привязанности в диаде "мать-дитя"?  
Понятно, что семье желательно было бы получить помощь семейного психолога,  и в случае запроса - это будет оптимальный вариант.
Второе - это использование тех направлений социально-психологической поддержки семьи, о которых мы много говорили.
Все это будет работать на привязанность.
Но что  специфического  вы бы делали или уже сделали для формирования привязанности с учетом присланных вам документов?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#35

Сообщение polina » 05 май 2012, 09:46

Алена, вы правильно отметили признаки отстраненности мамы, ее дистанцирования. Вопрос тот же, что и Даше:
Как в данном случае можно повлиять на формирование привязанности в диаде "мать-дитя"?
Понятно, что семье желательно было бы получить помощь семейного психолога, и в случае запроса - это будет оптимальный вариант.
Второе - это использование тех направлений социально-психологической поддержки семьи, о которых мы много говорили.
Все это будет работать на привязанность.
Но что специфического вы бы делали или уже сделали для формирования привязанности с учетом  присланной  вам информации?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#36

Сообщение polina » 05 май 2012, 17:37

Спасибо, Алена. Это хороший прием. Мы потом подведем итоги.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#37

Сообщение polina » 05 май 2012, 21:25

Лена, спасибо большое. Вы внимательно проанализировали информацию и сопоставили  ее со своим опытом.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#38

Сообщение polina » 10 май 2012, 11:49

Уважаемые коллеги, напоминаю, что срок ответа был шестого мая, срок моего ответа - девятого.
Поскольку ваши ответы представлены не все - подведение итогов беседы откладывается.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#39

Сообщение polina » 11 май 2012, 17:51

Татьяна Есипова;20897Полина, добрый день! Мы совсем выбились из графика. Приносим свои извинения.
Я тоже смогу ответить только в выходной.
Татьяна Есипова
  График не главное. Жду Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#40

Сообщение polina » 13 май 2012, 20:12

Даша, спасибо за ответ. С приездом. Image
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «НОВОСИБИРСК. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»