Блок III. Особенности развития

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#11

Сообщение polina » 14 июн 2012, 09:48

Доброе утро Татьяна.
Спасибо за ответ.
Важно, что во втором варианте вы учитываете не только действия с платочком, но и "усиление " положительных эмоций. Важно также учитывать их продленность, то есть не забывать о сниженном темпе восприятия.

Ко второму варианту можно добавить какие-то детали,  привлекающие внимание к лицу.
Появление и исчезновение лица удачно дополняет прием "изменения в лице". Для этого  используются очки, свистулька итд.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#12

Сообщение polina » 14 июн 2012, 17:42

БЕСЕДА 3
Добрый день, уважаемые коллеги.
Спасибо за отличное выполнение задания.
Итак, вы составили игры с учетом первых двух принципов, которые позволяют нам учитывать наличие сензитивных этапов и взаимозависимость навыков на каждом этапе, в процессе выполнения последнего задания. Кроме того, вы решили задачу,  на основе третьего и четвертого принципов максимального выполнения задач данного этапа (третий принцип) и  принципа функционального подхода к обучению (принцип адаптивного подхода к обучению).
Что же входит в этот подход?
Мы создаем условия, при которых у ребенка появляется возможность выполнять действия, соответствующие данному этапу. Для этого взрослый использует определенную помощь: специальную позу, дополнительное оборудование (например, стульчик для игры в позе сидя),   дополнительную сенсорную стимуляцию, удлинение времени стимуляции, физическую помощь итд.  То есть формирует или использует замещающий  навык, который возник у ребенка компенсаторно. Например, ребенок с синдромом Дауна научился садиться через шпагат. Умение самостоятельно попадать в эту позу крайне важно для ребенка и потому мы не будем запрещать ребенку садиться таким образом. Этот навык не идеален, но позволяет избежать вторичных нарушений, которые могли бы сформироваться, как следствие неумения переходить в позу необходимую для развития предметных действий.  Кроме того, использование такого навыка позволяет перейти на следующий  сензитивный этап, не дожидаясь того времени, пока будет сформирован правильный навык.
 Одновременно с этим, используется система обучения ребенка правильному навыку  (в пределах достижимого). Например, ребенка учат садиться правильным способом, а ребенка с потерей зрения не только учат тактильному исследованию (замещающий навык), но и развивают остаточное зрение.
Оптимального результата в использовании этих принципов можно добиться зная заранее, каких нарушений развития можно ожидать при том или ином диагнозе, и принимая ряд превентивных мер.
На короткое время помещаю здесь ссылку на документ, который содержит краткое описание особенностей развития при синдроме Дауна.
Пройдите по новой ссылке и познакомьтесь со сроками и особенностями развития навыков у детей с синдромом Дауна.
Как вам кажется, какие именно особенности развития могут быть причиной депривации  и требуют нашего внимания.
Не бойтесь ошибиться: это неоднозначный вопрос и все варианты ответов помогут нам представить общую картину.
Срок ответа: понедельник-вторник 18-19 июня.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#13

Сообщение polina » 16 июн 2012, 22:39

Лена, спасибо большое. Вы отметили очень важные особенности развития, в том числе и те, которые не приведены в документе.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#14

Сообщение polina » 19 июн 2012, 10:01

Даша, спасибо большое за ответ. Важный момент: появление протестного поведения из-за неумения объясниться.
Гости Питера в ответах  лидируют Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#15

Сообщение polina » 20 июн 2012, 00:34

Спасибо, Елена. Важно, что вы упомянули о необходимости помнить о вторичных нарушениях и создавать условия для их предупреждения.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#16

Сообщение polina » 20 июн 2012, 00:36

Уважаемые коллеги, поскольку я пока не получила все ответы, то продолжение беседы откладывается до пятницы.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#17

Сообщение polina » 21 июн 2012, 22:33

БЕСЕДА  4Добрый вечер, уважаемые коллеги. Благодарю вас за грамотные и полные ответы. особенно радует, что данные, описанные в ссылке вы расширили  и прокомментировали, используя наши прошлые беседы.
Вы отметили различные виды депривации. которые присущи ребенку с синдромом дауна: двигательная, сенсорная, когнитивная, эмоциональная. Важно, что вы коснулись возможных вторичных нарушений, причем не забыли отметить и поведенческие проблемы, которые часто возникают при  отсутствии у ребенка возможности объяснить свои  желания и потребности.
Важно,  также что вы отметили зависимость нарушения развития ребенка от качества детско-родительских отношений. .
Итак, рассмотрим факторы влияющие на развитие ребенка с синдромом Дауна.
Первая группа – это особенности развития самого ребенка. Есть первичные особенности, входящие в структуру синдрома Дауна, например, сниженный мышечный тонус и следствие этой особенности - снижение двигательной активности, что приводит к задержке формирования познавательной деятельности.
В посланной вам ссылке говорится и о том, что развитие детей с синдромом Дауна характеризуется неравномерностью, что выражается в своеобразном «переслаивании», то есть одновременном наличии нескольких уровней развития даже в пределах одной функции.
Обратите на это внимание – неравномерность развития навыков может стать большой помехой в развитии ребенка, но, при правильной организации занятий становится положительным фактором. Мы к этому еще не раз вернемся.
Вторая группа факторов заключается в качестве детско-родительских отношений, нарушении отношений привязанности в диаде "мать-дитя", что может привести к общей задержке развития ребенка, его невозможности полностью реализовать. имеющийся у него ресурс развития.
Таким образом, на развитие ребенка одновременно воздействуют две группы отрицательных факторов: его собственные особенности развития и нарушение формирования привязанности. Это приводит нас к важному выводу, а именно необходимости одновременной реализации двух направлений помощи: социально-психологической и коррекционно- педагогической.
И как взаимосвязаны состояния мамы и ребенка так должны быть взаимосвязаны эти виды помощи. Только так мы можем добиться эффективности своих действий.
В первом блоке мы уже обсуждали организацию социально-психологической помощи семье.
Теперь наше внимание будет обращено к организации коррекционно-педагогической помощи. Но не будем забывать о психологической составляющей нашей работы: важно не только то ЧТО мы делаем, но и КАК вовлечены в это родители, стало ли это сотрудничество поддержкой их активной позиции или они простые исполнители ваших рекомендаций.
Начнем с планирование работы:
Мы уже упомянули с вами о том, что при планировании работы мы учитываем этапность развития, мы говорили так же и о том, что навыки одного этапа взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Теперь мы с вами видим, что при синдроме Дауна ( и других хромосомных аномалиях) именно эта взаимообусловленность  часто бывает  нарушена. То есть основная проблема не в том, что навыки формируются позже, а в том, что появление одних навыков задерживается по отношению к другим.
Если этого не учитывать при составлении программы, наблюдаемая разбалансированность увеличится. На помощь нам приходит третий принцип, который состоит в том, что мы строим занятия, стараясь полностью выполнить задачи этапа, на котором находится ребенок. Но как быть с объективным отсутствием нужного навыка? Как обойти это препятствие?
Для этого мы используем дополнительное оборудование или замещающий навык. Это носит название функционального подхода и в основе его лежит адаптивного  принцип планирования коррекционно-педагогической работы.
В раздел "документы" я помещу описание принципов планирования, и прошу вас внимательно перечитать их, особенно обратите внимание на примеры, приведенные в описании.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#18

Сообщение polina » 23 июн 2012, 17:56

Заключительная беседа по теме «планирование работы»
Уважаемые коллеги, напомню, что при организации занятий с ребенком раннего возраста.
Как и большинстве случаев, используется принцип цикличности, который подразумевает:
1. обследование-1
2. анализ результатов
3. составление программы (включает перспективную долгосрочную и рабочую программы)
4. организация занятий
5. обследование -2.
6. Анализ результатов и определение динамики развития итд
Как же осуществляется планирование работы?
Исходя из принципов планирования, учета сильных и слабых сторон развития мы можем обосновано и правильно осуществить планирование работы:
1. Обследуем ребенка.
2. Определяем на каком этапе развития он находится
3 Выявляем недостающие для данного этапа навыки
4 Ищем обходной пусть развития деятельности, одновременно формируя отсутствующий навык.
Эта последовательность подходит для организации занятий с любым ребенком, поскольку учет сензитивных этапов развития помогает вам найти оптимальное время для формирования навыков, избегая при этом разбалансированности.
А вот пятый пункт относится к ребенку с синдромом Дауна
5. В работе мы используем знание сильных и слабых сторон развития "психофизический профиль или фенотип" человека с синдромом Дауна.
Поясню это чуть подробнее: безусловно, обследуя ребенка с любым нарушением, вы будете выявлять его сильные и слабые стороны и учитывать это при организации занятий. Но для синдрома Дауна были проведены исследования,  и существуют описания сильных и слабых сторон развития и это помогает нам превентивно принимать меры. Мы можем не ждать пока появится нарушение, а предупреждать или сводить его к минимуму.
А сейчас мы с вами переходим к большому разделу, который носит название "Особенности формирование навыков по разным направлениям/сферам развития".
В связи с этим у меня вопрос, который  касается того, с какой сферы развития вы хотели бы начать обсуждение. Я готова рассмотреть любые ваши предложения.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#19

Сообщение polina » 25 июн 2012, 22:36

Лена, спасибо большое.
Ждем Дашу, но большинство уже наметилось. А у вас не появились новые сотрудники? Они могут присоединиться.
Итак, ждем Дашу. Когда вы готовы начать новую тему? Сейчас. как я понимаю, у вас запарка Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#20

Сообщение polina » 26 июн 2012, 21:49

Спасибо. Начинаю выкладывать материал.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «НОВОСИБИРСК. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»