Блок III. Особенности развития

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#21

Сообщение polina » 30 июн 2012, 11:48

Добрый день, Татьяна. рада продолжить наши встречи. Image
БЕСЕДА 1 (продолжение)
Начнем с гимнастики активного типа. Она может использоваться вами  в занятиях с любыми детьми. в том числе и для активизации двигательного развития детей группы риска. Эту гимнастику, в привычных для нас терминах можно назвать ЛФК для детей раннего возраста.
Что такое гимнастика активного типа
Активная позиция ребенка
Мы начнем с некоторого рассуждения по поводу деятельности ребенка  и соберем вместе некоторые факты и рассуждения,  которые помогут нам понять суть гимнастики активного типа.
1. Что нужно делать, чтобы научиться кататься на велосипеде?  Вам предлагается  массаж, тренажер, упражнение «велосипед ногами»
* Какое упражнение эффективнее?
*Достаточно ли этих упражнений для того, чтобы научиться ездить на велосипеде?
Что еще вы бы предложили для овладения этим умением?
Аргументируйте свой ответ
2. Можно ли научить ребенка писать,  используя метод "рука в руку"
Обоснуйте свой ответ

3. Как сформировать у маленького ребенка активную позицию? Как вы понимаете  выражение: Помоги мне сделать это самому?
Все это напрямую относится к идеям гимнастики активного типа,  при которой  ребенок с рождения занимает активную позицию.
И потому следующее задание будет  касаться понимания гимнастики активного типа, которая означает активность ребенка, а не взрослого.  
Итак, как побудить ребенка раннего возраста выполнить следующие упражнения:
1. В позе на спине пересечь среднюю линию тела, то есть потянуться правой рукой влево и наоборот.
2. В позе на спине поднимать ножки
3. В позе на животе опираясь на руки согнутые в локтях, оторвать одну руку от поверхности.
4. В позе сидя с опорой на руки оторвать одну,  а затем обе руки от поверхности.
Здесь четыре вопроса. Каждый из вас может выбрать один из них и придумать игру или бытовое занятий, при выполнении которого ребенок будет занимать активную.
Итак у вас две группы вопросов, одни касаются активной позиции ребенка в обучении. вторая группа подводит вас к существу  гимнастики активного типа.
Жду ваших ответов до следующей субботы, 7 июля
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#22

Сообщение polina » 07 июл 2012, 02:35

Лена, большое спасибо. Очень хороший ответ, но итог подведу после того, как ответят все участники, но не позже вечера воскресенья. Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#23

Сообщение polina » 07 июл 2012, 13:33

БЕСЕДА 1. ИТОГ
Спасибо большое за ответы. Они замечательные Image
Практически, мы с вами обсудили суть гимнастики активного типа, формирование активной позиции ребенка, а также, незаметно для вас отметили основную сложность, с которым сталкивается ребенок с синдромом Дауна при формировании движений: нарушение равновесия.
Все,  что вы отвергли при обсуждении способов научения ездить на велосипеде, к сожалению,  используется в гимнастике, принятой в отечественной практике.
Рада, что вы отметили свой собственный опыт дискомфорта при совмещенных действиях, поскольку многие пособия и специалисты рекомендуют этот опыт обучения навыкам. Родители при этом в большинстве случаев, отмечают протестное поведение ребенка, продолжают использовать этот метод. обычный запрос при этом: что делать, если ребенок такой упрямый?
Помоги мне сделать это самому, действительно составляет суть методики Монтессори. Как вы правильно отметили, важна мотивация ребенка, адекватный уровень задания, условия для самостоятельного выбора. Ключевым в данном случае является желание самого ребенка сделать что-то и его собственное обращение за помощью. В этот момент помощь воспринимается адекватно. Важно, чтобы она была правильно дозирована и помогала ребенку самому достичь желаемого результата.    

Все эти выводы будут находиться в центре нашего внимания как  при обсуждении формирования двигательных навыков, так и при обсуждении всех методик обучения детей вообще.
Обобщение того, о чем мы с вами говорили, а также дополнительные сведения я помещаю в разделе "ДОКУМЕНТЫ-3"
Будет ли участвовать в семинаре Даша?
Я пока жду и не перехожу к следующей беседе.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#24

Сообщение polina » 07 июл 2012, 17:14

Даша, спасибо большое. Совершенно с вами согласна.
Итак, в  дополнение к итогу, который я повела в этом разделе, вы можете познакомиться с документами в разделе "документы-3".
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#25

Сообщение polina » 07 июл 2012, 17:33

БЕСЕДА 2
Мы с вами обсудили основы гимнастики активного типа, но подробно о гимнастике, созданной Питером Лаутеслахером, мы будем говорить чуть позже. Пока постараемся понять, в чем заключаются особенности  двигательного развития детей  с синдромом Дауна.
Двигательное развитие детей с синдромом Дауна, вопреки прежде сложившимся мнениям, представляет собой не просто замедленный вариант развития двигательных навыков.  Все исследования последних десятилетий, включая  исследование  Питера Лаутеслагера, автора метода, который будет в центре нашего внимания говорят о другом. Наблюдается качественно иное развитие навыков крупной моторики, причиной которого является сниженный мышечный тонус, недостаточность телесной чувствительности и повышенная эластичность связок. Все эти первичные нарушения приводят к последствиям, которые отражаются в двигательных нарушениях.  Важно понимать, что двигательные нарушения при сд значительнее. Чем нарушения когнитивного развития, кроме того. они вторично тормозят  развитие мышления, которое в этом возрасте носит наглядно-действенный характер.
Какие же методы можно и нужно использовать для содействия двигательному развитию  детей с синдромом Дауна.
Сразу скажу о массаже: он приносит некоторые результаты как раз вследствие воспролнения той сенсорной недостаточности, которая вызвана сниженной чувствительностью.  Если учесть психологическое состояние матери и ее дистанцирование от ребенка, то можно согласиться с тем. Что тактильный контакт ребенку необходим..
С другой стороны, массажисты, не знакомые с особенностью развития детей  (эластичность связок, тонкие мышечные тяжи) и занимающиеся с ними просто как с детьми со сниженным тонусом, могут принести и значительный вред. Итог: ребенку полезен массаж, но не профессиональный, а материнский.
Что же предлагается для занятий с ребенком, помимо материнского массажа?
Далее мы будем использовать книгу: "Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна".
В вашем распоряжении находится глава из книги, но для удобства коротко выделю основные мысли:
Причины нарушений двигательного развития детей с синдромом Дауна следующие:
сниженный тонус
подвижность суставов
искаженная проприоцептивная информация
нарушение равновесия .
Следствия этих нарушений.
• Симметричные позы и движения
• Предпочтение статики в позах и движениях
• Использование большой площади опоры
Итак ваше задание: Прочитайте первую главу (стр 7-11).Особое внимание обратите на рисунки и на пояснения к ним. Мы с вами обсудим рисунки под номером 2.
На рисунках вы видите типичные примеры двигательного поведения детей с синдромом Дауна.
Каждый из вас может  любой из четырех нижних рисунков и опишите особенности движения, а также  причину такого способа передвижения.
Описывая выбранный рисунок вы можете в качестве примера использовать примерно такое описание:
Нарушение равновесия заставляет ребенка сохранять статичную, симметричную позу с большой площадью опоры , поэтому он….. (далее следует описание навыка с той картинки, которую вы выбрали). Ребенок компенсаторно использует повышенную подвижность суставов и чрезмерно эластичные связки.
Напоминаю, что ваши объяснения должны быть аргументированы профессионально, поскольку выражения "слабенькая спинка", "неуверенность"," не умеет", "боится" итд хоть и правильны, но не конструктивны и не несут в себе конструктивного решения проблемы..
Срок выполнения задания 13 июля. Крайний срок: середина дня 14 июля
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#26

Сообщение polina » 15 июл 2012, 19:20

Добрый вечер уважаемые коллеги. Большое спасибо за профессиональные ответы. особая благодарность Татьяне.
Татьяна, благодаря вам мы смогли охватить все примеры двигательных реакций ребенка.
 
БЕСЕДА 3
Подведу итог. Особенностью развития ребенка с синдромом Дауна является сниженный мышечный тонус и сниженная телесная чувствительность. Кроме того, как все вы знаете, у ребенка есть  одна особенность – гиперподвижность суставов и повышенная эластичность связок.
Как эти особенности влияют на двигательное развитие? Человек со сниженным тонусом и сниженной чувствительностью плохо ощущает свое тело. Вспомните, что вы ощущаете, если отсидели ногу. Как трудно совершать ею точные движения. Более того, одно неловкое движение и вы можете упасть. А теперь представьте, что подобное происходит со всем телом.
Как можно помочь себе в этом случае: увеличить площадь опоры (вспомните себя на покачивающейся палубе), не вертеться, двигаться симметрично, не разгибая колен ( а так мы идет по бревну на пропастью) И еще при синдроме Дана  есть одна особенность, которой нет у нас – эластичные связки, которые помогают не потерять равновесие. Можно сесть симметрично, через шпагат, широко расставить ноги, не испытывая при этом дискомфорта.
То есть ребенок с синдромом Дауна компенсирует одни свои особенности другими и за счет этого реализует свою потребность в движении. Если мы запретим эту компенсаторную деятельность, мы лишим его возможности двигаться. С другой стороны все выделенные  особенности двигательного развития в раннем возрасте отразятся на качестве сложных двигательных навыков (смене поз, ходьбе итд) Это важно знать нам и это основная мотивация для родителей при организации занятий.
При организации занятий, мы используем принцип функционального подхода: мы не должны лишать ребенка возможности использовать имеющиеся у него способы компенсации (статику, симметричность и большую площадь опоры). Но, не отказываясь от компенсаторных образцов, мы формируем правильные навыки, зная причины этих особенностей.
При формировании каждого навыка мы решаем следующие задачи:
• Движемся от статики к динамике
• От симметрии к асимметрии
• Работаем над уменьшением площади опоры
• Увеличиваем вариативность движений
Итак, мы с вами выяснили, что такое гимнастика активного типа, поняли в чем причины своеобразия движений ребенка с синдромом Дауна, научились выделять эти причины при описании двигательных навыков.
Теперь мы можем перейти к ОДН- методу, разработанному Питером Лаутеслагером (метод формирования Основных Двигательных Навыков).
Но перед этим познакомимся с еще одним понятием, которое нам потребуется при изучении ОДН- метода.
Это понятие: постуральный контроль.
Постуральный контроль это сочетание различных реакций всех систем организма с целью принятия и/или сохранения положения тела в покое и в процессе движений.
Еще одно важно помнить: Возникновение постуральных реакций тесно связано с достижением определенных вех двигательного развития и происходит без «привязки» к возрасту. Таким образом, в работе мы ориентируемся не на возраст ребенка, а на актуальный уровень его развития.

О гимнастике активного типа, разработанной специально для детей с синдромом Дауна вы можете прочитать в разделе «документы-3»
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#27

Сообщение polina » 15 июл 2012, 19:29

БЕСЕДА -3 Продолжение.
Разделы теста/ перечень навыков
В процессе специальных исследований двигательного развития детей с синдромом Дауна, автор выделил 15 двигательных навыков, расположенных в последовательности, отражающей возрастание уровня постурального контроля ребенка с синдромом Дауна, то есть возрастанием его способности контролировать свое тело в покое и движении, правильно и рационально управлять своим телом.
Эти навыки вы можете найти в книге  на странице 17.
Перечитайте их. Если будут вопросы по порядку, в котором они расположены, вы можете задать их в этой же теме.
Навыки появляются не один за другим, обычно несколько соседних навыков начинают формироваться одновременно, например, второй навык может начать формироваться одновременно с первым, третьим и четвертым.
Естественно, что для разных поз  и движений требуется разный уровень постурального контроля. Очевидно, что самый низкий – в позе лежа на спине, а самый высокий уровень постурального контроля необходим для умения встать без опоры.
В каждом навыке выделены уровни формирования навыка. Подробно мы познакомимся с этим на примере позы сидя.
На странице 17 вы можете увидеть рисунки, изображающие уровни развития позы сидя, а на странице 18 прочитать описание каждого уровня.
На этом я остановлюсь и предложу вам внимательно соотнести каждый рисунок с описанием уровня. Дальше это поможет нам понять сущность метода и причины его популярности.
Итак,  особого задания для вас нет. Знакомьтесь, задавайте вопросы, если что-то вам не понятно ли вызывает у вас сомнение.
Следующая встреча состоится через неделю, 21 июля.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#28

Сообщение polina » 20 июл 2012, 23:06

Добрый вечер, Лена. Вы просто умница. Это очень хороший вопрос и объясняю я эту часть только, если спрашивают - это высший пилотаж Image
Когда я начну печатать все навыки, то вы увидите, что для получения высшего бала при ходьбе  вдоль опоры  (навык 9) достаточно перейти от опоры к опоре. Качество навыка не учитывается.
В навыке 10 (стоит у опоры) высший бал можно получить если ребенок демонстрирует латерофлексию/боковое сгибание туловища и динамическую стабилизацию коленей. Это качественные показатели которых обычно еще нет, в то время как ребенок уже ходит вдоль опоры.

Таким образом, хотя ребенок стоять у опоры начинает раньше, чем ходить (вы абсолютно правы!),  формирование высших уровней позы стоя возникает позже, чем  высшие уровни ходьбы вдоль опоры.

Все это вызвано особенностями двигательного развития при синдроме Дауна. Детям проще двигаться,  чем принимать асимметричную позу (боковое сгибание нужно отличать от наклона).
А динамическая стабилизация коленей им трудна из-за чрезмерно гибких связок. Стоит им расслабить колени, как они могут упасть.  Врачи, которые не знают этой особенности,  иногда пугают маму тем, что у ребенка ДЦП, а родители, желая помочь, насильно сгибают колени, вызывая панику у ребенка и отсрочку ходьбы. Все это проходит само в процессе  приобретения двигательного опыта.
Еще раз спасибо за вопрос.Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#29

Сообщение polina » 22 июл 2012, 16:59

Добрый день, Таня. Спасибо за вопрос. Он очень интересный и что, называется, зрит в корень. Что будет, если не заниматься  двигательным развитием с ребенком с синдромом Дауна или заниматься. но без учета его особенностей. то есть следуя традициям. Чем такие дети отличаются от детей. которых мы ведем по методике, представляющую собой гимнастику активного типа (не только Лаутеслахера, есть и другие. но более сложные для использования родителями и педагогами)
.Есть исследования  сроков развития двигательных навыков у детей с синдромом Дауна при "хаотичном" развитии. Они довольно старые, но суть дела отражают.Приведу некоторые примеры  средних диапазонов формирования навыков. Они будут приведены в таком порядке сначала обычные дети, потом дети с синдромом Дауна, получавшие консультации специалистов специализированных служб,  и последними идут  дети, чьи родители делали что могли (сами, искали специалистов как могли итд)
Сидит без поддержки: норма 5-7,5 мес/ СД в службе 6-8 мес/ СД вне службы 5-30 мес
Ползает на четвереньках:  норма 5-7 мес/ СД в службе 8- 18 мес/ СД вне службы 7-44 месяца
Самостоятельная ходьба: норма 10 - 17 мес/ СД в службе 12- 22 мес/ СД вне службы 11-64 месяца
Какие выводы мы можем сделать.
1. Дети, которые получают специализированную структурированную помощь характеризуются тем. что диапазон появления навыков у них узкий, такой, как в норме.
При неконтролируемой помощи или ее отсутствии - как повезет с  интуицией родителя или очень грамотным специалистом. Может получиться  даже чуть лучше,  чем в службе ( таких случаев  очень немного), а может быть намного-намного хуже. Диапазон огромен. И мы это видим и сейчас. У нас многие дети начинают ходить в полтора  года. есть те. что пошли в год, кто-то в два (редко, только при дополнительных нарушениях). На консультацию же могут попадать дети старше трех лет. которые ходят с ходунками. Как ни горько признавать. часто эти ходунки и вертикализаторы - то есть то, что используется при ДЦП, им рекомендовали и выдали бесплатно в реабилитационных центрах. Добавим сюда воротник шанца на шею "потому что плохо держит голову", чрезмерный массаж отдельных зон, чаще спины "спинка слабенькая", который приводит к доминированию разгибательных мышц: ребенок может лежать на животе, отведя руки назад и стоять, но не умеет сидеть.  Еще типичный пример: дети с синдромом Дауна для стабилизации колен на первых этапах переразгибают и напрягают коленные суставы. Массажисты делают упражнения, снижающие  Итд.
Чем хороши унифицированные и структурированные методики? Они дают нам гарантию того, что каждый ребенок, если у него нет тяжелых нарушений пойдет например, в диапазоне от 12 до двух лет, а не в пять лет.
2. Второе, о чем мы можем сказать, в ракурсе нашего обсуждения - это качество движений. Тут безусловно, мы видим, что дети, которые придерживаются наших рекомендаций, практически не выделяются по качеству движений уже к трем годам. Согласитесь. что это тоже важно. Это те самые "идеальные" дети. о которых вы спрашивали. Их много. Ради справедливости отмечу, что некоторые из них и массаж делают, но мы предупреждаем их чего нужно опасаться, и вред бывает минимальный.
Вот как-то так. Надеюсь, что ответила на ваш вопрос. Буду рада обсудить  все. что вас заинтересует еще.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#30

Сообщение polina » 22 июл 2012, 21:48

Уважаемые коллеги, насколько я понимаю, больше вопросов нет и по этому мы продолжим наше обсуждение.
БЕСЕДА 4
 
Итог прошлой беседы:
В ОДН методе выделено 15 навыков. Все они расположены в порядке возрастания уровня постурального контроля. Внутри каждого навыка есть уровни развития навыка и они тоже расположены в порядке сложности (уровня постурального контроля). В этом вы разбирались сами  на примере позы сидя: от максимальной опоры, симметричной и статичной позы ребенок движется к асимметричной, динамичной позе с меньшей площадью опоры.

Как организована работа.

Специалист тестирует ребенка, определяет уровень навыка, на котором находится ребенок.
Пишет программу следующего этапа работы: ставит цель следующего этапа, подбирает упражнения.
Пишет рекомендации для родителей.

Обратите внимание на важную особенности данной методики: единство тестирования и  целей кинезиотерапии.
Как только вы определите уровень данного навыка, вы тут же можете выделить  цель занятий следующего этапа кинезиотерапии, так например, если ребенок находится на первом уровне позы сидя, то есть сидит опираясь на обе руки пять секунд, то вам понятна цель следующего этапа: нужно научить его сидеть дольше с опорой на две руки, а также переходит к опоре на одну руку.
Задание
Сейчас мы будем учиться составлять отчет (актуальное состояние развития ребенка),  программу и рекомендации для родителей.
Для этого вы должны проделать следующие шаги:
1. Тестирование. Его у нас нет, поэтому выбираете произвольно любой уровень выполнения позы сидя. Напоминаю, что у вас есть ссылка на видео, которое поможет вам понять особенности данного метода.
2. Пишите отчет:
*Актуальный уровень: ребенок сидит - приводите дословно описание из таблицы
*Причина этого заключается в том, что.... - пишите примерно так, как вы писали  в предыдущем задании, безусловно,  можно использовать и свои слова,  в тоже время придерживаясь профессиональной  терминологии (симметрично - асимметрично, статично-динамично, большая-маленькая площадь опоры итд)
3. Программа работы
Цель - пишите дословно следующий уровень и добавляете цель по увеличению длительности выполнения навыка на данном уровне. Например, ребенок сидит с опорой на руку 5 секунд, поэтому будем учить:
1. отрывать руку от поверхности и сидеть 2 секунды без опоры на руки
2. сидеть в позе с опорой на одну руку более длительное время.
Рекомендации для родителей. Придумываете игру или занятие, интересное для ребенка, и пишите это в форме обращения к родителям:
посадите ребенка...
когда вы кормите малыша... итд
Поясню несколько терминов, которые вы встретите в таблице:
поясничный лордоз - это изгиб в поясничном отделе позвоночника. Вместе с шейным и грудным изгибом формируется постепенно и способствует более подвижному и безопасному двигательному поведению
Сгибание туловища или латерофлексию - следует отличать от наклона. Этот навык указывает на готовность или наличие асимметричных движений у ребенка. Это хорошо видно на рисунке 3 (стр. 17). Вы видите, что на 6 уровне у ребенка появляется асимметричная поза , характеризуемая наличием длинной и короткой стороны
Жду вашего ответа до пятницы 27 июля.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «НОВОСИБИРСК. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»