Блок III. Особенности развития

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#1 Блок III. Особенности развития

Сообщение polina » 31 май 2012, 00:00

Уважаемые коллеги, мы переходим с вами к третьему блоку которые будет касаться особенностей развития детей раннего возраста с синдромом Дауна и содержания работы с ними.
Мы многое уже обсудили в этом направлении, напомню тезисно:
Работа с ребенком  организуется по цикличному методу:
обследование
анализ результатов
написание программы
составление рекомендаций для родителей
реализация программы
обследование-2
повторение цикла
Реализация программы занятий с ребенком:
программу реализуют родители при поддержке специалистов
занятия  специалистов носят консультативный характер
необходимым условием работы с семьей является активная позиция родителей
программа работы с ребенком всегда сопрягается/сочетается с программой работы с семьей в целом.
Программа строится на основе понятия психологического возраста ребенка:
Социальная ситуация (семья)
Закономерности развития детей раннего возраста (сензитивные этапы развития)
особенности развития детей при конкретном нарушении/задержке/
конкретные данные развития ребенка (по результатам обследования)
Темой нашей первой беседы будет обсуждение сензитивных этапов развития в норме.
Я высылаю вам  вам документы, касающиеся этой темы, ознакомьтесь с ними.  В следующем сообщении я помещаю ваше следующее задание.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#2

Сообщение polina » 01 июн 2012, 00:16

БЕСЕДА 1
В личные сообщения я выслала  вам ссылки, зайдя по которым вы сможете ознакомиться с  текстом, описывающим этапы/периоды  развития ребенка раннего возраста, а так же с таблицей, обобщающей эти данные.
Прочитайте этот текст и остановите свое внимание на младенчестве. Выберите любой из пяти  этапов  развития  первого года жизни и придумайте игру, которая будет интересна ребенку данного возраста.
Используйте при описании следующий план:
Ребенок: возраст, имя (любое)
Сензитивный этап
Название игры
Оборудование (если это необходимо)
Описание игры ( взаимное расположение ребенка и матери, действия и слова матери, ответная реакция ребенка)
Срок выполнения задания понедельник 4 июня.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#3

Сообщение polina » 03 июн 2012, 12:02

Таня, спасибо. Очень хорошая игра, в которую включены многие стороны развития. Мы потом это обсудим. Пока хочу обратить внимание всех участников на позу при игре: на спине но не горизонтально! Это очень важный момент: вертикализация активизирует ребенка. Такая поза на приподнятых коленях или в кресле с наклонной спинкой является наилучшей для игры.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#4

Сообщение polina » 04 июн 2012, 10:19

Спасибо, Алена. Это очень хорошая игра. Формирует свойство постоянства объекта. А если называть игрушку четко и просто - формируется понимание речи.
Вот колокольчик, нет колокольчика, где колокольчик?, вот колокольчик!
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#5

Сообщение polina » 04 июн 2012, 20:06

Спасибо, Лена. Игра вполне соответствует 5 периоду.  Помимо деятельности, она направлена на развитие сотрудничества и речи.
Нужно добавить,  что взрослый и ребенок сидят друг напротив друга на одном уровне.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#6

Сообщение polina » 05 июн 2012, 22:07

Спасибо, Даша. Какой же у мамы ассистент? Мы с вами говорим об обычных детях Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#7

Сообщение polina » 05 июн 2012, 22:38

БЕСЕДА 2
Уважаемые коллеги, благодарю вас за ответы.
Описывая игры, вы использовали два принципа, которые используются при планировании занятий с ребенком.
Первый из них -  это нормативность и периодизация психического развития.
Для составления программы коррекционно-педагогической работы с ребенком с особенностями развития необходимо представлять закономерность и последовательность развития обычных  детей соответствующего возраста. Есть много видов периодизации развития ребенка. Мы с вами используем традиционный, принятый в российской педагогике: СЕНЗИТИВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ,  описанные  Львом Семеновичем Выготским и его учениками.
Следующий, второй принцип – это  принцип горизонтальной  иерархичности, позволяющий нам осуществить  причинно-следственный подход к развитию ребенка.
Поясню это подробнее. Всем известная последовательность появления навыков, относящихся к одной сфере развития, представляет собой вертикальную иерархию, к примеру, развитие речи  вначале предполагает появление гуления, затем лепета, а  после этого - простых слов и так далее. Примером горизонтальной иерархии в этом случае будет сочетание навыков, относящихся к одному этапу.  Важно, что эти навыки относятся к разным сферам развития, но отличаются взаимной обусловленностью. Например, у ребенка в возрасте 3-6 месяцев развита зрительная фиксация и прослеживание движения, и, на этом же этапе, у него появляются активные движения рук. Все это вместе взятое кладет начало развитию игровой деятельности, в данном случае, неспецифических манипуляций. Если у ребенка нарушено зрение или нет активных движений рук, то появление предметно-игровых действий будет отсрочено. Кстати, такая же картина бывает и в том случае, когда игрушки висят слишком высоко, например, в наличии имеется только мобиль.
Еще один пример: ребенок ползет за игрушкой, добирается до нее, садится, берет ее в руки, играет, оглядывается на маму, видит ли она его. Мы видим,  что все навыки взаимообусловлены и сбалансированы, что ведет к развитию сенсомоторной и социально-эмоциональной сфер. Кроме того, мы видим,  как развивается  целенаправленная  исследовательская деятельность и игра.  Если продолжить это описание, то мама, скорее всего,   прокомментирует ситуацию и это будет работать на понимание речи.
Но вот стоит чему-то одному нарушиться, как появляются и начинают нарастать вторичные, третичные нарушения. Самый яркий пример: глухонемой ребенок, где потеря слуха первична, а отсутствие речи – вторично, причем ранняя диагностика и ношение слухового аппарата, позволяет сделать ребенка говорящим.

Ваше задание будет состоять из трех частей:
1. В игре, которую каждый из вас описал, выделите принципы горизонтальной иерархии. (Можно ориентироваться на мои примеры)
2. Приведите пример возможного нарушения, при отсутствии одного из навыков.
3. Придумайте,  какой прием/приспособление можно использовать, чтобы предупредить вторичные нарушения.

Сроки выполнения задания до понедельника - среды  (11-13 июня). Такой разброс сроков вызван очередными переносами  выходных.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#8

Сообщение polina » 10 июн 2012, 22:18

Добрый вечер, Елена. Поняли вы правильно, а выполнили замечательно.
Но, как вы уже поняли, чем лучше вы выполняете, тем выше требования я предъявляю.
Поэтому замечу, что, в зависимости от причин названных в части 2, приемы части 3 будут несколько различаться. Например, при сниженном тонусе, повесим игрушку ниже, при потере зрения, поможем протянуть руку и коснуться игрушки, при ДЦП, попробуем использовать правильную укладку (близкую к позе эмбриона) при которой руки ребенка более расслаблены.
Но, поскольку я не только нудная, но и справедливая Image отмечу, что прием , предложенной Еленой является универсальным.
Ну а дальше  должны использоваться более специфические приемы, о которых я написала.
Еще раз спасибо за ответ.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#9

Сообщение polina » 13 июн 2012, 20:47

Спасибо, Алена. очень хорошо.
Добавим к стимуляции и дополнительные каналы восприятия: тактильно- двигательный  и это поможет нам компенсировать недостаточность слухового и зрительного анализатора.
Игры с фонариком - очень хороший прием для развития прослеживания при потере зрения.
Единственное условие: вы должны быть уверены, что нет судорожной готовности.
Еще раз спасибо, за хороший ответ.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#10

Сообщение polina » 14 июн 2012, 00:10

Даша, спасибо за ответ.
Важно, что вы отметили возможность контроля зрения по движениям глаз. Кстати, при сниженном тонусе может также отсутствовать заметный поворот головы.
При двигательных нарушениях стратегия будет зависеть от причины нарушений. Про спастику мы уже обсуждали выше - нужна поза эмбриона, при кривошее важно понимать, что часто она не спастическая, а представляет собой привычный поворот головы. В этом случае, если ладонью ограничить поле зрения со стороны, в которую повернут ребенок, он может повернуться в другую сторону.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «НОВОСИБИРСК. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»