Обнинск II. Коррекционно-педагогическая работа. Формирование двигательных навыков
- polina
- Последний визит: 04.09.2025 12:02
#21
Спасибо, Ольга
Очень интересное замечание про массаж. Влияние оказывается на одного члена семьи (маму), а опосредованно это влияет и на остальных (ребенка).
Но здесь работает еще один фактор: ребенку нужна тактильная стимуляция. Обычно он ее получает при уходе и "тетешканьи". В том случае, когда мама дистанцируются от ребенка, как источника болезненных переживаний, восполнение этого дефицита массажистом также оказывает позитивное воздействие на ребенка.
Очень интересное замечание про массаж. Влияние оказывается на одного члена семьи (маму), а опосредованно это влияет и на остальных (ребенка).
Но здесь работает еще один фактор: ребенку нужна тактильная стимуляция. Обычно он ее получает при уходе и "тетешканьи". В том случае, когда мама дистанцируются от ребенка, как источника болезненных переживаний, восполнение этого дефицита массажистом также оказывает позитивное воздействие на ребенка.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 04.09.2025 12:02
- polina
- Последний визит: 04.09.2025 12:02
- polina
- Последний визит: 04.09.2025 12:02
- polina
- Последний визит: 04.09.2025 12:02
#25
БЕСЕДА 4
Уважаемые коллеги. Сразу скажу, что меня очень порадовали ваши ответы. Не все они учитывают особенности развития самого ребенка, но эти обсуждения у нас впереди.
Важно, что вы отметили зависимость нарушения развития ребенка от качества детско-родительских отношений. А это значит, что занимаясь с ребенком, вы не забудете о его родителях.
Итак, рассмотрим факторы влияющие на развитие ребенка с синдромом дауна.
Первая группа – это особенности развития самого ребенка. Есть первичные особенности, входящие в структуру синдрома Дауна, например, сниженный мышечный тонус и следствие этой особенности - снижение двигательной активности, что приводит к задержке формирования познавательной деятельности.
В посланной вам ссылке говорится и о том, что развитие детей с синдромом Дауна характеризуется неравномерностью, что выражается в своеобразном «переслаивании», то есть одновременном наличии нескольких уровней развития даже в пределах одной функции.
Обратите на это внимание – неравномерность развития навыков может стать большой помехой в развитии ребенка, но, при правильной организации занятий становится положительным фактором. Мы к этому еще не раз вернемся.
Вторая группа факторов Теперь о том, что отметили вы в своих ответах: психологическое состояние родителей, нарушение отношений привязанности в диаде "мать-дитя", что может привести к общей задержке развития ребенка, его невозможности полностью реализовать. имеющийся у него ресурс развития.
Таким образом, на развитие ребенка одновременно воздействуют две группы отрицательных факторов: его собственные особенности развития и нарушение формирования привязанности. Это приводит нас к важному выводу, а именно необходимости одновременной реализации двух направлений помощи: социально-психологической и коррекционно- педагогической.
И как взаимосвязаны состояния мамы и ребенка так должны быть взаимосвязаны эти виды помощи. Только так мы можем добиться эффективности своих действий.
В первом блоке мы уже обсуждали организацию социально-психологической помощи семье.
Теперь наше внимание будет обращено к организации коррекционно-педагогической помощи. Но не будем забывать о психологической составляющей нашей работы: важно не только то ЧТО мы делаем, но и КАК вовлечены в это родители, стало ли это сотрудничество поддержкой их активной позиции или они простые исполнители ваших рекомендаций.
Начнем с планирование работы:
Мы уже упомянули с вами о том, что при планировании работы мы учитываем этапность развития, мы говорили так же и о том, что навыки одного этапа взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Теперь мы с вами видим, что при синдроме Дауна ( и других хромосомных аномалиях) именно эта взаимообусловленность и нарушена. То есть основная проблема не в том, что навыки формируются позже, а в том, что появление одних навыков задерживается по отношению к другим.
Если этого не учитывать при составлении программы, наблюдаемая разбалансированность увеличится. На помощь нам приходит третий принцип, который состоит в том, что мы строим занятия, стараясь полностью выполнить задачи этапа, на котором находится ребенок. Но как быть с объективным отсутствием нужного навыка? Как обойти это препятствие?
Для этого мы используем дополнительное оборудование или замещающий навык. Это носит название адаптивного подхода и является четвертым принципом планирования коррекционно-педагогической работы.
В раздел "документы-2" я помещу описание принципов планирования, и прошу вас внимательно перечитать их, особенно обратите внимание на примеры, приведенные в описании.
А задание будет таким: выберите любой этап, кроме четвертого и подумайте, как можно «обойти» отсутствие одного из навыков так, чтобы не пострадали другие, свойственные этому же этапу. Как формировать отсутствующий навык - пока писать не нужно – этому будет посвящены все дальнейшие обсуждения.
Срок выполнения задания - 28 марта.
Уважаемые коллеги. Сразу скажу, что меня очень порадовали ваши ответы. Не все они учитывают особенности развития самого ребенка, но эти обсуждения у нас впереди.
Важно, что вы отметили зависимость нарушения развития ребенка от качества детско-родительских отношений. А это значит, что занимаясь с ребенком, вы не забудете о его родителях.
Итак, рассмотрим факторы влияющие на развитие ребенка с синдромом дауна.
Первая группа – это особенности развития самого ребенка. Есть первичные особенности, входящие в структуру синдрома Дауна, например, сниженный мышечный тонус и следствие этой особенности - снижение двигательной активности, что приводит к задержке формирования познавательной деятельности.
В посланной вам ссылке говорится и о том, что развитие детей с синдромом Дауна характеризуется неравномерностью, что выражается в своеобразном «переслаивании», то есть одновременном наличии нескольких уровней развития даже в пределах одной функции.
Обратите на это внимание – неравномерность развития навыков может стать большой помехой в развитии ребенка, но, при правильной организации занятий становится положительным фактором. Мы к этому еще не раз вернемся.
Вторая группа факторов Теперь о том, что отметили вы в своих ответах: психологическое состояние родителей, нарушение отношений привязанности в диаде "мать-дитя", что может привести к общей задержке развития ребенка, его невозможности полностью реализовать. имеющийся у него ресурс развития.
Таким образом, на развитие ребенка одновременно воздействуют две группы отрицательных факторов: его собственные особенности развития и нарушение формирования привязанности. Это приводит нас к важному выводу, а именно необходимости одновременной реализации двух направлений помощи: социально-психологической и коррекционно- педагогической.
И как взаимосвязаны состояния мамы и ребенка так должны быть взаимосвязаны эти виды помощи. Только так мы можем добиться эффективности своих действий.
В первом блоке мы уже обсуждали организацию социально-психологической помощи семье.
Теперь наше внимание будет обращено к организации коррекционно-педагогической помощи. Но не будем забывать о психологической составляющей нашей работы: важно не только то ЧТО мы делаем, но и КАК вовлечены в это родители, стало ли это сотрудничество поддержкой их активной позиции или они простые исполнители ваших рекомендаций.
Начнем с планирование работы:
Мы уже упомянули с вами о том, что при планировании работы мы учитываем этапность развития, мы говорили так же и о том, что навыки одного этапа взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Теперь мы с вами видим, что при синдроме Дауна ( и других хромосомных аномалиях) именно эта взаимообусловленность и нарушена. То есть основная проблема не в том, что навыки формируются позже, а в том, что появление одних навыков задерживается по отношению к другим.
Если этого не учитывать при составлении программы, наблюдаемая разбалансированность увеличится. На помощь нам приходит третий принцип, который состоит в том, что мы строим занятия, стараясь полностью выполнить задачи этапа, на котором находится ребенок. Но как быть с объективным отсутствием нужного навыка? Как обойти это препятствие?
Для этого мы используем дополнительное оборудование или замещающий навык. Это носит название адаптивного подхода и является четвертым принципом планирования коррекционно-педагогической работы.
В раздел "документы-2" я помещу описание принципов планирования, и прошу вас внимательно перечитать их, особенно обратите внимание на примеры, приведенные в описании.
А задание будет таким: выберите любой этап, кроме четвертого и подумайте, как можно «обойти» отсутствие одного из навыков так, чтобы не пострадали другие, свойственные этому же этапу. Как формировать отсутствующий навык - пока писать не нужно – этому будет посвящены все дальнейшие обсуждения.
Срок выполнения задания - 28 марта.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 04.09.2025 12:02
#26
Катя, я имела ввиду этапы развития ребенка. Вы привели правильный пример, он относится к пятому этапу развития (9-12 месяцев). Ребенка, действительно можно ставить у опоры, чтобы не задержать его вертикализацию, но одновременно с этим мы будем обучать ребенка ползать. Ваш пример очень интересный, и неоднозначный. Мама ребенка может ориентироваться не на психологический, а на физический возраст ребенка: все дети в этом возрасте ходят и она может не только ставить малыша к дивану, но и водить его за руки. Это приведет к тому, что она удовлетворит его потребность перемещаться и ползания у него не возникнет. Это сложный момент, поскольку он касается желания матери иметь ребенка "как все". Здесь роль педагога очень важна. Более подробно мы с вами будем говорить об этом, когда будем обсуждать двигательное развитие.katti;19931Добрый вечер!
Я выбрала первый этап: Нормативность и периодизация психического развития.
Если допустим ребенок сам не ползает, но в это же время если его поставить то держась за опору он делает шаги, то со временем когда у ребенка сформируется уверенность он сам постепенно поползет. обычно это бывает случайно в форме игры и ребенок сам не замечает как у него это получается.
С уважением Екатерина Чернякова.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 04.09.2025 12:02
#27
Спасибо, Оля. Очень хорошие примеры.
По поводу второго примера и вашего вопроса: в этом случае используется не нужен замещающий навык, а подбор заданий и орудий, которые позволяют использовать ладонные захваты.
Есть много игр, которые требуют ладонного захвата (стучать молотком, опускать фигурку в отверстие. Если мы подберем толстый мелок, ребенок сможет чиркать итд , а параллельно мы будем формировать ладонно- пальцевые, а потом и пальцевые захваты.
таким образом у ребенка будет формироваться деятельность, а потом появится и более высокий уровень навыков.
По поводу второго примера и вашего вопроса: в этом случае используется не нужен замещающий навык, а подбор заданий и орудий, которые позволяют использовать ладонные захваты.
Есть много игр, которые требуют ладонного захвата (стучать молотком, опускать фигурку в отверстие. Если мы подберем толстый мелок, ребенок сможет чиркать итд , а параллельно мы будем формировать ладонно- пальцевые, а потом и пальцевые захваты.
таким образом у ребенка будет формироваться деятельность, а потом появится и более высокий уровень навыков.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 04.09.2025 12:02
#29
Спасибо, Галия.
Маленькое замечание: игрушки лучше не вкладывать пассивно. Нужно воспроизводить весь навык полностью: показать игрушку ребенку, дождаться пока он посмотрит, прикоснуться игрушкой к кончикам пальцев, дождаться ответного движения пальцев и помочь захватить игрушку. И в конце, потрясти рукой с игрушкой, чтобы ребенок посмотрел и увидел результат.
Маленькое замечание: игрушки лучше не вкладывать пассивно. Нужно воспроизводить весь навык полностью: показать игрушку ребенку, дождаться пока он посмотрит, прикоснуться игрушкой к кончикам пальцев, дождаться ответного движения пальцев и помочь захватить игрушку. И в конце, потрясти рукой с игрушкой, чтобы ребенок посмотрел и увидел результат.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 04.09.2025 12:02
#30
Спасибо, Мария. Вы действительно, описали замещающий навык. В данном случае - это альтернативный способ получения тактильных ощущений ножками. Одновременно с этим мы работаем над умением поднимать ножки и играть ими. Для этого рекомендуем маме каждый раз при смене памперса, подкладывать чистый памперс под попку и привлекать внимание мальчика к ножкам.
С уважением, Полина Львовна