Обнинск II. Коррекционно-педагогическая работа. Формирование двигательных навыков

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 04.09.2025 12:02

#21

Сообщение polina » 20 мар 2012, 23:51

Спасибо, Ольга
Очень интересное замечание про массаж.   Влияние оказывается на одного члена семьи (маму), а опосредованно это влияет и на остальных (ребенка).
Но здесь работает еще один фактор: ребенку нужна тактильная стимуляция. Обычно он ее получает при уходе и "тетешканьи". В том случае, когда мама дистанцируются от ребенка,  как источника болезненных переживаний, восполнение этого дефицита массажистом  также оказывает позитивное воздействие на ребенка.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 04.09.2025 12:02

#22

Сообщение polina » 21 мар 2012, 10:46

Спасибо, Наталья
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 04.09.2025 12:02

#23

Сообщение polina » 21 мар 2012, 23:28

Спасибо, Мария. Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 04.09.2025 12:02

#24

Сообщение polina » 22 мар 2012, 01:32

Спасибо, Елена. Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 04.09.2025 12:02

#25

Сообщение polina » 22 мар 2012, 11:24

БЕСЕДА 4
Уважаемые коллеги. Сразу скажу, что меня очень порадовали ваши ответы. Не все они  учитывают особенности развития самого ребенка, но эти обсуждения у нас впереди.
Важно, что вы отметили зависимость нарушения развития ребенка от качества детско-родительских отношений. А это значит, что занимаясь с ребенком, вы не забудете о его родителях.  
Итак, рассмотрим факторы влияющие на развитие ребенка с синдромом дауна.
Первая группа – это особенности развития самого ребенка. Есть первичные особенности, входящие в структуру синдрома Дауна, например, сниженный мышечный тонус и  следствие этой особенности - снижение двигательной активности,  что приводит к задержке формирования познавательной деятельности.
В посланной вам ссылке говорится и о том, что развитие детей с синдромом Дауна характеризуется неравномерностью, что выражается в своеобразном «переслаивании», то есть одновременном наличии нескольких уровней развития даже в пределах одной функции.
Обратите на это внимание – неравномерность развития навыков может стать большой помехой в развитии ребенка, но, при правильной организации занятий  становится положительным фактором. Мы к этому еще не раз вернемся.

Вторая группа факторов Теперь о том, что отметили вы  в своих ответах: психологическое состояние родителей, нарушение отношений привязанности в диаде "мать-дитя", что может привести к общей задержке развития ребенка, его невозможности полностью реализовать. имеющийся у него ресурс развития.
Таким образом, на развитие  ребенка одновременно воздействуют две группы отрицательных факторов: его собственные особенности развития и нарушение формирования привязанности. Это приводит нас к важному выводу, а именно необходимости   одновременной реализации двух направлений помощи:  социально-психологической и коррекционно- педагогической.
И как взаимосвязаны состояния мамы и ребенка так должны быть взаимосвязаны эти виды помощи. Только так мы можем добиться эффективности своих действий.
В первом блоке мы уже обсуждали организацию   социально-психологической помощи семье.
Теперь наше внимание будет обращено  к организации коррекционно-педагогической помощи. Но не будем забывать о психологической составляющей нашей работы: важно не только то ЧТО мы делаем, но и КАК вовлечены в это родители, стало ли это сотрудничество поддержкой их активной позиции или они простые исполнители ваших рекомендаций.
Начнем с планирование работы:
Мы уже упомянули с вами о том, что при планировании работы мы учитываем этапность развития, мы говорили так же и о том, что навыки одного этапа взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Теперь мы с вами видим, что  при синдроме Дауна  ( и других хромосомных аномалиях) именно эта взаимообусловленность и нарушена. То есть основная проблема не в том, что навыки формируются позже, а в том, что появление одних навыков задерживается по отношению к другим.
Если этого не учитывать при составлении программы, наблюдаемая разбалансированность увеличится. На помощь нам приходит третий принцип, который состоит в том,  что мы строим занятия, стараясь полностью выполнить задачи этапа, на котором находится ребенок. Но как быть с объективным отсутствием нужного навыка? Как обойти это препятствие?
Для этого мы используем дополнительное оборудование или замещающий навык. Это носит название адаптивного подхода и является четвертым принципом планирования коррекционно-педагогической работы.
В раздел "документы-2" я помещу описание принципов планирования, и прошу вас внимательно перечитать их, особенно обратите внимание на примеры, приведенные в описании.
А задание будет таким: выберите любой этап, кроме четвертого и подумайте, как можно «обойти» отсутствие одного из навыков так, чтобы не пострадали другие, свойственные этому же этапу. Как формировать отсутствующий навык - пока  писать не нужно – этому будет посвящены все дальнейшие обсуждения.

Срок выполнения задания - 28 марта.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 04.09.2025 12:02

#26

Сообщение polina » 27 мар 2012, 22:41

katti;19931Добрый вечер!
Я выбрала первый этап: Нормативность и периодизация психического развития.
Если допустим ребенок сам не ползает, но в это же время если его поставить то держась за опору он делает шаги, то со временем когда у ребенка сформируется уверенность он сам постепенно поползет. обычно это бывает случайно в форме игры и ребенок сам не замечает как у него это получается.
С уважением Екатерина Чернякова.
Катя, я имела ввиду этапы развития ребенка. Вы привели правильный пример,  он относится  к пятому этапу развития (9-12 месяцев).  Ребенка, действительно можно ставить у опоры, чтобы не задержать его вертикализацию, но одновременно с этим  мы будем обучать ребенка ползать. Ваш пример очень интересный, и  неоднозначный.  Мама ребенка может ориентироваться не на психологический, а на физический возраст ребенка: все дети в этом возрасте ходят и она может не только ставить малыша к дивану, но и водить его за руки. Это приведет к тому, что она удовлетворит его потребность перемещаться и ползания у него не возникнет. Это сложный момент, поскольку он касается желания матери иметь ребенка "как все". Здесь роль педагога очень важна.  Более подробно мы с вами будем говорить об этом, когда будем обсуждать двигательное развитие.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 04.09.2025 12:02

#27

Сообщение polina » 28 мар 2012, 01:05

Спасибо, Оля. Очень хорошие примеры.
По поводу второго примера и вашего вопроса:  в этом случае используется  не нужен замещающий навык,  а  подбор заданий и орудий, которые позволяют использовать ладонные захваты.
Есть много игр, которые требуют ладонного захвата (стучать молотком, опускать фигурку в отверстие. Если мы подберем толстый мелок, ребенок сможет чиркать итд , а параллельно мы будем формировать ладонно- пальцевые, а потом и пальцевые захваты.
таким образом у ребенка будет формироваться деятельность, а потом появится и более высокий уровень навыков.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 04.09.2025 12:02

#28

Сообщение polina » 28 мар 2012, 10:12

Спасибо, Лариса, очень хороший пример. В данном случае все замещающие навыки одновременно работают на выработку удержания голову. Как видите, это не всегда можно разделить, особенно на первых этапах развития.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 04.09.2025 12:02

#29

Сообщение polina » 28 мар 2012, 21:09

Спасибо, Галия.
Маленькое замечание: игрушки лучше не вкладывать пассивно. Нужно воспроизводить весь навык полностью: показать игрушку ребенку, дождаться пока он посмотрит, прикоснуться игрушкой к кончикам пальцев, дождаться ответного движения пальцев и помочь захватить игрушку. И в конце, потрясти рукой с игрушкой, чтобы ребенок посмотрел и увидел результат.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 04.09.2025 12:02

#30

Сообщение polina » 28 мар 2012, 21:57

Спасибо, Мария. Вы действительно, описали замещающий навык.  В  данном случае - это альтернативный способ получения тактильных ощущений ножками. Одновременно с этим мы работаем над умением поднимать ножки и играть ими. Для этого рекомендуем маме каждый раз при смене памперса, подкладывать чистый памперс под попку и привлекать внимание мальчика к ножкам.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»