Сразу скажу, что подобное задание является базовым для понимания коррекционной работы при семейно-ориентированном подходе.
По ходу семинара вы будете знакомиться со многими особенностями развития детей с синдромом Дауна и методами формирования тех или иных навыков, и все эти данные войдут в составленную вами программу занятий. И, безусловно, вы столкнетесь с необходимостью решать, как реализовать составленную вами программу.
И коль скоро мы приняли за аксиому тот факт, что ребенок должен расти в семье, развитием его должны заниматься родители при вашей консультативной поддержке, то как донести до мамы особенности ухода так, чтобы она, оставаясь мамой, не превращаясь в педагога, могла эффективно помогать развитию своего малыша? В этом смысле мне понятно сообщение Екатерины Черняковой:
Мне кажется, что я не ошибусь, если предположу что ваше, Катя, опасение, заключается в том, что фиксация специалистов на особенностях развития ребенка, может усилить тревогу и переживания матери и отрицательно скажется на системе отношений. С вашими опасениями я могу согласиться, но тогда возникает вопрос, что делать маме с тем, что она никогда не видит улыбки ребенка, поскольку ей никто не сказал, что нужно чуть дольше ждать ее появления,. Она не знает и то, что изменение выражения глаз малыша можно считать началом этой улыбки. Никто не пояснил ей и то, что дополнительное поглаживания лица может приблизить эту желанную улыбку.Появление в семье ребенка с синдромом Дауна может изменить всю систему отношений матери - как внутри семьи, так и вне семьи. Особенности развития ребенка с синдромом Дауна (возможные соматические проблемы, сниженная познавательная активность, слабый отклик па коммуникацию, запоздалое развитие улыбки и контакта «глаза в глаза» и т.д.) могут затруднять взаимодействие матери с ребенком и формирование привязанности с ее стороны. В моем случае я считаю, что надо вести маме себя так, как и с обычным ребенком без каких-то особенностей в развитии.
Как же избежать этих противоречий? Единственный способ: знать, каким способом проинформировать маму, не нанеся ей дополнительную травму тем, что специалист мы все время будет подчеркивать особенности ребенка, то есть, снова и снова говорить, что он не такой как все.
Запомним этот вопрос, мы еще к нему вернемся.
Из остальных ответов, я сделала вывод, что вы не оставили в стороне особенности поведения ребенка и активно использовали их в своих ответах.
Вы учитывали дополнительную тактильно- двигательную стимуляцию, более медленный темп восприятия и ответной реакции ребенка, вы обратили внимание на необходимую помощь в удержании позы, отметили необходимость использования зрительных стимулов. Вы думали и о развитии речи детей и многом другом. И это радует.
Мне очень понравился ответ Ольги Манохиной. Я не буду разбирать его, просто прошу перечитать его. В этом же ключе составлены и некоторые другие ответы.
(Продолжение в следующем сообщении)