I. Обнинск. ранняя помощь. принципы оказания ранней помощи, направления работы

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#21

Сообщение polina » 26 янв 2012, 19:55

Уважаемые коллеги, спасибо за ответы по уходу за ребенком с синдромом Дауна  с учетом особенностей  его поведенческого репертуара.
Сразу скажу, что подобное задание является базовым для понимания коррекционной работы при семейно-ориентированном подходе.
По ходу семинара вы будете знакомиться со многими особенностями развития детей с синдромом Дауна и методами формирования тех или иных навыков,  и все эти данные войдут в составленную вами программу занятий. И, безусловно,  вы столкнетесь с необходимостью  решать, как реализовать составленную вами программу.
И коль скоро мы приняли за аксиому тот факт, что ребенок должен расти в семье, развитием его должны заниматься родители при вашей консультативной поддержке, то как донести до мамы особенности ухода так, чтобы она, оставаясь мамой, не превращаясь в педагога, могла эффективно помогать развитию своего малыша? В этом смысле мне понятно сообщение  Екатерины Черняковой:
Появление в семье ребенка с синдромом Дауна может изменить всю систему отношений матери - как внутри семьи, так и вне семьи. Особенности развития ребенка с синдромом Дауна (возможные соматические проблемы, сниженная познавательная активность, слабый отклик па коммуникацию, запоздалое развитие улыбки и контакта «глаза в глаза» и т.д.) могут затруднять взаимодействие матери с ребенком и формирование привязанности с ее стороны. В моем случае я считаю, что надо вести маме себя так, как и с обычным ребенком без каких-то особенностей в развитии.
Мне кажется, что я не ошибусь, если предположу что  ваше, Катя, опасение, заключается в том, что  фиксация специалистов на особенностях развития ребенка, может усилить тревогу и переживания  матери и отрицательно скажется на системе отношений. С вашими опасениями я могу согласиться, но тогда возникает вопрос, что делать маме с тем, что она никогда не видит улыбки ребенка, поскольку ей никто не сказал, что нужно чуть дольше ждать ее появления,. Она не знает и то, что изменение выражения глаз малыша  можно считать началом этой улыбки. Никто не пояснил ей и то, что дополнительное поглаживания лица может приблизить эту желанную улыбку.
Как же избежать этих противоречий? Единственный способ: знать,  каким способом проинформировать маму, не нанеся ей дополнительную травму тем, что специалист мы все время будет подчеркивать   особенности ребенка, то есть,  снова и снова  говорить, что он не такой как все.
Запомним этот вопрос, мы еще к нему вернемся.

Из остальных ответов, я сделала вывод, что вы не оставили в стороне  особенности  поведения ребенка и активно использовали  их в своих ответах.
Вы учитывали  дополнительную тактильно- двигательную стимуляцию,  более медленный темп восприятия и ответной реакции ребенка, вы обратили внимание на необходимую помощь в удержании позы, отметили необходимость  использования зрительных стимулов. Вы думали и о развитии речи детей и многом другом. И это радует.
Мне очень понравился ответ Ольги Манохиной. Я не буду разбирать его, просто прошу перечитать его. В этом же ключе составлены и некоторые другие ответы.
(Продолжение в следующем сообщении)
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#22

Сообщение polina » 26 янв 2012, 20:04

Продолжение.
Есть и общие типичные ошибки. Это желание дать ребенку как можно больше Image Ребенок многого не замечает и не успевает услышать, воспринятое плохо запоминает, и не всегда осознает  -  значит, нужно  это дать  ему полной мерой.
Это очень понятно, и, вроде бы, правильно, но давайте подумаем вот о чем: темп восприятия ниже и требует  медленного темпа предъявления; запоминание хуже и     требует зрительной опоры  и дополнительных повторов, внимание неустойчивое,  запоминание снижено.  И ребенок с такими особенностями получает информации вдвое больше чем обычный. Каков будет результат?
Представьте себе, что вас знакомят с работой нового оборудования, причем делает это кто-то, чьего языка вы не знаете или только-только начали понимать в ситуации. Например, это японский язык. Вы надеетесь, что вам медленно, лаконично будут объяснять суть работы, сочетая это с показом. Вероятно,   объем нового будет небольшой, в объяснении  предусмотрены повторы,  и вам будет дана возможность попробовать  самому.
И вдруг ваш японский учитель обрушивает на вас эпические речи, временами он поет, хлопает в ладоши, радуется итд. Вам понятно, что к вам он относится неплохо и это приятно, но достигли ли вы результата?
Короткий вывод: Безусловно, особенности взаимодействия и общения ребенка с синдромом Дауна должны найти свое отражение при организации занятий. Но это будут качественные изменения, а если и будут количественные,  то в сторону уменьшения  объема и/или дробления занятий на короткие части.

На этом я пока подведение итогов заканчиваю, но все эти выводы нам понадобятся на протяжении всей нашей совместной работы.
Теперь поговорим о следующей части нашего обсуждения. Речь идет о направлениях  помощи семье.
Сейчас мы с вами коротко коснулись принципов организации коррекционной работы при реализации семейно-центрированной модели. Этой теме у нас посвящен  весь второй блок семинара,  и мы много раз будем возвращаться к тому, как оптимально  осуществить помощь семье в реализации коррекционно-развивающей программы.
Второе, не менее важное направление – это социально-психологическая поддержка семьи. Вернитесь к полученному вами документу.
Найдите в нем стрессоры, которые выделил М.Д. Гуральник, и  обозначьте  направления поддержки семьи, исходя из знания вами стрессовых факторов.
Постарайтесь не только перечислить направления работы, но и предположить, как бы вы могли реализовать их в своем учреждении.
Если вы захотите предложить то, что пока не представляется возможным реализовать у вас, напишите и это.
Как обычно: срок ответа: неделя и я жду ваших сообщений не позже 1 февраля и лучше все-таки не в последний день.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#23

Сообщение polina » 29 янв 2012, 22:49

Катя, спасибо за вопрос. Мне кажется. что несмотря на то, что в статье приведены стрессоры воздействующие на семью ребенка с синдромом Дауна, многие направления работы подойдут и для поддержки любых семей группы риска. Но при синдроме Дауна есть и особенности:
Родители узнают о особенностях ребенка сразу после рождения. им сообщают это в ненадлежащей форме. К стрессорам, выделенным  М.Д. Гуральником, у нас в стране добавляются "последствия первой медицинской консультации".
Ребенок с синдромом выделяется внешне и это может вызывать неадекватную реакцию окружающих. Эти факторы требуют внимания с нашей стороны. И поскольку семинар посвящен семьям. воспитывающим детей с синдромом Дауна, то лучше ориентироваться в ответе на них. Но если такого опыта нет, то лучше не фантазировать, а ориентироваться на известные вам семьи. где растут дети с другими нарушениями. Но ранний возраст является обязательным условием.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#24

Сообщение polina » 30 янв 2012, 23:18

Наташа, спасибо за ответ. Вы отметили очень важный фактор, которого не хватает в системе помощи, и который мог бы многое изменить: отсутствие четко прописанной траектории помощи
По-моему если бы родители могли быть уверенны в это недалеком будующем своего ребенка, они бы чувствовали себя намного увереннее. Но в наше городе хоть и есть "инклюзивные" дет. сады, но они предназначенны для определенных категорий детей (для детей с нарушениями зрения, слуха, речи).
Сразу добавлю, что для родителей важны перспективы и в "далеком будущем". Когда мы беседуем с мамами вновь рожденных детей с синдромом дауна, они спрашивают о перспективах взрослой жизни ребенка.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#25

Сообщение polina » 31 янв 2012, 10:47

Спасибо, Лариса.
Очень важно, что в вашей структуре есть много групповых занятий. Это хорошее  щадящее начало социализации семьи.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#26

Сообщение polina » 31 янв 2012, 20:51

Спасибо, Мария. Радует, что в вашей организации понимают важность и значимость этого направления работы с семьей.
Добавлю, что ресурсные потребности бывают разными, и, соответственно, помощь тоже будет разной. Часто, это временные и материальные потребности. а значит, без социальных и организационных  мер здесь не обойтись.
Речь идет не о том, чтобы помочь родителям материально, а о том, чтобы дать им возможность выйти на работу, что означает необходимость устройства ребенка в детский сад.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#27

Сообщение polina » 31 янв 2012, 23:28

Спасибо, Галия. В нашей культуре обращение к психотерапевтам не стало обычным явлением. Родители отказываются, считая, что факт обращения  будет означать, что у них есть какая-то слабость, дефект. Формирование запроса на психологическую помощь - это особый труд и в службе ранней помощи это сделать можно.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#28

Сообщение polina » 31 янв 2012, 23:35

Спасибо, Екатерина.
Хотелось бы чтобы сами родители собирались как говорится "кружками" и делились своим опытом между собой (но к сожалению многие просто закрываются от реальности и просто остаются в стороне лишь бы на них не обращали внимания и " не показывали пальцем")
Как видите, хотения  оказывается недостаточно. Image Создание и ведение таких групп хорошо проходит при поддержке психолога.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#29

Сообщение polina » 31 янв 2012, 23:53

Спасибо, Елена. У нас тоже нет возможности оказывать нужную медицинскую поддержку, но мы даем контакты тех учреждений, где им могут помочь. Для москвичей, например, это Филатовская поликлиника и больница. При эпилепсии - Морозовская больница итд. Это и есть тот случай, когда информационная помощь восполняет недостающее. В данном случае, медицинскую помощь.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#30

Сообщение polina » 01 фев 2012, 01:40

Спасибо, Ольга.
4).Социальная изоляция семьи. Совместные занятия с обычными детьми снижают этот фактор. По моим наблюдениям дети достаточно охотно вливаются в коллектив, только период адаптации у всех разный, и,конечно, появление таких детей вносит коррективы в структуру занятия.
А как с социальной изоляцией родителей? В стрессорах, по большей части, речь идет об этом.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»