I. Обнинск. ранняя помощь. принципы оказания ранней помощи, направления работы

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#31

Сообщение polina » 01 фев 2012, 14:45

Спасибо, Ольга. Ваши дополнения про работу с роддомами, конкуренцией учреждений, приглашением на семинары сторонних специалистов мне очень понравились. Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#32

Сообщение polina » 01 фев 2012, 23:12

Уважаемые коллеги. Мы с вами вместе уже прошли определенный путь. И каждый прошел его по-разному. Позже, в  конце этого блока мы обменяемся впечатлениями.  Но пока скажу, что думаю я.
Меня не оставляет чувства сомнения и тревоги, что я все время помогаю вам понять «ЧТО делать», но у меня не получается или плохо получается донести  «КАК делать?».
Это трудно рассказать вообще, а тем более, на расстоянии. Не даром, психологи говорят о том, что от 60 до 80 процентов информации мы получаем невербально. Интонация, пауза, жесты, эмоции –  все это помогает понять то, что сложно описать словами.  Но все же попробую.
Я предлагаю  на время отвлечься от методических методов и приемов и попытаться понять, что представляют собой люди, которые пришли к нам за помощью.
Представьте себе небольшую команду, которая плыла на корабле. У них были общие цели (карьера, покупка квартиры, планируемый отпуск, рождение ребенка, их планы по поводу будущего ребенка и всей семьи). На их пути встречались разные препятствия, приходилось корректировать маршрут, но основных целей это не меняло и перспектива оставалась ясна.
И вдруг налетел ураган, все смешалось, опрокинулось, казалось,  корабль тонет, нечем дышать, не понятно,  что делать.  А потом все стихло… Корабль цел, руль не сломан, полощутся паруса, но все утонуло в тумане. Не видно  цели, нет смысла крутить руль, непонятно как помочь себе и своим близким.   Вместе с командой теперь на этом корабле появилось новое маленькое существо, которое стало вмести с ними заложником этой ситуации: с одной стороны, это их товарищ по несчастью,  но с другой – этот малыш  - и  есть источник этого несчастья.  Как это случилось? Ведь они ждали его появления?
В качестве ответа я приведу слова одной мамы:
Мы  ждали другого, но он не пришел,  а в его кроватке лежит другой, который почему-то занял его место. Как называть его тем именем, которое задумали заранее, как одеть его в одежды того другого,  желанного малыша? Как его любить? И как его ненавидеть?
Давайте здесь остановимся и попробуем представит всю  мощь  переживаний, которая как лавина воды накрыла каждого в отдельности и всех вместе.
А теперь представьте, что в поле видимости появился небольшой остров. Команда направляет корабль к нему   и сходит на берег. Это серое и скучное место, там мало растительности, все дышит одиночеством. Но это земля и там можно начинать жить,  и они ей рады.
Вот такими они приходят к нам после рождения малыша, и мы можем и  помочь им преобразить этот остров.
Мы не можем перенести их на тот остров, к которому они плыли, это невозможно, вопреки уверениям тех, кто  предлагает им отказаться от ребенка и плыть дальше к своей цели. Мы понимаем, что никогда больше они не приплывут  туда. Но  их новое прибежище может стать для них не менее желанным местом. Что мы можем сделать для них: украсить этот остров? Или помочь им сделать это?
 Чего мы хотим: сделать их пассивными получателями нашей  помощи или дать им возможность найти себя, взять ответственность за свою судьбу?
От того, как мы отвечаем на этот вопрос,  зависит то, КАК мы  им помогаем.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#33

Сообщение polina » 02 фев 2012, 11:09

Спасибо Ольга. очень хороший образ двух кораблей: один четко знает свой курс и  следует ему, второй утонул в тумане. Я думаю, что нашему кораблю не нужно брать на обордаж  затерявшийся корабль. Может быть лучше помигать им  или погудеть, чтобы они поняли, куда плыть в тумане?
Уходя от аллегорий, можно сказать так: оказание помощи по запросу гораздо эффективнее навязанной помощи. Вопрос в том, как грамотно формировать запрос, а  этому предшествует "гудок в тумане" - четко простроенная система информирования родителей где, когда и какую помощь они могут получить.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#34

Сообщение polina » 02 фев 2012, 17:17

Продолжаю:

Я прочитала ваши  ответы и вижу в них общую закономерность: направления помощи в основном делегированы разным специалистам, например, психологи оказывают психологическую помощь, врачи  снимают тревоги о здоровье, педагоги учат, а массажист массажирует Image
Я специально утрирую, чтобы более выпукло показать основную тенденцию, которая наблюдается во многих организациях, где оказывается ранняя помощь.
Когда говорят о командной работе, как раз имеется в виду не только наличие определенного «набора» специалистов, а общность или даже взаимопроникновение их деятельности  по отношению к семье.
Чтобы было понятно, что имеется в виду я приведу простой пример:
Я много консультирую на форуме и, по отзывам родителей, знаю,  что часто ранняя помощь ограничивается выдачей памперсов и массажем. И родители ей рады. Почему?
Итак, родителям нравится массаж. Не детям, заметим, а родителям. Детям, он кстати нравится не всегда Image
Что получает мама от этой помощи, помимо массажа:
Есть место, где ее с ребенком ждут.
Есть человек, который хочет помочь
Есть человек, который ласково прикасается к ее ребенку. Я сейчас скажу одну жесткую вещь: мамам кажется, что все брезгуют ее малышом. Многие выносят эти впечатления из роддома, когда им сообщали о диагнозе.
Есть человек, которому не нужно объяснять, что  случилось, это не старый знакомый, которому нужно что-то объяснять про своего малыша.
Есть человек, который вместе с мамой  видит, как меняется ее малыш, как он чему-то научился.
Этот человек рад успехом ее малыша и он говорит об этом маме. Он гордится и своими успехами
Если маме повезет, то в коридоре она познакомится с такой же мамой, и они поделятся и горем и радостью, а может быть и договорятся о совместной прогулке.
Ей так не хватает этого, но ей больно гулять с мамами обычных детей слышать их разговоры и отвечать на их вопросы.
Здесь мы опять остановимся и подумаем: если так много (совершенно спонтанно) может дать, например, назначение на  массаж, то как много можем изменить мы, осознано подходя к проблемам семьи?


Как показал отечественный и зарубежный опыт эффективна работа службы,где каждая семья получает помощь по следующим направлениям:

1 Психологическая поддержка, осуществляемая психологом (индивидуальная, групповая)
2. Психологическая составляющая педагогической работы, например, формирование взаимодействия в диаде, безусловное принятие мамы и ребенка педагогом.
3. Социально-психологическая поддержка: продуманная структура службы, включение родителей в различные коллективные мероприятия (психологические группы, групповые формы работы с детьми, в том числе и с младенцами) досуговые мероприятия, совместный выход в музей, театры итд.
Организация взаимоподдержки родителей (например, можно давать новым семьям телефоны семей, готовых их поддержать)
4. Информационная поддержка (перспективы жизнеустройства ребенка, его возможности, правовая информация, организации, оказывающие различного вида поддержку итд)
5. Методическая поддержка (познакомить с тем, как создать оптимальные условия для развития ребенка) Обращаю ваше внимание, что здесь нет явного акцента на особенности развития ребенка. Для родителей первичен вопрос как помочь, а причины, по которым это нужно делать так, а не иначе – вторичны.
Попробуйте подумать, что каждый из нас  может сделать с учетом этих направлений.
Вот, например, я уже писала, что у нас нет возможности оказывать общую медицинскую помощь, но это не значит, что я не могу помочь в данном направлении. Я не буду давать советов по лечению – не профессионально нарушать границы, но я могу дать информацию о том, где могут проконсультировать врачи. Кроме того,  я могу дать сведения о медицинском обследовании ребенка с синдромом Дауна. http://downsideup.org/board/showthread.php?t=736
По отзывам родителей, врачи с радостью пользуются этими данными.
Как вы догадались, это и есть ваше следующее задание. Как вы лично, не нарушая границ своей профессии, можете помочь семье по всем направлениям работы службы?
Срок выполнения задания: до 8 февраля.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#35

Сообщение polina » 05 фев 2012, 22:22

Спасибо, Екатерина. Я поняла, что  методический совет помогает вам выстроить и реализовывать программу для каждой семьи.  Хотела уточнить, как отражаются в планах всех специалистов трудности, с которыми столкнулся один из вас. Например, вы выяснили, что в одной из семей, по мнению социального работника, есть реальные сложности с социализацией. Отразится ли это на программах работы других специалистов?
Или трудности у вас: вы видите, что мама не выполняет ваших рекомендаций. Вам она может говорить, что ребенок дома все делает, но вот вас стесняется. Или, наоборот, что у нее не получается, а обучить ребенка можете только вы.
Как это ваше сообщение отразится в программе работы ваших коллег?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#36

Сообщение polina » 06 фев 2012, 22:05

Галия, спасибо большое за ответ и за отзыв о семинаре. это очень важно, особенно в ситуации, когда участники семинара находятся далеко.

Особенно радует то, что  вы смогли открыть песочницу. Надеюсь, вы еще расскажете всем нам про нее.
Я совершенно согласна с вами. что групповая работа, какие бы она цели ни ставила, всегда несет в себе огромные возможности для  социально-психологической поддержки.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#37

Сообщение polina » 06 фев 2012, 22:10

Ольга, спасибо вам за ответ. Важно, что вы не только направляете ребенка к другим специалистам, но и помогаете  в пределах своей компетенции осуществить и другие направления работы.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#38

Сообщение polina » 07 фев 2012, 10:17

Спасибо большое Лариса. Очень интересная система работы. Личный вопрос к вам: у вас несколько смежных специальностей. Как вы себя позиционируете перед родителями? Не возникает ли у них смешение границ из-за/благодаря вашей многогранности.
Я не знаю, смогла ли достаточно ясно объяснить, поэтому конкретный вопрос: даете ли вы рекомендации по лечению как врач, когда к вам приходят, как к дефектологу?
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#39

Сообщение polina » 07 фев 2012, 21:15

Спасибо, Лариса. На мой взгляд, это  хороший вариант широкопрофильного специалиста. Трудно дефектологу работать, не зная особенностей двигательного развития. В раннем возрасте это просто невозможно разделить.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 11.07.2020 22:45

#40

Сообщение polina » 07 фев 2012, 21:22

Спасибо, Мария. Как я поняла, каждая семья  спонтанно выбирает себе ведущего специалиста-проводника
В зарубежных службах это происходит более официально. Такой специалист носит название ключевого.
Вообще есть две модели ведения семьи: с ключевым специалистом, который объединяет усилия всех узких специалистов мультидисциплинарной команды. И вторая модель: наличие в команде трансдисциплинарных специалистов, которые являются специалистами широкого профиля, что требует знания всех сторон развития, включая двигательное.  
Такой специалист работает на домашних визитах и индивидуальных консультациях один. Иногда привлекает специалистов другого профиля и в этом случае, он становится посредником и координатором  (проводником, по вашему выражению).
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»