Продолжаю:
Я прочитала ваши ответы и вижу в них общую закономерность: направления помощи в основном делегированы разным специалистам, например, психологи оказывают психологическую помощь, врачи снимают тревоги о здоровье, педагоги учат, а массажист массажирует
Я специально утрирую, чтобы более выпукло показать основную тенденцию, которая наблюдается во многих организациях, где оказывается ранняя помощь.
Когда говорят о командной работе, как раз имеется в виду не только наличие определенного «набора» специалистов, а общность или даже взаимопроникновение их деятельности по отношению к семье.
Чтобы было понятно, что имеется в виду я приведу простой пример:
Я много консультирую на форуме и, по отзывам родителей, знаю, что часто ранняя помощь ограничивается выдачей памперсов и массажем. И родители ей рады. Почему?
Итак, родителям нравится массаж. Не детям, заметим, а родителям. Детям, он кстати нравится не всегда
Что получает мама от этой помощи, помимо массажа:
Есть место, где ее с ребенком ждут.
Есть человек, который хочет помочь
Есть человек, который ласково прикасается к ее ребенку. Я сейчас скажу одну жесткую вещь: мамам кажется, что все брезгуют ее малышом. Многие выносят эти впечатления из роддома, когда им сообщали о диагнозе.
Есть человек, которому не нужно объяснять, что случилось, это не старый знакомый, которому нужно что-то объяснять про своего малыша.
Есть человек, который вместе с мамой видит, как меняется ее малыш, как он чему-то научился.
Этот человек рад успехом ее малыша и он говорит об этом маме. Он гордится и своими успехами
Если маме повезет, то в коридоре она познакомится с такой же мамой, и они поделятся и горем и радостью, а может быть и договорятся о совместной прогулке.
Ей так не хватает этого, но ей больно гулять с мамами обычных детей слышать их разговоры и отвечать на их вопросы.
Здесь мы опять остановимся и подумаем: если так много (совершенно спонтанно) может дать, например, назначение на массаж, то как много можем изменить мы, осознано подходя к проблемам семьи?
Как показал отечественный и зарубежный опыт эффективна работа службы,где каждая семья получает помощь по следующим направлениям:
1 Психологическая поддержка, осуществляемая психологом (индивидуальная, групповая)
2. Психологическая составляющая педагогической работы, например, формирование взаимодействия в диаде, безусловное принятие мамы и ребенка педагогом.
3. Социально-психологическая поддержка: продуманная структура службы, включение родителей в различные коллективные мероприятия (психологические группы, групповые формы работы с детьми, в том числе и с младенцами) досуговые мероприятия, совместный выход в музей, театры итд.
Организация взаимоподдержки родителей (например, можно давать новым семьям телефоны семей, готовых их поддержать)
4. Информационная поддержка (перспективы жизнеустройства ребенка, его возможности, правовая информация, организации, оказывающие различного вида поддержку итд)
5. Методическая поддержка (познакомить с тем, как создать оптимальные условия для развития ребенка) Обращаю ваше внимание, что здесь нет явного акцента на особенности развития ребенка. Для родителей первичен вопрос как помочь, а причины, по которым это нужно делать так, а не иначе – вторичны.
Попробуйте подумать, что каждый из нас может сделать с учетом этих направлений.
Вот, например, я уже писала, что у нас нет возможности оказывать общую медицинскую помощь, но это не значит, что я не могу помочь в данном направлении. Я не буду давать советов по лечению – не профессионально нарушать границы, но я могу дать информацию о том, где могут проконсультировать врачи. Кроме того, я могу дать сведения о медицинском обследовании ребенка с синдромом Дауна.
http://downsideup.org/board/showthread.php?t=736
По отзывам родителей, врачи с радостью пользуются этими данными.
Как вы догадались, это и есть ваше следующее задание.
Как вы лично, не нарушая границ своей профессии, можете помочь семье по всем направлениям работы службы?
Срок выполнения задания: до 8 февраля.