Обнинск II. Коррекционно-педагогическая работа. Формирование двигательных навыков

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#11

Сообщение polina » 10 мар 2012, 23:52

БЕСЕДА 2
Уважаемые коллеги. Благодарю вас за ответы.
Описывая игры, вы использовали два принципа, которые лежат в основе  планирования занятий с ребенком.
Первый из них -  это нормативность и периодизация психического развития.
Для составления программы коррекционно-педагогической работы с ребенком с особенностями развития необходимо представлять закономерность и последовательность развития обычных  детей соответствующего возраста.   В отечественной педагогике принято выделять сензитивные этапы развития. Каждый этап сензитивен для определенных навыков и каждый навык наиболее эффективно формируется на определенном этапе.
Второй принцип – это  принцип горизонтальной  иерархичности, позволяющий нам осуществить  причинно-следственный подход к развитию ребенка.
Поясню это подробнее. Всем известная последовательность появления навыков, относящихся к одной сфере развития, представляет собой вертикальную иерархию, к примеру, развитие речи  вначале предполагает появление гуления, затем лепета, а  после этого - простых слов и так далее.
Примером горизонтальной иерархии в этом случае будет сочетание навыков, относящихся к одному этапу.  Важно, что эти навыки относятся к разным сферам развития, но отличаются взаимной обусловленностью. Например, у ребенка в возрасте 3-6 месяцев развита зрительная фиксация и прослеживание движения, и на этом же этапе у него появляются активные движения рук. Все это вместе взятое кладет начало развитию игровой деятельности, в данном случае, неспецифических манипуляций.
Если у ребенка нарушено зрение или нет активных движений рук, то появление предметно-игровых действий будет отсрочено. Кстати, такая же картина бывает и в том случае, когда игрушки висят слишком высоко, например, в наличии имеется только мобиль.
Вы уже получили описание этапов развития детей раннего возраста.  Тем из вас, кто выполнил задание, я пришлю ссылку на краткую таблицу сензитивных этапов развития. В этой таблице  выделены наиболее существенные признаки каждого периода, наличие которых у ребенка свидетельствует о его готовности перехода на следующий этап развития.

Мы с вами вместе рассмотрим возраст от от 6 до 9 месяцев.
Напишите,  как взаимообусловлены навыки, имеющиеся у ребенка на этом этапе?
Срок выполнения задания  14 марта, среда. Крайний срок - четверг утром.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#12

Сообщение polina » 11 мар 2012, 23:54

Добрый вечер, Ольга. Спасибо за описание занятия. Но комментировать я его не буду.  Image
В теме знакомство я предупреждала о том, что сообщения, не написанные в срок,  во внимание не принимаются. Исключением могут быть случаи, когда я о причине задержки  предупреждена заранее.

Я регулярно информирую всех участников семинара о сроках, изменениях итд и рассчитываю на такое же отношение с вашей стороны. Поэтому если у вас есть желание продолжить участие в семинаре, я этому рада и предлагаю вам  выполнять следующее задание. Ссылку на документы, которые я выслала вчера,   вы можете получить у своих коллег.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#13

Сообщение polina » 13 мар 2012, 14:58

Оля, спасибо большое. Обсуждать будем, когда все ответят, но сразу скажу, что схема в этом случае вполне уместна.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#14

Сообщение polina » 14 мар 2012, 15:44

Лариса, большое спасибо. Вы даже немного предвосхитили нашу следующую беседу: о последствиях тех или иных нарушений.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#15

Сообщение polina » 14 мар 2012, 17:15

Спасибо, Мария. Извинения принимаю и рада вашему возвращению. Image
Мне нравится ваш ответ, в нем есть важный нюанс.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#16

Сообщение polina » 14 мар 2012, 22:48

Спасибо,  Катя. Совершенно справедливо.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#17

Сообщение polina » 14 мар 2012, 23:51

Спасибо, большое, Галия. Хороший взвешенный ответ.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#18

Сообщение polina » 15 мар 2012, 00:33

Оля, спасибо за ответ.  Хорошо, что вы не забыли и игры. Первопричину будем искать в следующем задании. Image
Про Елену я поняла. Спасибо, что предупредили.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#19

Сообщение polina » 15 мар 2012, 14:41

БЕСЕДА 3
Добрый день уважаемые коллеги.
Приятно видеть, что все вы правильно ответили на вопрос. Это непросто - всем отвечать на один и тот же вопрос, но даже те, кто отвечал последними, смогли найти и описать новые аспекты зависимости формирования навыков в пределах одного этапа.
Коротко суммируем все сказанное вами:
Безусловно, все навыки присущие одному этапу связаны друг с другом.
Напомню, что основными базовыми направлениями младенцев являются сенсомоторное и социально-эмоциональное развитие. В норме мы можем говорить о балансе всех навыков формирующихся на определенном этапе.
Важно, что все навыки развиваются не только на одном этапе, но и одновременно. Когда ребенок ползет за игрушкой, добирается до нее, садится, берет ее в руки, играет, оглядывается на маму, видит ли она его – очень трудно разделить все стороны развития, которые в данный момент вовлечены. Безусловно, кроме сенсомоторной и социально-эмоциональной стороны, мы видим, как развивается и целенаправленная деятельность, и исследование пространства и игра, внимание, память,  развивается общение, возникают и формируются  предпосылки развития речи.  
Но вот стоит чему-то одному нарушиться, как появляются и начинают нарастать вторичные, третичные нарушения. Замечательно, что вы отметили и это.
Особенно радует то, что вы отметили риски, обусловленные эмоциональным состоянием матери. Они могут усиливать другие группы рисков,  а могут и  изолированно  отрицательно воздействовать на развитие ребенка. Так, например, к группам риска относятся семьи несовершеннолетних матерей, матерей, находящихся в депрессивном состоянии. Материнская форма депривации (нарушение развития из-за отсутствия или недостаточности материнской любви и заботы) бывают не только в доме ребенка.
Теперь поговорим о ведущем нарушении: в ряде случаев, оно очевидно: нарушение слуха, зрения, двигательные нарушения приводят к соответствующим формам депривации, например, двигательной или сенсорной.
При синдроме Дауна картина несколько иная.
Пройдите по новой ссылке  (вышлю сегодня вечером) и познакомьтесь со сроками и особенностями развития навыков у детей с синдромом Дауна.
Как вам кажется, какие именно особенности развития могут быть причиной депривации  и требуют нашего внимания.
Не бойтесь ошибиться: это неоднозначный вопрос и все варианты ответов помогут нам яснее представить общую картину.

Срок ответа обычный: до среды 21 марта включительно. Крайний срок - четверг утром.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 24.04.2024 22:38

#20

Сообщение polina » 20 мар 2012, 21:44

Спасибо за ответы. Я пока комментировать не буду и постараюсь обобщить после получения отклика от всех участников.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»