ОбнинскIII. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ

Ответить
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#11

Сообщение polina » 30 сен 2012, 20:16

Добрый вечер,  Мария
1задание. 5 месяцев. Ребенок проснулся, лежит в кроватке. Мама подходит к малышу с улыбкой готовит :" доброе утро, малыш!"( ждет ответную реакцию малыша, его улыбку)Потянушки - Потянушки. Кто тут сладкий на подушке?Кто тут нежится в кроватке?( улыбаемся поглаживаем ребенка по головке).Чьи тут розовые пятки? ( щикотим, гладим пяточки). Это кто же тут проснулся, кто так маме улыбнулся?!?!( улыбаемся  малышу, целуем его) протягивает руки малышу,  берет на руки, целует.
А в чем заключаются ответные действия ребенка? Если мы их не описываем. то это может означать, что мы их и не ждем.
2задание. 1.5 года. Использование игр- "страшилок". Можно рассматривать или играть в игру " Идет коза рогатая", используя активно движения и эмоциональную речь взрослого. Ребенок ,как правило, очень эмоционально реагирует на такие стихи- игры, и в ответ можно дождаться от него новых звуков или словImage
Игры страшилки обычно нравятся детям в конце первого года. Их можно использовать и после года, но это не совсем тот диалог, который соответствует возрасту. Больше подходит игра, предполагающая чередование действий.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#12

Сообщение polina » 30 сен 2012, 20:20

Добрый вечер, Лариса.
1.Малыш  возраст 3 месяца.
Мама ложится на спину с согнутыми коленями  и укладывает малыша  на спинку к себе на ноги. Партнеры находятся на одном уровне и   обращены друг к другу. Мама, рассказывая стихи малышу,  целует и щекочет  его. «Как у нашей  птички темные реснички. Как у нашей крошки тепленькие ножки. Топ-топ». Ожидаемая реакция малыша - смех, контакт глаз, поворот лица в сторону мамы, попытка движения в ее сторону. Мама  двигает ножками малыша, приговаривая  эмоционально, то тише, то громче: « Топ-топ!» Малыш  радуется.
Хорошая игра и хорошо, что вы отметили предполагаемую реакцию ребенка. Важно отметить, что мама должна не спешить и давать малышу возможность проявлять ее.
2.Малыш  возраст 1год 7мес.
Ребенок  сидит на диване, мама держит игрушку - перчатку заяц. Сюрпризный момент: мама из-за спины  выводит зайца с  восклицанием: « Зайка пришел! Привет!» Мама двигает куклой  и рассказывает стих: « Зайка серенький сидит…», предлагает потрогать зайку, поздороваться с ним за лапку. Мама, читая стих,  использует жест (как зайка двигает ушами). Когда мама наблюдает заинтересованность  ребенка  игрушкой, она  прячет за спинку дивана игрушку и предлагает позвать зайчика:  « Зая! Иди!», сопровождая слово жестом. Ожидаемая реакция малыша: проявление радости и жест иди.
Замечание то же, что и для всех. Это хорошая игра, она соответствует возрасту, но в ней практически нет диалога. Ребенок в 1,7 месяцев может сказать, кто появился,  показать как зайка прыгает, что он спрятался итд.
Кроме того, можно поменяться ролями, когда ребенок будет сам прятать зайца, а мама искать его.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#13

Сообщение polina » 30 сен 2012, 21:30

Добрый вечер, Галия. Приятно, что понравился ролик.
давайте рассмотрим ваши игры.Image
1.Ребенок 5 месяцев, лежит в кроватке, мама устанавливает зрительный контакт с ребенком «Где наша деточка? А вот наша деточка!» Затем приседает, прячется за кроватку, чтобы ее не было видно, и через небольшой промежуток опять появляется со словами «А вот где наша деточка!», устанавливает зрительный контакт, ждет реакции малыша (это может быть улыбка, смех, гуление, движение), а затем опять прячется и так повторяется циклично несколько раз.
очень хорошо. Мама играет не хуже собачки Image
2.Ребенок 1год и 2 месяца. Мама и малыш сидят на полу, друг напротив друга, строят башенку из кубиков. Поочередно ставят кубики один на другой. Действие сопровождается словами           « Сейчас малыш ставит кубик, теперь мама». Когда башенка построена – достаточно небольшого количества кубиков, мама спрашивает: «А кто будет ломать башню?», ждет реакции малыша ( это может быть указательный жест, слово, движение), малыш может сломать сам, мама сопровождает возгласом «Бах». Если ребенок не решается, то мама показывает ему как это можно сделать, также сопровождая возгласом «Бах». В этой игре также используется цикличность действий и сигналов, пока интерес к игре сохраняется.
Очень хорошо. Есть диалог и чередование действий.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#14

Сообщение polina » 30 сен 2012, 22:51

Добрый вечер, Катя.
Как ваш ребятенок?
Рады вас видеть.
Видео посмотрела. Очень забавный сюжет.
Да, очень приятное зрелище
Image
1. малышу 6-7 мес. мама садится на против малыша закрывает руками свое лицо потом открывает улыбается и говорит "ку-ку"! малыш в ответ улыбается, смеется и тоже закрывает своими ручками себе лицо потом открывает и "смеется"
Хорошая игра. Спасибо.
2. ребенку 1- 1,3г. мама с малышом играют в игру "мишка" мама говорит "мишка косолапый по лесу идет" имитируют как мишка переваливается с ноги на ногу. "шишки собирает и в карман кладет" наклоняются поднимают "шишку" и кладут ручки в кармашек. "тут одна из шишек прямо мишке в лоб" - ручками в лоб. "мишка рассердился и ногою топ" -топают ногой! как мишка рычит? "ррр"
Хорошая игра, она обычно нравится детям. Здесь есть имитация, есть знакомство с жестами, есть понимание речи, но нет диалога.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#15

Сообщение polina » 01 окт 2012, 08:48

БЕСЕДА 2 (продолжение)Доброе утро, уважаемые коллеги.
Если я не ошиблась, то пока нет ответа Оли Манохиной, но я решила продолжить нашу беседу.
Если вы обратите внимание, то практически, всем я оставила одинаковый комментарий: нет диалога.
Вот на этом мы и остановимся. Мы все специалисты и привыкли формировать у ребенка средства общения, в основном  устную речь.  Сразу отмечу, что вы обратили внимание и на невербальные средства и это совершенно правильно. Ведь если ребенок хочет что-то сообщить, а словесных способов у него нет, то пропадает желание повторять попытки быть понятым, а кроме того, мы часто можем столкнуться и с проблемами поведения. Ребенку трудно быть непонятым, он протестует. На протест родители реагируют быстрее и интенсивнее, тем самым подкрепляя протестное поведение.
Но, возвращаясь к нашему заданию, хочу напомнить, что мы говорили не только о средствах, используемых в общении, но и механизме общения, слово ХОЧЕТ, здесь ключевое. Ребенку интересно вступить во взаимодействие, у него есть понимающий собеседник, который продумал и создал условия, при которых ребенок сможет проявить свою инициативу в диалоге. То есть в центре внимания находится коммуникативная функция речи.
Напомню, что при коммуникации нам важно не только чередование сигналов собеседников, но и смена ролей ведущего.
То есть, если всегда диалог ведет взрослый, например, задает вопросы, а ребенок только отвечает или выполняет указания/инструкции/просьбы, то это диалог только по форме. По сути - это ответ ребенка у доски. И вряд ли это то, что привлечет ребенка к инициативному диалогу. А ведь в жизни ему нужно именно это: позвать маму, сообщить о своем желании/нежелании, сделать выбор итд

Поэтому задание будет таким: еще раз перечитайте рекомендации, помещенные в документах и опишите диалог-игру, в которой у ребенка будет возможность проявить инициативу в деятельности и речи. Наложите на то, что вы видели в ролике, то, как вы говорите друг с другом. Будете ли вы во время разговора петь или читать стишки? Image Еще раз повторю: мы пока не ставим целью развитие средств общения, мы говорим о ДИАЛОГЕ.
Как это важно, вы поймете, если вспомните о детях, у которых неплохой словарный запас, есть фразовая речь, а общаться они не умеют или не хотят, что в сущности одно и то же. И в тоже время, есть дети, которые прекрасно обходятся десятком слов, общаясь с детьми и взрослыми. Именно такие дети успешно интегрируются в детские сады.
Срок выполнения задания: пятница 5 октября. Удачи всем.
З.Ы. Очень рада встрече. С вами очень интересно работать
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#16

Сообщение polina » 01 окт 2012, 16:44

Добрый день, Оля. Рада вашему появлению.
Игры интересные, но как и у большинства коллег мало диалога. Перечитайте, пожалуйста, задание и постарайтесь придумать или переделать игру-занятие в игру-диалог. Возраст ребенка от года до двух.

По поводу первого задания (с птичкой) могу сказать, что идея хорошая, но во-первых, сначала вы должны договориться с птичкой и быть уверенной. что она там просидит все нужное время Image
А во-вторых, для ребенка важно взять или дотронуться до предмета, который он нашел по просьбе.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#17

Сообщение polina » 05 окт 2012, 09:46

Катя доброе утро. Рада вас видеть. Спасибо за ответ.
Игра хорошая, и, наверняка, нравится ребенку. Но все тоже но: у вас есть чредование, вроде бы есть и диалог. Но он состоит из заученных реплик. Это пьеса про диалог Image такое использование потешек+ игра, безусловно, используются в обучении, но здесь нет главной отличительной черты диалога ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ.
Попробую изменить вашу игру, что такой обмен появился.
Мама: закрой глазки и угадай, что я тебе покрасила?
Дочка: носик
Мама: а еще что тебе покрасить?
Дочка: щечки.
Мама: каким цветом?
Дочка: называет или показывает пальчиком.
Мама: красным?
Дочка:да
итд
Так что задание для вас то же, что и всем: придумать игру с диалогом. Image
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#18

Сообщение polina » 05 окт 2012, 16:37

манохина ольга;23960Добрый день, Полина Львовна!
Ребенку 1 год 4 месяца. Начинаем игру. Прячу на глазах ребенка в одну из коробочек, стоящих на полке, игрушку би-ба-бо, трясу коробочкой, активно привлекая малыша, меняю коробки местами. Сажусь рядом с ребенком, он начинает просить достать коробку ( протягивает руки, просит "дай").Спрашиваю:
-Тебе нужна коробка? Давай помогу. Итд - не стала все повторять Image
С уважением, Манохина Ольга.
Оля, очень хорошо. Настоящий доступный ребенку диалог с учетом возможности невербального ответа. Большое спасибо.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#19

Сообщение polina » 05 окт 2012, 20:14

Vyalushka;23979Добрый день, Полина Львовна!
Ребёнку 1 год 5 месяцев. Игра "Поезд". Мама, двигая паровоз с вагончиками, говорит:"Вот поезд наш едет, колёса стучат, чу-чу, чу-чу! Как гудит поезд?" Ребёнок отвечает: "У-У-У!"
Мама предлагает ребёнку прокатить на поезде игрушки (они стоят на столе):"Пригласим матрёшку прокатиться на поезде?" Ребёнок кивает головой и говорит:"Да." Мама:"Давай её позовём, иди к нам." Ребёнок зовёт, используя жест:"Иди". Мама сажает матрёшку, и поезд отправляется дальше. Каждый раз ребёнок приглашает новую игрушку (собачку,киску).Мама может спрашивать:"Кого ещё пригласим прокатиться?"Ребёнок называет:"Мяу, иди". В конце игры мама может "увезти" поезд, а ребёнка попросить попрощаться: "Помаши ручкой игрушкам и скажи "до свидания".
С уважением, Елена.
Спасибо, Елена. Да, здесь есть диалог.
С уважением, Полина Львовна
Аватара пользователя
polina
Последний визит: 26.03.2024 17:48

#20

Сообщение polina » 05 окт 2012, 20:15

Larisa;23980Здравствуйте, Полина Львовна!
Малыш 1год 3 мес. Играем в мяч.
Мама сидит на полу напротив ребенка. Привлекает внимание малыша к мячу, подбрасывая его и ловя или постучав им об пол. Когда ребенок увидел мяч и заинтересовался им, мама катит мяч малышу, эмоционально вскрикнув: "Лови!", затем просит, сопровождая жестом: " Дай!" Получив мяч, мама задерживает его у себя, привлекая внимание малыша, ожидая вступление в диалог ребенка: "Дай!" Мама хвалит ребенка. К игре можно привлечь папу, готового своим примером показать, как надо просить мяч и катить его.
С уважением, Крутских Лариса.
Спасибо.  Все правильно.
С уважением, Полина Львовна
Ответить

Вернуться в «КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. ДИСТАНЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»