ОбнинскIII. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#1 ОбнинскIII. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ И РЕЧИ
БЕСЕДА 1
Добрый день, дорогие друзья. Эта тема начнется немного необычно для вас. Я предлагаю вам посмотреть видео сюжет. Ребенок на нем обычный, но у меня есть подобные и с нашими детками. Но, поскольку с просмотром видео пока есть проблемы, мы ограничимся просмотром этого сюжета. http://www.youtube.com/watch?v=GMuZdN84PJg&feature=fvwp&NR=1
Задание:
Посмотрите сюжет.
Какие компоненты взаимодействия невербального общения вы можете отметить?
Срок выполнения задания: 14 сентября - пятница
З.Ы. Не удивляйтесь и не думайте, что я перепутала сюжет
Добрый день, дорогие друзья. Эта тема начнется немного необычно для вас. Я предлагаю вам посмотреть видео сюжет. Ребенок на нем обычный, но у меня есть подобные и с нашими детками. Но, поскольку с просмотром видео пока есть проблемы, мы ограничимся просмотром этого сюжета. http://www.youtube.com/watch?v=GMuZdN84PJg&feature=fvwp&NR=1
Задание:
Посмотрите сюжет.
Какие компоненты взаимодействия невербального общения вы можете отметить?
Срок выполнения задания: 14 сентября - пятница
З.Ы. Не удивляйтесь и не думайте, что я перепутала сюжет
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#2
Спасибо, Наташа. Это хорошее начало нашего обсуждения.netali;23504Здравствуйте, Полина Львовна!
Посмотрев сюжет, я увидела следующие компоненты взаимодействия невербального общения: мимика, пантомимика, смех (как фонационный компанент). Жестов я не увидела, т. к. жест - это некоторое действие или движение человеческого тела или его части,имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом. Но возможно я ошибаюсь. Также можно отметить расположение собеседников (ребёнок-собака) и дистанция между ними.
С уважение, Манохина Наталья!
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#3
Спасибо, Лариса. Мне ролик тоже нравится.
Да, все эти компоненты присутствуют. Зрительный контакт глаза- в - глаза не очевидный (собачки не очень любят смотреть в глаза ), но отслеживание реакции партнера явно есть. Поскольку мы больше внимание обращаем на ребенка, то можно говорить и о попытках установления контакта глаз.
Да, все эти компоненты присутствуют. Зрительный контакт глаза- в - глаза не очевидный (собачки не очень любят смотреть в глаза ), но отслеживание реакции партнера явно есть. Поскольку мы больше внимание обращаем на ребенка, то можно говорить и о попытках установления контакта глаз.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#4
Добрый вечер, Оля. Рада, что вам понравилось. Да, все эти компоненты видны при просмотре.манохина ольга;23531Полина Львовна, здравствуйте!
Смотрели ролик вместе с дочкой, давно так не смеялись.
Отмечаю следующие виды взаимодействия:
-экспрессивно-выразительные движения: поза тела, мимика;
-визуально-контактные средства: направление взгляда, длительность, частота контакта;
-пространственные движения: дистанция, ориентация;
-громкий заразительный смех.
С уважением, Манохина Ольга.
Удивительно, какое удовольствие получают оба участника игры. Ну и мы тоже
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#5
Уважаемые коллеги, подвожу итоги, и пока отмечу присутствие участников семинара. Напоминаю, что ответ нужно было дать до пятницы, включительно:
Крутитская Лариса +
Григорян Галия -
Миронова Ольга - уехала на неделю
Чернякова Катя- болеет ребенок. Присоединится в октябре
Манохина Наталья +
Кулиева Мария +
Манохина Ольга +
Вяликова Елена - переезжает, Проблемы с интернетом.
Ниже я выкладываю содержание следующей беседы, после которой мы с вами расстанемся до 1 октября. Перерыв вызван тем, что мы уезжаем в Иркутск проводить семинар по двигательному развитию.
Именно первого октября мы вместе решим, кто будет принимать участие в семинаре, а кто перейдет в разряд наблюдателей.
Крутитская Лариса +
Григорян Галия -
Миронова Ольга - уехала на неделю
Чернякова Катя- болеет ребенок. Присоединится в октябре
Манохина Наталья +
Кулиева Мария +
Манохина Ольга +
Вяликова Елена - переезжает, Проблемы с интернетом.
Ниже я выкладываю содержание следующей беседы, после которой мы с вами расстанемся до 1 октября. Перерыв вызван тем, что мы уезжаем в Иркутск проводить семинар по двигательному развитию.
Именно первого октября мы вместе решим, кто будет принимать участие в семинаре, а кто перейдет в разряд наблюдателей.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#6
БЕСЕДА 2
Подведем итоги нашего видеопросмотра.
Прежде всего, почему я обратилась к этому сюжету.
Вы все, наверняка помните, что речь помимо профессиональных определений, носит и название второй сигнальной системы.
Слово «вторая» здесь ключевое и говорит о том, что не только в историческом, но и онтогенетически она появляется на основе первой сигнальной системы. И вот в этом сюжете вы увидели как раз первую сигнальную систему. Мы видим как общается ребенок с сохранным механизмом взаимодействия и общения и домашний питомец, у которого сформировался механизм общения заточенный под человека ( между собой животные используют при взаимодействии несколько другие средства)
Подведем итог первой беседы и вашего задания.
Итак, какие средства использовали друзья при взаимодействии.
Пространственные и визуально контактные
Партнеры сосредоточены друг на друге и это выражено в их начальной позе и взаимном расположении при совершении движений:
находятся на одном уровне, лицом к лицу и мы можем условно предположить, что со стороны ребенка есть контакт глаз. Они устремлены друг к другу, расстояние меняется – приближения и удаления.
Эмоциональные:
Участники игры интересны друг другу и получают удовольствие от совместной игры – мы ясно наблюдаем разделенные эмоции, веселый смех малыша.
Во взаимодействие включен предмет, который помогает участникам удерживать внимание на игре.
В процессе всей игры во всех проявлениях наблюдается цикличность действий и сигналов, что является необходимой основой диалога.
Итак, мы с вами перечислили средства, используемые при общении. Если собеседником ребенка будет человек, то мы сможем наблюдать и другие средства: более выраженный контакт глаз, интонацию, простые понятные возгласы.
Теперь сделаем еще один шаг назад и обсудим механизм, лежащий , что лежит в основе формирования общения (и речи) детей раннего возраста. Речь пойдет о прагматике или социально-психологическом аспекте развития речи.
В основе возникновения и развития речи лежит потребность каждого ребенка взаимодействовать и общаться, которая в большинстве случаев реализуется в диалоге. Важно помнить, что для каждого малыша, и ребенок с синдромом Дауна не является исключением, использование вербальных средств являет важным, но не единственным способом реализовать потребность в общении. Взгляд, улыбка, мимика, жест, интонация даже у нас, взрослых людей несут большУю, а, по мнению многих исследователей, бОльшую часть информации. Что же касается маленьких детей, то эти невербальные средства в сочетании с различными вокализациями долгое время являются единственными способами обратиться к окружающим их людям и невнимание к невербальным способам общения может стать серьезным препятствием для развития устной речи.
Если взрослый всматривается и вслушивается в то, о чем пытается поведать маленький собеседник, старается понять смысл его послания и старается ответить ему – первый шаг к развитию общения будет сделан.
К сожалению, специалисты мало задумываются об этой важной стороне общения. Родители, напротив, используют их на инстинктивном уровне, но в диаде мать - особый ребенок этот механизм может нарушаться. А между тем, это природный механизм, заложенный в каждом из нас. И наша, как специалистов, состоит в том, чтобы восстановить его, а в идеале, при раннем начале, предупредить его нарушение.
В раздел Документы-3 я помещу правила организации эффективного общения. Внимательно перечитайте каждое правило. Как вы видите к каждому пункту дано пояснение, относящееся к взаимодействию малыша со взрослым.
Если вы вспомните или еще раз посмотрите ролик, то обнаружите, что при взаимодействии малыша и таксочки присутствуют многие условия, которые являются базовыми для формирования общения.
Все эти условия представляют собой социально-психологический аспект общения или прагматика.
Ваше задание состоит в том, что вы на основании просмотренного ролика и прочитанного документа придумаете /вспомните и опишите две игры-взаимодействия матери и ребенка:
1. младенца (до года) - здесь вам подсказкой станет наш видео сюжет.
2. ребенка от года до полутора-двух лет. Здесь вашим помощником станут правила эффективного общения.
Сроки выполнения, как я уже писала у вас больше, чем обычно до 30 сентября. 1 октября состоится наша следующая встреча.
Подведем итоги нашего видеопросмотра.
Прежде всего, почему я обратилась к этому сюжету.
Вы все, наверняка помните, что речь помимо профессиональных определений, носит и название второй сигнальной системы.
Слово «вторая» здесь ключевое и говорит о том, что не только в историческом, но и онтогенетически она появляется на основе первой сигнальной системы. И вот в этом сюжете вы увидели как раз первую сигнальную систему. Мы видим как общается ребенок с сохранным механизмом взаимодействия и общения и домашний питомец, у которого сформировался механизм общения заточенный под человека ( между собой животные используют при взаимодействии несколько другие средства)
Подведем итог первой беседы и вашего задания.
Итак, какие средства использовали друзья при взаимодействии.
Пространственные и визуально контактные
Партнеры сосредоточены друг на друге и это выражено в их начальной позе и взаимном расположении при совершении движений:
находятся на одном уровне, лицом к лицу и мы можем условно предположить, что со стороны ребенка есть контакт глаз. Они устремлены друг к другу, расстояние меняется – приближения и удаления.
Эмоциональные:
Участники игры интересны друг другу и получают удовольствие от совместной игры – мы ясно наблюдаем разделенные эмоции, веселый смех малыша.
Во взаимодействие включен предмет, который помогает участникам удерживать внимание на игре.
В процессе всей игры во всех проявлениях наблюдается цикличность действий и сигналов, что является необходимой основой диалога.
Итак, мы с вами перечислили средства, используемые при общении. Если собеседником ребенка будет человек, то мы сможем наблюдать и другие средства: более выраженный контакт глаз, интонацию, простые понятные возгласы.
Теперь сделаем еще один шаг назад и обсудим механизм, лежащий , что лежит в основе формирования общения (и речи) детей раннего возраста. Речь пойдет о прагматике или социально-психологическом аспекте развития речи.
В основе возникновения и развития речи лежит потребность каждого ребенка взаимодействовать и общаться, которая в большинстве случаев реализуется в диалоге. Важно помнить, что для каждого малыша, и ребенок с синдромом Дауна не является исключением, использование вербальных средств являет важным, но не единственным способом реализовать потребность в общении. Взгляд, улыбка, мимика, жест, интонация даже у нас, взрослых людей несут большУю, а, по мнению многих исследователей, бОльшую часть информации. Что же касается маленьких детей, то эти невербальные средства в сочетании с различными вокализациями долгое время являются единственными способами обратиться к окружающим их людям и невнимание к невербальным способам общения может стать серьезным препятствием для развития устной речи.
Если взрослый всматривается и вслушивается в то, о чем пытается поведать маленький собеседник, старается понять смысл его послания и старается ответить ему – первый шаг к развитию общения будет сделан.
К сожалению, специалисты мало задумываются об этой важной стороне общения. Родители, напротив, используют их на инстинктивном уровне, но в диаде мать - особый ребенок этот механизм может нарушаться. А между тем, это природный механизм, заложенный в каждом из нас. И наша, как специалистов, состоит в том, чтобы восстановить его, а в идеале, при раннем начале, предупредить его нарушение.
В раздел Документы-3 я помещу правила организации эффективного общения. Внимательно перечитайте каждое правило. Как вы видите к каждому пункту дано пояснение, относящееся к взаимодействию малыша со взрослым.
Если вы вспомните или еще раз посмотрите ролик, то обнаружите, что при взаимодействии малыша и таксочки присутствуют многие условия, которые являются базовыми для формирования общения.
Все эти условия представляют собой социально-психологический аспект общения или прагматика.
Ваше задание состоит в том, что вы на основании просмотренного ролика и прочитанного документа придумаете /вспомните и опишите две игры-взаимодействия матери и ребенка:
1. младенца (до года) - здесь вам подсказкой станет наш видео сюжет.
2. ребенка от года до полутора-двух лет. Здесь вашим помощником станут правила эффективного общения.
Сроки выполнения, как я уже писала у вас больше, чем обычно до 30 сентября. 1 октября состоится наша следующая встреча.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#7
Мария, извините, пожалуйста. Как это я вас пропустила. Не видела вашего сообщения. А ведь вы единственная отметили включение предмета в процесс общения. Спасибо за ответ и извините за невнимательность.Marichka;23615Добрый вечер, Полина Львовна!
Хочу отмениться еще раз, Я ТУТ !!!! И я ответила на задание в #4 сообщении!!!!!!
С уважением, Кулиева Мария !
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#8
Добрый вечер, Елена.
Надеюсь вам понравился ролик Приступим к разбору:
Надеюсь вам понравился ролик Приступим к разбору:
Как мама поняла, что ребенок хочет собачку?1.Ребёнок 10-11 месяцев при приближении мамы к месту, где стоят игрушки, среди которых есть его любимая, нетерпеливо кричит. Мама спрашивает:" Что тебе дать? Собачку?" Подождав ответ, мама предлагает:"На собачку!" Через некоторое время ребёнок начнёт просить игрушку с помощью жеста, а затем и с помощью слова "дай". В этой ситуации происходит чередование ролей действующего лица и наблюдателя, используется вокализация, пауза, взгляд, мимика.
Вы описали хорошее занятие, соответствующее возрасту. Но можно ли его считать диалогом?2.Дети начала второго года жизни для выражения своих требований и желаний пользуются жестами, мимикой и некоторыми элементарными словами, подтверждая их кивками головы, показывая на предмет, лицо, к которому обращаются. Они проявляют интерес к картинкам, поэтому совместно рассматривая изображения животных, полезно называть их, произносить звуки, имитирующие речь того или иного зверька. "Это лягушка, она говорит "ква-ква". А это мышка, она тоненько пищит "пи-пи".Эти звукоподражания способствуют развитию речевого слуха и дополняют представления малыша о животных. Можно использовать прибаутки:"Киска,киска,киска...брысь". Или песенки:"К нам пришла собачка, умная такая, с детками играет, очень громко лает." Малыш заканчивает:"Ав-ав".
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#9
Добрый вечер, Наташа.
Хорошая игра. Не хуже, чем с собачкой1. Ребёнок примерно 7 мес. Ребенок сидит на коленях у мамы лицом к маме. Мама берет платочек и накрывает себе лицо им. Спрашивает: "Мама спряталась. Где мама? Ку-ку!" Ребенок снимает платок с лица, мама говорит: "Вот мама!" Ребенок смотрит на маму, улыбается или смеётся. Затем можно поменяться ролями.
Хорошая игра-занятие. Но в диалоге маловато реакций со стороны ребенка.2.Мама предлагает ребенку коробку: "Посмотри какая коробочка! Открой ее!" В коробке спрятана игрушка-корова. "Посмотри, это корова. Она хочет поиграть с тобой. Поиграем с коровкой?"Ребенок может просто кивнуть или ответить "Да". Дальше мама с ребенком начинаю играть в игру -имитацию: Му-му-му, молока кому?(приложить руки к голове, имитируя "рожки") Молока кому не знаю! Забодаю, забодаю! Как мычит коровка?" Ребенок говорит: "МУ!" затем снова начинается игра.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 23.04.2024 21:42
#10
Доброй вечер, Оля. Рада, что вам понравились видео.
А что делает малыш? Каковы его ответные действия?1. Мама с малышом (6-8 месяцев) сидят на полу друг напротив друга, между ними кукла-ниваляшка. Мама отклоняет куклу и говорит "Ой!", смотрит на малыша и улыбается ему - предлагая сделать тоже. Снова отклоняет куклу, но уже сильнее, возможно до пола, произносит "Ой. Бах!" и качает головой из стороны в сторону. Потом опять улыбнуться ребенку. (игру после можно продолжить предложив радоваться "возвращению" куклы)
Хорошая игра, есть и взаимодействие, но тоже мало диалога. Мама слишком активна2. Ребенку 1,5 года играют с коробочками-вкладышами, строят башенки, у малыша не получается - растраивается, мама самой большой накрывает маленькую коробочку "Нет (называет цвет) коробочки. Где? Убежала?!" Малыш или мама "находят" коробочку "Вот она. Нашла! Ура!" мама хлопает в ладоши и ставит маленькую коробочку на большую. При дальнейших повторах игры поэтапно привлекать ребенка.
С уважением, Полина Львовна