БЕСЕДА 2
Подведем итоги нашего видеопросмотра.
Прежде всего, почему я обратилась к этому сюжету.
Вы все, наверняка помните, что речь помимо профессиональных определений, носит и название второй сигнальной системы.
Слово «вторая» здесь ключевое и говорит о том, что не только в историческом, но и онтогенетически она появляется на основе первой сигнальной системы. И вот в этом сюжете вы увидели как раз первую сигнальную систему. Мы видим как общается ребенок с сохранным механизмом взаимодействия и общения и домашний питомец, у которого сформировался механизм общения заточенный под человека ( между собой животные используют при взаимодействии несколько другие средства)
Подведем итог первой беседы и вашего задания.
Итак, какие средства использовали друзья при взаимодействии.
Пространственные и визуально контактные
Партнеры сосредоточены друг на друге и это выражено в их начальной позе и взаимном расположении при совершении движений:
находятся на одном уровне, лицом к лицу и мы можем условно предположить, что со стороны ребенка есть контакт глаз. Они устремлены друг к другу, расстояние меняется – приближения и удаления.
Эмоциональные:
Участники игры интересны друг другу и получают удовольствие от совместной игры – мы ясно наблюдаем разделенные эмоции, веселый смех малыша.
Во взаимодействие включен предмет, который помогает участникам удерживать внимание на игре.
В процессе всей игры во всех проявлениях наблюдается цикличность действий и сигналов, что является необходимой основой диалога.
Итак, мы с вами перечислили средства, используемые при общении. Если собеседником ребенка будет человек, то мы сможем наблюдать и другие средства: более выраженный контакт глаз, интонацию, простые понятные возгласы.
Теперь сделаем еще один шаг назад и обсудим механизм, лежащий , что лежит в основе формирования общения (и речи) детей раннего возраста. Речь пойдет о прагматике или социально-психологическом аспекте развития речи.
В основе возникновения и развития речи лежит потребность каждого ребенка взаимодействовать и общаться, которая в большинстве случаев реализуется в диалоге. Важно помнить, что для каждого малыша, и ребенок с синдромом Дауна не является исключением, использование вербальных средств являет важным, но не единственным способом реализовать потребность в общении. Взгляд, улыбка, мимика, жест, интонация даже у нас, взрослых людей несут большУю, а, по мнению многих исследователей, бОльшую часть информации. Что же касается маленьких детей, то эти невербальные средства в сочетании с различными вокализациями долгое время являются единственными способами обратиться к окружающим их людям и невнимание к невербальным способам общения может стать серьезным препятствием для развития устной речи.
Если взрослый всматривается и вслушивается в то, о чем пытается поведать маленький собеседник, старается понять смысл его послания и старается ответить ему – первый шаг к развитию общения будет сделан.
К сожалению, специалисты мало задумываются об этой важной стороне общения. Родители, напротив, используют их на инстинктивном уровне, но в диаде мать - особый ребенок этот механизм может нарушаться. А между тем, это природный механизм, заложенный в каждом из нас. И наша, как специалистов, состоит в том, чтобы восстановить его, а в идеале, при раннем начале, предупредить его нарушение.
В раздел Документы-3 я помещу правила организации эффективного общения. Внимательно перечитайте каждое правило. Как вы видите к каждому пункту дано пояснение, относящееся к взаимодействию малыша со взрослым.
Если вы вспомните или еще раз посмотрите ролик, то обнаружите, что при взаимодействии малыша и таксочки присутствуют многие условия, которые являются базовыми для формирования общения.
Все эти условия представляют собой социально-психологический аспект общения или прагматика.
Ваше задание состоит в том, что вы на основании просмотренного ролика и прочитанного документа придумаете /вспомните и опишите две игры-взаимодействия матери и ребенка:
1. младенца (до года) - здесь вам подсказкой станет наш видео сюжет.
2. ребенка от года до полутора-двух лет. Здесь вашим помощником станут правила эффективного общения.
Сроки выполнения, как я уже писала у вас больше, чем обычно до 30 сентября. 1 октября состоится наша следующая встреча.