Семинар часть 1-я: профессия тьютор

Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#1 Семинар часть 1-я: профессия тьютор

Сообщение TatyanaN » 21 янв 2013, 00:00

Уважаемые коллеги!

Мы начинаем наш семинар.

Непосредственно перед началом еще раз хотела бы обратить ваше внимание на правила по которым нам с вами предстоит общаться.

Каждый понедельник в течение рабочего дня в этом разделе будут появляться мои сообщения с информацией для вас и с заданиями, которые вам надо будет выполнить.

На ваши ответы отводится вся оставшаяся рабочая неделя (отвечать вы, разумеется, можете в любое время суток, хоть ночью), но в пятницу (желательно утром, но не позже 18.00 по московскому времени) на этой страничке должны появиться ваши ответные сообщения.

В случае, если вы по каким-либо причинам не можете ответить (вы заболели, на работе запарка и не до ответов, дома прорвало водопрповод, проблемы с детьми и т.д.) обязательно, как только вы это поняли, напишите мне. Я буду знать, что все в порядке, вы еще с нами и сможете ответить в течение следующей недели.

Если в течение двух недель вы мне не пишете, на форуме в нашем разделе не появляетесь, на мои задания не отвечаете, я буду считать, что в силу разных причин вы решили больше не участвовать в нашем семинаре. В этом случае вы автоматически переходите из разряда участников семинара в разряд слушателей, то есть вы можете заходить, читать сообщения, но отвечать на задания, просматривать презентации и задавать свои вопросы вы больше не можете.

Структура семинара:

1-я часть. Профессия тьютор
2-я часть. Тьютор для детей с синдромом Дауна
3-я часть. Тьютор во внутришкольной коммуникации

А так же :
Презентация "Состояние тьюторства в России (декабрь 2012 года)"
С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#2

Сообщение MamAleshi » 23 янв 2013, 22:55

Здравствуйте! На мой взгляд, тьютор - это в первую очередь помощник: ребенку он помогает адаптироваться в школе и классе,сопровождает его везде (например, в туалет, столовую), помогает одеваться - раздеваться на прогулки и переодеваться на занятия физкультурой, и, конечно, оказывает помощь в выполнении заданий на уроке; учителю он помогает вести урок, позволяя не отвлекаться на каждого ученика, что расширяет возможности фронтальной подачи материала,ускоряет время прохождения программы и увеличивает глубину ее усвоения учениками.Родителям тьютор (если он сам не является родителем) может рассказать, как их ребенок провел день, как занимался, более подробно объяснить, как выполнять задания дома.
Я сама работаю в школе 8 вида, и в классе у меня 7 человек (разрешено до 10-ти учеников). Поверьте мне, это очень трудно, объяснять материал детям с особенностями развития,а именно с нарушениями в интеллектуальной сфере. По сути каждый из них требует индивидуального обучения, у многих имеются нарушения поведения,у таких детей повышенная отвлекаемость, утомляемость, нарушения внимания. Конечно, вряд ли мы сможем к каждому ребенку приставить тьютора, чтобы учитель просто руководил процессом обучения, Но хотя бы самым трудным детям, которые с трудом передвигаются и обслуживают себя (например, с ДЦП) или имеют явные нарушения в поведении, которых иногда просто надо на время вывести с урока прогуляться, чтобы не мешать работать остальным - для таких детей тьютор на мой взгляд, просто необходим и в спец.школе.
Если говорить об инклюзии, то в обычном классе нашим детям обязательно нужен тьютор, который по сути должен иметь дефектологическое образование и помогать ребенку учиться по индивидуальной программе, помогать адаптироваться к условиям обычной общеобразовательной школы, защищать ребенка от жестокого к нему отношения со стороны "нормальных" сверстников, и просвещать их родителей, тем самым ломая сложившиеся стереотипы в обществе в пользу людей с синдромом Дауна.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#3

Сообщение MamAleshi » 04 фев 2013, 23:34

__________________________________________________________________________________________________
В сотрудничестве с учителем, психологом и другими специалистами, тьютор должен создать для ребенка ту самую атмосферу, в которой эмоциональный комфорт и опора на внутренние ресурсы ученика подтолкнут его к активному развитию.

Было бы замечательно, если бы и у нас , в России мы пришли к такому пониманию назначения тьютора.
В связи с тем, что в российском образовании тьюторство - явление пока новое, роль тьютора в педагогическом процессе до конца не ясна, даже среди специалистов существует довольно сильная путаница в понятиях. Многозначное английское слово «тьютор»1, перенесенное автоматически на российскую почву, нашими педагогами и чиновниками трактуется очень широко. Это может быть и личный помощник старшеклассника при выборе будущей профессии, и помощник педагога при составлении расписания индивидуальных занятий, и классный руководитель или даже школьный психолог. При этом уже сейчас в России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ №593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009).2 Однако в этом документе говорится о тьюторе для обычного ученика, а о тьюторе как помощнике педагога при обучении детей с особенностями развития речь пока не идет. Практически нет ни программ, ни описания, даже примерного: что это такое тьютор, как тьютор работает, что он должен делать и кто им может быть? Все подобного рода административные и методические документы находятся в настоящий момент в стадии разработки (на уровне проектов) и когда эта стадия завершиться пока неизвестно.

Существует ли какая-то переводная литература по теме тьюторства? Или российские разработки, проекты, которые доступны для прочтения уже сейчас? Какую бы литературу по данной теме вы могли порекомендовать?
Между тем, во многих европейских странах должность помощника педагога существует в школах уже давно. Все ученики с синдромом Дауна, например, в Англии с начала 70-х годов прошлого века, посещают общеобразовательные школы и учатся в инклюзивных классах вместе с обычными детьми. На некоторых уроках ребятам помогают помощники педагога, особенно когда дети только привыкают к школьной жизни или предмет требует большого умственного напряжения (чтение или математика). Помощники педагога также помогают ученикам в общении со сверстниками, часто объясняют другим школьникам особенности своих подопечных, их слабые и сильные стороны, организуют совместные игры детей, досуг.
Так, помощник педагога ввел в одной Английской школе «Клуб обеденного перерыва» для учеников с особыми потребностями. Его целью было решить проблему тех ребят, которые хотели на переменах общаться с обычными сверстниками, но сталкивались с нежеланием одноклассников принимать их в свои игры. Проблема заключалась в недостаточности у «особых» учеников социальных навыков. В таких случаях тьютор организовывал интересные и доступные игры для особенных учеников, в которых они учились контролировать свои эмоции, правильно обращаться друг к другу. Постепенно в игру вовлекались и другие ученики класса. Также тьютор помогал особым ученикам принимать участие в общественной жизни школы, вовлекал их в общешкольные праздники, экскурсии и т.д.

Очень понравилась идея "Клуба обеденного перерыва", действительно, наших деток нужно учить умению общаться со сверстниками, играть с ними в доступные игры, контролировать свои эмоции, действительно -это одна из важнейших задач тьютора, способствующая социализации детей.
Служебные обязанности тьютора в английской школе разделяются на несколько функций:
1) помощь ученику на бытовом уровне (открыть портфель, рассортировать тетради, сориентироваться в расписании)
2) помощь в обучении
3) помощь в общении с одноклассниками.
Наполняемость английских классов достаточно высока (до 30 человек), и тьютор вводится при наличии в таком классе 4 учащихся с особенностями развития. В этой должности обычно работают студенты, начинающие специалисты, которые окончили годовые курсы, а также родители особенных детей, но при одном условии - они не должны работать со своими детьми.
В России, как уже говорилось, институт тьюторства находится пока в стадии становления.
Вопрос: к каждому из этих четырех учащихся прикрепляют отдельного тьютора или он работает один сразу с четырьмя детишками?
Насчет того, что тьютор не должен быть родителем. Может, это и правильно, но в России, скорее всего родителям все-таки стоит разрешать сопровождать своих детей и выступать в роли тьютора, иначе желающих на роль тьютора может быть очень мало.
В настоящий момент в России за основу приняты (я имею в виду официально) более широко трактующие тьюторство, определения. Считается, что нужно сначала принять профессию, как таковую, внести ее в перечень профессий работников образования, а затем уже конкретизировать определение професси тьютор под разнообразные образовательные нужды учащихся.
Странно это как-то. Как можно включить профессию в перечень профессий, но четко не определить ни должностные обязанности, ни само определение профессии? Ведь уже фактически люди работают и в инклюзивных детских садах и школах?
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#4

Сообщение MamAleshi » 09 фев 2013, 17:57

Спасибо всем огромное за ответы и интересное обсуждение!          
[url=mailto:royalsun@mail.ru]royalsun@mail.ru[/url]
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#5

Сообщение MamAleshi » 14 фев 2013, 23:00

Всем доброго времени суток! У меня возникли следующие вопросы после просмотра презентации:
1. Рассмотрели ли уже на сегодняшний день стандарт в НАРК , есть ли уже какое-то решение?
2." Согласно приказу Мин-ва образ-я в школах может быть введена штатная единица -тьютор при наличии 6 детей с ОВЗ".  Касается ли этот пункт и коррекционных школ? И почему именно 6 детей? А если ребенок один и реально требующий тьюторского сопровождения, получается для него нельзя будет предоставить тьютора?
3."В коррекционных школах №532,359 индивидуальный подход осуществляется на базе 0 диагностических классов". Как понять эту фразу? Я так понимаю детям, которые нуждаются в тьютере он прикрепляется только в 0 классе, а дальше как?
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#6

Сообщение MamAleshi » 01 мар 2013, 20:29

Тьютор должен игнорировать до определенного предела поведение ребенка, рассчитанное на привлечение внимания (обычно это социально неприемлемое поведение). Например, ребенок кричит, кусается или, скажем, принимается качаться на стуле, краем глаза наблюдая за тьютором: «Когда же взрослый начнет меня ругать?»
А вот мне интересно как должен вести себя учитель в таких случаях? Мне как только начинающему работать учителю пока не ясно, что делать если ребенок действительно начинает себя вести подобным образом? Например, в моем классе из 7 человек (школа VIII вида) как раз мальчик с нашим диагнозом чаще всего ведет себя неприемлемо:кричит, плюется,принимается качаться на стуле, раскидывать все подряд, вскакивать с места и носиться по классу или даже выбегать в коридор, часто явно просто с целью привлечь к себе внимание. При этом срывает весь урок. Пробовала метод и кнута и пряника: например, насильно усаживаю его за парту, после этого следуют слезы ребенка, но какое-то время он ведет себя более спокойно. Пробовала просто оказать ему внимание, погладить по спине, голове, сказать, что Саша хороший мальчик , а хорошие мальчики себя так не ведут.Это вроде тоже помогает, но все равно ребенок продолжает мной манипулировать, выполнять задания соглашается только, когда ему захочется, по настроению. При том у  меня в классе еще 6 детей, которым я должна уделить внимание.
Саша, на мой взгляд, ребенок гиперактивный, ему трудно сидеть долго за партой. Я стараюсь почаще проводить физминутки, но он очень часто не хочет в них участвовать.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#7

Сообщение MamAleshi » 01 мар 2013, 20:50

Правила для внеклассной работы тьютора.
1. Тьютор должен принимать активное участие и во внеклассной работе, т.е. сопровождать ребенка на всех внеклассных мероприятиях.
2. Внеклассные мероприятия как нельзя лучше подходят для развития навыков общения со сверстниками и взрослыми,обучению правилам поведения в общественных местах, этим и должен заниматься тьютор.
Во всем остальном полностью присоединяюсь в ответу Веруни и Дениски. Мне он очень понравился, не знаю даже что и добавить.
Мне не совсем понятен пункт  
Обязанности тьютора, учителя и психолога по общению с родителями должны быть четко разделены. (Это должно быть решено индивидуально в зависимости от особенностей ребенка и его родителей)
Еще насчет обязанностей тьютора помимо урока: я считаю, что все-таки тьютор первое время выступает "нянькой" для своего подопечного (и в туалет сводить, и помочь переодеться, и сопли вытереть, и заправиться помочь аккуратно). Мне вот, работая учителем в коррекционной школе приходится все это делать каждый день. Другой вопрос, что нужно максимально развивать самостоятельность учащегося и будет просто замечательно, если в какой-то прекрасный день ученик все это сможет делать сам.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#8

Сообщение MamAleshi » 14 мар 2013, 21:04

Спасибо большое за Ваши ответы. Педагогика-непростая наука, и на практике все бывает гораздо сложнее, чем в теории.Поэтому очень приятно иметь дело с практиком и фактически бесплатно получать очень ценные советы.
Вот у меня к вам вопрос, до какого момента тьютор должен сопровождать ребенка на все внеклассные мероприятия? Как узнать, что можно "ослабить хватку" и сопровождать его уже не на все мероприятия, а только на некоторые, а когда можно уже и не сопровождать? И для чего тьютор сопровождает своего подопечного на этих мероприятиях? Какие он ставит для себя цели, когда осуществляет это сопровождение? Да, чуть не забыла, важный момент, как он это делает ? Каким образом сопровождает? Держит за ручку? Что-то объясняет? Подумайте, какие формы сопровождения тут могут быть?

На все эти вопросы , мне кажется, есть ответы в видеолекции Инны Карпенковой на сайте "Солнечный мир". Насколько я помню,она приводит пример из своей практики про девочку, которая сначала была очень возбудимой и неуравновешенной, могла ударить любого. Постепенно под чутким руководством своего тьютора девочка училась вести себя адекватно, не причиняя какого-либо вреда или неудобств окружающим. И Инна постепенно увеличивала дистанцию: если она сначала ходила чуть ли не в обнимку с ребенком, сдерживая ее руки, то постепенно она отпускала ее и уже могла находиться в другом конце помещения, только поддерживая зрительный контакт. Пока девочка не стала самостоятельной и перестала нуждаться в тьюторе.

Таким образом можно выделить следующие формы сопровождения на внеклассных мероприятиях: 1) тесный физический контакт (ходить за ручку, обнимать, поддерживать); 2) зрительный контакт; 3) советы, помощь в подготовке конкурсов и заданий; 4) присутствие в качестве моральной поддержки, так сказать "поболеть" за своего подопечного, разделить с ним эстетическое удовольствие от посещения театра или музея, например.
Как тьютор должен помогать развивать у своего подопечного навыки общения со сверстниками во время внеклассного мероприятия?
1) Тьютор должен организовывать совместные игры,конкурсы помогать правильно распределить роли в игре, чтобы его подопечный смог максимально проявить свои положительные качества, сильные стороны.
2) Тьютор должен быть неплохим психологом и видеть лидеров в детском коллективе, уметь воздействовать на детей с целью изменения их отношения к его подопечному. Может быть проводить какие-то нравственные беседы о детях-инвалидах, о том, что все люди равны в своих правах и т.п.
3) Должна проводиться постоянная работа с подопечным тьютора по развитию его навыков общения, проигрывание каких-то возможных ситуаций или анализ уже произошедших событий.
4) Должна проводиться работа с родителями, активное подключение их к внеклассным мероприятиям.

Тьютор должен сопровождать своего подопечного на все внеклассные мероприятия до тех пор, пока ребенок не станет более самостоятельно выстраивать отношения с окружающими людьми,не научится адекватному поведению в обществе. Именно с этой целью- научить вести себя адекватно, соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе,научить устанавливать дружеские связи и просто помочь ребенку самореализоваться, почувствовать себя успешным в каком-то виде деятельности - тьютор и сопровождает ребенка на внеклассных мероприятиях.

Узнать ,о том, что можно "ослабить хватку" можно по поведению ребенка. Если ребенок не мешает окружающим, если он становится способным самостоятельно принимать решения, вступать в контакты с другими людьми и даже сам заявляет "ну почему ты все время со мной ходишь", например. И с другой стороны, если ребенка принимают в коллективе, взрослые и сверстники не относятся к нему настороженно, не держат его "изгоем", а принимают в совместные игры и деятельность - это тоже знак, что работа тьютора с ребенком с ОВЗ проходит успешно.
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#9

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

И так, внимание, первое задание!!!

Все вы, уважаемые участники семинара, очень разные: с разными подходами к процессу воспитания и обучения, с разным опытом общения с нашим детьми, многие из вас родители, получившие в процессе воспитания своего ребенка специальное образование, есть педагоги, которые не являются родителями детей с синдромом Дауна, есть просто мамы, но одна вещь объединяет вас всех - это интерес к теме тьюторства. Исходя из этого я предполагаю, что вы уже думали о профессии тьютор до того, как записались на наш семинар, возможно даже примеряли роль тьютора на себя.

Я предлагаю вам поделиться здесь своим взглядом на профессию тьютор. Кто такой тьютор в вашем понимании, как на ваш взгляд, должен работать такой специалист? Что конкретно он должен делать, чтобы помочь ребенку с особеностями развития учиться в школе?

После мы с вами обсудим ваши ответы и постараемся вывести собственное определение профессии тьютор.


С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#10

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Спасибо всем, кто уже выполнил первое задание.

Приято, что в своих ответах, несмотря на то, что с тьюторством, по вашим словам, вы мало знакомы, вы четко указали на два основных направления деятельности тьютора. А так же обратили внимание на роль тьютора в общении с родителями.

Молодцы!

Жду остальных ответов.

С уважением, Татьяна
Ответить

Вернуться в «СЕМИНАР ПО ТЬЮТОРСТВУ»