Семинар часть 1-я: профессия тьютор

Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 18.03.2024 21:51
Дети:
Вася
01.05.2022
Верочка
25.03.2023

#11

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Добрый день всем !
Рада, что у вас получилось такое живое общение. Сегодня еще жду ответов от оставшихся участников:
Головина Мария Kila, Наталья 25 и Маргарита. А с понедельника начнем обсуждение уже с моим участием.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 18.03.2024 21:51
Дети:
Вася
01.05.2022
Верочка
25.03.2023

#12

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

К четко сформулированному определению тьютора мы еще подойдем, а пока еще раз предлагаю посмотреть на то к чему мы пришли в ходе нашего общения.
Я немного обобщила и структурировала ваши мысли по поводу идеального тьютора. В общем все совершенно справедливо.Мои поправки и уточнения выделены курсивом.


1. Тьютор должен так помогать ребенку на уроке, чтобы не мешать его самостоятельному развитию. Тьютор в идеале должен быть «невидимкой». Быть помощником-направителем. Должно быть впечатление, что ребенок все делает сам, и не должно быть так, когда ребенок не может обходиться без тьютора.
2. Тьютор должен помогать ребенку организовать рабочее пространство и время (объяснить, что ребенку делать сейчас и что надо будет делать в будущем).
3. Тьютор должен хитро заставить (?) ребенка работать на уроке, чтобы это не выглядело принуждением, а было желанием самого ребенка.
4. Тьютор должен видеть текущие проблемы усвоения ребенком материала и знать, что с этим делать (регулярно общаться по этому поводу с учителем и вырабатывать общие приемы, не бояться пробовать разные подходы и приемы, отметя неэффективные и применяя эффективные на уроке).
5. Стремиться к полному взаимопониманию с родителями ребенка и идти к общим с ними целям.
6. Быть посредником между учителями и родителями.
7. Выстраивать (здесь я бы уточнила, не выстраивать за него, а скорее помогать ему самому выстроить) взаимоотношения ребёнка с окружающим миром.
8. Тьютор должен иметь представление о программе обучения и способах преподавания, но он не должен заменять учителя.
9. Если мы говорим об инклюзии, то задача тьютора это помощь в организации рабочего места и школьного времени. Помощь в выполнении д/з, коррекция поведения. Объяснение педагогам и родителям проблем особого ребенка.
10. Тьютор дожен иметь педагогическое или психологическое образование (я бы сказала, знания из области педагогики и психологии), либо опыт работы с детьми, или хотя бы опыт общения с особыми детьми. В крайнем случае, тьютором может быть и бабушка или студенты (и они тоже должны иметь минимальный набор знаний из области педагогики и психологии, но не образование).
11. Тьютор - это в первую очередь помощник: ребенку он помогает адаптироваться в школе и классе, Тьютор - оказывает помощь в выполнении заданий на уроке; учителю он помогает вести урок, позволяя не отвлекаться на каждого ученика, что расширяет возможности фронтальной подачи материала, ускоряет время прохождения программы и увеличивает глубину ее усвоения учениками.
13. Родителям тьютор (если он сам не является родителем) может рассказать, как их ребенок провел день, как занимался, более подробно объяснить, как выполнять задания дома. Уметь общаться с родителями, не перехваливая и не критикуя ребенка.
14. Самых трудных детей, тьютор может на время вывести с урока прогуляться, чтобы не мешать работать остальным детям в классе.
15. Тьютор должен иметь дефектологическое образование (по поводу образования тьютора вопрос остается дискуссионным, слишком высокие требования к образованию тьютора закроют дорогу в эту профессию людям действительно способным помогать ребенку и делать это не формально, для галочки, а по необходимости (родители, бабушки) не требуя при этом высокой зарплаты, которую, понятно, тьютору платить не будут (студенты, волонтеры); возможным выходом в этой ситуации могут стать курсы по тьюторству, которые дадут желающим заниматься тьюторством минимально необходимые представление о психологии и дефектологии) и должен помогать ребенку учиться по индивидуальной программе, помогать адаптироваться к условиям обычной общеобразовательной школы, защищать ребенка от жестокого к нему отношения со стороны "нормальных" сверстников, и просвещать их родителей, тем самым ломая сложившиеся стереотипы в обществе в пользу людей с синдромом Дауна.
16. Хорошо, чтобы тьютор в ходе урока предъявлял ребенку о****ые карточки, схемы, давал бы технологию овладения материалом.
17. Идеальная задача, чтобы начальная школа (с помощью тьютора) научила ребенка работать. В частности, работать с учебным материалом, сводя к минимуму помощь со стороны (в дальнейшем).
18. Идея близких родственников в качестве тьюторов - не нравится, они особенно болезненно воспринимают каждое "не такое" слово, взгляд, прикосновение и тп. (согласна, но часто просто нет выхода, по этому мы рассматриваем все варианты тьюторов, в том числе и близких родственников в качестве тьюторов, по этому мы стараемся их учить быть лояльными и адекватнее воспринимать действительность, а не «в штыки»)
19. Тьютор - это специалист, помогающий особому ребенку адаптироваться в школьном социуме, оказывающий необходимую помощь в учебе, действующий в команде с родителями, учителями и другими специалистами, работающими с ребенком в школе.
20. Тьютор должен контролировать и оказывать помощь при выполнении письменных заданий по математике и русскому языку (т.к. если у ребенка трудности с письмом, ему дают индивидуальные задания, но учитель не отслеживает процесс выполнения, только показывает как должно быть).
- Оказывать помощь на уроках труда (из-за проблем с мелкой моторикой для сына сложны задания, например, по вырезанию ножницами, лепке и т.д.)
- Присматривать за ребенком на переменах, наблюдать за взаимоотношениями с одноклассниками, корректировать при необходимости поведение, учить следить за своими вещами.
- Рассказывать родителю вкратце о событиях дня, передавать задания и замечания учителя и специалистов.
21. Лучше если тьютор не родитель (хотя это возможно). В школе все дети без мам, поэтому именно этот вариант для ребенка более приемлем.

Тьютор - помошник, но скорее направитель и наблюдатель. Т.е. он не должен сам одевать, кормить ребенка... если же даже это необходимо - скорее он должен учить ребенка это делать самостоятельно.

Помогать ребенку наладить коммуникацию в классе.

В учебе со стороны тьютора возможен подбор тренажеров, заданий, наглядного материала по теме. Продленка. Помощь с уроками, ведь ребенок не всегда может донести до родителей, что надо сделать дома и как. (но если ребенок не посещает продленку, то донести информацию о д.з до родителей вполне может тьютор).

Тьютор работает в тесном контакте с учителем и родителями ребенка. Раз в неделю, три, месяц... по выбору, должен собираться консилиум из родителя, учителя, тьютора и специалиста - логопеда, психолога, дефектолога - который работает и наблюдает ребенка и все обмениваются мнениями, набрасывают идеи, планируют дальнейшую программу и корректируют прошлую с учетом новых идей. Подбирается методический материал.

22. Тьютор это что-то среднее между наставником и психологом. С одной стороны он помогает ребёнку освоить материал уроков (не как учитель, а как направляющий: поправить руку, если неправильно держит ручку, открыть учебник на нужной странице, не отвлекаться на посторонние предметы). С другой стороны, тьютор должен чётко чувствовать, когда ребёнок устал, уметь успокоить приступы агрессии (если они есть), чувствовать когда нужно развести детей, если назревает конфликт.

23. Дети с синдромом Дауна очень хорошо чувствуют тех, кто может помогать, и основательно садятся на шею таких помощников, умело манипулируя ими. Исправить такое положение потом нереально трудно. На языке вертится слово "сотрудничество" - я бы этого хотела от тьютора. (Совершенно справедливо!!!! Когда будем говорить об особенностях детей с синдромом Дауна именно на этой проблеме мы остановимся особо, это действительно проблема в работе тьютора с нашими детьми).
24. Дети в школе часто выясняют отношения и строят иерархии, поэтому кто-то должен помогать выбрать ребенку правильную роль, очень редкий классный руководитель это может сделать, просто потому что мало бывает с детьми (это, к сожалению, часто оказывается правдой, а при наличие в классе ребенка с синдромом Дауна, ситуация усложняется, нашим детям, порой, для того, чтобы разобраться в простой бытовой ситуации необходима дополнительная помощь учителя, а времени на это у классного руководителя нет) тьютор тут может помочь, подсказывая как себя вести и ребёнку, и его одноклассникам.
25. Задачей тьютора может стать формирование положительного отношения к особому ребенку не только со стороны учеников, но и со стороны учителя и всего пед. коллектива.
26. Тьютор помогает ученику (с учетом его возможностей) «самому» выбрать путь, которым он достигнет знаний.
Совершенно справедливое утверждение!!! Тьютор помогает ребенку достигать всего самому (знаний, успешной коммуникации с окружающими и т.д.), а он, в содружестве с учителем, лишь предлагает ребенку наиболее подходящие для него пути достижения этих заданий и т.д., создает благоприятные для этого условия !!
27. Все возникшие в школе у особого ребенка трудности, должны ежедневно обсуждаться после уроков (тьютором, родителями и учителем) с нахождением путей их решения.
28. Тьютор не нянька, но и не учитель (я бы сказала, друг и помощник).


С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 18.03.2024 21:51
Дети:
Вася
01.05.2022
Верочка
25.03.2023

#13

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Я не согласна со следующими утверждениями:

Тьютор - сопровождает ребенка везде (например, в туалет, столовую), помогает одеваться - раздеваться на прогулки и переодеваться на занятия физкультурой.

Это не верное утверждение!!! Такое плотное сопровождение вплоть до туалета, лишает ребенка самостоятельности и возможности расти, преодолевая простые бытовые сложности, учитель, а вместе с ним и тьютор должны стимулировать самостоятельное выполнение ребенком таких простых бытовых навыков как туалет, мытье рук переодевание и т.д., тем более, в условиях школы, когда дети уже достаточно взрослые. Главная задач тьютора не сопровождать везде, а наоборот, стараться как можно меньше сопровождать ребенка, бывая с ребенком лишь там где это действительно ему нужно (например, на сложном для ребенка уроке математики или на шумной перемене в среде недружелюбных одноклассников), постепенно уменьшая свое присутствие и здесь.

Тьютор определяет (совместно с родителями и учителями) и советует ученику, какие занятия лучше всего посещать с классом, а для каких, возможно, необходим индивидуальный подход и дополнительные занятия с репетитором по СПЕЦИАЛЬНЫМ учебным материалам (возможно, преподавателем из коррекционной школы).
Тьютор составляет план учебной работы.

Это все обычно в инклюзивной школе делает не тьютор, а учитель или даже завуч по инклюзии, то есть тот человек, который отвечает за составление и прохождение Индивидуальной образовательной программы учащегося. Специалист отвечающий за учебные навыки и сотрудник администрации школы. Тьютор же – это исполнитель, он не учитель, а скорее посредник между учителем и учеником, он непосредственно работает с учеником во время урока согласно разработанной учителем индивидуальной программе, следит за тем, чтобы подопечный понимал объяснение учителя, требования учителя, заданное задание. То, как ученик справляется с учебным планом должен отслеживать учитель. Тьютор , в идеале, должен присутствовать во время составления индивидуальной программы обучения своего подопечного, с ним должны советоваться, он может вносить свои поправки, но составляет его и отслеживает прохождение – учитель. А Индивидуальная образовательная программа, помимо прочего, как раз и включает в себя перечень занятий, которые ребенок будет посещать с классом, а на какие пойдет индивидуально к специалистам дефектологам.


Я представляю себе работу тьютера в классе так, чтоб он во время занятий сидел где-нибудь сзади и был сторонним наблюдателем, не мешал процессу обучения.
Нужно чтобы тьютор не просто не мешал процессу обучения, а помогал ему. Если тьютор все время просто сидит сзади, то зачем же он тогда нужен?

На переменах, тоже не мешал социализации ребенка.

Мешать социализации тьютор, конечно, не должен, но он должен помогать, иначе зачем он вообще, ну пусть дети играют себе на перемене, зачем тьютору к детям тогда вообще лезть? Главный вопрос тьюторства в том, как тьютору помогать и при этом оставаться «невидимым».

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 18.03.2024 21:51
Дети:
Вася
01.05.2022
Верочка
25.03.2023

#14

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Немного теории
Добрый день, уважаемые участники семинара. После того, как вы сами для себя нарисовали образ идеального тьютора, вычленили проблемы с которыми он сталкивается и, так сказать, вошли в тему, предлагаю вам обратиться к теории. Познакомиться , кратко, с направлениями работы тьюторов в Английской школе, а так же сравнить свои определения тьютора с теми которые вам дам я. Жду ваши вопросы и замечания.


__________________________________________________________________________________________________

Успешное обучение детей с синдромом Дауна в школе во многом зависит от тех условий, в которые они попадают, придя в школу первого сентября. Успешным особый ученик может быть только в благоприятной, ориентированной на положительную оценку его достижений школьной среде; в школе, которая будет принимать ученика со всеми его особенностями, учитывать их и приспосабливаться к ним. В последние годы у детей с синдромом Дауна появилось больше возможностей для выбора подходящей школы. Помимо коррекционных появляются инклюзивные школы, которые ставят своей целью не разделять детей на особенных и обычных, а обучать их вместе. Во многих инклюзивных школах стали появляться тьюторы (помощники педагогов, ассистенты, педагоги сопровождения). Эти специалисты призваны помочь ребенку с особенностями развития наиболее безболезненно включиться в образовательную среду школы. В сотрудничестве с учителем, психологом и другими специалистами, тьютор должен создать для ребенка ту самую атмосферу, в которой эмоциональный комфорт и опора на внутренние ресурсы ученика подтолкнут его к активному развитию.

В связи с тем, что в российском образовании тьюторство - явление пока новое, роль тьютора в педагогическом процессе до конца не ясна, даже среди специалистов существует довольно сильная путаница в понятиях. Многозначное английское слово «тьютор»1, перенесенное автоматически на российскую почву, нашими педагогами и чиновниками трактуется очень широко. Это может быть и личный помощник старшеклассника при выборе будущей профессии, и помощник педагога при составлении расписания индивидуальных занятий, и классный руководитель или даже школьный психолог. При этом уже сейчас в России специальность «тьютор» внесена в реестр профессий «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ №593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009).2 Однако в этом документе говорится о тьюторе для обычного ученика, а о тьюторе как помощнике педагога при обучении детей с особенностями развития речь пока не идет. Практически нет ни программ, ни описания, даже примерного: что это такое тьютор, как тьютор работает, что он должен делать и кто им может быть? Все подобного рода административные и методические документы находятся в настоящий момент в стадии разработки (на уровне проектов) и когда эта стадия завершиться пока неизвестно. При этом в инклюзивных детских садах и инклюзивных классах начальной школы должность тьютора уже введена. Люди работают и, судя по отзывам родителей, выполняют привычную роль няни (помощника воспитателя): собрать детей парами и отвести в столовую, на прогулку и т.п.

Между тем, во многих европейских странах должность помощника педагога существует в школах уже давно. Все ученики с синдромом Дауна, например, в Англии с начала 70-х годов прошлого века, посещают общеобразовательные школы и учатся в инклюзивных классах вместе с обычными детьми. На некоторых уроках ребятам помогают помощники педагога, особенно когда дети только привыкают к школьной жизни или предмет требует большого умственного напряжения (чтение или математика). Помощники педагога также помогают ученикам в общении со сверстниками, часто объясняют другим школьникам особенности своих подопечных, их слабые и сильные стороны, организуют совместные игры детей, досуг.

Так, помощник педагога ввел в одной Английской школе «Клуб обеденного перерыва» для учеников с особыми потребностями. Его целью было решить проблему тех ребят, которые хотели на переменах общаться с обычными сверстниками, но сталкивались с нежеланием одноклассников принимать их в свои игры. Проблема заключалась в недостаточности у «особых» учеников социальных навыков. В таких случаях тьютор организовывал интересные и доступные игры для особенных учеников, в которых они учились контролировать свои эмоции, правильно обращаться друг к другу. Постепенно в игру вовлекались и другие ученики класса. Также тьютор помогал особым ученикам принимать участие в общественной жизни школы, вовлекал их в общешкольные праздники, экскурсии и т.д.

Служебные обязанности тьютора в английской школе разделяются на несколько функций:
1) помощь ученику на бытовом уровне (открыть портфель, рассортировать тетради, сориентироваться в расписании)
2) помощь в обучении
3) помощь в общении с одноклассниками.
Наполняемость английских классов достаточно высока (до 30 человек), и тьютор вводится при наличии в таком классе 4 учащихся с особенностями развития. В этой должности обычно работают студенты, начинающие специалисты, которые окончили годовые курсы, а также родители особенных детей, но при одном условии - они не должны работать со своими детьми.
В России, как уже говорилось, институт тьюторства находится пока в стадии становления.

Краткие определения профессии тьютор

1. Тьютор - специалист, который очень аккуратно «идет» рядом с ребенком, обеспечивая поддержку в трудную (сложную) минуту, и отходя в сторону, когда ученик справляется сам.

2. Тьютор - педагог, сопровождающий процесс индивидуального образования в школе, в вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

3.Тьютор - педагог, отвечающий за индивидуализацию обучения

4.Тьютор - специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностями развития в образовательную и социальную среду школы.

5.Учитель - транслятор знаний, тьютор - помощник для учащегося в эффективном усвоении этих знаний.

1-е и 4-е определение больше подходят для тьютора, работающего с особыми детьми. 2-е и 3-е определение, более широкие и определяют тьютора, просто, как помощника в системе образования, без привязки к особенным детям.

В настоящий момент в России за основу приняты (я имею в виду официально) более широко трактующие тьюторство, определения. Считается, что нужно сначала принять профессию, как таковую, внести ее в перечень профессий работников образования, а затем уже конкретизировать определение професси тьютор под разнообразные образовательные нужды учащихся.
С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 18.03.2024 21:51
Дети:
Вася
01.05.2022
Верочка
25.03.2023

#15

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Да, хорошо, ПУМА, простите не знаю вас по имени, вас я не вычеркну, но будьте внимательнее и включайтесь в обсуждение.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 18.03.2024 21:51
Дети:
Вася
01.05.2022
Верочка
25.03.2023

#16

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Пока не были расписаны по пунктам наши же представления о тьюторе, казалось, что в общем и целом все понятно и как-нибудь попытаемся сдюжить. А когда все по пунктам расписали, меня в очередной раз накрыла нерешительность. Эх, мне б для начала семинар по преодолению сомнений.

Добрый день, Елена!
Постараюсь вести беседу опять же по пунктам, чтобы было понятнее. И не сомневайтесь в себе, вы все на нашем семинаре думающие люди, а это само по себе уже много. Любые ваши мысли, даже те, которые не очень с моей точки зрения верные, сами по себе очень ценны, они вызывают обсуждения и споры, а в споре, как известно, рождается истина.
14. Самых трудных детей, тьютор может на время вывести с урока прогуляться, чтобы не мешать работать остальным детям в классе.

Может, я недопонимаю, но принять этот пункт не могу, не согласна с ним. Выводим - выключаем ребенка из процесса, а инклюзия - включение. И главное, всем участникам учебного процесса это может понравиться.

В этом пункте ключевые слова на время и самых трудных. Я бы даже уточнила в самых трудных для них ситуациях.Дело в том, что согласно общепринятой в нашей стране классно-урочной системе обучения, дети обязаны во время урока находится в классе, сидя за партой, 25, а то и 30 минут урока, и сидеть, заметьте, желательно практически неподвижно (да, есть физкульт-минутки и подобные им переменки, но они происходят когда хочет учитель, а не тогда, когда это необходимо особому ученику). Совсем не все дети с особенностями здоровья могут выдержать эти непременные условия школьного обучения и не все учителя , особенно в инклюзии, готовы терпеть одного очень странно ведущего себя ребенка, когда у нее в классе 25 обычных детей и чуть она отвлечется от сути урока, эти 25 непременно поднимают гвалт. ЕЕ можно понять, это правда трудно. А особый ребенок в течение всего урока тратит кучу своих сил на саморегуляцию (в данном случае физически удержание себя за партой и следование общепринятой дисциплине) и плюс еще пытается понять материал урока, понятно, что в какой то момент у него происходит "перегрев". Это может быть через 15 минут урока, может быть через 5, часто это зависит от сложности преподаваемого в данный момент материала, у кого-то это вообще может не произойти (значит для него условия урока оптимальные, а психофизиологические аспекты организма достаточно крепкие) у кого-то это связано с адаптацией, а после привыкания проходит. В таких случаях "перегрева" ребенок может,например, начать громко кричать, валиться на пол, молотить руками по парте, лично обращаться к одноклассникам и переключать их внимание с учителя на себя, может начать играть в шумные подвижные игры. В этих случаях ребенок не шалит (как многие привыкли думать), а самостоятельно, я бы сказала "Интуитивно", спасает себя от "перегрева" путем переключения на другой вид активности, например физической. Понятно, что он не может не мешать учителю и другим ученикам, урок в таком случае, если ребенка с особенностями не вывести из класса, по любому остановится, учитель будет физически, лихорадочно запихивать его за парту, грозя всеми смертными карами, одноклассники начнут смеяться,урок, что называется "сорвется" а ребенку с особенностями вместо помощи влетит. В этом случае тьютор может, внимательно наблюдая за ребенком во время урока и зная его "предел", заранее, как только наметились первые признаки "Перегрева", аккуратно вывести его из класса, успокоить его вне классной комнаты (для разных детей бывают разные способы успокоения, можно сменить вид активности и поиграть в спортивные игры, можно просто тихо посидеть обнявшись, можно дать ему тихо посидеть одному). Но главное, до конца урока под любым предлогом тьютор должен вернуть ребенка в класс, чтобы отсутствие в классе длилось не больше 10 минут. Это в идеале, но сначала может так сложиться, что вернуть в класс не удастся вообще, но тьютору обязательно надо к этому стремиться.

А вообще-то вы правы, злоупотреблять этим правилом нельзя. Ребенок, особенно с синдромом,учится во многом подражая сверстникам и выводить его из класса во время урока на 20-ти,15-ти минутное занятие с логопедом или дефектологом, мотивируя это тем, что он все равно не успевает усваивать материал урока, так лучше мы ему индивидуально объясним, категорически неверно.Индивидуальные занятия со специалистом могут быть в свободное от урока время или отдельным индивидуальным уроком, если это предусмотрено его личным учебным планом (в некоторых инклюзивных школах, особые дети посещают совместно с другими детьми физкультуру, пение, ИЗО и ручной труд, а на остальные предметы идут к специалистам на индивидуальные занятия), это не самый лучший вариант, но он хорош для особых детей с сильными проблемами в учебе или как переходный этап на уровне адаптации ребенка к школе). Задача тьютора еще и в том, чтобы объяснять тем, кому нравится длительное отсутствие в классе особого ребенка, что именно он тьютор решает, когда ребенка и насколько надо вывести из класса и давить на него в этом вопросе никто не может. Как тьютор считает нужным так и будет. Это его компетенция, он может обсуждать этот вопрос с учителем, с родителями ребенка, но решать ему и он не должен поддаваться желанию вывести ребенка из класса на совсем и не слушать по этому поводу дурных советов.

Если обязанности тьютора официально не прописаны, значит, каждое учреждение или отдельные педагоги могут трактовать обязанности (и права тоже) тьютора как угодно? Могут свести их к обязанностям няньки только? И как только ребенок мало-мальски будет мешать или учителю будет казаться, что мешает, тьютора обяжут выходить с ребенком из класса погулять.

Это в настоящий момент, к сожалению, действительно так. Очень часто тьюторы бывают няньками, бывает в обязанности тьютора входит просто слежка за ребенком чтобы он в школе какого имущества не попортил, других детей не побил. К сожалению, сейчас пока возможно в этом плане все. По этому то я вас и обучаю, и правила разрабатываю для тьюторов всякие, чтобы понятно было хотя бы тем, кто в школу идет тьютором по собственному желанию что и как делать. Чтобы вы могли сказать, я знаю, как надо, не учите меня жить, я буду делать так.

Обязана ли школа при приеме на работу оговаривать и подписывать некую бумагу с перечнем прав и обязанностей тьютора?

Кажется школа не обязана, поскольку пока официально профессия тьютор не внесена в реестр профессий работников образования и стандартов для нее не прописано, мы сейчас их только разрабатываем. Ваше предложение дельное, возможно школы по своей иннициативе с тьюторами (а люди то в реальности в школах со своими детьми сидят) какие-то бумаги и подписывают, я это выясню. А если этого нет предложу разработать такую бумагу, у нас бумаги любят, может такая мысль и понравится

Но з/плата у него наверняка по низшей планке.

Это правда, по этому нельзя закрывать в эту профессию вход людям без высшего образования. Бытует мнение, что тьютор должен иметь минимум высшее педагогическое, а лучше два высших педагогическое и психологическое образование, а то он не справится. Это неверно, всегда можно организовать курсы, повышения квалификации и т.д. А если положение о наличие обязательного высшего педагогического образования у тьютора попадет в стандарты профессии, которые сейчас разрабатываются тьюторским сообществом, то родителям и студентам (самым заинтересованным в качестве профессии людям) вход в профессию будет заказан. Поскольку зарплаты у тьюторов будут, не сомневайтесь даже, маленькие, то этим будут заниматься в лучшем случае энтузиасты своего дела, а в худшем будет какое-нибудь совместительство (дополнительные пол ставки у сильно загруженного учителя) и, скорее всего, этим совместительством заниматься еще и заставлять будут.
С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 18.03.2024 21:51
Дети:
Вася
01.05.2022
Верочка
25.03.2023

#17

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Добрый день, Вера!

В школах педагогов не всегда хватает, и откуда тьюторы возьмутся - не понятно. У меня впечатление, что придётся самим искать такого человека, а потом договариваться с администрацией чтобы его приняли на работу (в идеале с зарплатой?!), или просто разрешили присутствовать на уроках на общественных началах, потому что у нас в городе я не знаю ни одного случая реальной инклюзии.

Я согласна с вашим утверждением, что многое пока в тьюторстве не понятно. Но мы только в начале пути, а анализ опыта зарубежных коллег, где этот начальный этап уже пройден, говорит нам, что именно так, как вы описываете и придется действовать. Всегда и везде, в нашей сфере, именно родители совместно с педагогами - энтузиастами двигали прогресс. Чиновники же в большинстве своем далеки от наших проблем, они и детей-то наших в жизни не видели может или имеют искаженное о них представление , это, к стати, касается многих директоров и учителей обычных общеобразовательных школ, где вполне могли бы быть инклюзивные классы, если бы директора этого захотели и боролись бы за это. А так, бороться (использовать связи, объяснять и доказывать) приходится вам- родителям. Я лично, как педагог, вношу свой вклад в продвижение профессии тем, что выбрала для себя эту тему и разрабатываю методику работы тьюторов, обкатываю ее на практике (например, как мы это делали в Даунсайд ап на занятиях группы подготовки к школе), пишу статьи, обучаю людей, желающих стать тьюторами, а вы продвигаете профессию в своем городе. Ведь если появятся в большом количестве дети, нуждающиеся в помощи тьютора и родители станут об этом настойчиво заявлять и лоббировать именно этот способ обучения, при этом педагогами будет уже разработана методика с четким описанием работы тьютора, прописаны необходимые рабочие часы и механизмы получения зарплаты, предложены различные варианты обучающих курсов для тьюторов, то достучаться до чиновников станет, возможно,несколько легче.
В настоящий момент мы в ДСА пытаемся обобщить имеющийся у нас опыт в этой сфере, разработать методику тьюторства и не занимаемся юридическими вопросами продвижения профессии. Но я знаю, что юридической частью продвижения и документального оформления профессии в России занимается Межрегиональная тьюторская ассоциация, у нее есть сайт, найду скину ссылку. Многое делает лично психолог и тьютор со стажем Инна Карпенкова.
Но многое мы с вами можем сделать сами и уже сейчас. Ну вот к примеру, вы, скажем, находите подходящего по вашему мнению человека на роль тьютора для своего ребенка, приводите его к нам на форум, я его обучаю, рекомендую почитать, ту немногую литературу, которая по этому поводу выходит, вы уговариваете директора вашей школы взять его на любых возможных условиях (работу тьютора оплачиваете вы лично, тьютор работает без зарплаты, вы находите спонсора и он оплачивает работу тьютора, тьютор работает в школе по договору с з/п, но как уборщик, а выполняет обязанности тьютора и т.д.) и мы с вами получаем прецедент работы тьютора в вашем городе. После этого, например, по похожей схеме поступает ваша подруга. И это уже массы. Я не призываю вас не к чему, боже упаси! Просто например, во многих европейских странах все развивалось именно по такой схеме, от родителей. Скажем в Англии школа (правда ей государство на это деньги выделяет) сама нанимает для особых учеников необходимых ему специальных педагогов помимо тех, что есть в штате школы. Например, Васе нужен логопед, а его в школе нет, его наймут на несколько часов в неделю, нужен тьютор, сурдопереводчик, тоже самое. В особенных случаях скидываются родители(актив школы, актив класса) и нанимают, например, учителя танцев только на свой класс. Опять же, я не знаю ваших реалий в подробностях и не смею советовать, просто делюсь информацией, тем более ежу понятно, что в плане бюрократии в России все посложнее будет, чем в Европе. Наш механизм, к сожалению, надо начинать сдвигать сейчас, чтобы через 50 лет что-то получить.

С уважением, Татьяна
Ответить

Вернуться в «СЕМИНАР ПО ТЬЮТОРСТВУ»