Семинар часть 1-я: практика

Ответить
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#1 Семинар часть 1-я: практика

Сообщение TatyanaN » 18 мар 2013, 00:00

Добрый день!
Всем предлагаю поработать над кейсом по теме "Внеклассная работа тьютора".
Кейс называется "Сережа". История близкая к реальности.
Условия кейса.
Особенный мальчик Сережа учится в инклюзивной школе в 3-м Б классе. В классе, помимо Сережи, 15 обычно развивающихся детей и учительница Мария Ивановна.

Сережа не играет на перемене с другими детьми, он играет преимущественно сам с собой, катает по полу в школьном коридоре свою любимую машинку. Другие дети играть с ним не хотят. Да и Сережа их игр (догонялки, прятки, салки-ножки на весу) не понимает. Иногда Сережа берет машинку и начинает наезжать ей на обувь одноклассников. Дети пугаются и гонят его от себя.

Мария Ивановна во время перемены обычно находится в классе, она готовится к следующему уроку, у нее нет времени заниматься детьми еще и на перемене.

Однажды девочка Маша, когда на репетиции школьного праздника нужно было встать вместе с Сережей в пару, отказалась это сделать. Маша громко сообщила всему классу причину - у Сережи слюни, всегда потные ладошки и косят глаза, а ботинки (ортопедические) большие и «уродские», к тому же Сережа все время наступает ей во время танца на ногу, и от этого у нее уже образовался синяк. Мария Ивановна, увидев на ногах у девочки синяк, отстранила Сережу от репетиций и участия в празднике. Теперь во время репетиций Сережа должен был тихо сидеть на стульчике, пока дети танцевали. Но Сережа не мог просто сидеть на стуле, он раскачивался на нем в разные стороны, пока не сломал стул.

Дело приняло серьезный оборот, Мария Ивановна сообщила о порче школьного имущества директору и в школу пригласили маму Сережи.
Задание.
6. Проанализируйте поведение Марии Ивановны, где и какие она допустила ошибки?
7. Проанализируйте поведение Сережи, почему он вел себя именно так, а не иначе?
8. Проанализируйте поведение других детей в классе, были ли объективные причины к тому чтобы они вели себя именно так, а не иначе?
9. Как (опишите действия) тьютор мог бы помочь детям изменить свое отношение к особенному мальчику и вести себя более лояльно?
9. Чем и как (опишите действия) мог бы помочь Сереже в этой ситуации тьютор?
10. Какие действия тьютора могли бы предотвратить сложившуюся ситуацию?
11. Как тьютор может грамотно разрешить уже сложившуюся ситуацию?
12. С помощью каких внеклассных мероприятий профилактического характера тьютор может в будущем улучшить общую атмосферу в классе?
_________________________________________________________________________
Ваши ответы на этот кейс принимаю до конца недели, с 25 марта начнем обсуждение.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#2

Сообщение MamAleshi » 23 мар 2013, 10:06

Здравствуйте!
Проанализируйте поведение Марии Ивановны, где и какие она допустила ошибки?
Действительно, главная ошибка М.И., в том, что она ведет себя не педагогично: она всем своим поведением показывает, что  не принимает Сережу и похоже стремится от него избавиться,специально раздувает конфликтную ситуацию, чтобы в итоге ребенка перевели в другую школу или класс, сама не принимает своего ученика и фактически показывает пример неприязненного отношения его одноклассникам, старается изолировать ребенка, посадив его на стул, вместо того, чтобы подключить к совместной деятельности.
Проанализируйте поведение Сережи, почему он вел себя именно так, а не иначе?
Возможно, Сереже просто до этого никто не показал, как нужно играть со сверстниками, не помог создать такие игровые ситуации где бы Сережа почувствовал себя уверенно.
Судя по своему сыну, которому сейчас 4 годика, ему очень важно, чтобы у него что-то получалось и его за это хвалили. Не было у него хорошего выдоха, он пытался подудеть в дудочку и сразу переставал, потому что у него не получалось. После тренировок на разном материале у него стало получаться лучше и он сразу полюбил дудеть в дудочку, свисток и прочее.
поэтому для Сережи очень важно подобрать такую игру, в которую он бы мог играть не хуже сверстников. Прятки, догонялки, салки-ножки на весу - игры которые требуют хорошей физической формы и ловкости, а у наших деток как правило с общей и мелкой моторикой проблемы, они быстро утомляются.
Судя потому что Сережа наезжает машинкой на ноги одноклассников, он пытается вступить в контакт таким образом, потому что не знает как по другому привлечь к себе внимание.
Проанализируйте поведение других детей в классе, были ли объективные причины к тому чтобы они вели себя именно так, а не иначе?
Объективные причины, конечно, есть.Дети просто не понимают, почему Сережа ведет себя таким образом, с их стороны его поведение действительно необычно; плюс  слюни и потные ладони, необычная обувь - все это выделяет Сережу не с самой лучшей стороны. Сережа не умеет играть, физически слаб и неловок - все это не делает его привлекательным партнером для игр.
Как (опишите действия) тьютор мог бы помочь детям изменить свое отношение к особенному мальчику и вести себя более лояльно?

Согласна с ответом Ольги, что здесь в первую очередь напрашивается классный час о детях с особыми потребностями. Плюс обязательно организовать игры и совместную деятельность. Мальчишки мне кажется и в третьем классе с удовольствием поиграют в машинки: например, можно организовать проект  по созданию многоуровнего гаража для машин или даже небольшого городка с улицами, дорогами и домами.Заодно и для изучения правил дорожного движения можно использовать, создать уголок ПДД.
Чем и как (опишите действия) мог бы помочь Сереже в этой ситуации тьютор?
В первую, очередь мне кажется надо переговорить с учительницей и постараться повлиять на ее отношение к Сереже.Выстроить разговор в таком русле: все понятно, у учителей очень большая нагрузка, вам очень трудно, поэтому  я, как тьютор, буду вам всячески помогать в вашей работе.  Мы живем в современном мире и слово "инклюзия" уже становится не просто словом а частью нашей действительности. Поэтому все больше детей с особыми потребностями будут учиться в обычных школах. Нужно рассказать о возможностях этих детей.  Можно порекомендовать  литературу, ссылки на видео в интернете, современные фильмы о людях с синдромом Дауна в частности, чтобы сломать сложившиеся стереотипы и изменить отношение учителя в положительную сторону.
Если тьютору удастся изменить отношение учителя в сторону приятия ребенка, то и дети постепенно начнут относиться к ребенку соответственно.  
Помню, как в старших классах к нам пришли несколько новеньких, и как их "невзлюбила" наша классная. И мы, дети, глядя на нее, долгое время не принимали "новеньких". Сейчас, уже став учителем, я понимаю, что она как учитель вела себя неправильно. Учитель - это образец поведения для школьников. Поэтому в первую очередь от учителя и его отношения к ребенку зависит как к ребенку будут относиться одноклассники.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#3

Сообщение MamAleshi » 23 мар 2013, 10:33

Какие действия тьютора могли бы предотвратить сложившуюся ситуацию?
1) разговор с классной руководительницей, просвещение ее и всего педагогического состава школы по поводу возможностей детей с ОВЗ и толерантого обращения к ним (организация выступлений, презентаций на педсоветах и метод.объединениях);
2) беседа с детьми, организация серии классных часов (одного классного часа будет мало) по поводу возможностей, прав детей с ОВЗ и толерантного отношения к ним;
3) выяснение позиции родителей (возможно через анкетирование), организация школьных собраний и просвещение родителей по вышеперечисленным вопросам;
4) организация совместных игр и внеклассных мероприятий и помощь ребенку в их участии
. Как тьютор может грамотно разрешить уже сложившуюся ситуацию?
все вышеперечисленные пункты
Плюс конкретно к данной ситуации: обязательно присутствовать при разговоре мамы, директора и учительницы, разъяснив им причины такого поведения ребенка и  предложив свою помощь в разрешении данной ситуации
С помощью каких внеклассных мероприятий профилактического характера тьютор может в будущем улучшить общую атмосферу в классе?
1)беседа с детьми, организация серии классных часов (одного классного часа будет мало) по поводу возможностей, прав детей с ОВЗ и толерантного отношения к ним;
2) организация проекта по созданию уголка ПДД ;
3) организация конкурсов по теме : ты не такой как все, напрмер мне понравилась идея акции, приуроченная 21 марта, надеть пару ярких носков, повязать их необычным образом и т.п.
4) просмотр мультфильмов о людях с ОВЗ (например, про девочку с СД)
по мере того как дети будут расти можно будет подключать и просмотр документальных и художественных фильмов, участие в благотворительных акциях и спортивных мероприятиях(например, "спорт во благо")
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#4

Сообщение MamAleshi » 26 мар 2013, 22:26

Да это верно, стереотипные действия самые простые и доступные. Ими Сережа легко заменяет целенаправленную деятельность, так сказать, заполняет пустоту. А наполнить эту пустоту адекватной деятельностью учитель для Сережи не смог. Даже если бы его не просто посадили на стул, а дали бы индивидуальное задание (рассортируй тетрадки, сотри пыль, подмети зал и т.д.) было бы уже лучше, по крайней мере, стул бы остался цел. Хотя, тьютору, понятно, нужно стремиться как можно быстрее вернуть ребенка к общему со всем классом занятию.
У меня на уроках часто бывает такая ситуация - мальчик с нашим диагнозом начинает раскачиваться на стуле, привлекая к себе внимание, при этом, какое бы я для него задание в этот момент ни предлагала, он отказывается заниматься чем-либо. Ему в такие моменты только бы похулиганить, совершенно невозможно его занять,даже тем, что в другой момент, когда он будет "в настроении" он будет выполнять (например рисовать красками или строить что-то из конструктора ). Нашим детям присуще какое-то упрямство, может быть существуют какие-то приемы, которые помогают убрать негативизм и "наполнить пустоту адекватной деятельностью"?
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#5

Сообщение MamAleshi » 01 апр 2013, 23:43

Всем большое спасибо за ответы на мои вопросы! Очень много полезной для себя информации получила, буду стараться воплотить ваши
советы в жизнь.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#6

Сообщение MamAleshi » 01 апр 2013, 23:48

Очень понравилась игра в "Сэндвич". Обязательно со своими ребятами попробую. Видимо моему ученику тоже не хватает тактильных ощущений и он сам постоянно устраивает кучу малуImage Не могли бы вы нам сделать подборку таких игр или книгу какую-то по играм посоветовать? И еще мне нужны какие-нибудь игры для психоэмоциональной разрядки, чтобы успокоить детей, когда они сильно перевозбуждены.
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#7

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Второй кейс на тему "внеклассная работа тьютора" .
Кейс называется "Саша". История из моей практики

Условия кейса:

Девочка Саша учится в коррекционной школе 8 вида в 1-м А классе. Саша очень любит снимать юбочку и делает это часто, в самых неподходящих местах (на уроке, в столовой во время завтрака, на переменках). Саша, как только улучает свободную минутку, снимает юбочку на глазах одноклассников и бегает с ней по коридорам школы, чем вызывает смех. Саше нравится бегать, размахивать юбочкой (от этого получается ветер), к тому же ребята громко над ней смеются и это тоже развлекает Сашу. Заставить Сашу надеть юбочку необычайно сложно, девочка упрямится, капризничает, при попытках надеть на нее юбочку силой, падает на пол и громко кричит.

Задание:
Как (опишите способы) тьютор может помочь Саше следовать принятым в обществе правилам и перестать снимать одежду в общественных местах?

Почему, по вашему, Саша снимает юбку?

Как (опишите действия тьютора) заставить Сашу надеть юбочку?

Как сделать так, чтобы подобной ситуации у Саши в школе больше не возникало?
_________________________________________________________________________________________________
Ответы на оба кейса принимаю до конца марта. С первого апреля (я не шучуImage ) мы начнем разбор кейсов.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#8

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Большое спасибо, Ольга за такой подробный и обстоятельный ответ.
Конечно, кейс есть кейс, он лишь приближение к реальности, а не сама реальность. По этому полной информации о всех участниках событий в нем нет. Это же смоделированная, а не реальная ситуация. Но мы берем ее за данность и пытаемся в своих рассуждениях исходить из этих заданных условий, хоть может быть и скудноватых. Вы, к стати, замечательно с ними справились!
Еще раз, спасибо.
Подробно комментировать все ответы я буду начиная с понедельника.
Жду ответов от остальных участников.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#9

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Очень понравилась игра в "Сэндвич". Обязательно со своими ребятами попробую. Видимо моему ученику тоже не хватает тактильных ощущений и он сам постоянно устраивает кучу малуImage Не могли бы вы нам сделать подборку таких игр или книгу какую-то по играм посоветовать? И еще мне нужны какие-нибудь игры для психоэмоциональной разрядки, чтобы успокоить детей, когда они сильно перевозбуждены.

Рада что вам понравился "Сендвич". Про игры подумаю и подберу, но выложу их не в этой теме , а в специальной теме здесь же, которую назову "Разное". Но это будет не прямо сейчас, а через какое-то время.
К стати, всех прошу, если возникают вопросы не по теме, а дополнительные или хочется о чем-нибудь рассказать таком постороннем, то пишите в это "Разное". У меня, как время свободное появится я туда буду заглядывать и отвечать.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#10

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Еще раз спасибо всем, кто прислал ответы на этот кейс. Я считаю, что мы продуктивно поработали и досконально разобрали эту непростую ситуацию. Отдельное спасибо за примеры из личной жизни и практики. Это значит, что то о чем мы здесь говорим не проходит мимо вас, вы пытаетесь анализировать полученную информацию и переносить полученные знания и опыт на свою жизнь и работу. Я рада!

Хотелось бы еще раз отдельно отметить следующие аспекты ваших ответов, на которых я, кажется, еще не останавливалась, но считаю их достойными внимания.

Можно было до того как объявить Маше с кем она танцует поговорить с ней. Например : "Маша, я думая поставить тебя вместе с Сережей, я понимаю он очень непростой партнер и я не буду настаивать если ты откажешься с ним танцевать, но мне с Сережей очень нужна твоя помощь ....."
Я тоже думаю, что, возможно, с одноклассником не готовым принять особого ребенка, еще до проведения разного рода классных часов и общих бесед о толерантности можно поговорить индивидуально. Отвести в сторонку и тихонько выяснить в чем проблема, дать понять, что вы уяснили проблему, что действительно проблема есть и вы ее понимаете и по обоюдному согласию пытаетесь найти решение. Если девочке предложить самой найти выход из сложившейся ситуации, она возможно, подумав, предложит вам что-то дельное, а можно, как в вашем случае, попросить ее о помощи, показать, что она сильная, ловкая, хорошо танцует и если будет иметь терпение, то вполне может научить танцу Сережу. Но тут важно, чтобы девочка захотела. Если она не хочет, заставлять не нужно и причины нежелания допытываться тоже не надо.
Можно дать Сереже роль какого-нибудь волшебника, осыпающего танцующих лепестками роз, или конфети, уж бросать наши дети точно умеют. Т.е. Серёже надо помочь посильно включиться в процесс, не нарушая его.
Можно специально немного изменить парный танец и придумать, например, для особого ребенка сольный выход в ярком костюме. Ну что поделать, если как партнер он реально представляет опасность для здоровья партнерш, крупный неуклюжий… А тут он в центре танца важный красивый.....

Хороший вариант решения проблемы. Кто-то говорил еще про сольный танец для особого ребенка. Это тоже неплохо, но лучше все же планировать сольный номер внутри общего танца, чтобы не терялось взаимодействие детей друг с другом, чувство единства, ощущения работы над одним общим делом. И не забывайте, что от сольного номера все равно нужно потихоньку стараться двигаться к включению особого ребенка в общий танец на равнее с другими, т.е. ставить в пару. Может быть не в этом танце, а в другом.
Ведь это один из принципов работы тьютора – не получается сразу включить особого ребенка в коллектив, хорошо, придумаем компромиссный вариант (общение в малых группах, сольный танец, задание на двоих, прикрепление «шефа», но только подходящего по темпераменту и исключительно добровольно) но постепенно все равно будем стараться включить ребенка в полноценное занятие вместе со всем коллективом. Например, можно это делать через тех же добровольных помощников (они могут объяснять другим детям как играть с их новым другом, в чем его достоинства).

И еще, возвращаясь к сольному танцу, важно поставить его так, чтобы ребенок не был смешон. Это касается и театральных постановок. Есть в Москве «Театр простодушных», где актеры взрослые люди с синдромом Дауна, так вот побывав на его спектаклях я увидела, что несмотря на явные особенности актеров, ни один из них не был смешон, так как смешны клоуны в цирке. Да, в театре ставят и комедии, но мы в них смеемся не над физическими недостатками актеров, а над их ролью, смешными поворотами сюжета пьесы. Так вот, если просто одеть ребенка, например, с синдромом, в яркий смешной костюм или обыгрывать его неуклюжесть (пусть это даже заложено ролью) есть шанс получить эффект клоуна, важно об этом заранее подумать.
Ежедневный анализ, планирование работы тьютора.
Несомненно, это важно, для успеха в любой работе.

Тьютор может индивидуально заниматься с Сережей сам, или попросить других научить Серёжу танцевать, играть в посильные игры, т.е помочь "подтянуться", как и в учёбе, с помощью дополнительных занятий с индивидуальным подходом. Девочки (не обязательно партнерша) могут дополнительно показывать и разучивать элементы танца с Сережей на переменах.

Справедливо, только всегда надо иметь в виду, что цель этих индивидуальных занятий немного подтянуть и вернуть мальчика обратно в коллектив. Увлекаться индивидуальными занятиями не стоит, а то потеряем инклюзию.

Тьютор, зная сильные стороны Серёжи, может помочь и детям, и педагогу обратить на них внимание. Например, на то что Сережа добрый, всегда готов выслушать, помочь, как умеет, не ругается и не затевает драку, скандал....
Да, согласна.

Купить конфет и на перемене дать Сереже, чтобы он угощал детей, тогда одноклассники будут посмелее к нему подходить.

Очень простой вариант. Понятно, что регулярно им пользоваться не стоит, что это за любовь за конфетки, но для начала это сделать можно. Как первое знакомство. Угощает, значит добрый, не жадный. Через эти конфетки появится, может быть, первый интерес к самому ребенку. Да и просто срабатывает принцип - если меня угостили, то надо дать конфетку в ответ. Глядишь, через этот обмен подарками и первый диалог завяжется.
Мокрые ладошки, слюни с одной стороны могут быть симптомами хронического заболевания у Сережи, которое необходимо лечить, а с другой это может быть реакция организма, возникающая от волнения (стресса). Человек начинает волноваться и, даже если он отлично знает что и как нужно сделать или сказать, вероятнее всего ошибется, от этого еще больше начинает нервничать и так замкнутый круг получается. У Сережи такая реакция может быть на новизну и сложность танцевальных движений, на понравившуюся девочку.
Хорошо, что вы видите проблему с разных сторон, в том числе и с медицинской, и чисто с психологической. Действительно, такое вполне может быть. По этому я предлагаю действовать по пути исключения причин. Если мы, как тьюторы, предложим родителям мальчика проконсультироваться с доктором на предмет потных ладошек и выясним, что заболевания, например, нет, мы сможем исключить эту причину и сосредоточится на другой причине. Выяснив, что и эта причина не привела к проблеме, ищем дальше пока не найдем одну или, как бывает гораздо чаще, несколько причин, которые и привели к сложностям. А дальше уже можно работать в зависимости от того, что мы нашли, психологическая это проблема, физиологическая или социальная, подбирая соответствующие методы и консультируясь у соответствующих специалистов.

Мы завершили работу над кейсом о внеклассной работе тьютора. К сожалению, пока не получается с видео и по этому мы сразу переходим ко второй теоретической части нашего семинара, которая называется «Тьютор для детей с синдромом Дауна». Как только я пойму, каким образом показать вам видео и подготовлю сюжеты, мы обязательно вернемся в раздел «Практика» все посмотрим и обсудим. А пока я жду вас в новом разделе, где мы поговорим об особенностях детей с синдромом Дауна, о практической работе тьютора на уроке с учетом этих особенностей.

С уважением, Татьяна
Ответить

Вернуться в «СЕМИНАР ПО ТЬЮТОРСТВУ»