Семинар часть 2-я: практика

Ответить
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#1 Семинар часть 2-я: практика

Сообщение TatyanaN » 04 июн 2013, 00:00

Всем добрый день!
Кейс, который я предлагаю вашему вниманию относится к теме "Тьютор для детей с синдромом Дауна" - работа тьютора на уроке. Это значит, что разбирая кейс вы можете опираться на те теоретические знания, которые получили во второй части нашего семинара.


Настя.
Настя учится во втором "А" классе коррекционной школы 8 вида, у Насти синдром Дауна.

Настя говорит очень неразборчиво, к тому же в ее активном словаре пока очень мало слов. В качестве средств общения, вместо слов, Настя предпочитает использовать жесты, мимику, многое делает самостоятельно вообще не обращаясь за помощью. В классе Настя сидит за первой партой в крайнем правом ряду. За партой Настя одна. Она единственная такая "сложная" девочка в классе, остальные дети с более легкими особенностями развития. Всего детей в классе 15 человек.

На уроке чтения и письма ребята выделяют в словах твердые и мягкие согласные, твердые обводят синим цветом, а мягкие - зеленым. Учительница по очереди вызывает учеников к доске, остальной класс работает синхронно с доской в тетрадях. Периодически учитель проходит по классу, заглядывает детям в тетради и поправляет написанное.

Настя в общем темпе с классом работать не может. Учитель, видимо, зная это заранее, выдает девочке в самом начале урока индивидуальное задание. Настя получает большую, формата А4, азбуку - раскраску. Учитель индивидуально подходит к девочке и объясняет ей задание - нужно назвать букву, назвать картинку к букве, раскрасить картинку и букву. Учитель достает из портфеля для девочки пенал и выдает ей два карандаша (желтый и коричневый), пенал закрывает и убирает в портфель.

На листе азбуки нарисован хлеб и написана буква Х.

Учитель от Насти, объяснив задание, отходит.

Девочка, оглядевшись по сторонам, постучав по столу желтым карандашом, а затем постучав желтым карандашом о коричневый, приступает к работе. Настя берет в обе руки по карандашу и начинает хаотично чиркать на листе. Затем девочка бросает коричневый карандаш, который падает под парту, и раскрашивает нарисованный в азбуке хлеб желтым. Девочка очень увлечена работой и скоро вся страничка становится желтой. Настя довольна результатом своей работы. Но вдруг, от сильного нажатия, карандаш ломается. Настя от злости бросает его с силой на пол. Получается шум, на который оборачиваются другие ученики класса. Настя лезет под парту доставать карандаш.

К Насте подходит учительница, быстрым движением извлекает девочку из-под парты, при этом обращается ко всему классу со словами, что нужно успокоиться, что здесь не цирк, смотреть нужно на доску, а не по сторонам и нужно продолжать работать. Учительница быстро усаживает Настю за парту, молча дает ей коричневый карандаш и убирает сломанный желтый.

Настя упрямится, она не хочет работать этим карандашом, она хочет желтый. Учитель не понимает, что нужно девочке, ругает ее и переворачивает страницу азбуки. Показав пальцем на страницу, велит Насте раскрашивать следующую букву.

Учитель возвращается к работе с классом и отходит от Насти.

Настя тем временем достает из пенала по-очереди все карандаши и выкладывает их на парте в ряд, затем кладет на них сверху ладошку и начинает ей двигать, ладошка как бы ездит по карандашам. Настя занимается своим "интересным" делом довольно долго, пока не решается собрать все карандаши в кучу и сделать "салют".

Тут же прибегает разгневанная учительница, наскоро собирает все карандаши, ругает Настю, вкладывает ей в руку первый попавшийся карандаш и начинает методом "рука в руке" показывать девочке, как нужно раскрашивать буквы в азбуке.

Звенит звонок с урока.

Учительница отходит от Насти, задает всем детям домашнее задание, подводит наскоро итог урока.

Настя закрывает свою азбуку и послушно, вместе с остальными детьми, идет сдавать свою работу учительнице.

Учительница смотрит на желтую страничку азбуки, вздыхает и повторяет, специально для Насти, что это буква Х, просит повторить.

Настя послушно повторяет.

Учительница успокаивается, поскольку, по ее мнению, несмотря на все, что было на уроке, девочка вроде бы, выучила новую букву. Настю отпускают на перемену.
С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#2

Сообщение MamAleshi » 13 июн 2013, 23:47

Всем добрый вечер!
1. Действия учителя на уроке можно обозначить как действия,практически не учитывающие особенности ребенка с синдромом.Учитель дает Насте индивидуальное задание,более легкое,соответствующее ее актуальным возможностям.Пытается тем самым использовать индивидуальный подход к ребенку.И это плюс.Но затем идет очень много минусов.
Учитель дает сразу несколько заданий.Девочке очень трудно все это воспринять на слух.Учитель уделяет мало внимания девочке,не создает ситуацию успеха,не меняет виды деятельности во время урока,не проводит физминутку.
2. Учитель мог бы дать сначала рассмотреть с девочкой картинку,проговорить,что на ней нарисовано,затем обвести пальцем по контуру картинку,напомнив тем самым,что надо раскрасить картинку и постараться не заходить за контур.(задействуем все анализаторы-зрительный,слуховой,тактильный) Затем выдать один карандаш-коричневый и предложить раскрасить хлеб.Через некоторое время подойти к Насте и если девочка справилась с заданием, похвалить ее. Затем попытаться с Настей выделить первый звук в слове хлеб, и предложить закрасить букву х. Выдать лучше синий карандаш,проговорив , что х это твердый согласный звук,поэтому раскрашиваем синим цветом ( это связано с темой урока,которую изучает весь остальной класс) .Когда Настя справится с заданием,можно попросить девочку выйти к доске и написать на доске букву х.(обязательно создать ситуацию успеха и похвалить девочку перед классом) Потом обязательно провести общую физкультминутку. Затем можно выдать Насте кусочек пластилина и попросить скатать колбаски и вылепить букву х.(смена вида деятельности плюс мультисенсорный подход) Таким образом, учитель, зная особенности своего ученика, должен стараться специально для него более часто менять виды деятельности на уроке и стараться задействовать все органы чувств , чтобы ребенок не уставал и лучше усваивал информацию.
3,4.Тьютор мог бы облегчить работу учителя.Ведь у него достаточно большой класс и возможно чисто физически он не успевает уделить больше внимания девочке. Тьютор мог бы разбить задание учителя на части,помочь выполнить и проконтролировать выполнение задания, используя в том числе и метод рука в руку, жестом показывать, на что сейчас ученице лучше обратить внимание, с помощью слов, прикосновений, жестов привлекать внимание ребенка к необходимым ему в данный момент заданиям.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#3

Сообщение MamAleshi » 14 июн 2013, 00:03

3,4.Все действия тьютора естественно помогли бы девочке лучше усвоить материал и провести время урока интересно и с пользой.Кстати тьютор мог бы помочь в развитии самостоятельности Насти, например в данном случае предоставить Насте возможность самой достать из портфеля пенал и достать нужный карандаш.
5.Суммируя все вышесказанное, если бы я была тьютором Насти я бы:
-разбила бы задание учителя на части и объясняла задание,задействуя максимально все органы чувств;
-способствовала развитию самостоятельности девочки,предоставив возможность действовать самостоятельно,где это возможно, в т.ч.доставать карандаши из пенала и в то же время сдерживать излишнюю самостоятельность,давая ребенку инструкцию (давай выберем коричневый карандаш,остальные положим в пенал);
-предлагала бы ребенку разные виды деятельности (раскрасить, нарисовать мелом на доске,вылепить из пластилина);
-способствовала созданию ситуации успеха,помогая ребенку минимально,только там где это действительно нужно.
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#4

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

1. Проанализируйте действия учителя на уроке. Какие приемы и методы ведения урока, с учетом наличия в классе ученика с синдромом Дауна, использовал учитель? Какие из этих приемов можно считать успешными, а какие нет?
2. Как можно перестроить работу учителя на уроке, чтобы она стала более эффективной по отношению к ученику с синдромом Дауна? Опишите наиболее эффективные для данного случая приемы и методы работы, которые должен использовать учитель?
3. Каким образом помогло бы Насте присутствие тьютора на уроке?
4.Чем мог бы помочь тьютор учителю в данной ситуации?
5.Опишите подробно возможные действия тьютора на уроке. Как бы вы построили свою работу на уроке, если бы были тьютором Насти?

Всем заранее спасибо! Ваши ответы на этот кейс присылайте до 14 июня.

С уважением, Татьяна
Ответить

Вернуться в «СЕМИНАР ПО ТЬЮТОРСТВУ»