Семинар часть 2-я: тьютор для детей с синдромом Дауна

Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#1 Семинар часть 2-я: тьютор для детей с синдромом Дауна

Сообщение TatyanaN » 08 апр 2013, 00:00

В этой части семинара мы будем говорить об особенностях работы тьютора с детьми с синдромом Дауна.

В первой части речь шла о профессии тьютор, должностных обязанностях этого специалиста, его месте в отечественной системе образования. Мы также поняли различия между школьным учителем, в том числе классным руководителем, и тьютором. Уяснили основные принципы работы тьютора, как специалиста помогающего детям с особенностями развития. В практической части, работая над кейсом, проанализировали внеклассную работу тьютора на примере инклюзивной школы. Увидели конкретные ситуации в которых ученику и учителю бывает необходима помощь тьютора.

Теперь же речь пойдет о работе тьютора непосредственно на уроке. И не просто о работе тьютора на уроке, а о работе тютора с ребенком с синдромом Дауна.
И начнем мы с выделения особенностей присущих нашим детям. Ведь это первое, что должен знать тьютор, если начинает работать с детьми с синдромом.


В своей работе тьютор учащегося с синдромом Дауна должен опираться на свойственные такому ребенку высокие подражательные способности, а также учитывать присущие ему следующие особенности:
• Повышенная эмоциональность
• Проблемы с кратковременной памятью (сложности с построением логической цепочки)
• Замедленные реакции
• Сложности с воспроизведением речи (экспрессивная речь)
• Трудности с построением адекватного диалога (беседы)
• Повышенная тактильная чувствительность
• Неравномерность внимания
• Сложности поведенческого характера (в понимании правил поведения, установлении границ в общении, разницы в поведении со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми).
• Сложности ориентировки в пространстве и времени (длительный процесс адаптации к новым условиям)
• Проблема слухового восприятия речи (необходимость зрительного и тактильного подкрепления любого высказывания)
• Физиологические сложности (ослабленный слух, зрение, мышечный тонус, нарушения координации, неловкость в движениях, сложности с ориентацией в схеме собственного тела, сложности с ориентировкой в пространстве, проблемы с мелкой моторикой).

Таким образом, учитывая сильные и слабые стороны учащихся с синдромом Дауна, тьютор в процессе работы может выбирать варианты взаимодействия с учеником. При этом нельзя утверждать, что любой выбранный вариант взаимодействия с ребенком обязательно будет эффективным. Как и в любом деле в работе тьютора случаются удачи и неудачи. Главное творчески подходить к процессу обучения и всегда основываться в своей работе на индивидуальном подходе к ребенку.

Это очень краткий обзор особенностей, который я даю, когда обучаю специалистов. Но среди вас много родителей без специализированного образования и многое вам может быть не совсем понятно. По этому, я предлагаю вам в течение недели задавать мне по прочитанному здесь свои вопросы и я, в зависимости от них, буду более подробно объяснять некоторые пункты.
С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#2

Сообщение MamAleshi » 10 апр 2013, 22:38

Добрый вечер!

Поясните, пожалуйста пункт про повышенную тактильную чувствительность. Насколько я помню где-то я читала, у наших деток тактильная чувствительность наоборот снижена. Хотя по своему сыну я бы сказала что в каких-то ситуациях он ведет себя как ребенок с повышенной тактильной чувствительностью (не дается делать массаж лица и языка,вообще не любит когда к его лицу прикасаются, достаточно брезгливо относится к испачканным в каше или тесте рукам) и в то же время он как будто ищет более сильных тактильных ощущений (не сразу реагирует на горячее-холодное, хотя может это относится к замедленной реакции?).Ему уже 4 года, а он часто тащит в рот игрушки как годовалый малыш.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#3

Сообщение MamAleshi » 15 апр 2013, 20:19

Спасибо большое за ответы. Теперь все гораздо понятнее.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#4

Сообщение MamAleshi » 20 апр 2013, 22:49

Добрый вечер!
Тьютор так же должен уметь отделять одну от другой различные проблемы поведения ребенка. Например, отделять незрелое поведение ученика от намеренно плохого. Принимать во внимание не только фактический возраст ученика, но и его уровень когнитивного развития и уровень понимания устной речи.


У меня вопрос: что означает "незрелое поведение ученика" и как его отличить от намеренно плохого? Должен ли тьютор проводить какую-то диагностику ребенка, чтобы определить уровень когнитивного развития ребенка, уровень понимания устной речи и т.д.?
Если ребенок долго (больше 5 минут) не приступает к выполнению задания инструкцию можно повторить или повторить в урезанном виде.
Мне кажется 5 минут -это очень долго, неужели можно ждать так долго? Ведь ребенок за это время успеет заняться тысячью других дел и позабыть задание.

По поводу поощрения: можно ли использовать пищевое поощрение на уроке, какое-то лакомство? Какой вид поощрения ближе всего по эффективности к пищевому?

Еще вопрос: что делать, если ребенок очень расторможенный, гиперактивный, если такому ребенку и 5 минут усидеть на месте очень трудно? не проводить же физминутки каждые 5 минут?

С уважением, Екатерина.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#5

Сообщение MamAleshi » 23 апр 2013, 00:00

Спасибо Вам огромное за ответы! С нетерпением буду ждать информацию по гиперактивным детям. У меня и сын такой и мой ученик с синдромом, так что эта тема для меня очень актуальна.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#6

Сообщение MamAleshi » 12 май 2013, 23:36

Спасибо! Вас тоже со всеми прошедшими праздниками! Здоровья Вам и вашей семье, любви и мирного неба над головой!

Праздники с хорошей погодой, гостями, походами в парк сделали свое дело - за комп садиться вообще не хочется или просто некогда.

Все Ваши примеры из реальной жизни - это примеры очень эффективной работы с нашими детишками. Было бы здорово, чтобы везде к детям так относились и специалисты делали все, чтобы оказывать помощь на таком высоком уровне. В принципе все понятно, есть несколько небольших вопросов- уточнений.
Мальчик Дима, например, любил откусывать грифель от карандашей, и с ним невозможно было рисовать, а девочка Лена облизывала свои ладошки. В случае с Димой, тьютор, по рекомендации педагога, попробовал заменить карандаши массажной зубной щеткой. Постепенно ученик переключился с карандашей на щетку, что сделало возможным включить его в рисование и письменные задания.

Не совсем понятно, т.е. мальчику разрешили постоянно грызть зубную щетку и во время рисования, и уроков письма?

По поводу неспособности действовать по фронтальной инструкции - сталкиваюсь с этим в работе со своим классом. Из своей практики пришла к выводу, что мне как учителю нужно использовать разные формы работы с детьми и варианты их посадки: на устные предметы чтение, развитие речи стараюсь ставить парты буквой "п" или полукругом, или вообще усаживать детей на стулья в кругу. Это помогает на время собрать внимание всего класса.
На письменные предметы работаю с каждым индивидуально,как правило рука в руку, подсаживаясь к каждому, остальных в это время пытаюсь занять какими-то заданиями-занятиями, которые детям по силам выполнять самостоятельно. Но дети могут заниматься чем-то очень непродолжительное время, начинают вставать и смотреть в окно или баловаться. Как вы считаете, допустимо ли на уроке такое-вот хождение по классу? и как лучше организовать выполнение письменных заданий?
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#7

Сообщение MamAleshi » 19 май 2013, 22:54

Спасибо большое за ваши пояснения и рекомендации.

А вообще-то, на мой взгляд, хороший урок не тот, где все сидят за партами, как солдатики и слышно жужжание мухи, а тот, где есть чередование более жестких и более свободных частей урока, при этом, учитель успевает индивидуально поработать со сложными детьми, а дети успевают поработать самостоятельно и совместно (например, в парах или тройках). А в таком уроке неизбежно будет возникать шум и хождение. Это нормально.

Вы развеяли мои сомнения, потому что я и сама чувствую, что урок, где все дети запуганы и сидят не шелохнувшись, как и тот, что похож на "базар" от шума и гама -это не есть хороший урок.

По поводу отставания в темпе восприятия материала можно также отметить замедленную включаемость в работу. Замечаю по своему ученику с синдромом, что он всегда начинает работать на уроке позже других. Лучший способ включить его в работу - это похвала+ тактильный контакт (поглаживание по спине) или использование его любимой игры - катание маленьких шариков. Например, даже буквы с ним так изучаем: кладем его шарик на карточку с буквой "а" и т.д.
Аватара пользователя
MamAleshi
Дети:
Алексей
16.04.2009

#8

Сообщение MamAleshi » 28 май 2013, 22:25

Всем добрый вечер!
Мотивировать на учебу таких ребят очень сложно. Иногда путем перебора различных мотивирующих ребенка вещей удается найти нужный стимул и дело сдвигается с мертвой точки...
Абсолютно с этим согласна. Действительно очень важно найти такой стимул, и в каждом конкретном случае он будет свой.
чаще бывает так, что ребенок отказывается не потому, что ему не интересно, а потому, что сама ситуация ему непонятна и этим его пугает.
Считаю, что часто бывает и так, что ребенку действительно неинтересно, например, когда к нему предъявляются завышенные требования, задание не подкрепляется наглядностью, слишком много отвлекающих факторов и другие подобные вещи, которые я считаю "ошибками педагогов".
Тьютор может быть не в курсе правил семьи, которые устанавливают родители для ребенка дома.
Считаю, что тьютор просто обязан быть в курсе таких вещей и обязательно должен обговаривать с родителями способы мотивации ребенка. Родители со своей стороны должны всячески идти тьютору навстречу, помогая найти эти способы мотивации и рассказывая о своих семейных правилах поощрения и наказания, тем самым обеспечивая единство требований к ребенку.
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#9

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Добрый вечер!
Поясните, пожалуйста пункт про повышенную тактильную чувствительность. Насколько я помню где-то я читала, у наших деток тактильная чувствительность наоборот снижена. Хотя по своему сыну я бы сказала что в каких-то ситуациях он ведет себя как ребенок с повышенной тактильной чувствительностью (не дается делать массаж лица и языка,вообще не любит когда к его лицу прикасаются, достаточно брезгливо относится к испачканным в каше или тесте рукам) и в то же время он как будто ищет более сильных тактильных ощущений (не сразу реагирует на горячее-холодное, хотя может это относится к замедленной реакции?).Ему уже 4 года, а он часто тащит в рот игрушки как годовалый малыш.

Добрый день!
Говоря о повышенной тактильной чувствительности я имею в виду следующие внешние проявления: дети нетерпимы к поверхностным прикосновениям, часто не любят швы на одежде, кусачие шарфы, когда на кожу дуют, прикосновения разного рода пушинок, волос, многие не терпят когда их причесывают, одевают -раздевают, не любят душ и т.д . Ребята избегают ситуаций связанных с подобными прикосновениями и тьютору в работе надо это иметь в виду. Часто немотивированный на первый взгляд отказ, который тьютором трактуется, как упрямство, связан именно с нежеланием ребенка касаться нелюбимых предметов. Даже самый внимательный тьютор может этого не понять, поскольку сам ничего подобного не испытывает. Там где обычный человек ничего не ощущает ребенок с синдромом может испытывать гамму очень сильных ощущений. Некоторым детям такие сильные ощущения неприятны (они их могут пугаться), другие же наоборот эти сильные ощущения ищут, он их стимулируют. Говорят, что кожа у многих детей с повышенной тактильной чувствительностью напоминает нашу, когда мы обгораем на солнце. Вспомните, когда вы обгорите, то любое даже самое легкое прикосновение к коже неприятно.

Но повышенная тактильная чувствительность в чистом виде (в том виде, который я вам здесь описала) встречается не у всех. Существуют разные варианты и комбинации чувствительности у наших ребят.

Самым распространенным случаем является повышенная поверхностная чувствительность и одновременно пониженная глубинная чувствительность.

Как это выглядит?

Когда любое легкое прикосновение к коже вызывает раздражение (ребенок не любит пух, шерсть, пушистые игрушки, струи душа, и т.д.) это с - минусом- или наоборот любит и все время ищет таких прикосновений (любит игры, когда к нему легко прикасаются волосы, любит осторожно гладить по поверхности домашних животных, меховой воротник, любит легкое прикосновение к коже ватки, перышка и т.д.) это с -плюсом-. При этом и в том и в другом случае такой ребенок совсем не чувствует своих мышц (путается в руках и ногах, они как бы не хотят слушаться, он их плохо ощущает; не реагирует даже на сильное нажатие, сдавливание; не плачет, а наоборот смеется, когда на него давят, сжимают очень сильно; любит глубокий массаж, но не терпит поверхностный; не плачет, когда падает и даже не замечает очень сильных ран, синяков; плохо ощущает, когда надо сходить в туалет, не чувствует наполнение мочевого пузыря и т.д.).
Один мой знакомый мальчик с такой комбинацией чувствительности терпеть не мог душ, его раздражали легкие прикосновения струй воды к коже, но если его удавалось уговорить посидеть под душем подольше, то ему начинало нравиться. Это происходило потому, что через 5-10 минут струйки воды уже не просто касались поверхности кожи, а начинали бить в одну и ту же точку на теле некоторое время, то есть они начинали уже сильно давить на тело (на мышцы, а не на кожу) таким образом ощущения от поверхностных переходили в глубинные и ребенку начинало нравиться.

Встречается у наших ребят и пониженная чувствительность. Это когда для полноты ощущений ребенку нужны очень сильные ощущения. Например, ребенку хочется сильно тянуть других и себя за волосы, сильно хватать, ребенок любит когда его шлепают, крепко обнимают, такие дети часто плохо реагирует на горячее, холодное, они часто неловкие, реагирую лишь на гипертрофированно сильные к себе обращения с громким голосом, сильными эмоциями, глубокими прикосновениями при обращении. Говорят, что ощущения у таких детей похожи на наши, если мы на себя наденем три пары перчаток, шубу и валенки, а потом попробуем заниматься обычными делами (есть, пить готовить, или например, попытаемся поднять с пола иголку и вставить в нее нитку).

Здесь я привела примеры на чувствительность так сказать в чистом виде, но каждый конкретный случай нужно рассматривать индивидуально, ведь у каждого ребенка обычно бывает своя личная комбинация. А тьютору важно просто знать, что такое бывает, что это особенность наших детей и с ней надо считаться во время работы, а не списывать все проблемы на упрямство детей, их лень, неповиновение и вредность характера.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#10

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Добрый день.
Мне не совсем понятен пункт "неравномерность внимания", как особенность у ребенка с синдромом Дауна. Ведь, это и для "обычных" людей характерно. Если мы чем-то увлечены (обеспокоены), то внимание направлено, в первую очередь, на объект увлечения (беспокойства), а уж потом на все остальное.

Добрый день.
Здесь в первую очередь важно время. Да, в какой-то мере внимание у всех детей неравномерное, но у наших( по сравнению с нормой) очень короткий по времени момент сосредоточенного внимания (там где у нормы 15-20 минут, у синдрома 5-7 минут). Наши дети очень быстро отвлекаются на любые, даже едва заметные раздражители (звук машин на улице, жужжание мухи в классе, шепот соседа по парте, настроение и тембр голоса учительницы). Мы можем во время работы абстрагироваться от всего лишнего, наш мозг отключает на время сосредоточенной работы все лишние звуки и шорохи окружающей среды. Мы перестаем обращать на них внимание и сосредоточенно работаем, а выполнив работу снова как бы "включаемся" в окружающую действительность. Детям с синдромом Дауна это сделать сложно из-за психологической, а иногда и чисто физиологической (обусловленной особенностями связанными с синдромом) незрелости. Они не могут сами, усилием своей воли, выключить все отвлекающее и направить свое внимание в нужное русло. Отсюда и неравномерность, рассеянность внимания.

Есть такое понятие "психологическая готовность к школе" на нее проверяют всех первоклашек, так вот в идеале, для ребенка с нормой такая готовность наступает именно тогда, когда он научается "отключать" все посторонние раздражители и на время включаться в работу. В зависимости от того, на какое время он может это сделать и и определяется эта самая готовность. Так вот у детей с синдромом Дауна это время крайне непродолжительно и даже со временем, когда происходит адаптация к школе, помещению, одноклассникам, оно увеличивается очень ненамного по сравнению с нормой. По этому учителю и тьютору нужно эту особенность иметь ввиду. Собрать внимание нашего ребенка, направить его в определенное русло и задержать на этом достаточно продолжительное время непросто. И главное, он медленно учится делать это сам, долгое время ( а в некоторых случаях и всегда) делать это за него приходится помогающим взрослым, тьютору, учителю, родителям.

На сегодня существует два диаметрально противоположных подхода. Первый - во время занятия нужно убрать от ребенка все лишнее, отвлекающее; стены в классе должны быть белыми; на парте у ребенка только листик и ручка; кругом должно быть тихо. Предполагается, что убирая все отвлекающее, мы даем ребенку сосредоточится на работе и со временем, привыкнув не отвлекаться, ребенок научится удерживать внимание. Он как бы не тратит лишние силы организма на то, чтобы сосредоточится, а тратит их только на саму работу.

Второй подход - ребенок находится в шумном классе, на стенках много разнообразного дидактического материала, на парте пенал, тетрадь, учебник, ручка. В таких условиях ребенку сосредоточится сложнее, чем в тишине, но нам это и нужно. Здесь ребенок как бы тренирует свою саморегуляцию. Понятно, что, как не крути, в таких условиях он будет отвлекаться, но авторы такого подхода считают, что в этом нет ничего страшного. Что если ребенок отвлекся от хода урока, то он вполне может посмотреть, например, дидактический материал на стенах - это будет своего рода разрядка, к тому же у ребенка включится непроизвольная память ( которая у наших детей хорошо развита) и ребенок сам запомнит необходимое ему знание, пусть и не то, что дает учитель в данный момент. Но здесь важно вовремя вернуть ребенка к занятию, ведь самому ему это сделать сложно. В этом случае может помочь тьютор, который жестом покажет на что сейчас ученику лучше обратить внимание, даст в руки необходимый учебный предмет, будет с помощью слов, прикосновений, жестов привлекать внимание ребенка к доске, к необходимым ему в данный момент заданиям. А учитель, зная особенности своего ученика, будет стараться специально для него более часто менять виды деятельности на уроке, чтобы ребенок не уставал и внимание его переключалось в том режиме до которого он пока дозрел. Считается, что таким образом ребенок постепенно адаптируется и перестанет замечать лишние раздражители, они как бы станут для него привычными и тогда время сосредоточенного внимания увеличится.

Инклюзия и включение тьютора в систему школьного образования предполагает, как вы понимаете, работу исходя преимущественно из второго подхода. Хотя возможны и даже полезны комбинации подходов. Например в классе работаем по второму варианту, а дома по первому.

Просто второй вариант тренирует внутренние ресурсы ребенка, стимулирует адаптацию и саморегуляцию, а в первом варианте все идет не от ребенка, а из вне, от взрослого, благоприятные условия создает взрослый, внутри у ребенка никаких процессов тренировки не происходит. Но качество выполняемой ребенком работы (считаем или пишем в прописях) в первом варианте часто бывает лучше, поскольку ребенку работается легче, ведь не надо тратить лишние силы на саморегуляцию. Если же важен не столько результат, сколько процесс (адаптация и становление саморегуляции), то хорошим можно считать второй вариант.

Термин "неравномерность" внимания, а не просто "быстрая отвлекаемость", "рассредоточенность" я выбрала еще и потому, что нашим ребятам свойственна то сосредоточенность на чем-то одном (например,внимательно рисует круги и переключить на другое занятие сложно), то наоборот отвлекаемость и поверхностность (берется то за одно дело, то за другое и ни как не может сосредоточиться на чем-то одном). Получается именно "неравномерность".
С уважением, Татьяна
Ответить

Вернуться в «СЕМИНАР ПО ТЬЮТОРСТВУ»