Семинар часть 2-я: тьютор для детей с синдромом Дауна
- TatyanaN
- Последний визит: 27.11.2023 13:12
#1 Семинар часть 2-я: тьютор для детей с синдромом Дауна
В этой части семинара мы будем говорить об особенностях работы тьютора с детьми с синдромом Дауна.
В первой части речь шла о профессии тьютор, должностных обязанностях этого специалиста, его месте в отечественной системе образования. Мы также поняли различия между школьным учителем, в том числе классным руководителем, и тьютором. Уяснили основные принципы работы тьютора, как специалиста помогающего детям с особенностями развития. В практической части, работая над кейсом, проанализировали внеклассную работу тьютора на примере инклюзивной школы. Увидели конкретные ситуации в которых ученику и учителю бывает необходима помощь тьютора.
Теперь же речь пойдет о работе тьютора непосредственно на уроке. И не просто о работе тьютора на уроке, а о работе тютора с ребенком с синдромом Дауна.
И начнем мы с выделения особенностей присущих нашим детям. Ведь это первое, что должен знать тьютор, если начинает работать с детьми с синдромом.
В своей работе тьютор учащегося с синдромом Дауна должен опираться на свойственные такому ребенку высокие подражательные способности, а также учитывать присущие ему следующие особенности:
• Повышенная эмоциональность
• Проблемы с кратковременной памятью (сложности с построением логической цепочки)
• Замедленные реакции
• Сложности с воспроизведением речи (экспрессивная речь)
• Трудности с построением адекватного диалога (беседы)
• Повышенная тактильная чувствительность
• Неравномерность внимания
• Сложности поведенческого характера (в понимании правил поведения, установлении границ в общении, разницы в поведении со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми).
• Сложности ориентировки в пространстве и времени (длительный процесс адаптации к новым условиям)
• Проблема слухового восприятия речи (необходимость зрительного и тактильного подкрепления любого высказывания)
• Физиологические сложности (ослабленный слух, зрение, мышечный тонус, нарушения координации, неловкость в движениях, сложности с ориентацией в схеме собственного тела, сложности с ориентировкой в пространстве, проблемы с мелкой моторикой).
Таким образом, учитывая сильные и слабые стороны учащихся с синдромом Дауна, тьютор в процессе работы может выбирать варианты взаимодействия с учеником. При этом нельзя утверждать, что любой выбранный вариант взаимодействия с ребенком обязательно будет эффективным. Как и в любом деле в работе тьютора случаются удачи и неудачи. Главное творчески подходить к процессу обучения и всегда основываться в своей работе на индивидуальном подходе к ребенку.
Это очень краткий обзор особенностей, который я даю, когда обучаю специалистов. Но среди вас много родителей без специализированного образования и многое вам может быть не совсем понятно. По этому, я предлагаю вам в течение недели задавать мне по прочитанному здесь свои вопросы и я, в зависимости от них, буду более подробно объяснять некоторые пункты.
В первой части речь шла о профессии тьютор, должностных обязанностях этого специалиста, его месте в отечественной системе образования. Мы также поняли различия между школьным учителем, в том числе классным руководителем, и тьютором. Уяснили основные принципы работы тьютора, как специалиста помогающего детям с особенностями развития. В практической части, работая над кейсом, проанализировали внеклассную работу тьютора на примере инклюзивной школы. Увидели конкретные ситуации в которых ученику и учителю бывает необходима помощь тьютора.
Теперь же речь пойдет о работе тьютора непосредственно на уроке. И не просто о работе тьютора на уроке, а о работе тютора с ребенком с синдромом Дауна.
И начнем мы с выделения особенностей присущих нашим детям. Ведь это первое, что должен знать тьютор, если начинает работать с детьми с синдромом.
В своей работе тьютор учащегося с синдромом Дауна должен опираться на свойственные такому ребенку высокие подражательные способности, а также учитывать присущие ему следующие особенности:
• Повышенная эмоциональность
• Проблемы с кратковременной памятью (сложности с построением логической цепочки)
• Замедленные реакции
• Сложности с воспроизведением речи (экспрессивная речь)
• Трудности с построением адекватного диалога (беседы)
• Повышенная тактильная чувствительность
• Неравномерность внимания
• Сложности поведенческого характера (в понимании правил поведения, установлении границ в общении, разницы в поведении со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми).
• Сложности ориентировки в пространстве и времени (длительный процесс адаптации к новым условиям)
• Проблема слухового восприятия речи (необходимость зрительного и тактильного подкрепления любого высказывания)
• Физиологические сложности (ослабленный слух, зрение, мышечный тонус, нарушения координации, неловкость в движениях, сложности с ориентацией в схеме собственного тела, сложности с ориентировкой в пространстве, проблемы с мелкой моторикой).
Таким образом, учитывая сильные и слабые стороны учащихся с синдромом Дауна, тьютор в процессе работы может выбирать варианты взаимодействия с учеником. При этом нельзя утверждать, что любой выбранный вариант взаимодействия с ребенком обязательно будет эффективным. Как и в любом деле в работе тьютора случаются удачи и неудачи. Главное творчески подходить к процессу обучения и всегда основываться в своей работе на индивидуальном подходе к ребенку.
Это очень краткий обзор особенностей, который я даю, когда обучаю специалистов. Но среди вас много родителей без специализированного образования и многое вам может быть не совсем понятно. По этому, я предлагаю вам в течение недели задавать мне по прочитанному здесь свои вопросы и я, в зависимости от них, буду более подробно объяснять некоторые пункты.
С уважением, Татьяна
- MamAleshi
- Последний визит: 09.10.2023 11:49
-
Дети:
Алексей
16.04.2009
#2
Добрый вечер!
Поясните, пожалуйста пункт про повышенную тактильную чувствительность. Насколько я помню где-то я читала, у наших деток тактильная чувствительность наоборот снижена. Хотя по своему сыну я бы сказала что в каких-то ситуациях он ведет себя как ребенок с повышенной тактильной чувствительностью (не дается делать массаж лица и языка,вообще не любит когда к его лицу прикасаются, достаточно брезгливо относится к испачканным в каше или тесте рукам) и в то же время он как будто ищет более сильных тактильных ощущений (не сразу реагирует на горячее-холодное, хотя может это относится к замедленной реакции?).Ему уже 4 года, а он часто тащит в рот игрушки как годовалый малыш.
Поясните, пожалуйста пункт про повышенную тактильную чувствительность. Насколько я помню где-то я читала, у наших деток тактильная чувствительность наоборот снижена. Хотя по своему сыну я бы сказала что в каких-то ситуациях он ведет себя как ребенок с повышенной тактильной чувствительностью (не дается делать массаж лица и языка,вообще не любит когда к его лицу прикасаются, достаточно брезгливо относится к испачканным в каше или тесте рукам) и в то же время он как будто ищет более сильных тактильных ощущений (не сразу реагирует на горячее-холодное, хотя может это относится к замедленной реакции?).Ему уже 4 года, а он часто тащит в рот игрушки как годовалый малыш.
- MamAleshi
- Последний визит: 09.10.2023 11:49
-
Дети:
Алексей
16.04.2009
#4
Добрый вечер!
У меня вопрос: что означает "незрелое поведение ученика" и как его отличить от намеренно плохого? Должен ли тьютор проводить какую-то диагностику ребенка, чтобы определить уровень когнитивного развития ребенка, уровень понимания устной речи и т.д.?
По поводу поощрения: можно ли использовать пищевое поощрение на уроке, какое-то лакомство? Какой вид поощрения ближе всего по эффективности к пищевому?
Еще вопрос: что делать, если ребенок очень расторможенный, гиперактивный, если такому ребенку и 5 минут усидеть на месте очень трудно? не проводить же физминутки каждые 5 минут?
С уважением, Екатерина.
Тьютор так же должен уметь отделять одну от другой различные проблемы поведения ребенка. Например, отделять незрелое поведение ученика от намеренно плохого. Принимать во внимание не только фактический возраст ученика, но и его уровень когнитивного развития и уровень понимания устной речи.
У меня вопрос: что означает "незрелое поведение ученика" и как его отличить от намеренно плохого? Должен ли тьютор проводить какую-то диагностику ребенка, чтобы определить уровень когнитивного развития ребенка, уровень понимания устной речи и т.д.?
Мне кажется 5 минут -это очень долго, неужели можно ждать так долго? Ведь ребенок за это время успеет заняться тысячью других дел и позабыть задание.Если ребенок долго (больше 5 минут) не приступает к выполнению задания инструкцию можно повторить или повторить в урезанном виде.
По поводу поощрения: можно ли использовать пищевое поощрение на уроке, какое-то лакомство? Какой вид поощрения ближе всего по эффективности к пищевому?
Еще вопрос: что делать, если ребенок очень расторможенный, гиперактивный, если такому ребенку и 5 минут усидеть на месте очень трудно? не проводить же физминутки каждые 5 минут?
С уважением, Екатерина.
- MamAleshi
- Последний визит: 09.10.2023 11:49
-
Дети:
Алексей
16.04.2009
#6
Спасибо! Вас тоже со всеми прошедшими праздниками! Здоровья Вам и вашей семье, любви и мирного неба над головой!
Праздники с хорошей погодой, гостями, походами в парк сделали свое дело - за комп садиться вообще не хочется или просто некогда.
Все Ваши примеры из реальной жизни - это примеры очень эффективной работы с нашими детишками. Было бы здорово, чтобы везде к детям так относились и специалисты делали все, чтобы оказывать помощь на таком высоком уровне. В принципе все понятно, есть несколько небольших вопросов- уточнений.
Не совсем понятно, т.е. мальчику разрешили постоянно грызть зубную щетку и во время рисования, и уроков письма?
По поводу неспособности действовать по фронтальной инструкции - сталкиваюсь с этим в работе со своим классом. Из своей практики пришла к выводу, что мне как учителю нужно использовать разные формы работы с детьми и варианты их посадки: на устные предметы чтение, развитие речи стараюсь ставить парты буквой "п" или полукругом, или вообще усаживать детей на стулья в кругу. Это помогает на время собрать внимание всего класса.
На письменные предметы работаю с каждым индивидуально,как правило рука в руку, подсаживаясь к каждому, остальных в это время пытаюсь занять какими-то заданиями-занятиями, которые детям по силам выполнять самостоятельно. Но дети могут заниматься чем-то очень непродолжительное время, начинают вставать и смотреть в окно или баловаться. Как вы считаете, допустимо ли на уроке такое-вот хождение по классу? и как лучше организовать выполнение письменных заданий?
Праздники с хорошей погодой, гостями, походами в парк сделали свое дело - за комп садиться вообще не хочется или просто некогда.
Все Ваши примеры из реальной жизни - это примеры очень эффективной работы с нашими детишками. Было бы здорово, чтобы везде к детям так относились и специалисты делали все, чтобы оказывать помощь на таком высоком уровне. В принципе все понятно, есть несколько небольших вопросов- уточнений.
Мальчик Дима, например, любил откусывать грифель от карандашей, и с ним невозможно было рисовать, а девочка Лена облизывала свои ладошки. В случае с Димой, тьютор, по рекомендации педагога, попробовал заменить карандаши массажной зубной щеткой. Постепенно ученик переключился с карандашей на щетку, что сделало возможным включить его в рисование и письменные задания.
Не совсем понятно, т.е. мальчику разрешили постоянно грызть зубную щетку и во время рисования, и уроков письма?
По поводу неспособности действовать по фронтальной инструкции - сталкиваюсь с этим в работе со своим классом. Из своей практики пришла к выводу, что мне как учителю нужно использовать разные формы работы с детьми и варианты их посадки: на устные предметы чтение, развитие речи стараюсь ставить парты буквой "п" или полукругом, или вообще усаживать детей на стулья в кругу. Это помогает на время собрать внимание всего класса.
На письменные предметы работаю с каждым индивидуально,как правило рука в руку, подсаживаясь к каждому, остальных в это время пытаюсь занять какими-то заданиями-занятиями, которые детям по силам выполнять самостоятельно. Но дети могут заниматься чем-то очень непродолжительное время, начинают вставать и смотреть в окно или баловаться. Как вы считаете, допустимо ли на уроке такое-вот хождение по классу? и как лучше организовать выполнение письменных заданий?
- MamAleshi
- Последний визит: 09.10.2023 11:49
-
Дети:
Алексей
16.04.2009
#7
Спасибо большое за ваши пояснения и рекомендации.
Вы развеяли мои сомнения, потому что я и сама чувствую, что урок, где все дети запуганы и сидят не шелохнувшись, как и тот, что похож на "базар" от шума и гама -это не есть хороший урок.
По поводу отставания в темпе восприятия материала можно также отметить замедленную включаемость в работу. Замечаю по своему ученику с синдромом, что он всегда начинает работать на уроке позже других. Лучший способ включить его в работу - это похвала+ тактильный контакт (поглаживание по спине) или использование его любимой игры - катание маленьких шариков. Например, даже буквы с ним так изучаем: кладем его шарик на карточку с буквой "а" и т.д.
А вообще-то, на мой взгляд, хороший урок не тот, где все сидят за партами, как солдатики и слышно жужжание мухи, а тот, где есть чередование более жестких и более свободных частей урока, при этом, учитель успевает индивидуально поработать со сложными детьми, а дети успевают поработать самостоятельно и совместно (например, в парах или тройках). А в таком уроке неизбежно будет возникать шум и хождение. Это нормально.
Вы развеяли мои сомнения, потому что я и сама чувствую, что урок, где все дети запуганы и сидят не шелохнувшись, как и тот, что похож на "базар" от шума и гама -это не есть хороший урок.
По поводу отставания в темпе восприятия материала можно также отметить замедленную включаемость в работу. Замечаю по своему ученику с синдромом, что он всегда начинает работать на уроке позже других. Лучший способ включить его в работу - это похвала+ тактильный контакт (поглаживание по спине) или использование его любимой игры - катание маленьких шариков. Например, даже буквы с ним так изучаем: кладем его шарик на карточку с буквой "а" и т.д.
- MamAleshi
- Последний визит: 09.10.2023 11:49
-
Дети:
Алексей
16.04.2009
#8
Всем добрый вечер!
Абсолютно с этим согласна. Действительно очень важно найти такой стимул, и в каждом конкретном случае он будет свой.Мотивировать на учебу таких ребят очень сложно. Иногда путем перебора различных мотивирующих ребенка вещей удается найти нужный стимул и дело сдвигается с мертвой точки...
Считаю, что часто бывает и так, что ребенку действительно неинтересно, например, когда к нему предъявляются завышенные требования, задание не подкрепляется наглядностью, слишком много отвлекающих факторов и другие подобные вещи, которые я считаю "ошибками педагогов".чаще бывает так, что ребенок отказывается не потому, что ему не интересно, а потому, что сама ситуация ему непонятна и этим его пугает.
Считаю, что тьютор просто обязан быть в курсе таких вещей и обязательно должен обговаривать с родителями способы мотивации ребенка. Родители со своей стороны должны всячески идти тьютору навстречу, помогая найти эти способы мотивации и рассказывая о своих семейных правилах поощрения и наказания, тем самым обеспечивая единство требований к ребенку.Тьютор может быть не в курсе правил семьи, которые устанавливают родители для ребенка дома.
- TatyanaN
- Последний визит: 27.11.2023 13:12
#9
Добрый вечер!
Поясните, пожалуйста пункт про повышенную тактильную чувствительность. Насколько я помню где-то я читала, у наших деток тактильная чувствительность наоборот снижена. Хотя по своему сыну я бы сказала что в каких-то ситуациях он ведет себя как ребенок с повышенной тактильной чувствительностью (не дается делать массаж лица и языка,вообще не любит когда к его лицу прикасаются, достаточно брезгливо относится к испачканным в каше или тесте рукам) и в то же время он как будто ищет более сильных тактильных ощущений (не сразу реагирует на горячее-холодное, хотя может это относится к замедленной реакции?).Ему уже 4 года, а он часто тащит в рот игрушки как годовалый малыш.
Добрый день!
Говоря о повышенной тактильной чувствительности я имею в виду следующие внешние проявления: дети нетерпимы к поверхностным прикосновениям, часто не любят швы на одежде, кусачие шарфы, когда на кожу дуют, прикосновения разного рода пушинок, волос, многие не терпят когда их причесывают, одевают -раздевают, не любят душ и т.д . Ребята избегают ситуаций связанных с подобными прикосновениями и тьютору в работе надо это иметь в виду. Часто немотивированный на первый взгляд отказ, который тьютором трактуется, как упрямство, связан именно с нежеланием ребенка касаться нелюбимых предметов. Даже самый внимательный тьютор может этого не понять, поскольку сам ничего подобного не испытывает. Там где обычный человек ничего не ощущает ребенок с синдромом может испытывать гамму очень сильных ощущений. Некоторым детям такие сильные ощущения неприятны (они их могут пугаться), другие же наоборот эти сильные ощущения ищут, он их стимулируют. Говорят, что кожа у многих детей с повышенной тактильной чувствительностью напоминает нашу, когда мы обгораем на солнце. Вспомните, когда вы обгорите, то любое даже самое легкое прикосновение к коже неприятно.
Но повышенная тактильная чувствительность в чистом виде (в том виде, который я вам здесь описала) встречается не у всех. Существуют разные варианты и комбинации чувствительности у наших ребят.
Самым распространенным случаем является повышенная поверхностная чувствительность и одновременно пониженная глубинная чувствительность.
Как это выглядит?
Когда любое легкое прикосновение к коже вызывает раздражение (ребенок не любит пух, шерсть, пушистые игрушки, струи душа, и т.д.) это с - минусом- или наоборот любит и все время ищет таких прикосновений (любит игры, когда к нему легко прикасаются волосы, любит осторожно гладить по поверхности домашних животных, меховой воротник, любит легкое прикосновение к коже ватки, перышка и т.д.) это с -плюсом-. При этом и в том и в другом случае такой ребенок совсем не чувствует своих мышц (путается в руках и ногах, они как бы не хотят слушаться, он их плохо ощущает; не реагирует даже на сильное нажатие, сдавливание; не плачет, а наоборот смеется, когда на него давят, сжимают очень сильно; любит глубокий массаж, но не терпит поверхностный; не плачет, когда падает и даже не замечает очень сильных ран, синяков; плохо ощущает, когда надо сходить в туалет, не чувствует наполнение мочевого пузыря и т.д.).
Один мой знакомый мальчик с такой комбинацией чувствительности терпеть не мог душ, его раздражали легкие прикосновения струй воды к коже, но если его удавалось уговорить посидеть под душем подольше, то ему начинало нравиться. Это происходило потому, что через 5-10 минут струйки воды уже не просто касались поверхности кожи, а начинали бить в одну и ту же точку на теле некоторое время, то есть они начинали уже сильно давить на тело (на мышцы, а не на кожу) таким образом ощущения от поверхностных переходили в глубинные и ребенку начинало нравиться.
Встречается у наших ребят и пониженная чувствительность. Это когда для полноты ощущений ребенку нужны очень сильные ощущения. Например, ребенку хочется сильно тянуть других и себя за волосы, сильно хватать, ребенок любит когда его шлепают, крепко обнимают, такие дети часто плохо реагирует на горячее, холодное, они часто неловкие, реагирую лишь на гипертрофированно сильные к себе обращения с громким голосом, сильными эмоциями, глубокими прикосновениями при обращении. Говорят, что ощущения у таких детей похожи на наши, если мы на себя наденем три пары перчаток, шубу и валенки, а потом попробуем заниматься обычными делами (есть, пить готовить, или например, попытаемся поднять с пола иголку и вставить в нее нитку).
Здесь я привела примеры на чувствительность так сказать в чистом виде, но каждый конкретный случай нужно рассматривать индивидуально, ведь у каждого ребенка обычно бывает своя личная комбинация. А тьютору важно просто знать, что такое бывает, что это особенность наших детей и с ней надо считаться во время работы, а не списывать все проблемы на упрямство детей, их лень, неповиновение и вредность характера.
С уважением, Татьяна
- TatyanaN
- Последний визит: 27.11.2023 13:12
#10
Добрый день.
Мне не совсем понятен пункт "неравномерность внимания", как особенность у ребенка с синдромом Дауна. Ведь, это и для "обычных" людей характерно. Если мы чем-то увлечены (обеспокоены), то внимание направлено, в первую очередь, на объект увлечения (беспокойства), а уж потом на все остальное.
Добрый день.
Здесь в первую очередь важно время. Да, в какой-то мере внимание у всех детей неравномерное, но у наших( по сравнению с нормой) очень короткий по времени момент сосредоточенного внимания (там где у нормы 15-20 минут, у синдрома 5-7 минут). Наши дети очень быстро отвлекаются на любые, даже едва заметные раздражители (звук машин на улице, жужжание мухи в классе, шепот соседа по парте, настроение и тембр голоса учительницы). Мы можем во время работы абстрагироваться от всего лишнего, наш мозг отключает на время сосредоточенной работы все лишние звуки и шорохи окружающей среды. Мы перестаем обращать на них внимание и сосредоточенно работаем, а выполнив работу снова как бы "включаемся" в окружающую действительность. Детям с синдромом Дауна это сделать сложно из-за психологической, а иногда и чисто физиологической (обусловленной особенностями связанными с синдромом) незрелости. Они не могут сами, усилием своей воли, выключить все отвлекающее и направить свое внимание в нужное русло. Отсюда и неравномерность, рассеянность внимания.
Есть такое понятие "психологическая готовность к школе" на нее проверяют всех первоклашек, так вот в идеале, для ребенка с нормой такая готовность наступает именно тогда, когда он научается "отключать" все посторонние раздражители и на время включаться в работу. В зависимости от того, на какое время он может это сделать и и определяется эта самая готовность. Так вот у детей с синдромом Дауна это время крайне непродолжительно и даже со временем, когда происходит адаптация к школе, помещению, одноклассникам, оно увеличивается очень ненамного по сравнению с нормой. По этому учителю и тьютору нужно эту особенность иметь ввиду. Собрать внимание нашего ребенка, направить его в определенное русло и задержать на этом достаточно продолжительное время непросто. И главное, он медленно учится делать это сам, долгое время ( а в некоторых случаях и всегда) делать это за него приходится помогающим взрослым, тьютору, учителю, родителям.
На сегодня существует два диаметрально противоположных подхода. Первый - во время занятия нужно убрать от ребенка все лишнее, отвлекающее; стены в классе должны быть белыми; на парте у ребенка только листик и ручка; кругом должно быть тихо. Предполагается, что убирая все отвлекающее, мы даем ребенку сосредоточится на работе и со временем, привыкнув не отвлекаться, ребенок научится удерживать внимание. Он как бы не тратит лишние силы организма на то, чтобы сосредоточится, а тратит их только на саму работу.
Второй подход - ребенок находится в шумном классе, на стенках много разнообразного дидактического материала, на парте пенал, тетрадь, учебник, ручка. В таких условиях ребенку сосредоточится сложнее, чем в тишине, но нам это и нужно. Здесь ребенок как бы тренирует свою саморегуляцию. Понятно, что, как не крути, в таких условиях он будет отвлекаться, но авторы такого подхода считают, что в этом нет ничего страшного. Что если ребенок отвлекся от хода урока, то он вполне может посмотреть, например, дидактический материал на стенах - это будет своего рода разрядка, к тому же у ребенка включится непроизвольная память ( которая у наших детей хорошо развита) и ребенок сам запомнит необходимое ему знание, пусть и не то, что дает учитель в данный момент. Но здесь важно вовремя вернуть ребенка к занятию, ведь самому ему это сделать сложно. В этом случае может помочь тьютор, который жестом покажет на что сейчас ученику лучше обратить внимание, даст в руки необходимый учебный предмет, будет с помощью слов, прикосновений, жестов привлекать внимание ребенка к доске, к необходимым ему в данный момент заданиям. А учитель, зная особенности своего ученика, будет стараться специально для него более часто менять виды деятельности на уроке, чтобы ребенок не уставал и внимание его переключалось в том режиме до которого он пока дозрел. Считается, что таким образом ребенок постепенно адаптируется и перестанет замечать лишние раздражители, они как бы станут для него привычными и тогда время сосредоточенного внимания увеличится.
Инклюзия и включение тьютора в систему школьного образования предполагает, как вы понимаете, работу исходя преимущественно из второго подхода. Хотя возможны и даже полезны комбинации подходов. Например в классе работаем по второму варианту, а дома по первому.
Просто второй вариант тренирует внутренние ресурсы ребенка, стимулирует адаптацию и саморегуляцию, а в первом варианте все идет не от ребенка, а из вне, от взрослого, благоприятные условия создает взрослый, внутри у ребенка никаких процессов тренировки не происходит. Но качество выполняемой ребенком работы (считаем или пишем в прописях) в первом варианте часто бывает лучше, поскольку ребенку работается легче, ведь не надо тратить лишние силы на саморегуляцию. Если же важен не столько результат, сколько процесс (адаптация и становление саморегуляции), то хорошим можно считать второй вариант.
Термин "неравномерность" внимания, а не просто "быстрая отвлекаемость", "рассредоточенность" я выбрала еще и потому, что нашим ребятам свойственна то сосредоточенность на чем-то одном (например,внимательно рисует круги и переключить на другое занятие сложно), то наоборот отвлекаемость и поверхностность (берется то за одно дело, то за другое и ни как не может сосредоточиться на чем-то одном). Получается именно "неравномерность".
С уважением, Татьяна