#1 Семинар часть 2-я: тьютор для детей с синдромом Дауна
Добавлено: 08 апр 2013, 00:00
В этой части семинара мы будем говорить об особенностях работы тьютора с детьми с синдромом Дауна.
В первой части речь шла о профессии тьютор, должностных обязанностях этого специалиста, его месте в отечественной системе образования. Мы также поняли различия между школьным учителем, в том числе классным руководителем, и тьютором. Уяснили основные принципы работы тьютора, как специалиста помогающего детям с особенностями развития. В практической части, работая над кейсом, проанализировали внеклассную работу тьютора на примере инклюзивной школы. Увидели конкретные ситуации в которых ученику и учителю бывает необходима помощь тьютора.
Теперь же речь пойдет о работе тьютора непосредственно на уроке. И не просто о работе тьютора на уроке, а о работе тютора с ребенком с синдромом Дауна.
И начнем мы с выделения особенностей присущих нашим детям. Ведь это первое, что должен знать тьютор, если начинает работать с детьми с синдромом.
В своей работе тьютор учащегося с синдромом Дауна должен опираться на свойственные такому ребенку высокие подражательные способности, а также учитывать присущие ему следующие особенности:
• Повышенная эмоциональность
• Проблемы с кратковременной памятью (сложности с построением логической цепочки)
• Замедленные реакции
• Сложности с воспроизведением речи (экспрессивная речь)
• Трудности с построением адекватного диалога (беседы)
• Повышенная тактильная чувствительность
• Неравномерность внимания
• Сложности поведенческого характера (в понимании правил поведения, установлении границ в общении, разницы в поведении со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми).
• Сложности ориентировки в пространстве и времени (длительный процесс адаптации к новым условиям)
• Проблема слухового восприятия речи (необходимость зрительного и тактильного подкрепления любого высказывания)
• Физиологические сложности (ослабленный слух, зрение, мышечный тонус, нарушения координации, неловкость в движениях, сложности с ориентацией в схеме собственного тела, сложности с ориентировкой в пространстве, проблемы с мелкой моторикой).
Таким образом, учитывая сильные и слабые стороны учащихся с синдромом Дауна, тьютор в процессе работы может выбирать варианты взаимодействия с учеником. При этом нельзя утверждать, что любой выбранный вариант взаимодействия с ребенком обязательно будет эффективным. Как и в любом деле в работе тьютора случаются удачи и неудачи. Главное творчески подходить к процессу обучения и всегда основываться в своей работе на индивидуальном подходе к ребенку.
Это очень краткий обзор особенностей, который я даю, когда обучаю специалистов. Но среди вас много родителей без специализированного образования и многое вам может быть не совсем понятно. По этому, я предлагаю вам в течение недели задавать мне по прочитанному здесь свои вопросы и я, в зависимости от них, буду более подробно объяснять некоторые пункты.
В первой части речь шла о профессии тьютор, должностных обязанностях этого специалиста, его месте в отечественной системе образования. Мы также поняли различия между школьным учителем, в том числе классным руководителем, и тьютором. Уяснили основные принципы работы тьютора, как специалиста помогающего детям с особенностями развития. В практической части, работая над кейсом, проанализировали внеклассную работу тьютора на примере инклюзивной школы. Увидели конкретные ситуации в которых ученику и учителю бывает необходима помощь тьютора.
Теперь же речь пойдет о работе тьютора непосредственно на уроке. И не просто о работе тьютора на уроке, а о работе тютора с ребенком с синдромом Дауна.
И начнем мы с выделения особенностей присущих нашим детям. Ведь это первое, что должен знать тьютор, если начинает работать с детьми с синдромом.
В своей работе тьютор учащегося с синдромом Дауна должен опираться на свойственные такому ребенку высокие подражательные способности, а также учитывать присущие ему следующие особенности:
• Повышенная эмоциональность
• Проблемы с кратковременной памятью (сложности с построением логической цепочки)
• Замедленные реакции
• Сложности с воспроизведением речи (экспрессивная речь)
• Трудности с построением адекватного диалога (беседы)
• Повышенная тактильная чувствительность
• Неравномерность внимания
• Сложности поведенческого характера (в понимании правил поведения, установлении границ в общении, разницы в поведении со взрослыми и детьми, знакомыми и незнакомыми людьми).
• Сложности ориентировки в пространстве и времени (длительный процесс адаптации к новым условиям)
• Проблема слухового восприятия речи (необходимость зрительного и тактильного подкрепления любого высказывания)
• Физиологические сложности (ослабленный слух, зрение, мышечный тонус, нарушения координации, неловкость в движениях, сложности с ориентацией в схеме собственного тела, сложности с ориентировкой в пространстве, проблемы с мелкой моторикой).
Таким образом, учитывая сильные и слабые стороны учащихся с синдромом Дауна, тьютор в процессе работы может выбирать варианты взаимодействия с учеником. При этом нельзя утверждать, что любой выбранный вариант взаимодействия с ребенком обязательно будет эффективным. Как и в любом деле в работе тьютора случаются удачи и неудачи. Главное творчески подходить к процессу обучения и всегда основываться в своей работе на индивидуальном подходе к ребенку.
Это очень краткий обзор особенностей, который я даю, когда обучаю специалистов. Но среди вас много родителей без специализированного образования и многое вам может быть не совсем понятно. По этому, я предлагаю вам в течение недели задавать мне по прочитанному здесь свои вопросы и я, в зависимости от них, буду более подробно объяснять некоторые пункты.