Семинар часть 2-я: тьютор для детей с синдромом Дауна

Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#11

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Добрый день всем!
Мы продолжаем.
Обращаю ваше внимание на то, что некоторые вещи из тех что вы сейчас прочитаете вам, возможно, покажутся уже знакомыми. Это не беда. Просто так сложилось, что по ходу нашего семинара вы все время задавали мне вопросы именно на эти темы и я вам на многие из них давала ответы. Так что теперь вы что-то уже знаете и будете просто повторять, а что-то вам предстоит прочитать в первый раз.

Общие рекомендации тьютору
1. Установление доверительных отношений с ребенком
Прежде чем начинать работать с любым ребенком, тьютору необходимо подружиться с ним, сформировать доверительные отношения, симпатию. Ведь не секрет, что в подобной непосредственной работе эмоциональная составляющая играет большую роль. Одна лишь симпатия к тьютору способна побудить ребенка к нормализации своего поведения в рамках его возможностей. Многие дети, выполняя задание, следят за реакцией тьютора, ждут похвалы, одобрения. Верно выявленный интерес ребенка (его любимый герой мультика, игрушка, пристрастие к чему-то) может сыграть на руку помощнику педагога, например, стать на время урока действенным приемом мотивирования ребенка к учебе. Не говоря уже о совместных играх на перемене при условии взаимной вовлеченности тьютора и ребенка.
2. Наблюдение за поведением ученика
Тьютору важно стараться замечать общее поведение конкретного ребенка в контексте «Он сегодня не такой, как обычно» или «Он сегодня в возбужденном состоянии» и обращать на это внимание коллег. Совместный с педагогами и психологами анализ динамики поведения ребенка позволяет выделить ростки нового поведения, а не просто случайное совпадение совокупности факторов – настроения, погодных условий, симптомов болезни и т.п.
Например: когда ребенок вдруг отказывается выполнять задание педагога родители бывает говорят, что он по характеру вообще упрям или сегодня у него нет настроения из-за низкого атмосферного давления. На самом же деле часто оказывается, что ребенок, не понял задание поскольку учитель не подкрепил его в достаточной мере наглядным материалом, а вовсе не врожденное упрямство или болезнь.


Следует подмечать состояние ребенка на уроке и действовать в соответствии с ним. Ребенок своим поведением обычно дает понять, что он не понимает задания или устал (смотрит не на учителя, а по сторонам; уходит в свои игры; ищет сенсорные стимулы; «сползает под парту»; лежит на парте; готов встать и уйти) и в этих случаях необходимо обратится, к нему лично, дать дополнительный стимул, привлечь к уроку, сконцентрировать его на учителе или объяснить задание. Иной раз наоборот, тьютор не отпускает ребенка, между тем ученик своим поведением давно сигналит (отойди от меня, я сам; я умею; мне интересно сделать самому; я наконец-то понял) иногда это слова, иногда жесты, а иногда, если тьютор не готов понять, и агрессия.

Тьютор так же должен уметь отделять одну от другой различные проблемы поведения ребенка. Например, отделять незрелое поведение ученика от намеренно плохого. Принимать во внимание не только фактический возраст ученика, но и его уровень когнитивного развития и уровень понимания устной речи.

3. Помощь ребенку на уроке
Помощь ребенку на уроке со стороны тьютора должна быть дозированной, чтобы не мешать развитию самостоятельности ребенка. Для взрослого намного проще все сделать самому: достать за ребенка тетрадь, расстегнуть портфель, сделать за него задание. Да, часто дети с синдромом Дауна бывают неловкими, тетради выпадают из рук, карандаши рассыпаются по полу, ждать пока они справятся с заданием для тьютора мучительно долго, однако это необходимо. В своей работе тьютор должен запастись терпением.


4. Приемы привлечения внимания к уроку

Эмоциональная реакция тьютора на происходящее у доски, демонстрируемая заинтересованность. Тьютор при этом выступает как образец правильного поведения. Ребенок привлекается исходя из посыла «Если ему интересно, то и мне тоже». Ребенок как бы заражается интересом взрослого.

Привлечение внимание ученика к учителю («Смотри на Марию Ивановну, на доску, слушай»).

Привлечение внимания к происходящему через предмет («Вот карандаш – рисуй»).

Прояснение ситуации («Посмотри, все ребята рисуют, и я рисую - беру карандаш, бумагу и рисую, вот так…» )

Физический контакт – похлопать по плечу, постучать по парте, указать пальцем, иногда просто повернуть голову ребенка в нужном направлении.

Дублирование словесной инструкции по привлечению внимания к уроку жестом или иным способом. Если есть под рукой, можно показать соответствующую картинку.

Внимание!
Тьютор не должен быть многословен, инструкции, которые он дает ученику во время урока, должны быть четкие и состоять из 2-3 слов (предмет, действие с предметом, при необходимости, можно добавить признак предмета). Например: «Вот карандаш – рисуй» или «Возьми красный карандаш и рисуй здесь». На все предметы, задействованные в инструкции, нужно показывать пальцем или давать их ребенку в руки.
Это так называемые 2-х и 3-х ступенчатые инструкции.
Если ребенок плохо понимает сложную, например 3-х ступенчатую инструкцию, то между частями инструкции нужно делать паузы и помогать ребенку с помощью наглядности. Например: «Возьми красный карандаш (пауза, а во время паузы все карандаши пододвигаются ближе к ребенку) и рисуй (пауза, во время паузы от ребенка убирается коробка с карандашами и придвигается листок), здесь (пауза, тьютор пальцем показывает на то место на листе, где нужно рисовать), рисуй круг (пауза, тьютор пальцем изображает воображаемый круг на листе). Дальше тьютор 2-3 минуты ждет того момента, когда ребенок начнет рисовать.
Если ребенок долго (больше 5 минут) не приступает к выполнению задания инструкцию можно повторить или повторить в урезанном виде. Например : «Возьми карандаш (сами подвигаем к нему карандаш нужного цвета) и рисуй круг (придвигаем к ребенку листок, ставим методом «рука в руке» руку ребенка с карандашом на листок), ждем, когда ребенок сам начнет рисовать и придаем, используя метод «рука в руке», его движениям форму круговых. Убираем свою руку с руки ребенка и наблюдаем, как он сам рисует. По окончании работы хвалим, употребляя выражение «Ты нарисовал круг».

5. Приемы удержания внимания на уроке

Одной из значительных проблем, стоящих перед тьютором на уроках, является проблема удержания внимания ребенка на учителе и преподаваемом материале.

Решению этой задачи могут способствовать следующие приемы:

Частое обращение к ребенку по имени, более частый контакт глазами.

Прикосновение к ребенку – поглаживание по плечу, по спине, по голове.

Смена видов деятельности - поручение ребенку заданий, предполагающих движение (собрать-раздать тетради, карточки, вытереть доску), поручение ребенку доступных заданий, требующих работы с предметом (нанизать бусины из цифр на нитку, поднимать нужные карточки и т.д.)
С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#12

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Добрый день!
С одной стороны сопровождать маме своего ребенка сложнее, есть приемы манипулирования, с другой проще (знаешь слабые и сильные стороны, способы поощрения, когда ребенок хитрит, когда действительно устал и ли болен, и т.д.). По п.8 в нашей практике с развитием самостоятельности есть неопределенность (хотя понимаю, сохраняться эта неопределенность будет долго), на разных уроках (предметах), уровень помощи разный, и нахождение за, рядом, поодаль, вне класса - иногда не получается соотнести эту помощь. Учитель говорит например: - все хорошо, он внимателен, выполняет задания..., я оставляю ребенка, а через некоторое время трое взрослых бегают по школе в поисках "самостоятельного ученика", который покинул класс и присоединился к другой стайке бегающих самостоятельных учеников более старшего возраста. Ребенок тоже показывает и словом, и жестом, и взглядом, и действием (просто закрывает передо мной дверь), хотя сам не справляется, но помощи может не попросить. Тогда я захожу вновь, сажусь рядом и придумываю для чего мы все это сейчас будем делать (читать, рисовать...). Хотелось узнать ваш опыт и действия с такими самостоятельными учениками. И еще вопрос о копировании неправильного поведения одноклассниками - какие варианты объяснения?
С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#13

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Добрый день, Екатерина!
Отвечаю на ваши вопросы:
1. Что означает "незрелое поведение ученика" и как его отличить от намеренно плохого?

«Незрелое» поведение, это когда ребенок чего-то не делает на уроке, упрямится или плохо себя ведет, не из-за того, что не хочет учиться или вредничает, а из-за того, что не может в силу своей психологической незрелости или, если говорить еще проще, в силу особенностей обусловленных синдромом Дауна.
Так если, например, ребенок не хочет по просьбе учителя выходить к доске, то нельзя сразу классифицировать такое поведение как «намеренно плохое». Я часто слышу, как в подобных ситуациях учителя говорят: «Да, что вы не знаете, эти дети вечно упрямятся, хоть ты тут что делай они все равно свое гнут, если настроение плохое, а ведь могут, я же знаю, если хорошее настроение все прекрасно делают, а сегодня это просто упрямство, не хотят и специально меня доводят». И вот я говорю о том, что тьютор не должен уподобляться такой вот учительнице и прежде чем относить особенности поведения ребенка к «намеренно плохим» (бывает, что детям нравится делать плохо и они это делают специально) нужно понять не связанно ли такое поведение с особенностями обусловленными синдромом? Например, в нашем случае проверить понял ли ребенок инструкцию учителя, нет ли у него проблем со слухом, не нужно ли разбить инструкцию на части? Возможно, ребенок в быту выполняет только самую простую инструкцию (возьми карандаш и дай мне), а учитель на уроке сказал ему что-то типа: «Вася, сейчас ты пойдешь к доске, отложи тетрадку в сторону, а ручку убери в пенал, вставай и иди к доске, и стулом не греми, пожалуйста, когда выходить будешь». Вот вам и «упрямство»! А знающий тьютор, понаблюдав за Васей на перемене (ему можно давать простые поручения и смотреть из каких частей инструкцию он выполняет хорошо, а где уже ему сложно) и поговорив с мамой Васи, поймет, что мальчику нужно давать более четкие и более простые инструкции, подкреплять их картинкой или предметом, и давать после выполнения инструкции значимое для ребенка поощрение.
Так что, зная особенности наших детей, а о них мы с вами уже говорили выше, тьютор должен рассматривать плохое поведение ребенка в первую очередь исходя из них и уж только после этого, если тьютор понял, что дело не в особенностях, тогда возможно это просто плохое поведение, которое я и назвала здесь «намеренно плохое». Обычно, внимательный тьютор в первые несколько недель узнает ребенка, его характер, особенности воспитания, через общение с мамой примерно представляет себе как ребенок ведет себя вне школы, и дальше, уже зная особенности наших детей, начинает понимать исходя из конкретной ситуации где ребенок просто «вредничает», а где ему сложно и он не делает здания поскольку ему нужна дополнительная помощь.

Должен ли тьютор проводить какую-то диагностику ребенка, чтобы определить уровень когнитивного развития ребенка, уровень понимания устной речи и т.д.?

Да, безусловно, некая диагностика должна быть. Если говорить о том, как должно быть в идеале, то диагностику на входе (в начале учебного года) и на выходе (в конце учебного года) должны проводить учитель и школьный психолог. Тьютор же должен с результатами этой диагностики на каждого своего ребенка ознакомиться, возможно, если это не вызывает не у кого возражений, присутствовать в качестве наблюдающего специалиста и вовремя проведения такой диагностики. Но делать диагностику самому тьютору не стоит, поскольку тьютор это все же не проф. педагог или психолог. Тьютор лишь помогающий специалист. Не будем забывать, что тьюторами часто выступают люди без специального образования, а для того чтобы качественно провести диагностику, безусловно, нужен хороший психолог или дефектолог. Так что тьютор принимает на веру ту информацию, которую ему предоставляет о ребенке родитель, учитель и школьный психолог, но в процессе взаимодействия с ребенком может ее корректировать и обязательно обсуждает эти изменения с коллегами. Понятно, что для себя, в своей тетрадке (мы поговорим об этом в разделе «ведение документации») тьютору пометки делать можно и даже нужно, чтобы разобраться самому.
Мне кажется 5 минут - это очень долго, неужели можно ждать так долго? Ведь ребенок за это время успеет заняться тысячью других дел и позабыть задание.

В некоторых случаях необходимо ждать до 5 минут, это когда у ребенка замедленная реакция. В этом случае информация, которую он получил через ухо, долго добирается внутри тела до того кусочка головного мозга, в котором она обрабатывается. После чего она должна пойти (это я говорю несколько схематично, на самом деле все сложнее) в рот и голосовые связки, чтобы ребенок смог ответить. Вот, если в этой цепочке происходит сбой, то информация двигается медленнее и ждать приходится дольше. Так что бывает тьютору необходимо запастись терпением. Но в этом случае ребенок, получив инструкцию как бы замирает, он ее обрабатывает, при этом он не шалит и не отвлекается, а либо думает и смотрит в одну точку, либо продолжает заниматься тем делом, которым занимался до получения новой информации. Он как бы «не переключается» долго с одного дела на другое. В быту часто говорят про таких детей, что они «тормозят». Если же ребенок начинает отвлекаться уже через полминуты, то реакция у него обычная, а не замедленная и это значит, что повторять инструкцию нужно уже через полминуты, а не ждать когда же пройдут положенные 5 минут. Просто у всех детей скорость реакции разная и я здесь говорю о крайних случаях, а тьютор должен наблюдать за своим подопечным и действовать исходя из его скорости реагирования.


По поводу поощрения: можно ли использовать пищевое поощрение на уроке, какое-то лакомство? Какой вид поощрения ближе всего по эффективности к пищевому?

Я уже говорила, что для каждого ребенка будет свой отличный от других самый эффективный вид поощрения. Тьютору нужно только повнимательнее понаблюдать за ребенком и попробовать поощрять его разными способами, тогда в конце-концов найдется этот самый наиболее эффективный. Можно с мамой ребенка поговорить, возможно она уже нашла этот способ для себя и использует его дома, тогда вы просто его возьмете себе на заметку. Я не могу вам сейчас подсказать что-то универсальное, вы должны будете сами найти наиболее подходящий для вашего подопечного вариант. В этом отчасти и состоит искусство тьютора.

Что касается пищевого поощрения, то да, зачастую пищевое поощрение оказывается самым простым и самым эффективным способом поощрения, но я бы его не рекомендовала. Даже точнее, можно в исключительных случаях. Почему?
1. Нельзя забывать, что наши дети склонны к лишнему весу, а привычка получать конфетку за хорошее поведение вырабатывается быстро и сломать ее потом очень сложно. Ребенок потом за каждую малость будет ждать от вас конфетку и количество конфет будет нарастать прямо пропорционально количеству лишних килограммов.
2. На уроке конфетка тоже совсем не к месту, это шуршание бумажкой, потом ее нужно еще куда-то деть, а если это печенье, то крошки, отвлечение на жевание и т.д.
3.Еда в качестве поощрения это еще и социально неприемлемый вариант поощрения. В классе другие дети начнут интересоваться почему кому-то за каждую ерунду (а для них достать тетрадь из портфеля – ерунда) дают конфетку? Начнут сами принуждать одноклассника сделать что-нибудь за конфетку. К тому же рано или поздно ребенок вырастет, пойдет, например, в 7-й класс и будет продолжать требовать от вас еду в качестве похвалы. Поскольку люди с синдромом Дауна склонны к стойким привычкам, отучить его от этого будет очень сложно и придется продолжать поощрять конфетками, а великовозрастный детина с леденцом на палочке понятно будет вызывать смех и негативную реакцию окружающих.

Так что не все хорошо, что просто. К пищевому поощрению это относится в первую очередь. Старайтесь выбирать может быть более сложные для тьютора (требуют наблюдения за ребенком, выяснения его пристрастий, привязанностей) но более социально приемлемые формы поощрения.
Например:
Опираясь на любовь к близким (мама похвалит, покажем твою работу папе и т.д.)
Опираясь на любовь к привлечению внимания окружающих (повесим твою работу на доску, покажи всем ребятам свою работу, все на тебя смотрят, покажи как ты умеешь).
Материальные поощрения (не еда) – дам за хорошую работу наклейку, игрушку, поставь печать в тетрадку, поставлю хорошую оценку, нарисую цветочек, сам нарисуешь цветочек и т.д.
Возможность более свободной деятельности (сделаешь задание можно 2 минутки попрыгать, пойдешь к доске, соберешь – раздашь всем карандаши, выйдешь ненадолго в коридор)
Опираясь на тактильную чувствительность (жест «дай пять», похлопать по плечу, потрепать по макушке, потрясти за ручку и т.д.) Заметьте, жест «дай пять» в качестве поощрения будет социально приемлем в любом возрасте и в 7-м и в 11-м классе, в отличие от конфет.
Опираясь на личную привязанность к тьютору - поощрять взглядом, жестом, специальным, хорошо знакомым друг другу знаком (скрепленные в замок руки на уровне груди или поднятый вверх большой палец), словом, интонацией.

Это только некоторые из примеров, а вообще-то каждый тьютор должен сам найти свой наиболее эффективный прием поощрения.

Что делать, если ребенок очень расторможенный, гиперактивный, если такому ребенку и 5 минут усидеть на месте очень трудно? не проводить же физминутки каждые 5 минут?
Это действительно серьезный и сложный вопрос. На него так просто в двух словах не ответишь, я подумаю, вспомню все что на эту тему знаю и отвечу вам на него где-то через недельку. Хорошо?

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#14

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Спасибоза хороший, оптимистичный пример! Можно уточнить - Паша пошёл в 1 класс с теми же детьми, с которыми занимался на подготовке к школе? Понятно, что социальные навыки сохранятся и в новом коллективе, но тогда у тьюторов должна быть преемственность, т.е. они должны передавать следующему помощнику информацию о выученных клише, отработанных способах взаимодействия с другими детьми и т.п., тем более если тьютор будет меняться время от времени.

В группе подготовки было всего девять детей и с двумя из этих детей Паша вместе пошел в первый класс. А по поводу преемственности, это было бы хорошо,но к сожалению, это мало реально. В школе свои законы и свои правила, я даже не знаю есть ли там тьютор? Кажется нет. Но все равно, мама Паши говорила,что мальчику значительно проще дался первый класс нежели Наша группа подготовки. В первом классе он не принимал на себя чужие роли и был более спокойным, правда, детей обижал первое время,но потом привык, да и привыкание шло уже быстрее, понадобился всего месяц,а у нас он больше полугода привыкал.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#15

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Всех поздравляю с праздниками! Особенно со Светлой пасхой и Днем победы!!!
Счастья, удачи во всем, здоровья вам и вашим детям!!!


Праздники вещь хорошая, но не забывайте и про наш семинар.
Весь май мы еще будем общаться и делиться практическими наработками. А в июне нас ждет практика (разбор кейсов) и КОНЕЦ!!!
С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#16

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Работа в рамках традиционной классно-урочной системы предполагает преимущественно один способ взаимодействия между учеником и учителем - устную фронтальную инструкцию учителя, адресованную срезу всем ученикам в классе. Многим детям с синдромом Дауна такой способ общения с учителем не подходит из-за сложностей с восприятием информации на слух.
Дело в том, что из-за нарушений слуховой памяти и слухового внимания у детей с синдромом Дауна происходит замедление темпа восприятия устной речи. Часто, кажется, что ребенок просто не слышит обращенную к нему речь, при этом патологий со стороны органов слуха у такого ребенка, как правило, не наблюдается. Продуманная работа педагога, который при подаче материала будет опираться на все доступные ребенку способы восприятия (визуальный, слуховой и кинестетический) поможет снять часть проблем, возникающих на уроке. Так, подкрепление высказывания демонстрацией соответствующей картинки или предмета поможет ребенку с синдромом Дауна лучше усвоить материал. Однако в некоторых случаях, например, когда учитель при объяснении материала не имеет возможности дублировать устную речь доступным для детей визуальным материалом или когда у ребенка из-за значительного снижения интеллекта сильно страдает понимание устной речи, только тьютор сможет помочь педагогу наилучшим способом донести информацию до ребенка.
Для этого тьютор может пользоваться следующими приемами:
- дублирование речи учителя,
- личное обращение к ученику,
- разделение высказывания учителя на части,
- подкрепление высказывания с помощью соответствующей картинки или предмета,
- снижение темпа речи,
- многократное повторение инструкции, учебного материала, задания (что не может использовать учитель, работающий в общем темпе со всем классом).
Необходимо также учитывать специфику организации уроков с детьми, имеющими сложности в понимании устной речи:

1. За подачу материала на уроке отвечает только учитель, при этом он должен использовать разнообразные способы его подачи и учитывать присущие детям особенности восприятия устной речи.

2. Тьютор дублирует информацию ученику лично, опираясь на визуальный и кинестетический способы восприятия информации.

3. При значительном снижении восприятия устной речи тьютор работает с ребенком индивидуально, объясняет ученику материал урока вместо учителя. Часто это происходит вне класса, с последующим возвращением в класс.

4. Тьютор не подменяет собой учителя во время урока, а просто снижает объем материала, с которым работает ученик в классе. После урока тьютор объясняет родителям, как работать с ребенком дома и освоить весь материал урока.


Пример: Когда Оля начала заниматься в группе подготовке к школе, мы уже знали о ее проблемах со слухом (2-3 степень тугоухости). Довольно быстро стало очевидно, что Оля полностью выпадает из группы, нуждается в постоянной поддержке не столько из-за сниженного слуха, сколько из-за проблем с пониманием устной речи и коммуникацией. На любое обращение педагога Оля стандартно улыбалась, в сложных для себя ситуациях помощи не просила. Предпочитала все делать сама, а если не получается, то и не делать. В качестве ответа на любой вопрос использовала простой жест - кивок головы. Действовала только по подражанию, на уроке нуждалась в дополнительной наглядной стимуляции. С детьми взаимодействовала мало. Речью не пользовалась.

Психологом были даны следующие рекомендации тьютору:
• Для облегчения коммуникации использовать жесты, обозначающие предметы и действия. При требовании выполнения задания указывать пальцем, например, на ручку и тетрадь.
• Для донесения абстрактных заданий ориентироваться на копирование (хорошо действует по образцу), при этом указывать пальцем на все используемые в данном задании предметы от ручки и тетрадки до цифр и букв.
• Не оставлять одну, сопровождать и в свободной игре. Чтобы любое ее действие, даже игровое, приводило к некоему результату или ответу. Подобное «плотное» сопровождение даст надежный характер обращений от Оли к тьютору. Тогда в процессе совместной игры Оля научится лучше понимать нюансы взаимодействия людей, что в дальнейшем перенесется с игры между тьютором и Олей на коллектив в целом.
• Фиксироваться на качестве ответов. То есть, ждать пока ребенок скажет сам, затем четко дать понять, что мы его поняли, и этот ответ для нас важен и влечет за собой ответное действие. Тогда это уже беседа. Значит, ребенок уже усвоил правила диалога и использует речь, чтобы получить желаемое ответное действие. Дети без особенностей развития основные принципы коммуникации усваивают в более раннем возрасте. Для ребенка же с проблемами в области коммуникации понимание того, что его слова влекут за собой ответное действие стимулирует его к вступлению в диалог.
Результаты:
• Со временем у Оли появилось большее количество вокализаций, стабильное обращение «ма!», правда, пока к каждому педагогу. Позже Оля стала произносить отдельные слова: «дай пить», «пока», на вопрос «как дела?» отвечала «хорошо».
• Неплохо выполняла письменные задания и любые задания с опорой на наглядность.
• При фокусировке тьютора и педагогов на том, как отвечает Оля, качество ее ответов в целом улучшилось. Хотя стало понятно, что получается это у нее не всегда, в большей части обращений Оле требуется дополнительная наглядность.

Задавать вопросы по этой теме можно до 13 мая, а с понедельника, как обычно - новая тема.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#17

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

6. Переход в другое помещение

При работе с учеником с синдромом Дауна тьютору необходимо помнить, что помощь ученику со стороны помощника педагога, даже если ребенку необходима индивидуальная работа, не должна проводиться вне класса. Нежелательно тьютору становиться личным учителем и проводить индивидуальное занятие в отдельной комнате. Например, выводить в средине урока ученика в отдельный кабинет и объяснять непонятный материал один на один. Если надо что-то дополнительно разъяснить – делать это можно по ходу урока. А если это невозможно - надо отложить объяснение и перейти к следующему заданию учителя. То, что не смогли на уроке надо доделать после урока. Слишком большая помощь тьютора, особенно с выводом ребенка из классной комнаты может привести к следующим последствиям:

Ученик потеряет возможность копировать правильное поведение сверстников.
Потеряет в умении работать самостоятельно.
Потеряет в умении работать вместе с одноклассниками (например: в одном с ними темпе).
Потеряет в развитии социальных взаимоотношений со сверстниками.

Иногда бывает, что ребенок просто не может находиться в классе и рвется выйти, своим шумным поведением мешает не только учителю, но и одноклассникам. К тому же, наблюдая неправильное поведение, одноклассники вполне могут начать его копировать.

В этом случае тьютор может выйти с ребенком из класса, но пребывание вне класса должно быть недолгим, тьютор должен стимулировать ребенка вернуться в помещение для занятий. Можно рассказать, что делают там сейчас ребята, можно дать какое-либо поручение (давай отнесем ребятам карандаши, они сейчас будут рисовать), в крайнем случае, можно сделать с ребенком задание вне класса индивидуально, но с результатом надо все равно идти в класс, к учителю (ты хорошо справился с заданием, давай всем покажем, повесим на доску, Мария Ивановна тебя похвалит). Вне класса ребенку не должно быть более интересно, чем в классе. Даже если вы понимаете, что ребенку необходима разрядка и решаете поиграть с ним вне класса в подвижные игры, игра не должна быть долгой и в процессе игры надо подводить ребенка к решению вернуться в класс.

7. Поощрение
Похвала ребенку не должна быть только устной: просто слов «молодец» и «умница» часто бывает недостаточно. Поэтому тьютору необходимо выяснить, какой вид поощрения будет для ребенка оптимальным. В условиях урока это может быть прикосновение, похлопывание по плечу, более частый эмоциональный или зрительный контакт с ребенком. Но обратите внимание, что некоторые дети с синдромом Дауна любят обниматься и целоваться в самых неподходящих ситуациях, например, после похлопывания по плечу в качестве поощрения, ребенок во время занятия может броситься обнимать и целовать тьютора. Этого надо избегать, тьютор должен объяснить ребенку ситуацию и показать какой способ выражения эмоций в данном случае приемлем, например, жест «дай пять» или поднятый вверх большой палец «я молодец».

8. Развитие самостоятельности
Когда ученик только начинает заниматься, и мы решаем, что ему необходима поддержка тьютора, надо сразу иметь в виду, что на определенном этапе тьютору придется отойти в сторону. Со временем, когда ученик станет более самостоятельным, самым важным для его развития будет общение с учителем и одноклассниками, тьютор же в этот момент станет ему не нужен. К сожалению, часто бывает так, что не столько ребенок не может быть самостоятельным, сколько взрослые не дают ему такой возможности.
Поэтому тьютору необходимо помнить, что уровень поддержки ученика надо постепенно снижать, проходя последовательно следующие этапы:

1. Ученик и тьютор сидят вместе за партой, тьютор помогает ребенку во всем
2. Ученик и тьютор сидят вместе, но тьютор лишь немного подсказывает ребенку (жестом или взглядом).
3. Ученик сидит один, а тьютор – сзади или поодаль.
4. Ученик работает на уроке самостоятельно, но сидит на первой парте, а помогает ему, в случае необходимости, учитель.
5. Ученик полностью самостоятелен.

Ваши вопросы по этой части семинара, как обычно, принимаю до понедельника.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#18

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Aleksa;28972Добрый день!
С одной стороны сопровождать маме своего ребенка сложнее, есть приемы манипулирования, с другой проще (знаешь слабые и сильные стороны, способы поощрения, когда ребенок хитрит, когда действительно устал и ли болен, и т.д.). По п.8 в нашей практике с развитием самостоятельности есть неопределенность (хотя понимаю, сохраняться эта неопределенность будет долго), на разных уроках (предметах), уровень помощи разный, и нахождение за, рядом, поодаль, вне класса - иногда не получается соотнести эту помощь. Учитель говорит например: - все хорошо, он внимателен, выполняет задания..., я оставляю ребенка, а через некоторое время трое взрослых бегают по школе в поисках "самостоятельного ученика", который покинул класс и присоединился к другой стайке бегающих самостоятельных учеников более старшего возраста. Ребенок тоже показывает и словом, и жестом, и взглядом, и действием (просто закрывает передо мной дверь), хотя сам не справляется, но помощи может не попросить. Тогда я захожу вновь, сажусь рядом и придумываю для чего мы все это сейчас будем делать (читать, рисовать...). Хотелось узнать ваш опыт и действия с такими самостоятельными учениками. И еще вопрос о копировании неправильного поведения одноклассниками - какие варианты объяснения?

Добрый день, Aleksa!
Думаю, что исходя из той ситуации, которую вы описали, вам можно попробовать просто посидеть в классе рядом со своим ребенком, но при этом не вмешиваться в процесс его учебы. Например, возьмите тетрадку, сядьте рядом с ребенком, но не занимайтесь им, а записывайте в тетрадку свои наблюдения за ним и за другими ребятами в классе или чего-нибудь в тетрадке пишите, рисуйте или почитайте книжку. Можно сесть не рядом с ребенком, а на последнюю парту (или любую другую) в противоположной части класса. Так вы будете формально присутствовать в классе и если произойдет что-то "из ряда вон.." вы сможете вмешаться и не допустить, чтобы ребенок, например, убежал из класса, а если все нормально, то просто посидите. Хотя, конечно, я всех нюансов вашей ситуации не знаю и советовать так довольно сложно.
Что касается копирования неправильного поведения одноклассников, то объясняется это просто. У наших детей разного рода копирования - это сильная сторона. Копировать чужое поведение им удается хорошо и мы их за это хвалим, поскольку на этом, во многом, основываются наши методы обучения. А распознать, где "правильное" поведение одноклассников и копировать его надо, а где "неправильное" и копировать его не надо - ребенку с синдромом довольно сложно. Тем более, что любое "неправильное" поведение в других обстоятельствах, в другой ситуации вполне может стать "правильным". Например, бегать во время урока - неправильно, а во время перемены - правильно. Но как тут разобраться? Тем более, что одноклассники совершают "неправильные" поступки с гораздо большим энтузиазмом, с большей радостью и воодушевлением, чем "правильные". Наши дети этот эмоциональный настрой одноклассников чувствуют и также хотят копировать именно "неправильные" образцы поведения. А некоторым из наших ребят еще бывает нравится бурная реакция взрослых, которые их за это ругают. То есть, если копировать "правильные" образцы поведения - это вроде как обычная жизнь, так ребенок делает всегда и ничего за этим не следует, а если копировать "неправильные", то на тебя сразу обращают много внимания, тебя ругают, тебе что-то внушают, в общем начинается что-то интересное. Вот это одно из возможных объяснений. Ничего страшного в этом "неправильном" копировании нет, просто надо стараться, по возможности, окружать ребенка все же "правильными" образцами для копирования. Или просто больше акцентировать внимание ребенка на "правильных" образцах.
С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#19

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Рада, что мои ответы оказываются вам полезны.

С уважением, Татьяна
Аватара пользователя
TatyanaN
Последний визит: 25.06.2020 14:41

#20

Сообщение TatyanaN » 22 окт 2015, 00:00

Мне бы хотелось подробнее остановиться на некоторых типичных примерах из моей практики. Это примеры наиболее часто встречающихся проблем, которые приходилось решать нам- тьюторам во время работы в группе подготовки к школе в ДСА. Я их здесь описываю потому что мне кажется тьюторам ДСА именно на этих примерах удалось нащупать верный путь и успешно разрешить возникшие на уроке проблемы детей. Хочется поделиться этим опытом с вами, чтобы вы поняли всю специфику работы тьютора с нашими детьми, и приобрели знания о том как вести себя тьютору в некоторых типичных ситуациях, которые неизбежно возникнут, как только вы начнете работать с детьми с синдромом Дауна.

Далее кратко будут описаны те проблемы, которые помогал решить тьютор на уроке, и методы, которыми он при этом пользовался.

1.Сложности с адаптацией в новой группе.
Сложности с переключением.
Сложности во взаимодействии с другими детьми


Вхождение в новый коллектив, в новую структуру школьной жизни, адаптация к новой обстановке и к требованиям учителей неизбежно вызывает у ребенка тревогу. Иногда период адаптации затягивается до полугода, а у некоторых подобная стрессовая ситуация осложняется еще и индивидуальными особенностями поведения. Бывает, детям в силу их особенностей сложно переключиться с одного вида деятельности внутри урока на другой, перейти от урока к перемене и наоборот. Тяжело перейти от возбужденного эмоционального состояния перемены в состояние сосредоточенности на уроке.
Решению задачи помощи ребенку в адаптации к группе подготовки к школе призвана помочь особая форма работы с детьми, получившая название «Круг» . На этой части занятия, с которой обычно начинается каждый учебный день, дети узнают, по каким правилам им придется существовать в новом коллективе, как устроено занятие и как проходит урок, что происходит на переменах, какие дети занимаются в группе, какие функции у окружающих его взрослых. Круг включает в себя упражнения, развивающие коммуникативные навыки и формирующие групповую динамику: дети здороваются друг с другом за руки, смотрят друг другу в глаза, называют по имени, рассматривают фотографии друг друга и своих учителей, узнают по фото части урока и называют их. Тьютору при такой организации процесса остается только в нужный момент сконцентрировать внимание ребенка на том, что происходит с ним сейчас и что будет по расписанию дальше, можно показать при этом соответствующую картинку, предмет или жест. «Не волнуйся, сейчас будет перемена, будем бросать мячик, вот так (показать жест)». Учителя могут использовать звук колокольчика, означающий начало или конец урока, и соответствующий стишок, сопровождаемый определенным жестом, символически изображающим предстоящий этап занятия. Тьютор, если видит, что ребенок не понимает происходящего, может подсказать ему, что сейчас будет конец урока: «Слушай стишок - сейчас урок закончится».

Пример: Паша, обладающий довольно высоким уровнем когнитивного развития, тяжело привыкал к новой обстановке, незнакомые задания вызывали тревогу, мальчик отказывался от их выполнения, свое нежелание выражал не словами, хотя речь у него была развита хорошо, а действиями (бросал, бил, толкал, кусался). При переходе от одного вида деятельности к другому проявлял агрессию. При этом общение с детьми у Паши не получалось, он не имел опыта группового обучения и не знал, как правильно вести себя с другими детьми, когда рядом нет мамы.

Задачи тьютора: Установить с Пашей доверительные отношения, демонстрировать своим примером заинтересованность в учебном процессе, показывать ему образцы правильного взаимодействия с другими детьми, с помощью различных поручений (возьми Катю за руку, встаньте вместе в хоровод, помоги Васе дорисовать картинку, собери у ребят карандаши) побуждать мальчика конструктивно общаться с одноклассниками. Одновременно тьютор формировал положительное отношение других ребят к Паше, которые, из-за того, что Паша дерется и кричит, стали его сторониться. Для этого тьютор рассказывал детям о сильных сторонах Паши и его увлечениях (Паша хорошо играл в футбол, на перемене тьютор обращал особое внимание на его удары по мячу). Прежде чем дать новое задание, тьютор объяснял Паше, чем он сейчас будет заниматься и, по возможности, показывал ему картинку или символ (тетрадка – будем писать, цифра из картона – будем считать).
Активизировать мотивацию Паши к занятиям успешно удавалось через игрушку-посредника (было замечено, что мальчик часто примеряет на себя разные роли: дядя, папа, тигр, волк). Оказалось, что лучше всего Паша работает, когда на него смотрит крокодил Гена, либо тьютор дает ему рекомендации от имени крокодила. Таким образом, роль тьютора на уроке сводилась к тому, чтобы наблюдать за Пашей и показывать ему правильные образцы поведения, заинтересовывать учебным процессом, демонстрируя собственную заинтересованность, замечать его личные предпочтения и обыгрывать их, тем самым направляя поведение Паши в нужное русло, помогать мальчику осознавать собственные желания, выделяя их из массы эмоций, проговаривая эти желания за ребенка: «Ты сердишься на Машу?» «Ты хочешь пойти к доске?»
Надо сказать, что для того, чтобы Паша лучше адаптировался к условиям группы, где много детей и несколько педагогов (до этого у Паши были только индивидуальные занятия) тьютора для Паши решили не менять в течение длительного времени *. Тьютор старался как можно меньше вмешиваться в работу Паши на уроке, поощряя успехи мальчика и игнорируя его плохое поведение, рассчитанное на привлечение внимания.

В своей работе тьютор также прислушивался к рекомендациям психолога:
• Предвосхищать негативные действия Паши путем предъявления заданий, связанных с перемещением в пространстве классной комнаты и выполнением манипуляций режимного характера – вытереть доску от мела, раздать материал.
• В начале дня подходить вместе с ним к остальным детям, здороваясь, при этом дотрагиваться до каждого (в социально приемлемой форме). Также обращать его внимание на элементы одежды детей, т.е. помогать вербализовывать реальную ситуацию.
• При всех обращениях к ребенку поддерживать зрительный контакт.
• Не окликать из-за спины и не делать замечания в критическом тоне.

Результаты:
Уже через полгода Паша адаптировался в группе, стал отвечать на вопросы педагога от своего имени, а не от имени вымышленного героя, научился дружить с ребятами (обращался к другим детям по имени, брал за руку, обнимал, поддерживал диалог с одноклассниками), у мальчика значительно снизился уровень эмоционального напряжения и, как следствие, нистагм. Поскольку учебная деятельность стала для Паши знакомой и воспринималась им как безопасная, проявления агрессивного поведения стали значительно более редкими, свое недовольство ситуацией Паша научился выражать словами «уйди от меня», «я сам» и т.д. Поведение Паши на общешкольной линейке 1 сентября полностью соответствовало статусу и роли первоклассника.

________________________________________
*Дети с синдромом Дауна чрезмерно привязываются к одному взрослому и могут, например, отказаться заниматься, если рядом нет конкретного человека. Могут не выполнять задание, данное другим человеком, с другой интонацией, могут начать манипулировать своим тьютором, капризничать. Связка тьютор-ученик может восприниматься ребенком как жесткий стереотип.Если есть такая возможность, тьютора нужно время от времени менять, чтобы жесткий стереотип не формировался.
С уважением, Татьяна
Ответить

Вернуться в «СЕМИНАР ПО ТЬЮТОРСТВУ»