Доброе утро, уважаемые родители и коллеги.
По договоренности с Алексеем, мы решили попробовать такой необычный формат консультирования.
Он не будет касаться подробностей занятий - за подробностями родители, если чувствуют необходимость, должны завести свою тему. Но общие вопросы мы здесь попробуем обсудить. Иными словами, я попробую отвечать на вопрос "что делать?", но не буду останавливаться на том "Как"
Вопрос 1.
Мальчик, 10,5 месяцев. Активный, подвижный. Очень нравиться ходить с поддержкой за руки. Успел обратить внимание на такие моменты:
- родители чаще дают ему держаться за руки, но иногда и держат за руки - вроде, понятно, ребенок должен держаться только сам;
- ходит на прямых ногах, колени не сгибает;
- со слов родителей, может сделать 1-2 шага сам, без поддержки.
При этом совсем не садиться, не ползает абсолютно. Родители утверждают, что на любые попытки заняться чем-то кроме ходьбы, мальчик активно протестует.
Я правильно понимаю, что нужно восполнять все пробелы до ходьбы - сидение, вставание, ползание и так далее?
Очевидно, что ребенка стали рано водить за руки. Об этом говорит возраст ребенка. И, как мы видим, пропущены очень важные этапы развития. Самое важное, что предшествует передвижению - это смена поз. Даже если ребенок будет уметь ходить, но не сможет сесть, встать, то навык ходьбы ничего не изменит: как он был зависим от людей, так и будет.
Поэтому сейчас нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО учить садиться и вставать к опоре.
С ползанием может не получиться из-за ранней вертикализации и желания ребенка ходить. Но поскольку есть примеры, когда дети сначала начинали ходить, а потом ползать, можно не настаивать на ползании, если ребенок активно протестует.
Про прямые ноги: качество ходьбы пока тоже можно оставить в стороне.
Чему нужно научить ребенка
Если показать ребенку что-то интересное, потом поместить этот предмет на диван, а самого малыша на в центре комнаты на спину, то для того, чтобы достать интересующий его предмет, мальчику придется:
Перевернуться на живот и/ или сесть
Как-то добраться до опоры - ползком или в позе сидя, например.
Встать у опоры и взять интересный предмет. Если этот предмет передвигать по дивану, то ребенок научится:
Ходить вдоль опоры
Оторваться от опоры и сделать один, а потом и несколько шагов.
Это минимум, который нужно выполнить последовательно и не спеша. Из описания видно, что это не совсем соответствует принятой последовательности развития. но мы вынуждены учитывать и психологическую сторону вопроса.
Общие соображения:
Раннее вождение за руки в ущерб смене поз и самостоятельному передвижению , сказывается не только на двигательном развитии, но и на первоначальной самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, которая является основой мышления. Ребенок чего-то хочет, он планирует и выполняет шаги для достижения цели. Если этого нет, формируется пассивная модель поведения, о которой, Алексей, мы с вами уже говорили в вашей теме.