Блок 2. Психологическая составляющая педагогической помощи.
- polina
- Последний визит: 17.10.2024 19:02
#41
Таня, спасибо большое. очень подробно и точно описано дистанцирование родителей от ребенка.
Как и все задаю второй вопрос: что вам кажется нужно делать в таком случае? Что поможет в данном случае формированию привязанности.
Можно ответить не подробно, а пунктирною
Как и все задаю второй вопрос: что вам кажется нужно делать в таком случае? Что поможет в данном случае формированию привязанности.
Можно ответить не подробно, а пунктирною
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 17.10.2024 19:02
- polina
- Последний визит: 17.10.2024 19:02
#43
БЕСЕДА 7.
Итак, уважаемые коллеги, подвожу итоги нашего обсуждения, касающегося детско-родительских отношений , в частности формирования первичной привязанности.
Вы все совершенно верно указали признаки того, как мама, присутствуя физически, эмоционально дистанцируется от ребенка. Мы видим, как хороший уход становится во главу угла и по сути своей не содержит основного компонента, материнского ухода "теплых отношений принятия и интереса к малышу". Помимо боли, которую испытывает мама, вы правильно описали тревогу и страх за здоровье ребенка.
Есть и переживания по поводу того, что "нельзя упускать время". и мама превращается в педагога, а малыш в ученика. При этом часто наблюдается гиперстимуляция. Все это и многое другое содержится в ваших ответах.
Что же делать в таких случаях? Это очень трудная ситуация, когда ясно видишь, ЧТО нужно изменить, но прямо действовать невозможно.
Итак, наряду с психологической проработкой горя, информацией, помогающей разрешить некоторые страхи, организацией социальной щадящей среды (групповые встречи), специалист может использовать:
Самого себя, как человека, который принимает маму и ребенка, делает это искренне и с сочувствием.
Использует материнский репертуар в общении с ребенком.
Налаживает общение и взаимодействие с учетом особенностей ребенка
Комментирует свои действия и реакцию малыша.
Дает малышу положительный опыт общения, который тот использует в общении с матерью, подкрепляя ее попытки общаться с ним.
Все это вместе взятое поможет нам запустить механизм настраивающего поведения, который заложен в матери и ребенке и был заблокирован по уже известным нам причинам.
При этом специалист дает такие рекомендации по уходу, игре и занятиям, которые предполагают взаимодействие в диаде. Примером могут служить позы при ношении, массаж, правильное кормление, игры на взаимодействие итд.
Добавлю, что в практике формирования привязанности используются психодрамы, просмотры записей взаимодействия в диаде, что помогает маме "вспомнить" то, что заложено в ней от природы.
Наименее удачными мне кажутся методы, когда снимается на видео взаимодействие в диаде и потом просматривается специалистом и матерью с последующим обсуждением. Мне этот способ кажется травмирующим, но оговорюсь - это лично мое мнение.
В теме "документы-2 я опишу методику эмпатической поддержки, которую мы используем в работе.
Читайте, если есть вопросы, то постарайтесь задать их на этой неделе до пятницы 18 мая..
После того, как я отвечу на них, вывешу опросник по этому блоку семинара.
Итак, уважаемые коллеги, подвожу итоги нашего обсуждения, касающегося детско-родительских отношений , в частности формирования первичной привязанности.
Вы все совершенно верно указали признаки того, как мама, присутствуя физически, эмоционально дистанцируется от ребенка. Мы видим, как хороший уход становится во главу угла и по сути своей не содержит основного компонента, материнского ухода "теплых отношений принятия и интереса к малышу". Помимо боли, которую испытывает мама, вы правильно описали тревогу и страх за здоровье ребенка.
Есть и переживания по поводу того, что "нельзя упускать время". и мама превращается в педагога, а малыш в ученика. При этом часто наблюдается гиперстимуляция. Все это и многое другое содержится в ваших ответах.
Что же делать в таких случаях? Это очень трудная ситуация, когда ясно видишь, ЧТО нужно изменить, но прямо действовать невозможно.
Итак, наряду с психологической проработкой горя, информацией, помогающей разрешить некоторые страхи, организацией социальной щадящей среды (групповые встречи), специалист может использовать:
Самого себя, как человека, который принимает маму и ребенка, делает это искренне и с сочувствием.
Использует материнский репертуар в общении с ребенком.
Налаживает общение и взаимодействие с учетом особенностей ребенка
Комментирует свои действия и реакцию малыша.
Дает малышу положительный опыт общения, который тот использует в общении с матерью, подкрепляя ее попытки общаться с ним.
Все это вместе взятое поможет нам запустить механизм настраивающего поведения, который заложен в матери и ребенке и был заблокирован по уже известным нам причинам.
При этом специалист дает такие рекомендации по уходу, игре и занятиям, которые предполагают взаимодействие в диаде. Примером могут служить позы при ношении, массаж, правильное кормление, игры на взаимодействие итд.
Добавлю, что в практике формирования привязанности используются психодрамы, просмотры записей взаимодействия в диаде, что помогает маме "вспомнить" то, что заложено в ней от природы.
Наименее удачными мне кажутся методы, когда снимается на видео взаимодействие в диаде и потом просматривается специалистом и матерью с последующим обсуждением. Мне этот способ кажется травмирующим, но оговорюсь - это лично мое мнение.
В теме "документы-2 я опишу методику эмпатической поддержки, которую мы используем в работе.
Читайте, если есть вопросы, то постарайтесь задать их на этой неделе до пятницы 18 мая..
После того, как я отвечу на них, вывешу опросник по этому блоку семинара.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 17.10.2024 19:02
#44
Лена, спасибо, очень хороший вопрос. Коротко на него можно ответить утвердительно. Более подробно ответ будет следующий:
Этот репертуар состоящий из сочетания мимики, движений, тембра голоса итд условно назван "материнским". По результатам исследований, он присутствует у девочек в игре с куклой, у большинства людей при разговоре с младенцем, частично наблюдается даже при людей игре с детенышами собаки и кошки.
Это я говорю к тому, что используя материнский репертуар педагог не имитирует маму, он, вернее она использует свой собственный механизм взаимодействия и общения с ребенком.
Одна из мама, которую я консультировала, прямо отмечала, что чувствовала себя "замороженной", пока не увидела, как массажистка разговаривает с ее ребенком.
Надеюсь, я ответила на ваш вопрос.
Этот репертуар состоящий из сочетания мимики, движений, тембра голоса итд условно назван "материнским". По результатам исследований, он присутствует у девочек в игре с куклой, у большинства людей при разговоре с младенцем, частично наблюдается даже при людей игре с детенышами собаки и кошки.
Это я говорю к тому, что используя материнский репертуар педагог не имитирует маму, он, вернее она использует свой собственный механизм взаимодействия и общения с ребенком.
Одна из мама, которую я консультировала, прямо отмечала, что чувствовала себя "замороженной", пока не увидела, как массажистка разговаривает с ее ребенком.
Надеюсь, я ответила на ваш вопрос.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 17.10.2024 19:02
#45
Таня, я ответила "в сторонке". Еще раз благодарю вас за вопрос. Он позволит мне внести уточнения в текст, который я поместила в документы.
Лена, тоже самое касается и вашего вопроса: я также учту его при окончательной "доводке" документа про привязанность.
Лена, тоже самое касается и вашего вопроса: я также учту его при окончательной "доводке" документа про привязанность.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 17.10.2024 19:02
#46
БЕСЕДА 8. ЗАВЕРШАЮЩАЯ
Уважаемые коллеги, завершились основные этапы нашего семинара. Дальнейшие наши встречи будут направлены на повышение уровня ваших знаний в отношении коррекционно- педагогических методик работы, используемых в работе с детьми раннего возраста с синдромом Дауна.
На первый взгляд, именно коррекционно-педагогическая работа и должна была стать основным предметом нашего обсуждения, но как видите очередь до нее дошла не сразу. Почему?
Как вы знаете, ранняя помощь в нашей стране первоначально развивалась в домах ребенка. Ее полностью реализовывали специалисты, поэтому все методики несут на себе печать внесемейного воспитания, а именно модели центрированной на ребенке..
И вот стали появляться службы ранней помощи. Это совершенно новый вид организаций, но все новое, создаваемое под влияние времени и даже убеждений, часто использует старые, привычные, удобные, успешные методы, приемы, формы. С одной стороны – это правильно, с другой…
Если этого старого много, оно не дает вырасти действительно новому. Сейчас много говорят о ранней помощи, о сопровождении семьи, но соответствует ли это реалиям? Далеко не всегда. Специалисты часто не понимают, как можно заниматься с младенцем, работа ограничивается общим и логопедическим массажем, даже зная содержание работы в раннем возрасте, специалист работает только с ребенком, часто мама вообще ждет под дверью, а потом получает задание, которое гордо именуется «вовлечение семьи в работу с ребенком».
Какие цели я ставила перед собой, проводя этот семинар? Сразу скажу, что вы для меня стали не совсем обычной аудиторией: вы одна команда, вы все признаете необходимость ранней помощи, более того, вы уже ее реализуете. У вас есть структура, свои обязанности итд.
Мне же хотелось, передать вам мировой опыт становления ранней помощи и опыт эффективной организации работы службы. Можно было просто рассказать вам об этом. Но будет ли смысл? Я все написала в книге «Семейно- центрированная модель ранней помощи» и можно было предложить вам ее прочитать или перечитать, если вы уже знакомы с ней.
Но как трудно стать верующим человеком, прочитав историю религий, так и трудно стать убежденным сторонником ранней помощи, не пережив лично путь исканий и находок, неудач и побед, разочарований и открытий.
Наша организация существует уже 15 лет, и у нее есть своя история и развития, и выживания. Мне хотелось не просто передать вам наш опыт, а помочь вам создать свою историю эффективно и с минимальными потерями. На чужом опыте учатся мало, а уж на чужих ошибках и подавно, поэтому я пыталась создать здесь на форуме условия, где вы бы узнали «что такое хорошо, а что такое плохо» не из моих назиданий а прочувствовали сами, проходя путем поиска и собственных открытий, взглянули бы по-новому на то, что у вас уже есть: ранняя помощь, служба, ее структура, командная работа, активность родителей итд:
Ну и мне, конечно, хотелось, чтобы ваши открытия как можно больше соответствовали мировому опыту. Собственно в этом и была моя роль: помочь вам все сделать самим.
Это было трудно для меня, но еще труднее для вас. Иногда вы просто не могли понять, что происходит и какой вывод из этого последует. Ну а в жизни разве не так? Вы ждали одного, а все оказалось иначе. Что с этим делать? Быть открытым новому или не заметить его? Мне кажется, вы с честью справились с этим.
Но, как я уже сказала, этот этап становления подошел к концу. Я, надеюсь, он принес определенные плоды, но это всего лишь мое мнение, и мне очень важно услышать отклик от вас.
Вначале я попыталась создать какой-то опросник, но не смогла, а вернее не захотела ограничивать вашу креативность
Поэтому прошу вас в свободной форме написать, произошли ли какие-то перемены в работе вашей службы и в вас самих за время участия в семинаре.
Это может касаться как видимых, структурных перемен, изменения содержания работы, так и идей, планов, вашей творческой активности и всего, что вы посчитаете нужным отметить. Надеюсь, что и ваши переживания, сомнения, разочарования также найдут место в вашем отклике.
В заключение: мне очень жаль, что вышла из семинара Оля, и я была бы очень рада ее возвращению.
Вот вроде и все. Жду ваших ответов до следующей пятницы 25 мая и мы перейдем к обсуждению коррекционно- педагогического раздела работы, то есть к третьему блоку семинара.
Удачи вам.
Прошу подумать и ответить, готовы ли вы продолжать наши встречи в июне.
Уважаемые коллеги, завершились основные этапы нашего семинара. Дальнейшие наши встречи будут направлены на повышение уровня ваших знаний в отношении коррекционно- педагогических методик работы, используемых в работе с детьми раннего возраста с синдромом Дауна.
На первый взгляд, именно коррекционно-педагогическая работа и должна была стать основным предметом нашего обсуждения, но как видите очередь до нее дошла не сразу. Почему?
Как вы знаете, ранняя помощь в нашей стране первоначально развивалась в домах ребенка. Ее полностью реализовывали специалисты, поэтому все методики несут на себе печать внесемейного воспитания, а именно модели центрированной на ребенке..
И вот стали появляться службы ранней помощи. Это совершенно новый вид организаций, но все новое, создаваемое под влияние времени и даже убеждений, часто использует старые, привычные, удобные, успешные методы, приемы, формы. С одной стороны – это правильно, с другой…
Если этого старого много, оно не дает вырасти действительно новому. Сейчас много говорят о ранней помощи, о сопровождении семьи, но соответствует ли это реалиям? Далеко не всегда. Специалисты часто не понимают, как можно заниматься с младенцем, работа ограничивается общим и логопедическим массажем, даже зная содержание работы в раннем возрасте, специалист работает только с ребенком, часто мама вообще ждет под дверью, а потом получает задание, которое гордо именуется «вовлечение семьи в работу с ребенком».
Какие цели я ставила перед собой, проводя этот семинар? Сразу скажу, что вы для меня стали не совсем обычной аудиторией: вы одна команда, вы все признаете необходимость ранней помощи, более того, вы уже ее реализуете. У вас есть структура, свои обязанности итд.
Мне же хотелось, передать вам мировой опыт становления ранней помощи и опыт эффективной организации работы службы. Можно было просто рассказать вам об этом. Но будет ли смысл? Я все написала в книге «Семейно- центрированная модель ранней помощи» и можно было предложить вам ее прочитать или перечитать, если вы уже знакомы с ней.
Но как трудно стать верующим человеком, прочитав историю религий, так и трудно стать убежденным сторонником ранней помощи, не пережив лично путь исканий и находок, неудач и побед, разочарований и открытий.
Наша организация существует уже 15 лет, и у нее есть своя история и развития, и выживания. Мне хотелось не просто передать вам наш опыт, а помочь вам создать свою историю эффективно и с минимальными потерями. На чужом опыте учатся мало, а уж на чужих ошибках и подавно, поэтому я пыталась создать здесь на форуме условия, где вы бы узнали «что такое хорошо, а что такое плохо» не из моих назиданий а прочувствовали сами, проходя путем поиска и собственных открытий, взглянули бы по-новому на то, что у вас уже есть: ранняя помощь, служба, ее структура, командная работа, активность родителей итд:
Ну и мне, конечно, хотелось, чтобы ваши открытия как можно больше соответствовали мировому опыту. Собственно в этом и была моя роль: помочь вам все сделать самим.
Это было трудно для меня, но еще труднее для вас. Иногда вы просто не могли понять, что происходит и какой вывод из этого последует. Ну а в жизни разве не так? Вы ждали одного, а все оказалось иначе. Что с этим делать? Быть открытым новому или не заметить его? Мне кажется, вы с честью справились с этим.
Но, как я уже сказала, этот этап становления подошел к концу. Я, надеюсь, он принес определенные плоды, но это всего лишь мое мнение, и мне очень важно услышать отклик от вас.
Вначале я попыталась создать какой-то опросник, но не смогла, а вернее не захотела ограничивать вашу креативность
Поэтому прошу вас в свободной форме написать, произошли ли какие-то перемены в работе вашей службы и в вас самих за время участия в семинаре.
Это может касаться как видимых, структурных перемен, изменения содержания работы, так и идей, планов, вашей творческой активности и всего, что вы посчитаете нужным отметить. Надеюсь, что и ваши переживания, сомнения, разочарования также найдут место в вашем отклике.
В заключение: мне очень жаль, что вышла из семинара Оля, и я была бы очень рада ее возвращению.
Вот вроде и все. Жду ваших ответов до следующей пятницы 25 мая и мы перейдем к обсуждению коррекционно- педагогического раздела работы, то есть к третьему блоку семинара.
Удачи вам.
Прошу подумать и ответить, готовы ли вы продолжать наши встречи в июне.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 17.10.2024 19:02
#48
Доброе утро
Спасибо всем. кто ответил. Мне очень важно получить отзыв по этому разделу. Я отвечу вам позже, после ответа Татьяны.
Таня, я поздравляю вас с контрактом. Это принесет новые хлопоты, новые волнения, но, как все новое. это интересно - это жизнь.
График можно изменить так: новое задание я буду давать в понедельник-среду ( в зависимости от сложности материала и времени, нужного мне на обобщение ваших ответов)
На ответы у вас будет время со вторника- среды по воскресенье включительно.
Будет ли это вам удобно?
Да, чуть не забыла. Я вам ответила в "сторонке". http://downsideup.org/board/showthread.php?t=1027&p=21082#post21082
Что вы думаете по этому поводу?
Спасибо всем. кто ответил. Мне очень важно получить отзыв по этому разделу. Я отвечу вам позже, после ответа Татьяны.
Таня, я поздравляю вас с контрактом. Это принесет новые хлопоты, новые волнения, но, как все новое. это интересно - это жизнь.
График можно изменить так: новое задание я буду давать в понедельник-среду ( в зависимости от сложности материала и времени, нужного мне на обобщение ваших ответов)
На ответы у вас будет время со вторника- среды по воскресенье включительно.
Будет ли это вам удобно?
Да, чуть не забыла. Я вам ответила в "сторонке". http://downsideup.org/board/showthread.php?t=1027&p=21082#post21082
Что вы думаете по этому поводу?
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 17.10.2024 19:02
#49
Таня, спасибо за отзыв.
По поводу вашего вопроса о формировании привязанности в семьях, которые взяли детей после отказа.
Это психологическая тема, мы педагоги можем поддерживать и инициировать процесс привязанности, который идет "своим чередом".
Понимая, какие проблемы мешают его реализации, мы их и решаем в процессе работы.
Когда естественное течение настраивающего поведения было прервано, требуется более глубокое и индивидуальное сопровождение семьи.
Есть диссертация Панариной Л.Ю. (психолог из Самары), которая работала с такими парами. Ее работа, насколько я помню, включала групповые встречи, в форме психодрамы, со сложными случаями предусматривались и индивидуальные встречи. Если вы сможете найти эту диссертацию, возможно. она вам чем-то сможет помочь. Она называется: "Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых".
У нас этим занимается Алла Евгеньевна Киртоки, это ее направление работы и, насколько я знаю, довольно не простое.
Здесь на форуме вы можете посмотреть консультирование аналогичного случая http://downsideup.org/board/showthread.php?t=1182
Вот и все, что я про этому поводу могу сказать, безусловно направления работы те же: работа с родителями и работа с парой "мать -дитя", но содержание выходит за рамки моей компетенции.
Мне кажется, это тот самый случай, который относится к пятой и шестой ключевой задаче в работе с семьей:
5. Определение случаев, в которых будет привлекаться дополнительная помощь, которую вы не можете полностью обеспечить внутри службы.
6. Определение сети конкретных помощников за пределами команды.
У меня вопрос ко всем: можем ли мы считать этот блок завершенным и перейти к коррекционно-педагогической работе или есть что-то, что вы хотели бы обсудить дополнительно из того, что находится в рамках педагогической компетенции?
Второй вопрос касается содержания следующего раздела: согласны ли вы с этим содержанием, хотите что-то изменить, дополнить?
Напоминаю, что мы планировали в нем обсуждать:
III. Особенности развития детей раннего возраста с синдромом Дауна.
1. Новейший подход к формированию навыков всех сфер развития. Обследование, планирование, реализация программы, отслеживание динамики развития ребенка.
2.Обсуждение работы по отдельным направлениям: формирование двигательных навыков, формирование навыков общения и речи. Другие направления работы - по запросу.
По поводу вашего вопроса о формировании привязанности в семьях, которые взяли детей после отказа.
Это психологическая тема, мы педагоги можем поддерживать и инициировать процесс привязанности, который идет "своим чередом".
Понимая, какие проблемы мешают его реализации, мы их и решаем в процессе работы.
Когда естественное течение настраивающего поведения было прервано, требуется более глубокое и индивидуальное сопровождение семьи.
Есть диссертация Панариной Л.Ю. (психолог из Самары), которая работала с такими парами. Ее работа, насколько я помню, включала групповые встречи, в форме психодрамы, со сложными случаями предусматривались и индивидуальные встречи. Если вы сможете найти эту диссертацию, возможно. она вам чем-то сможет помочь. Она называется: "Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых".
У нас этим занимается Алла Евгеньевна Киртоки, это ее направление работы и, насколько я знаю, довольно не простое.
Здесь на форуме вы можете посмотреть консультирование аналогичного случая http://downsideup.org/board/showthread.php?t=1182
Вот и все, что я про этому поводу могу сказать, безусловно направления работы те же: работа с родителями и работа с парой "мать -дитя", но содержание выходит за рамки моей компетенции.
Мне кажется, это тот самый случай, который относится к пятой и шестой ключевой задаче в работе с семьей:
5. Определение случаев, в которых будет привлекаться дополнительная помощь, которую вы не можете полностью обеспечить внутри службы.
6. Определение сети конкретных помощников за пределами команды.
У меня вопрос ко всем: можем ли мы считать этот блок завершенным и перейти к коррекционно-педагогической работе или есть что-то, что вы хотели бы обсудить дополнительно из того, что находится в рамках педагогической компетенции?
Второй вопрос касается содержания следующего раздела: согласны ли вы с этим содержанием, хотите что-то изменить, дополнить?
Напоминаю, что мы планировали в нем обсуждать:
III. Особенности развития детей раннего возраста с синдромом Дауна.
1. Новейший подход к формированию навыков всех сфер развития. Обследование, планирование, реализация программы, отслеживание динамики развития ребенка.
2.Обсуждение работы по отдельным направлениям: формирование двигательных навыков, формирование навыков общения и речи. Другие направления работы - по запросу.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 17.10.2024 19:02
#50
Спасибо за ответы.
будем считать, что блок завершен.
Могу ли я с документами и содержанием бесед поступить так же как и с первым блоком?
Я открываю новую тему Блок 3. "Особенности развития детей раннего возраста с синдромом Дауна"
будем считать, что блок завершен.
Могу ли я с документами и содержанием бесед поступить так же как и с первым блоком?
Я открываю новую тему Блок 3. "Особенности развития детей раннего возраста с синдромом Дауна"
С уважением, Полина Львовна