Девочка, 26.09.2012 (продолжение)
- polina
- Последний визит: 12.09.2025 21:40
#171
Последовательность перехода от глобального к
аналитико-синтетическому методу чтения и письма
Составление слов из букв с последующим чтением
Когда можно начинать этот переход?1. [/b]Ребенок читает 10-15 слов глобально
2. Ребенок знаком с алфавитом, во всяком случае с большим количеством букв/звуков
3. Ребенок называет буквы, как звуки, например, "м", а не "ме" или "эм"
Переход осуществляется в 3 этапа
1 этап. Ребенок подкладывает табличку к предмету (картинке), «прочитывает» ее, а затем по табличке или по памяти составляет слово из букв. После того как ребенок начнет справляться с этим заданием, можно переходить к следующему этапу.
2 этап. Ребенок самостоятельно называет предмет или картинку, а затем собирает слово из предложенных взрослым букв. Вначале это только буквы, составляющие данное слово, а затем — и «лишние», которые малыш должен отложить в сторону.
3-й этап.
Ребенок называет самостоятельно предмет или картинку, а затем составляет слово из разрезной азбуки, доставая из кармашков нужные буквы, выбирая их из всего алфавита.
Объяснения приведены на основе слова "СУП"
Слово СУП выбрано произвольно. Можно брать другие слова, которые ребенок читает глобально и соблюдая отбор букв/звуков в этих словах.
Порядок использования букв может быть следующим:
а, о, с, н, м, у, т, к, ы, л, в, д, п, р, и, з, б, г, е, ч, ш, я, ь, ё, ж, й, ф, ю, ц, щ, х, э, ъ.
Ире в детском саду предложили гласные АОУ и согласные: М, Н, В, Л, С, К, П, Р, Т, Д, З, Б, Г, Ч, Х, Ж, Ш, Ц, Щ.
Как мы видим согласные берут те, которые можно тянуть (пропевать)
ЭТАП 1 Ребенок составляет слово на основе таблички
Задание 1. Собираем слово по образцу, то есть подкладываем разрезные буквы под табличку.
Главная цель научиться собирать слово слева направо, правильно узнавать и соотносить буквы.
Оборудование: картинка и табличка "суп", буквы С, У, П
1. Положите перед Варей картинку "суп" и табличку СУП. Попросите прочитать.
2. Попросите найти в слове буквы с, у, п
Попросите найти эти буквы в другом порядке, например у, п, с
3. Попросите подложить буквы под слово
4. Попросите прочитать.
Примечание: если опознавание букв не вызывает у Вари сомнений, то пункты 2и 3 делать не нужно
Упражнение будет выглядеть так:
1. Покажите перед Варей картинку и табличку со словом и попросите прочитать
2 Попросите подложить буквы под слово
3. Попросите прочитать.
Задание 2. Составляем слово по памяти. (обычно выполняется вместе с заданием 1 и вначале опирается на кратковременную память)
Главная цель: соотнести звук и букву и собрать слово под диктовку взрослого, а потом свою собственную
1. Уберите табличку СУП, а буквы разложите в случайном порядке
2. Предложите Варе самой собрать слово СУП из букв. Диктуйте ей, утрированно произнося звуки: С_____У_____П.
При необходимости используйте следующее произнесение: утрированно произносите нужный звук: С____________уп, сУ____________п, суП
3. Предложите проверить с помощью таблички
4. Предложите прочитать
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ на подкладывание букв под табличку
Кроме этого, я вам предлагала делать упражнение 1 без дальнейших усложнений:
Предлагаете Варе любые таблички, которые она читает глобально и предлагаете последовательно подставить буквы слева направо без пропусков.
Это поможет на всех этапах чтения и письма.
ЭТАП 2.
Задание 3 Цель: составить слово опираясь на память + диктовку.
Проводится после того, как ребенок научится выполнять задания первого этапа с несколькими словами.
Оборудование: Картинки + буквы, составляющие слово.
Упражнение со словом "СУП"
1. Кладете картинку "суп". и просите назвать
2. Просите Варю сложить слово из букв. При необходимости используете утрированную диктовку нужного звука: С____________уп, сУ____________п, суП
3. Просите прочитать
4. Тоже самое и со вторым словом.
Количество слов можно довести до 4-х
Задание 4
Добавляется лишняя буква, потом несколько букв. В последствии этот вариант становится основным, когда ребенок выбирает буквы из всех букв азбуки. (Это будет на этапе 3)
ЭТАП 3.
Переход происходит постепенно. ребенок учится выбирать нужные буквы из все большего количества букв. В этом случае рекомендуется использовать кармашки с постоянным расположение букв.
С уважением, Полина Львовна
- Ir-ra
- Последний визит: 30.11.2020 00:09
-
Дети:
Варвара
26.09.2012
#172
Полина Львовна, огромное спасибо!
У меня есть вопросы
.
1. Когда Варя начинает складывать слово из букв под диктовку, опираясь на табличку со словом, может у неё спросить: какая первая буква?
Какую дать инструкцию?
Варианты:
• начинай с начала слова,
• начинай с первой буквы,
• слушай меня и складывай по порядку,
• Ваш вариант.
Может взять коротенькую указачку и показывать на первую букву, потом на следующую и так далее. Ей нужно поначалу дать какой-то ориентир.
2. Какое взять следующее слово/а, чтобы в итоге было четыре?
Из глобального чтения: Юма, мяч, мама, моет, Варя, ест.
(Очень хочется попробовать глагол моет
.)
Таблички со слогами уже готовы, осталось выполнить задание.
С уважением,
Ира
У меня есть вопросы

1. Когда Варя начинает складывать слово из букв под диктовку, опираясь на табличку со словом, может у неё спросить: какая первая буква?
Какую дать инструкцию?
Варианты:
• начинай с начала слова,
• начинай с первой буквы,
• слушай меня и складывай по порядку,
• Ваш вариант.
Может взять коротенькую указачку и показывать на первую букву, потом на следующую и так далее. Ей нужно поначалу дать какой-то ориентир.
2. Какое взять следующее слово/а, чтобы в итоге было четыре?
Из глобального чтения: Юма, мяч, мама, моет, Варя, ест.
(Очень хочется попробовать глагол моет

Таблички со слогами уже готовы, осталось выполнить задание.
С уважением,
Ира
- polina
- Последний визит: 12.09.2025 21:40
#173
Ира, я думаю, многословно объяснять не нужно.
Можно сказать:
Слушай: М________ , мА_________________ . Указкой можно показать, но не всегда, а по мере необходимости.
Судя по тому, что слово ДОМ получилось, наверное можно брать любые несложные слова, но рисковать не будем, возьмем НЕ взрывные согласные и пока остановимся на открытых слогах. Подходят: мама, Варя, моет, мяч. Выберите сами.
Юма и ест можно будет попробовать потом - тоже как эксперимент
Можно сказать:
Слушай: М________ , мА_________________ . Указкой можно показать, но не всегда, а по мере необходимости.
Судя по тому, что слово ДОМ получилось, наверное можно брать любые несложные слова, но рисковать не будем, возьмем НЕ взрывные согласные и пока остановимся на открытых слогах. Подходят: мама, Варя, моет, мяч. Выберите сами.
Юма и ест можно будет попробовать потом - тоже как эксперимент
С уважением, Полина Львовна
- Ir-ra
- Последний визит: 30.11.2020 00:09
-
Дети:
Варвара
26.09.2012
#174
Задание слоги.
Варе очень сложно его было выполнить, Вы это увидите.
Три слога она читает неплохо: МА, МО, ВА.
Наверное, благодаря глобальному чтению.
У меня предложение:а если сейчас по ходу взять слоги: СА, СУ, СО.
Для того, чтобы потом сложить слово: СУП.
Варя должна увидеть что со слогами можно делать.
Может ей тогда будет легче писать слово: СУП.
18 марта, вечер.
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6.
Относительно слов я подумаю какие взять, ещё не решила.
С уважением,
Ира
Варе очень сложно его было выполнить, Вы это увидите.
Три слога она читает неплохо: МА, МО, ВА.
Наверное, благодаря глобальному чтению.
У меня предложение:а если сейчас по ходу взять слоги: СА, СУ, СО.
Для того, чтобы потом сложить слово: СУП.
Варя должна увидеть что со слогами можно делать.
Может ей тогда будет легче писать слово: СУП.
18 марта, вечер.
Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6.
Относительно слов я подумаю какие взять, ещё не решила.
С уважением,
Ира
- polina
- Последний визит: 12.09.2025 21:40
#175
Добрый день, Ира.
Вы совершенно правы в том, что Варюше трудно, потому что она не видит смысла в слогах.
Познакомлю вас с тем, что пишут коллеги сурдопедагоги, у которых большой опыт обучения глобальному чтению и переходу у звуко-буквенному:
В связи с этим вопрос: вы писали, что они проходили слоги с согласным В и гласными А.О, У
Какие еще слоги они прошли и проходят сейчас?
Вы совершенно правы в том, что Варюше трудно, потому что она не видит смысла в слогах.
Познакомлю вас с тем, что пишут коллеги сурдопедагоги, у которых большой опыт обучения глобальному чтению и переходу у звуко-буквенному:
И напомню, что я вам писала о том, что изучением слогов мы не будем сбивать Варю с толку, а будем дома закреплять то, что они проходят в детском саду. Так ей будет проще справляться с заданиями в детском саду.Если ребенку нравятся занятия с буквами, можно немного потренироваться в чтении отдельных слогов. Например, на гранях кубика пишут слоги: па, по, пу, ма, мо, му. Кубик подбрасывается, и ребенок читает слог на верхней грани. Но не следует увлекаться этими упражнениями и перегружать ребенка, значительно полезнее чтение целых слов и составление их из букв.
Учить чтению нужно ежедневно: собирать из букв по одному слову каждый день.
В связи с этим вопрос: вы писали, что они проходили слоги с согласным В и гласными А.О, У
Какие еще слоги они прошли и проходят сейчас?
С уважением, Полина Львовна
- Ir-ra
- Последний визит: 30.11.2020 00:09
-
Дети:
Варвара
26.09.2012
#176
Добрый вечер, Полина Львовна.
Оказывается двое уже читает слова из 6 букв.
В связи с этим вопрос: вы писали, что они проходили слоги с согласным В и гласными А.О, У
Какие еще слоги они прошли и проходят сейчас?
И мы их не "догоним" и не собираемся это делать.
Я про это узнала на прошлой неделе, до этого про чтение, про слоги ничего не говорили. Про буквы, про слова, которые начинаются на определенную букву говорили, и я просила помощи у Вас, как организовать занятия.
Мне дали таблицу, с открытыми слогами, на листе А-4. Осилить это не возможно сразу, поэтому на следующий день, я спросила у воспитательницы с чего начать, потому что очень большой объём. Мне сказали: три столбика с гласными: а, у, о, то есть все согласные с тремя гласными. Но, это тоже очень много, поэтому взяли В, М и три гласные.
Ответ на Ваш вопрос: кто-то учит все открытые слоги (в процессе), двое уже читают слова из этих слогов.
Я думаю сделать Варе таблицу, три гласных (а, о, у) и две согласных (в, м). С этой таблицей ходить в садик.
Или ещё один вариант к словам, которые она читает глобально, подобрать открытые слоги и их выучит и собирать с ними слова, это делать дома!
Дописываю: вечером перед сном достала таблички со слогами, и просто показывала их, Варя все назвала, кроме МО.
Потом я продела эксперимент: в коробочку положила два слога рядом ВО и ВА, попросила прочитать. Варя: во ва, (а потом слитно произносит) ВОВА.
(У Дениса есть друг Вова, Варя его очень хорошо знает, поэтому я сложила это слово, но это слово она никогда не читала. Пишу и вспомнила: сидим за столом на кухне, Варе 2 года, она прикасается к нему, называет, впервые произносит: ВОВО/Вова.)
Теперь "Вова" идёт в глобальное чтение

Ещё Варе очень нравится смотреть мультфильм про сову, поэтому добавляю в глобальное: слово СОВА.
Следующая согласная буква для слогов будет: С.
С уважением,
Ира
- polina
- Последний визит: 12.09.2025 21:40
#177
Доброе утро, Ира.
У вас сейчас не простое время, поскольку ваши с детским садом методики расходятся. Сейчас нужно определиться с тем, как немного помочь Варе это совместить. Глобальное и звуко-буквенное чтение, безусловно, совмещаются. но не так быстро, как это оказалось в вашей ситуации.
В чем сложность звуко-буквенного чтения:
в слиянии букв в слоги. Теперь больше стали опираться на запоминание слогов.
и вторая сложность: прочитав по слогам, дети не всегда понимают общий смысл слова.
Когда мы сначала учим ребенка видеть слово целиком (как это делаем мы), а потом видеть в нем буквы - это снимает все сложности. Многие дети фактически не нуждаются в послоговом чтении и прибегают к нему только при чтении новых длинных, сложных слов.
Эти двое (из всех) тоже читают не все слова, а знакомые. Качество чтения и понимание тоже под вопросом.
так что ничего догонять и не нужно.
Кроме того, Варя одновременно готовится и к письму: она учится не только читать, но и складывать слова из букв.
Но заниматься дома нужно несколько другим:
Составлять слова из букв
составлять слоги из букв.
Составлять слоги из букв, как я уже писала выше не так значимо, но будем это делать, чтобы помочь Варе понимать, что происходит в саду.
Я вам писала о упражнении с кубиками, но можно сделать и проще.
ЗНАКОМСТВО СО СЛОГАМИ
1. Сложите все слоги с бувами в и м и тремя согласными в мешочек.
Варя достает по одному.
Если может называет, если нет - называете вы
Складывает этот слог из букв (подкладывает) и потом снова читает (называет).
Это поможет ей запомнить слоги.
Постепенно количество слогов наращивайте, добавляя согласные из списка. Когда согласных станет 5, добавите еще одну гласную. Пять первых согласных могут быть: М, В, С, Н, Л
Цель:
научить узнавать и называть слоги,
научиться видеть буквы, которые в них входят.
Складывание слов из слогов
Знакомые слоги, которые Варя узнает и собирает по буквам, подкладываются под знакомые слова.
Последовательность та же (см. упражнение 1 и 2):
читает глобальное слово
подкладывает слоги
читает
табличку убирают и просят составить слово из слогов.
Если получается, то делаете задание 3:
предлагаете сразу собрать из слогов слово без опоры на табличку и прочитать его.
У вас сейчас не простое время, поскольку ваши с детским садом методики расходятся. Сейчас нужно определиться с тем, как немного помочь Варе это совместить. Глобальное и звуко-буквенное чтение, безусловно, совмещаются. но не так быстро, как это оказалось в вашей ситуации.
В чем сложность звуко-буквенного чтения:
в слиянии букв в слоги. Теперь больше стали опираться на запоминание слогов.
и вторая сложность: прочитав по слогам, дети не всегда понимают общий смысл слова.
Когда мы сначала учим ребенка видеть слово целиком (как это делаем мы), а потом видеть в нем буквы - это снимает все сложности. Многие дети фактически не нуждаются в послоговом чтении и прибегают к нему только при чтении новых длинных, сложных слов.
Варя тоже читает слова из 6 букв.Оказывается двое уже читает слова из 6 букв.И мы их не "догоним" и не собираемся это делать
Эти двое (из всех) тоже читают не все слова, а знакомые. Качество чтения и понимание тоже под вопросом.
так что ничего догонять и не нужно.
Кроме того, Варя одновременно готовится и к письму: она учится не только читать, но и складывать слова из букв.
Можно это сделать для садика, чтобы она участвовала в общих занятиях.Я про это узнала на прошлой неделе, до этого про чтение, про слоги ничего не говорили. Про буквы, про слова, которые начинаются на определенную букву говорили, и я просила помощи у Вас, как организовать занятия.Мне дали таблицу, с открытыми слогами, на листе А-4. Осилить это не возможно сразу, поэтому на следующий день, я спросила у воспитательницы с чего начать, потому что очень большой объём. Мне сказали: три столбика с гласными: а, у, о, то есть все согласные с тремя гласными. Но, это тоже очень много, поэтому взяли В, М и три гласные. Ответ на Ваш вопрос: кто-то учит все открытые слоги (в процессе), двое уже читают слова из этих слогов.Я думаю сделать Варе таблицу, три гласных (а, о, у) и две согласных (в, м). С этой таблицей ходить в садик.
Но заниматься дома нужно несколько другим:
Составлять слова из букв
составлять слоги из букв.
Составлять слоги из букв, как я уже писала выше не так значимо, но будем это делать, чтобы помочь Варе понимать, что происходит в саду.
Я вам писала о упражнении с кубиками, но можно сделать и проще.
ЗНАКОМСТВО СО СЛОГАМИ
1. Сложите все слоги с бувами в и м и тремя согласными в мешочек.
Варя достает по одному.
Если может называет, если нет - называете вы
Складывает этот слог из букв (подкладывает) и потом снова читает (называет).
Это поможет ей запомнить слоги.
Постепенно количество слогов наращивайте, добавляя согласные из списка. Когда согласных станет 5, добавите еще одну гласную. Пять первых согласных могут быть: М, В, С, Н, Л
Цель:
научить узнавать и называть слоги,
научиться видеть буквы, которые в них входят.
Да, именно это я и хотела вам предложить:Или ещё один вариант к словам, которые она читает глобально, подобрать открытые слоги и их выучит и собирать с ними слова, это делать дома!Дописываю: вечером перед сном достала таблички со слогами, и просто показывала их, Варя все назвала, кроме МО.Потом я продела эксперимент: в коробочку положила два слога рядом ВО и ВА, попросила прочитать. Варя: во ва, (а потом слитно произносит) ВОВА. (У Дениса есть друг Вова, Варя его очень хорошо знает, поэтому я сложила это слово, но это слово она никогда не читала. Пишу и вспомнила: сидим за столом на кухне, Варе 2 года, она прикасается к нему, называет, впервые произносит: ВОВО/Вова.)Теперь "Вова" идёт в глобальное чтение.Ещё Варе очень нравится смотреть мультфильм про сову, поэтому добавляю в глобальное: слово СОВА. Следующая согласная буква для слогов будет:
Складывание слов из слогов
Знакомые слоги, которые Варя узнает и собирает по буквам, подкладываются под знакомые слова.
Последовательность та же (см. упражнение 1 и 2):
читает глобальное слово
подкладывает слоги
читает
табличку убирают и просят составить слово из слогов.
Если получается, то делаете задание 3:
предлагаете сразу собрать из слогов слово без опоры на табличку и прочитать его.
С уважением, Полина Львовна
- Ir-ra
- Последний визит: 30.11.2020 00:09
-
Дети:
Варвара
26.09.2012
#178
Доброе утро, Полина Львовна.
Премного благодарна Вам!
Читаю, распечатываю, делаю пометки, пытаюсь применить

Читаем каждый день по 10 минут.
Хорошо составляет (печатает

Составляет уже по картинке, я диктую слово. Без лишней буквы, пока на столе три.
Другие слова не пробовали, пока остановимся на трёх.
Теперь про слоги.
Сделала буквы к 6 слогам.ЗНАКОМСТВО СО СЛОГАМИ
1. Сложите все слоги с бувами в и м и тремя согласными в мешочек.
Варя достает по одному.
Если может называет, если нет - называете вы
Складывает этот слог из букв (подкладывает) и потом снова читает (называет).
Это поможет ей запомнить слоги.
.....
Цель:
научить узнавать и называть слоги,
научиться видеть буквы, которые в них входят.
На столе 5 букв. У меня 6 слогов. Приходит бегемот.
Варя открывает рот бегемоту (куда-то подевались мешочки

Заметила четыре слога делает хорошо (любые на выбор), потом ей сложно назвать, а складывает из букв без ошибок.
Слова из слогов не составляли. Нужно сделать таблички со слогами парные.
Хочу начать со слов: мама и Вова.
Ещё когда читаю Варе сказку или коротенькую историю, то в названии закрываю пальцами слово, оставляя две буквы, слог, прошу прочитать, например, МО в названии Мороженое. Варя иногда правильно узнаёт, называет слог.
Вчера ехали в машине, я в блокнотике писала печатными буквами слова, Варя читала.
Написала слово: собака, Варя прочитала. Я у неё спросила: кто такая собака? Варя: это Юмася

С уважением,
Ира
- polina
- Последний визит: 12.09.2025 21:40
#179
Добрый день, Ира. Я думаю, что постепенно, Варя выучит слоги, как выучила буквы.
Ну а составлять слова из слогов и слов ей будет легче, чем другим детям, поскольку есть навык воспринимать и узнавать зрительный образ слова и понимать содержание.
Ира, Аня (мама Сашеньки) в своей теме для вас разместила упражнения на слоги.
Приглашаю вас посмотреть. Мне понравилось. Сашенька не всегда правильно передвигает палец, но за этим нужно следить. А в общем получается замечательно.
Ну а составлять слова из слогов и слов ей будет легче, чем другим детям, поскольку есть навык воспринимать и узнавать зрительный образ слова и понимать содержание.
Ира, Аня (мама Сашеньки) в своей теме для вас разместила упражнения на слоги.
Приглашаю вас посмотреть. Мне понравилось. Сашенька не всегда правильно передвигает палец, но за этим нужно следить. А в общем получается замечательно.
С уважением, Полина Львовна
- polina
- Последний визит: 12.09.2025 21:40
#180
Поскольку это эксперимент, то сначала без картинок. То есть яму обсудите и наяву и по картинке, но занятие начните без картинок.
А второй частью, чтобы у Варюши осталось ощущение завершенности можно к уже прочитанным словам подложить картинки. В эксперименте мы идем от сложного к простому, а не наоборот (как при обучении).
Нам нужно нащупать Варин уровень и понимать с какой скоростью двигаться и какие упражнения использовать.
А второй частью, чтобы у Варюши осталось ощущение завершенности можно к уже прочитанным словам подложить картинки. В эксперименте мы идем от сложного к простому, а не наоборот (как при обучении).
Нам нужно нащупать Варин уровень и понимать с какой скоростью двигаться и какие упражнения использовать.
Я думаю, три пары в столбик. Первая пара "спела и ушла" потом вторая пара. Но если будет сложно, попробуйте и второй вариант - в ряд.Если шесть слогов, то будет три пары в столбик, так? Или в ряд по два, как лучше?
Прочитать первую пару, убрать со стола и т.д.
Что скажите?
Это тоже чудо.Не поверите. Утром Денис во дворе начал выкорчевывать огромную яблоню (дереву 60 лет, оно погибло), выкопал глубокую яму. Вообщем, после садика Варе эту яму показали, постояла в ней, показали корни и т.п.
С уважением, Полина Львовна