Добрый вечер, Марина!
Премного благодарна Вам за ответ!
Давайте пока про игру разберемся.
С радостью
. Вы прочитали мои мысли. Честно, именно это в первую очередь я хотела обсудить с Вами.
Давно читаю Ваши публикации, статьи в методических материалах. Пытаюсь применять на практике
.
У меня чуть больше ушло времени на просмотр всех видео, читала тему в психологическом разделе.
Поражаюсь как Вы всё успеваете:).
Ирин, я восхищаюсь вашей работе с Варей. Именно благодаря Вам и семье Варя растет такой умничкой. Очень хотела написать об этом
Марина, спасибо за добрые слова. На самом деле ничего особенного мы не делаем.
1. Согласна с Полиной Львовной, что для игры необходима универсальная игровая зона. Там должны быть стол, стул, емкости с тематическими играми. Подписывать их точно не надо, а вот карточки сделать можно (их подкладывать, когда Варя играет в соответствующую игру).
Какие тематические игры Вы бы нам посоветовали/предложили? Буду благодарна за совет. Потом можно было бы обговорить содержимое коробок.
На сегодняшний день такие игры:
1. Кухня (приготовление еды)
2. Магазин
3. Поликлиника
Недавно случайно получилась такая игра (думаю это игра моделирование, когда-то мне про неё рассказывала Полина Львовна): сидя за столом Варя строит из кирпичиков много домиков, я на листочках пишу имена и прикрепляю кусочек скоча, Варя на крыши домиков приклеивает таблички, потом в домики расселяет жильцов, человечков "Лего". Есть ещё один дом, приклеиваем надпись магазин. Вот так это выглядело:
Человечки по очереди на машине ездят со списком в магазин (списки очень коротенькие, два или одно наименование, ничего не вычеркиваем:)). Чтобы человечки не падали, я к машине прикрепляю кусочек мягкого пластилина, список Варя скручивала и засовывала между машиной и пассажиром. Продукты в магазине были тоже кусочки пластилина, которые крепко держались в руках. Человечек садился с продуктами в машину и ехал домой.
Ещё у нас есть маленький набор Лего "квартира": шкафчик, дверь. два стульчика, чайник, заварник, плита, унитазик, рукомойник, человечки. Я добавила: кроватку (коробочку из под фиников) и одеяльце (салфетку), угощение (коробочку с косточками от абрикос), тарелочки и чашечки (крышечки от лекарств). Хочу рассказать случай, который произошёл летом: играет Варя с этим набором, наливает чай "человечкам". (Я сижу на кресле, думаю о своём.) Варя мне говорит: "Мама давай по настоящему чай пить." Я: "Давай!" И мы пошли на кухню...
2. Организовывать пространство должны и Варя и Вы, но в большей степени уже Варя. Она уже взрослая и вполне с этим справится. Ваша помощь может заключаться в наводящих вопросах: "Что будет стоять в магазине?", "Кто стоит за кассой?", "Куда будешь складывать продукты?", "Кто будет кассиром?" Расставлять стулья и продукты на прилавках должна Варя.
Спасибо!!
3. Во всех видео, которые я просмотрела в играх принимали участие Вы и Варя (или кукла и Варя, два действующих лица). Настало время, когда в игру нужно подключать другие игрушки. Сейчас нужно, усложнить игру вводя дополнительные игрушки, новые действующие лица. Например, покупателями будут заяц, мишка, жираф. У каждого персонажа должны быть корзинка/пакет. За кассой может стоять кукла. Варя подошла к тому моменту в развитии, когда сама может озвучивать диалоги других игрушек. Причем, в самой игре можно обыгрывать разные эмоциональные состояния, когда заяц расстроился, т.к. нет морковки или конфеты, а вот капусту он не хочет покупать. Мишка может обрадоваться сыру. Понятна эта идея?
Да, идея понятна. Про дополнительные игрушки я читала раньше в Вашей статье "Развитие речи детей с синдромом Дауна в игровом взаимодействии со взрослым ". Вами были определены этапы обучения ребёнка игре, Варя сейчас находится на третьем этапе, в каких-то игровых действиях на четвёртом. (Видео, которые Вы смотрели они были записаны весной этого года, игра чуть-чуть изменилась.) Например, вчера она закапывала нос игрушкам. (Перед игрой я ей промыла нос хьемером, и подарила пустую монодозу, Варя очень обрадовалась. Так возникла идея поиграть. Варя смотрит на пустую монодозу и говорит мне: у меня нет водички. Мы пошли на кухню, я поставила на стол чашечку с водой). На столе в комнате стояли три игрушки, она взяла сначала Пяточка, закапала ему носик и глазки, вытерла салфеткой, отложила его в сторону, потом взяла Волка и ему закапала. Затем у неё закончились капельки, Варя побежала на кухню набрать в "пипетку" ещё "лекарство". Полечила Волка, отложила его, взяла Карлсона и начала ему закапывать нос.
Хочу поделиться своими наблюдениями: у Вари сначала появилась фразовая речь, потом только начала развиваться/изменяться игра, другими словами речь соответствовала третьей группе, а игра второй. Только сейчас, примерно как месяц, начали появляться диалоги, Варя стала озвучивать диалоги игрушек, даже меняя интонацию.
Хочу ещё отметить: играет так хорошо только дома. В садике такой игры даже и близко нет, я бы сказала: не умеет взаимодействовать с ровесниками. Плохо получается играть с бабушкой, приглашает бабушку поиграть, сама выбирает игру, садятся играть, Варя не даёт ей игрушки, кричит это моё, а сама перекладывает их с места на место, бабушка сидит рядом и смотрит. Рисунок игры одинаковый что в саду, что с бабушкой. (Только одна игра идёт хорошо с бабушкой, это тема кухни.)
4. Вся игра сейчас у вас крутится вокруг списка с продуктами. Я понимаю, хочется закреплять навыки чтения. Но тогда основная энергия уходит именно на прочитывание и зачеркивание наименований. А дальше выдох и Варя начинает увлеченно выполнять какие-то действия/манипуляции. То она убежала за карандашом, то она пытается открыть кастрюлю, то она открывает пакет. Дальше в игре она фиксируется на каких-то функциональных действиях. Она как-будто берет тайм-аут для передышки. На мой взгляд нужно развести два процесса: дидактика с чтением и игра. Варя может читать списки и зачеркивать предметы, когда вы ходите в реальный магазин, когда видит упаковки с продуктами на прилавке магазина. А дома в игре, вспомните как будучи маленькими это было у Вас? Мы с подружками просто рисовали волнистые линии, имитируя процесс письма взрослого человека. Играли в школу, были дневники, в которых все было исписано, делали маленькие книжки для больных, доктор писал рецепты и справки. И все это было имитацией.
Марина, спасибо большое за рекомендации. Всё распечатала буду изучать. Со списком с Вами согласна на 100%.
5. В игре сейчас необходимо вводить проблемные ситуации. Например, Варя укладывает куклу спать, поет ей песенку, а Вы через пару секунд берете эту куколку, поднимаете ее с кроватки и говорите: "Очень хочу пить" (озвучиваете куклу). И тут важна не Ваша инструкция: "Варя неси кукле пить", а важно дождаться реакции Вари. Если она опять попытается уложить куклу, Вы опять чуть потеребив куклу повторяете просьбу, можно просить настоятельно. Таким образом Вы сбиваете привычный сюжет игры и усложняете его введя просьбу куклы. Варе надо будет учиться подстраиваться под маленькие новые шаги. Сейчас в жизни Вари все предсказуемо и она очень хорошо ориентируется, отлично все комментирует (подсмотрела одну вашу историю с бабушкой и фонариком для погреба). Но иногда в жизни что-то происходит неожиданно и Варе нужно учиться подстраиваться. Поэтому решение проблемных ситуаций в игре поможет и в дальнейшей социализации.
В игре со мной она более менее сговорчива, идёт на уступки. (У меня даже по этому поводу осуждение, может я на неё давлю своим авторитетом?) Бабушкины правила часто не принимает, комментирует так: "я(Варя) сказала и всё!"
Как ввести имитацию в игру? Ирина, попробуйте поиграть с Варей в письмо. Возьмите зайца, карандаш и бумагу. Одной рукой держите зайца, другой руков придерживайте зайца за лапу, вложите в лапу карандаш. Нарисуйте на бумаге волнистые линии и попутно озвучивайте: "Дорогой мишка! Приглашаю тебя в гости на чай". А далее играете - заяц прячет письмо в конверт, Варя пусть будет почтальоном и доставит письмо мишке. А дальше уже по обстоятельствам. И вот вам сюжет.
Марина, Вы телепат!!!
Не поверите, не давно купили Варе книгу "Город добрых дел" Р. Скарри, так там есть Бетси, которая написала и отправила бабушке письмо, самый любимый персонаж!!! Так что с письмом обязательно попробуем!!
Эта книга какая-то "магическая". Вечером чистим зубы, Варя мне говорит: "Я кузнец Лис, буду ковать железо, а ты Иголка, будешь зашивать одежду." Есть там ещё один персонаж фермер Турнепс, вначале читали, думаю, ну зачем они его так назвали, разве ребёнок может такое запомнить и повторить. Походит день, Варя просит: "Прочитай мне про фермера Турнепса".
С уважением,
Ира