Здравствуйте, Марина!
Спасибо большое за файлы и подсказки с играми. А то взгляд на собственного ребенка уже "замылился".
Очень хочется разобраться.В сюжетной игре важны социальные отношения: пациент, который не любит уколы и "мама" уговаривает ребенка (в игре); мишка-сын, который пришел грязный с прогулки и мама-медведица сердится и т.д.
Марина, сын передает социальные отношения мимикой, жестами и ограниченным набором слов. Я опишу, если все же это не является сюж. ролевой игрой, напишите мне, пожалуйста.
Например, играют с сестрой поочереди в "младенца". Сначала Артемий малыш, а Вероника мама, потом Вероника малыш, а Артемий папа.
Когда Артюша младенец, он то имитирует плач и просит ам ам, то понарошку ударяется, плачет и просит "маму" поцеловать ушибленное место, и т. д. Ложится на кровать на спину, поднимает руки и ноги вверх и дрыгает ими как младенец. И другие ситуации обыгрывают.
Когда он папа, его очередь заботиться о младенце. Может запретить что-то строгим голосом :"Нет!" , пожалеть, покормить и прочее.
Кстати, в реальной жизни Артюша никогда не жалеет сестру, если та ударилась. А в игре, где он имитирует родителя, всегда жалеет и "лечит".
Любят аналогично играть в "хозяина и собачку" или "хозяина и кота/кошку" , тоже поочереди меняются ролями. Водят друг друга на поводке, если надо выгулять, кормят, если собачка дает понять, что проголодалась, укладывают спать друг друга и прочее.
Причем, Артюша именно играет роль - имитирует эмоции, ситуации, а не просто манипулирует предметами.
Еще они любят игру в драконов и рыцарей (спасают друг друга) , в приведение (делают вид, что им страшно, понарошку дрожат, просят меня спрятать их и прочее) .
Во всех играх они меняются ролями поочереди.
Артюша притворяется, что у него что-то болит (понаршку плачет и говорит :"болииит", указывая на часть тела). Вероника лечит и т. д.
Это ролевая игра, пусть и без активной речи? Здесь же именно игра, где они какие-то герои, имитация отношений, имитация эмоций и прочее. Или я ошибаюсь?
При этом, я четко понимаю, как выглядит сюж-рол игра с речью. Так озвучивает моя дочка пупсов:"папа, папа, мозя я пойду гулять?". [папа-пупс отвечает добрым голосом] :"Мозя, мозя". [дочка-пупс] :"Ураа! Мы идем гулять! Папочка, я люблю тебя!". И т. д.
Марина, еще один вопрос. Переадресуйте, если не к вам.
Я с самого рождения занимаюсь с Артюшей. Самое большое внимание всегда уделялось навыкам самообслуживания. Естественно, сюда относятся и все игры на мелкую моторику, застегивание и растегивание замков/пуговиц и прочего в повседневной жизни. Терпеливо жду, помогаю. НО! У него до сих пор все очень плохо в этом плане - пальчики не слушаются. Например, разрезать что-то ножницами не проблема, проблема именно прицелиться, т.к. кисти не может зафиксировать в одном положении - они раскачиваются как у пьяного (нарушена координация). Причем, проблема именно только в этом колебании. Совершает разные действия двумя руками, скручивает коврики, выжимает тряпки, помогает себе одной рукой, выполняя другой действие. Но не может попасть замком в собачку из-за колебаний руки. Соответственно, с письмом тоже проблема.
Добавлю, что несколько лет играем во всевозможные игры на координацию и равновесие, включая самые обычные (ловить мяч и прочее). Нейропсихологические игры, упражнения для "тренировки" мозжечка и многое другое.
Из вашего опыта - это уже не уйдет, раз за столько лет "тренировок" ежедневных, ничего не улучшилось? Это какое-то стойкое повреждение мозга, которое никак не скомпенсировать? Я наблюдаю за детьми, где мамы занимаются дома как я. И у них эта проблема давно ушла.